Значение развития фонематического слуха дошкольников
статья по логопедии (старшая группа)

Кувелина Елена Сергеевна

Развитие фонематического слуха - предпосылка для успешного обучения грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Значение развития фонематического слуха»

Фонематический слух – это различение, т. е. анализ и синтез звуков и фонем частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. Различают речевой и неречевой слух. Неречевой слух – это способность ориентироваться в неречевых звуках (например, в музыкальных тонах и шумах). Речевой слух – это способность слышать и анализировать звуки речи родного или другого языка. Звуки речи присущи только человеку, они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и речевой аппарат, которые управляются центральной нервной системой. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой языка обусловлен сложностью звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний, так как фонемы в потоке речи изменчивы, редуцируются в слабых позициях. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоги, образуют слова. Ребенку нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным различительным признакам, по которым одна фонема противопоставлена другой. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и распознать однокоренные слова.

 В процессе речевого развития у ребенка в первую очередь вырабатывается фонематический слух, так как без него невозможна генерация речи. Развивается и фонетический слух, который осуществляет слежение за непрерывным потоком слогов. Так как фонемы реализуются в произносительных вариантах – важно, чтобы эти звуки произносились нормировано, т. е. общепринято, привычно, в противном случае их трудно опознавать слушающим. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное. Фонематический и фонетический слух, составляющие речевой слух, осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения

Под фонематической стороной речи понимают способность различать фонемы родного языка. Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора. Возрастные особенности развития фонематического слуха у детей в дошкольном возрасте. Фонематический слух начинает развиваться у детей очень рано, в своем развитии он опережает речь ребенка. Нормальное развитие речи без нарушений может быть представлено в нескольких аспектах. Первый аспект – развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка. Второй аспект – овладение словарным запасом и правилами синтаксиса, а также смысловой стороной речи. Активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями языка начинается у ребенка в 2-3 года и заканчивается к 7 годам к моменту поступления в школу. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных речевых навыков на основе письменной речи. Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у ребенка в начале второго месяца жизни: он начинает определять направление звучания, поворачивает голову в сторону источника звука. В 2-3 месяца у малыша возникает гуление. На 3-4 месяце жизни ребенок начинает различать качественно разные звуки (например, звучание рояля и звон колокольчика) и однородные звуки различной высоты, впервые появляется лепет. В возрасте от 3 до 6 месяцев основную семантическую нагрузку несет интонация, у малыша развивается способность выражать свои переживания с помощью оттенков голоса. К 6 месяцам в лепете ребенка появляются четкие звуки, но они еще недостаточно устойчивы, произносятся в коротких звукосочетаниях. В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев. Показателем сформированности фонематического восприятия является умение ребенка осуществлять фонематический анализ, развитие которого осуществляется постепенно. Простые формы фонематического анализа (узнавание звука на фоне слова и вычленение первого и последнего звука из слова) возникают спонтанно, в процессе развития речи в дошкольном возрасте. Сложные формы (определение количественного и последовательного звукового состава слова) формируются лишь в процессе специального обучения, в ходе обучения детей грамоте. Произносительная сторона речи ребенка 7 года жизни максимально приближена к речи взрослых и практически соответствует нормам литературного произношения. Фонематический слух становится контролирующим механизмом собственного произношения и способствует овладению первоначальными навыками чтения и письма.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сенситивное (благоприятное возрасту) развитие фонематического слуха имеет огромное значение для развития всей речевой функции ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического слуха дошкольников.

описание игр на развитие фонематического слуха дошкольников...

Дидактические и речевые игры как средство развития фонематического слуха дошкольников.

Уважаемые родители и педагоги, предлагаю вашему вниманию игры, направленные на развитие фонематического слуха у дошкольников....

Консультация для воспитателей " Значение развития фонематического слуха при формировании звуковой культуры речи"

Родной язык является средством овладения знаниями и в последующем школьном обучении. В первую очередь это происхдит за счет осознания ребенком звуковой стороны речи....

Развитие фонематического слуха дошкольников

В статье представленны игры для развития фонематического слуха...

Значение развития фонематического слуха для успешного обучения в школе и его формирование у детей дошкольного возраста с ОНР.

В данной статье говорится о важности развития фонематического слуха у дошкольнико 6 - 7 лет , его значении для успешного обучения в школе и о том, чем грозит его нарушение. Также в статье представлены...