Конспект фронтального занятия в подготовительной группе "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ольхова Дарья Андреевна

Занятие в подготовительной группе по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

(подготовительная группа)

           Тема

«Перелетные птицы»

Возраст

Подготовительная группа (6-7 лет)

Цель

Закрепление представлений о перелетных птицах

Задачи

  1. Активизировать словарь по теме «Перелетные птицы»;
  2. Совершенствовать навык рассматривания картины, грамматический строй речи (употребление предлогов), формировать целостное представление об изображенном на ней;
  3. Развивать связную речь, речевое дыхание, речевой слух, мышление, восприятие, творческое воображение;
  4. Автоматизировать произношение и умение дифференцировать сонорные звуки в предложении.
  5. Воспитывать эмоциональный отклик на изображение на картине, инициативность, самостоятельность, творческую активность.

Организация  среды

Аудиопроигрыватель, СО с записью курлыканья журавлей, мольберт, наборное полотно, картина М. Башкирцевой «Осень», корзинка с сухими листьями; контейнер с листьями, травой, мхом, желудями, каштанами, камушками; шелковый платок, плоскостные изображения перелетных и водоплавающих птиц, игровое поле, контейнер с фишками для анализа предложений, сюжетные картинки с изображениями перелетных и водоплавающих птиц.

Форма организации

Фронтальная

ХОД ЗАНЯТИЯ

Структурные части

Содержание заданий

Деятельность

Результат

логопеда

детей

Вводная

часть.

Организационный момент

(чтение стихотворения)

Объявление темы занятия

На мольберте стоит репродукция картины А. Башкирцееой «Осень» и звучит запись криков улетающих журавлей.

      Ласточки пропали,

      А вчера зарей

      Все грачи летали

      Да как сеть мелькали

      Вон над той горой.

     С вечера все спится,

     На дворе темно.

     Лист сухой валится,

     Ночью ветер злится

      Да стучит в окно.

                                         А. Фет

Вот и наступила поздняя осень. Все реже солнышко выглядывает из-за туч. Голые и скучные стоят деревья. Улетают на юг последние стаи птиц. Крики каких птиц вы слышали сейчас? (Журавлей)

Верно. Это журавли покидают родину до весны и грустно курлыкают, улетая.

Сегодня мы будем говорить о поздней осени и завершим разговор о перелетных птицах.

Слушают аудиозапись «крик улетающих журавлей»

Отвечают на вопросы

Создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания, общих речевых навыков.

Основная часть.

Рассматривание репродукции картины М. Башкирцевой «Осень»

Беседа по картине

Упражнение «Осенний ветер»

Упражнение «Узнай на ощупь»

Упражнение «Осень»

(физкультминутка)

Игра «Найди место»

Упражнение «Составь схему»

Отгадывание загадок

Упражнение «Кто чем питается?»

Логопед привлекает внимание детей к картине.

Посмотрите на картину и опишите настроение, возникающее у вас при рассматривании.

Все вы отмечаете, что вам грустно, когда вы смотрите на эту картину. Почему? В каких тонах написана картина? Что навевает на вас грусть?

Послушайте, как пишет об осенних туманах М. Гумилевская.

Стелются над землей осенние туманы. Кажется, будто низконизко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Да ведь так и есть! Потому что и облака в небе, и туман низко над землей состоят из крохотных капелек воды.

Какой воздух там, на аллее осеннего парка, если все окутал туман? Какое время суток изобразил художник? Что мы можем услышать в это время на пустынной аллее? Да, действительно. Листья шелестят чуть слышно, потому что ветра на аллее нет. А вот мы с вами сейчас устроим сильный осенний ветер.

Логопед высыпает на стол сухие листья из корзинки и предлагает детям присесть на корточки с одной стороны стола так, чтобы листья находились на уровне губ.

Задрожали листы, облетая,

Тучи неба закрыли красу,

С поля буря ворвавшися злая

Рвет и мечет и воет в лесу.

                                      А. Фет

Превращайтесь в сильный осенний ветер. Сделайте глубокий вдох через нос и сильно подуйте на листья, вытянув губы трубочкой, не раздувая щеки.

Ой, какой сильный ветер на аллее в парке! А теперь быстро соберите листья в корзинку.

Логопед предлагает детям вновь сесть на стульчики и закрыть глаза.

Я хочу предложить вам очень интересное задание. Я поставлю перед вами контейнер, а вы опустите в него руки. Я закрою контейнер платком. Вы откроете глаза и расскажете, что нащупали в контейнере, каковы эти предметы на ощупь. Хочу подсказать вам, что я нашла все эти предметы на аллее осеннего парка. (Желуди, каштаны, мох, листы клена, березы, камешки).

Вы очень хорошо описали найденные предметы. Молодцы!

Логопед снимает, платок и позволяет детям рассмотреть предметы в контейнере.

Логопед приглашает детей пройти на ковер. Дети встают в круг и делают знакомое упражнение.

Осень. По утрам морозы.

В рощах желтый листопад. Листья около березы Золотым ковром лежат. В лужах лед прозрачно-синий. На листочках белый иней. Е. Головин

(Встают на носочки и понимают руки вверх, а потом приседают. Кружатся на носочках. Руки па поясе. Приседают, делают плавные движения руками перед собой влево - вправо. Бегут по кругу на носочках. Останавливаются, приседают.)

Логопед помещает на наборное полотно игровое поле, а на столе перед детьми раскладывает плоскостные изображения перелетных и водоплавающих птиц (лебедь, журавль, кулик, утка, грач, скворец, кукушка, ласточка). На игровом поле изображен уголок леса с водоемом.

Я предлагаю вам сыграть в игру «Найди место». Найдите место для каждой из птиц на картине и расскажите о том, где она находится. Отметьте, какие предлоги есть в вашем предложении.

Логопед ставит на стол контейнер с фишками для анализа предложений.

Повторите последнее предложение сосчитайте, сколько слов в нем, составьте схему предложения.

Сколько слов в вашем предложении? Назовите слова по порядку.

Вы узнали очень многое о перелетных и водоплаваюших птицах, поэтому вам не составит труда отгадать загадки о них и объяснить, как вы это сделали.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех заводит трели.

Голосистее, нежней?

Кто же это? (соловей)

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль идет.

За собою всех ведет.  (Утка с утятами)

У меня ходули —

Не страшит болото.

Лягушат найду ли —

Вот моя забота.  (Цапля)

Логопед выставляет сюжетные картинки с изображениями перелетных птиц.

И наконец, последнее задание. Рассмотрите картинки и составьте предложения о том, чем питаются изображенные на них птицы. Следите за произношением звуков [р], [р'], [л], [л']. (Ласточка, цапля, грач, скворец).

Рассказывают о своих впечатлениях

Отвечают на вопросы

Дуют по команде логопеда

Ощупывают предметы и рассказывают о своих ощущениях

Выполняют физкультминутку

Находят место для каждой птицы, употребляя предлоги: по, в, на

Составляют схему предложения

Отгадывают загадки

Составляют предложения по картинкам

Развитие диалогической речи, зрительного внимания, восприятия. Воспитание эмоционального

отклика на изображенное на картине.

Воспитание направленной воздушной струи. Развитие силы выдоха.)

Развитие тактильных ощущений.

Координация речи с движением.

Закрепление представлений о перелетных и водоплавающих птицах. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).

Совершенствование навыка анализа предложения

Развитие связной речи, мышления.

Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в предложении.

Заключительная часть.

Итог занятия

Вот и подошло наше занятие к концу. О чем мы сегодня с вами говорили? Кто такие перелетные птицы, почему их так называют? Каких перелетных птиц вы знаете? Почему с наступлением холодов они улетают в теплые края? Какое задание вам понравилось больше всего и почему? Вы сегодня очень постарались и порадовали меня.

Отвечают на вопросы

Подведение итогов занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с ТНР

конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения с элементами обучения грамоте "Поля и Боря". Занятие посвящено дифференциации звуков п-б...

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: "Звуки Б - Б\'. Буква Б."

Предлагаемый конспект занятия может быть использован учителями-логопедами при планировании и проведении фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема данного занятия: "Звуки Б-Б\'...

Конспект фронтального занятия для подготовительной группы

Тема занятия: "Путешествие в страну звуков" Цель: приобретение знаний о звуках и буквах, о соотношении звука и буквы....

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе специальной группе для детей с нарушением речи по теме "Дифференциация гласных звуков А, И, У".

В данном занятии закрепляем знания детей о пройденных гласных звуках, учим выделять их из состава слова, учим составлять предложения со словами отгадками, закрепляем умение правильного написания...

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе. Звук и буква ы.

Цели:  Коррекционно образовательные :            Коррекционно- развивающие            Коррекционно- воспитательные...

Конспект занятия с использованием ИКТ. Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г».

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г».  Тема: «Звуки Г – Г*, буква Г»Цель:Закрепить навы...