Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников.
статья по логопедии (старшая группа)

Дружинина Елена Васильевна

Дети, имеющие различные нарушения речи испытывают большие трудности на всех этапах коррекционной работы по формированию фонематического слуха. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают  и различают окончание слов, приставки , суффиксы ,выделяют предлоги в предложении и т.д. ,что очень важно при формировании навыков чтения и письма.

Часто при обследовании дошкольников выявляются дети, которые при относительно сохранном произношении и правильном  лексико-грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие , которое проявляется  в затруднениях дифференциации акустически близких звуков; неумении определять место , количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.

Главной задачей программы является овладение детьми связной, грамматически правильной речью, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе.  Использование игры, как основного вида деятельности ребенка дошкольного возраста, позволяет эффективно преодолевать эти затруднения. Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно развивать фонематический слух и преодолевать дефектное произношение на  индивидуальных  и групповых занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_fonematicheskomu_vospriyatiyu.pptx1.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников Подготовила: Учитель – логопед Дружинина Елена Васильевна ГБДОУ ЦРР №66 Приморского района

Слайд 2

Дети, имеющие различные нарушения речи испытывают большие трудности на всех этапах коррекционной работы по формированию фонематического слуха. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончание слов, приставки , суффиксы ,выделяют предлоги в предложении и т.д. ,что очень важно при формировании навыков чтения и письма. Часто при обследовании дошкольников выявляются дети, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико-грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие , которое проявляется в затруднениях дифференциации акустически близких звуков; неумении определять место , количество и последовательность слов в предложении, слого в и звуков в словах; невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком. Главной задачей программы является овладение детьми связной, грамматически правильной речью, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе. Использование игры, как основного вида деятельности ребенка дошкольного возраста, позволяет эффективно преодолевать эти затруднения. Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно развивать фонематический слух и преодолевать дефектное произношение на индивидуальных и групповых занятиях.

Слайд 3

Одним из основных условий беспроблемного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов. К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем (звуков речи) родного языка. Последнее – различение звуков на слух и в собственном произношении – становится возможным лишь после овладения способностью произвести сложную работу, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, несущественных для его различения. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства. Особенно актуальна эта проблема для детей с нарушениями речи на занятиях с учителем - логопедом. Логопедическая работа Развитие слухового внимания Формирование фонематического слуха

Слайд 6

I. На подготовительном этапе развитие слухового внимания осуществляется на неречевых звуках . Развитие восприятия неречевых звуков реакция на звук, определение направления звука; различение неречевых звуков; различение характеристик неречевых звуков (темп, высота, громкость, длительность, ритм)

Слайд 7

Упражнения и игры на развитие слухового внимания : «Угадай, что звучит?» «Где позвонили?» «Где хлопнули?» «Что гремит?» “Найди по звучанию такую же коробочку с крупой” “Жмурки с колокольчиком” “Чей голос?” “Угадай по шепоту, что делать?” Звучание музыкальных инструментов.

Слайд 8

На протяжении этого этапа нужно учить детей различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса. На протяжении этого этапа нужно учить детей различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса. «Что шепчет?» Развитие остроты слуха Ведущий дает команды четким шепотом. Например: «Руки вверх, в стороны, кругом» и т.д. «Три медведя» Научить различать реплики по высоте и тембру звучания. Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка

Слайд 9

II. На следующем этапе коррекционная работа по формированию фонематического слуха проводится на речевых звуках. Основные образовательные задачи : формировать произносительные умения ,развивать мелкую и общую моторику; сформировать у детей четкие представления о каждой фонеме (звуке речи) родного языка; уметь давать им характеристику ; развивать фонематическое восприятие, научить произносить слова различной слоговой структуры; формировать лексико-грамматический строй речи; Развивать связную речь.

Слайд 11

Фонематическое восприятие поможет ребенку сделать правильный выбор среди смешиваемых звуков в словах. Развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития. Проводимые в указанной последовательности игры и упражнения способствуют развитию у детей слухового внимания и слуховой памяти, внимания к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к дальнейшей планомерной работе по анализу звукового состава речи при обучении в школе. Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативно - методическая работа с воспитателями " Развиваем фонематическое восприятие у старших дошкольников ".

Консультация для воспитателей " Развиваем фонематическое восприятие у старших дошкольников "....

Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников как предупреждение акустической дисграфии

Как предупредить дисграфию у младших школьников? Что делать? Когда  начать? В какие игры играть? Что должны знать и уметь дошкольники в конце обучения?    В статье есть ответы на эти во...

Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников.

Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников.Одним из основных условий беспроблемного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определен...

«РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

laquo;Развитие фонематического восприятия  у старших дошкольников»   Игровые приёмы и методы  (консультация для родителей)   ПРЕЗЕНТАЦИЯ-ИГРА...

Консультация для родителей «Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников»

Консультация для родителей: "Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников"...

Игровая технология развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР и ОНР

Фрагмент технологии, используемой в логопедической рабрте со старшими дошкольниками с ФФНР и ОНР...

Консультация для родителей «Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников»

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!Одной из главных причин ошибок является нарушение фонематическ...