Значение театрально-игровой деятельности в развитии речи детей
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Боярова Екатерина Юрьевна

значение театально- игровой деятельности в развитии речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_teatralno.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Значение театрально-игровой деятельности 
в развитии речи детей 

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в ДОУ, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором ярко проявляется принцип обучения: учить играя. 
Театр - особая среда для развития творческих способностей детей. Это ключ к нравственному развитию ребёнка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к искусству мимики и жеста, но и к культуре общения. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. 
С помощью театрализованной деятельности педагог побуждает ребенка к высказыванию своих мыслей, своего отношения к увиденному, что способствует развитию речевых возможностей и способностей детей. 
Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. Наибольшей популярностью в детских садах пользуются театр картинок, разделяемый на картинки на фланелеграфе и на картоне, театр игрушек и театр петрушек. 
Театр картинок начинается с фланелеграфа. Он наиболее прост в изготовлении и показе. Картинки и декорации на фланеле – плоские, их показывают на специальной доске, обтянутой фланелью. Картинки на картоне тоже плоские. На сцене-столе расставляются картонные декорации и с помощью подставок передвигаются картонные картинки. 
В театре игрушек и петрушек – всё объёмное. В театре игрушек используются обычные детские куклы и игрушки или игрушки, изготовленные на конусах, киндерах или на другом бросовом материале. Оформляется спектакль тоже игрушками. Поэтому при подготовке спектакля почти не требуется никаких поделок, что облегчает предварительную работу. Театр петрушек назван по имени старинного народного героя – Петрушки. Кукловод надевает на руку куклу-петрушку, управляет куклой, говорит за неё, стоя за ширмой. 
При показе театра картинок и игрушек воспитатель не только произносит авторский текст и реплики всех действующих лиц, но и является посредником между детьми и персонажами. В театре петрушки всё мастерство воспитателя направлено на управление куклами; через куклу, её поведение, действие, разговор осуществляется и контакт с детьми. 
Когда ребёнок часто смотрит спектакли и сам участвует в показе спектаклей, у него появляется потребность в новой форме деятельности – игре-драматизации. Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. 
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. 
Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют в последствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации. 
Игра-драматизация или театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выбрать исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы). 
Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания. 
Распределяя роли в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно то, что он создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь. Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно. 
Приемы активизации участия детей: 
- Выбор детьми роли по желанию. 
- Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей. 
- Распределение ролей по карточкам. 

Правила подготовки к спектаклю 
• Не перегружать детей; 
• Не навязывать своего мнения; 
• Предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях. 

Этапы работы над спектаклем 
1. Выбор пьесы или инсценировки, чтение, обсуждение. 
2. Деление текста на эпизоды и пересказ их детьми. 
3. Поиск музыкально-ритмического решения отдельных этюдов. 
4. Создание костюмов и декораций. 
5. Работа над эпизодами. 
6. Репетиция отдельных картин. 
7. Репетиция всей пьесы с костюмами, реквизитом. 
8. Премьера спектакля. 
9. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, оформление стенда с фотографиями. 

Предполагаемые умения и навыки детей. 
- Умеют строить простейший диалог. 
- Умеют выразительно прочитать текст с нужными интонациями. 
- Умеют сочинять этюды по сказкам. 
- Умеют действовать согласованно, запоминают заданные позы. 
В заключении хочется сказать, что применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь. Таким образом, театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности – практической жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение логоритмических занятий в развитии речи детей дошкольного возраста

Статья "Значение логоритмических занятий в развитии речи детей дошкольного возраста" (из опыта работы)...

"Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей о значении  развития речи детей  с использованием  элементов пальчиковой гимнастики, потешек....

"Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Выступление на семинаре для воспитателей:«Значение мелкой моторики в развитииречи детей дошкольного возраста»Цель семинара: повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей ...

«Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

Семинар-практикум на тему: "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Речевые способности ребенка зависит не только от артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна. Поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания как: внимание...

Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".

quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...