Игровая технология развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР и ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Фрагмент технологии, используемой в логопедической рабрте со старшими дошкольниками с ФФНР и ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _tehnologiya_fonematich.docx378.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 5 «Радуга»    

 

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

развития фонематического восприятия

у старших дошкольников с ФФНР и ОНР

Учитель-логопед Н.А. Демченко

2020 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………………3
  2. Актуальность………………………………………………………………….3
  3. Цель, задачи, методы, принципы, пути реализации ……………………….4
  4. Этапы работы над развитием фонематического восприятия………………5
  5. Картотека игровых упражнений……………………………………………...6
  6. Ожидаемые результаты логопедической работы …………………………..20
  7. Диагностика……………………………………………………………………20
  8. Литература ………………………………………………………………… …22


Пояснительная записка

Одной из важных задач логопедической работы с дошкольниками является изучение и своевременное преодоление нарушений речи, препятствующих обучению детей в школе.

Изучение речевого развития дошкольников показало, что в возрасте 5-6 лет имеется достаточно высокий процент детей, у которых отмечается общее недоразвитие речи, и их готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления этих недостатков речи.

Известно, что фонетическое оформление речи у детей с ОНР, значительно отстает от возрастной нормы: у них продолжают наблюдаться все виды нарушения звукопроизношения. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах. Наряду с этими нарушениями наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух, что является вторичным нарушением.

Актуальность. 

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи учителя - логопеда. 

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляторных навыков можно добиться лишь минимального успеха, и притом временного. Стойкое исправление звукопроизношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на формирование письма. Поэтому развитию фонематического слуха уделяется большое внимание.

Проблема обучения детей с нарушениями речи, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие, рассматривается исследователями с разных позиций. Представленные коррекционные методики содержат взаимодополняющие методы и приемы, которые можно эффективно использовать в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, учитывая индивидуальные особенности детей и условия организации обучения.

При построении технологии развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, я использовала методики, созданные Филичевой Т. Б. и Чиркиной Г. В., а также Коноваленко В. В., Коноваленко СВ., Дьяковой Н. И., Волковой Г. Л., Ткаченко Т. А.

Проанализировав методики, учитывая данные обследования детей 5-6 летнего возраста, была разработана технология развития фонематического восприятия для детей с ОНР старшего дошкольного возраста.


Цель технологии

Развитие и коррекция фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями с помощью игр и игровых упражнений.

Задачи технологии

- Формировать фонематические представления на основе

фонематического восприятия, анализа и синтеза.

- Обучать умению выделять звук в чужой и собственной речи.

- Формировать умение находить слова с заданным звуком, определять место заданного звука в слове.

- Развивать навыки контроля и самоконтроля произношения звуков.

- Развивать слуховое внимание, дифференцированное восприятие звуков и звукосочетаний.

- Разработать систему логопедических упражнений и игр для развития фонематического восприятия у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста.

- Вести работу по развитию фонематических процессов планомерно в соответствии с программой коррекционного воспитания и обучения и индивидуальными особенностями детей.

Методы

- теоретический анализ

- метод сбора анамнеза

- диагностический метод

- метод беседы

- метод диалога с ребенком

- метод наблюдения за ребенком в повседневной жизни, в игре

- количественный и качественный анализ результатов исследования

Принципы 

- принцип дифференцированного подхода.

- онтогенетический принцип (последовательность развития фонематического восприятия).

- принцип поэтапного формирования умственных действий.

- принцип поэтапного усложнения заданий и речевого материала.

- принцип наглядности и доступности материала.

Пути реализации

- логопедическая диагностика состояния речевых функций у старших

дошкольников (в начале учебного года);

- коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и подгрупповые);

- мониторинг уровня речевого развития старших дошкольников (в конце учебного года);

- консультативная помощь семьям, педагогам МДОУ.

Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

В процессе логопедических занятий ребенок должен, прежде всего, приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

Этапы работы над развитием фонематического восприятия

Всю систему логопедической работы по развитию у детей фонематического восприятия можно условно разделить на шесть этапов:

1 этап - узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.

На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

4 этап - дифференциация слогов.

На данном этапе детей учат различать слоги.

5 этап - дифференциация фонем.

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка.

6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Задачей шестого этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.

Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук.

Далее проводится анализ гласных звуков.

На протяжении всех этапов используются специально подобранные дидактические игры и специфические упражнения, картинный материал.

Картотека игровых упражнений

На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном:

Что шумит? (Деревья). Что гудит? (Автомашина). Кто кричит? (Мальчик). Кто разговаривает? (Люди). Кто смеется? (Девочка). И т. д.

Затем детям дается задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы, из кухни, зала и т. д.

Далее проводятся игры.

№ 1   

Водящий закрывает глаза. Логопед прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т. д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан, в бубен, звенеть колокольчиком, хлопать в ладоши, стучать молоточком по столу и т. п. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо.

Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно: от сильного к среднему и тихому.

№ 2   

 Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

№ 3  

Логопед сажает на стол двух игрушечных зайцев — большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, — громко, сильно, и как маленький - тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

Эту игру нужно разнообразить, заменяя зайцев куклами разной величины, мишками, обезьянами и т. д.

№ 4  

Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит.

Эту игру можно варьировать, увеличивая количество предметов (игрушек), заменяя их новыми, постепенно усложняя для детей задачу определения звуков.

Последние варианты этой игры должны быть такие: в ряд ставят несколько игрушек или предметов. Слева направо каждый последующий предмет должен все больше быть похож по звучанию на предыдущий. Например, стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая, деревянный бочонок.

Количество звучащих предметов надо постепенно увеличивать от двух до пяти.

№ 5   

Перед ребёнком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет ему, что только по слуху ребёнку предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее. Затем ребёнок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвёт её, мнёт, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. После каждого проведённого действия ребёнок должен рассказать о нём в силу своих речевых возможностей, но максимально подробно. При значительных трудностях звучание повторяется со зрительной опорой. Упражнение проводиться до стойкой дифференциации звучания.

№ 6 

Перед ребёнком выставляются 4-5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание, каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребёнок не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляются 3-й и 4-й вариант звучания. Затем только на слух, (ребёнок поворачивается спиной) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводиться до стойкой дифференциации звучаний.

№ 7

В одинаковые металлические баночки (из-под леденцов и крема) помещаются сыпучие продукты с частицами разной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок, и д.р. ребёнку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при её встряхивании. Потом по очереди встряхивая коробочки, взрослый просит ребёнка отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, количество баночек ограничивается в начале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

№ 8

Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании и отхлопывании при подаче или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, пианино, аккордеон и т.п.)

№ 9   

Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса. Взрослый предлагает ребёнку отвернуться и догадаться, кто из детей позвал его. Вначале ребёнка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит "Ау!" то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит "Ау!" то громко, то тихо — в зависимости от того, что скажет логопед ("Далеко ушел в лес". Или: "Близко зовет, от самой опушки").

№ 10  

 Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как — когда далеко (тихо). Затем произносит "Мяу", меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.

Затем дети мяукают по сигналу воспитателя: "близко" или "далеко".

Дальнейшее усложнение игры должно состоять в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся, например, различать, где гудит пароход ("У-у-у") — далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет — большая ("У-у-у" произносится низким голосом) или маленькая ("У-у-у" произносится высоким голосом); кто плачет — мальчик ("А-а-а" низким голосом), или девочка ("А-а-а" высоким голосом) и т. п.

№ 11

 Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Потапыч (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочерёдно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

Кто сидел на моём стуле?

Кто ел из моей чашки?

Кто спал в моей постели?

Кто же был в нашем доме? И т.д.

При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребёнку показать на одну из картинок - изображение трёх разных медведей. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

№ 12  

Детям раздают картинки с изображениями домашних животных — взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и др. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом ("Му-у", "Бе-е", "Хрю-хрю" и т. д.). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.

№ 13

   Взрослый предлагает ребёнку определить, далеко или близко находится звучащий, объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко-тихо). Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо). Лает собака АВ-АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Мяукает кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т.п.

№ 14   

Взрослый показывает, а затем просит ребёнка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

А - плачет девочка

А - показываю горло врачу

А - поёт певица

А - качаем малыша

А - девочка укололась иголкой

О - удивилась мама

О - стонет бабушка

О - поёт певица

О - потягивается папа

О - кричит охотник в лесу

У - гудит пароход

У - звучит дудочка

У - плачет мальчик

№ 15  

 Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе. Взрослый предлагает ребёнку сказать, например, Мяу: громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за-дверью); высоким голосом (маленький котёночек); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: ИГОГО, МУ, ТВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.д.

№ 16

  Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши". Затем он произносит: "Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом" и т. д. Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: "Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака". И т. д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

№ 17 

Взрослый даёт ребёнку два кружка - красный и зелёный и предлагает игру: если ребёнок слышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно - красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

БАМАН         АЛЬБОМ       ВИТАМИН        КВЕТКА

ПАМАН        АЙБОМ         МИТАМИН        КЛЕТКА

БАНАН         АНЬБОМ       ФИТАМИН        КЛЕТТА

БАНАМ         АВЬБОМ       ВИТАЛИН        ТЛЕТКА

 № 18

 Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т. д. Затем он называет 3—4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию или в столбик - в зависимости от инструкции логопеда).

  

№ 19

  Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому дает по картинке. Ребенок должен поставить эту картину под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:

Ком    бак     сук       ветка        каток        горка

Дом    рак     лук       сетка        лоток        корка

Сом     мак     жук      метка       листок      норка

Лом    лак      бук       клетка      моток       уборка

№ 20

Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

Мак - бак - так;

Ток - тук - так;

Бык - бак - бок;

Дам - дом - дым;

Ком - дом - гном;

Моток - каток - поток;

Батон - бутон - бетон;

Будка - дудка - утка;

Нитка - ватка - ветка;

Клетка - плётка - плёнка;

Тыква - буква - будка.

Примечание: при воспроизведении слов не обязательно значение понятий. Особенности этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат трудно произносимых звуков.

№ 21

 Из четырёх слов, отчетливо произнесённых взрослым ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных:

Канава - канава - какао - канава;

Кот - ком - кот - кот;

Утёнок - утёнок - утёнок - котёнок;

Будка - буква - будка - будка;

Винт - винт - бинт - винт;

Минутка - монетка - минутка - минутка;

Буфет - букет - буфет - буфет;

Билет - балет - балет - балет;

Дудка - будка - будка - будка.

№ 22

Взрослый, не торопясь, внятно произносит три слова, а затем просит ребёнка определить, какое из названных трех слов больше похоже на четвёртое:

Мак - дом - ветка (слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка);

Совок - вагон - гном (дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, молоток);

Калитка - дом - каток (улитка, гном, платок, листок, ком).

При трудности удержания в памяти трех исходных слов можно схематически нарисовать предметы на листке бумаги.

№ 23

Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной сточке. Ребёнок должен выбрать одно из предложенных слов, добиваясь рифмы в стихотворении.

Шепчет ночью мне на ушко 

Сказки разные ... (перина, рубашка, подушка).

Ой, ребята, верь, не верь -

От меня сбежала ... (кошка, дверь, стенка).

Сказала дверь: «Мой дорогой!

Не открывай меня ...» (плечом, коленом, ногой).

У грязнули даже стол

Поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал).

Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то ... (спички, щетку, ножик).

Опустела мостовая,

И уехали ... (автобусы, трамваи, такси).

Говорила мышка мышке:

- До чего люблю я ... (сыр, мясо, книжки).

Сел в машину верный пёс,

У него в чернилах ... (лапа, шея, нос).

№ 24

Взрослый просит подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке ... (жук)

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась ... (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь ... (двери)

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке ... (мяч)

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети ... (книжки)

Не полезет Влад на ель

У него в руках ... (портфель)

«Я трудиться не привык!»

Отвечает ... (грузовик)

Мы собирали васильки

На головах у нас ... (венки)

№ 25

 Взрослый читает стихотворение. Ребёнок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии сданным определением понятия.

Я тебе задачу дам - все расставить по местам:

Что скатали мы зимой?

Что построили с тобой?

На крючок в реке попал?

Может все хоть ростом мал?

(слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)

Я еще задачу дам - всё расставить по местам:

Вот печать на простыне - ...

Зеленеет на окне - ...

Волейбольная висит - ...

Канарейка в ней сидит - ...

(слова для подстановки: СЕТКА, КЛЕТКА, МЕТКА, ВЕТКА) Я еще задачу дам - всё расставить по местам:

Что стащил игривый кот?

Детям мамочка плетёт?

С горы спускается, течёт?

Что за скользкий, ровный лёд?

(слова для подстановки: КАТОК, ПОТОК, ВЕНОК, МОТОК)

№ 26

Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.

№ 27

 Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо какой-то слог, например па. Ребенок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так:

Ребенок. Па. Логопед. Па.

Ребенок. Па. Логопед. Ба.

Ребенок. Ка. Логопед. Га.

Ребенок. Фа. Логопед. Ва. и т. д.

Всякий раз, после того как водящий и логопед произнесут очередной слог (слоги), дети указывают, одинаковые они или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает на одинаковые слоги поднимать красный кружок, на разные — сидеть молча или на разные слоги поднимать красный кружок, на одинаковые — зеленый.

№ 28

а) Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

б) Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками.

в) Воспроизведение слоговых сочетаний с общими гласными и разными согласными звуками.

г) Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, сначала по два, затем по три слога.

д) Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости.

е) Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков: па – пта, ка – фка и т.д.

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными согласными:

Пта - пто - пту - пты

Кта - кто - кту - кты

Фта - фто - фту - фты

Тпа - тпо - тпу - тпы

Тма - тмо - тму - тмы

Кна - кно - кну - кны

Фка - фко - фку - фкы

Пна - пно - пну - пны

И т.п.

№ 29

 Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении:

Пта - тпа        кта - тка         фта - тфа

Пка - кпа        фка - кфа        хта - тха

Фпа - пфа       гда - дга         вба - бва

Примечание: упражнение для воспроизведения стечений согласных особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры слова, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.

№ 30

Выделение в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э). взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребёнок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ и т.п.). затем взрослый медленно, четко с паузами произносит звуковой ряд, например: А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф и т.д.

Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный не будет выделяться ребёнком точно и уверенно.

№ 31

Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: "Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и". Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, уууу, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.

Затем игра усложняется. Варианты игры:

-     логопед произносит звуки кратко;

-     детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку а, желтый - звуку о, зеленый - звуку у;

-     в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например, о, ы, з, на которые дети не должны реагировать.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

№ 32

Выделение одного из согласных звуков в потоке. Взрослый называет и многократно повторяя, добивается запоминания, добивается запоминания ребёнком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в котором ребёнок должен выделить один заданный согласный звук - хлопком, другим оговорённым движением или символом.

М - корова мычит (указательными пальцами изображаем рога);

Н - телевизор гудит (палец к носу);

В - вьюга воет, деревья качает (машем руками над головой);

Ф - из маленького шарика выходит воздух (округлённые ладони распрямляем и прижимаем друг к другу);

К - игрушечный пистолет стреляет (указательный палец вверх, большой палец под прямым углом к указательному);

Т - работает пишущая машинка (изображаем указательными пальцами);

П - хлопнула хлопушка (пальцы правой руки сжать и разжать);

X - греем руки (подышать на ладони).

 

№ 33

Детям раздают по нескольку одноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например а, ау, иоу и т. п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.

№ 34

а) Назвать первый звук в словах.

Утка, ухо, учебник, умный улица, уши, ум, усы, утюг, уголок, удочка, уж, узкий, укроп, урна, утро, учитель, утренник, ученый, уважать, уходить, убежать, улетать, увезти, ускакать, удав, уксус, уплыл, урожай, улитка, умывальник, удобный, указка, урок, узор, упасть.

Объяснить выделенные слова.

Вспомнить пять предметов, названия которых начинаются со звука У.

Вспомнить пять действий, названия которых начинается со звука У.

б) Назвать первый звук в словах.

Аня, аист, август, Алла, Алик, арбуз, Африка, армия, ангина, абрикос, Алёша,

Антон, антенна, акула, астра, альбом, аквариум, абажур, апрель, аптека, адрес, афиша, антилопа, Айболит, Андрей, Анюта, атака.

Объяснить выделенные слова.

Назвать 5-8 слов с первым звуком А.

в) Назвать первый звук в словах.

Иван, Игорь, Инна, иголка, ива, иволга, игра, икра, игрушка, ириска, индюк, иней, Инга, Илья, ишак, играют, искры, изюм, избушка, история, институт, индеец, индюшка, инструменты, исправлять, искать, изгородь, Италия, ищейка, изба, имя, ирис, Ира.

Объяснить выделенные слова.

Назвать 5-6 слов с первым звуком И.

г) Определить первый звук в словах.

Оля, острый, отдых, орден, обувь, отпуск, осы, окунь, овцы, окна, озеро, обруч, ослик, окрик, озимь, очень, около, овощи.

Выбрать из рассказа слова со звуком О.

Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали окуня и леща. Видели облако похожее на ослика.

Выбрать из рассказа слова начинающиеся на звук О.

Наступила осень. Созревают овощи и фрукты. В полях сеют озимь. По озеру плывут желтые листья. В окнах рано зажигают свет.

№ 35

Назвать первый звук в словах (А, О, И, У)

Аист, утка, иглы, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.

№ 36

а) Определить, какой звук (Ы или И) в конце слова.

Сады - садики, зонты - зонтики, кусты - кустики, мосты - мостики, носы - носики, банты - бантики, ходы - ходики, плоты - плотики, усы - усики, рыбы - рыбки, горы - горки, липы - липки, лапы - лапки, норы - норки.

б) Назвать последний звук в словах (А, У, О, И, Ы)

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, майки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приму.

№ 37

а) Определить, какой звук (Ы или И) в середине слова.

Был, бил, мил, мыл, лист, лыс, выл, вил, пыль, пить, дым, рис, вниз, ввысь.

Я в походе БЫЛ, в барабан БИЛ.

Я верёвки ВИЛ, волк в долине ВЫЛ.

Малыш БЫЛ очень МИЛ, он руки с мылом МЫЛ.

Вить, бить, лить, рыть, быть, плыть, брить, ныть, лить, крыть, свить, гнить.

б) Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, О, У, И, Ы).

Бак, мак, зал, пар, дар, гам, так, шар, дом, нос, сон, бор, хор, ток, лось, мост, зов, гол, сок, соль, суп, жук, шум, лук, дуб, гул, мир, лист, низ, бил, гриб, кит, дым, сын, бык, ПЫЛЬ, БЫТЬ, ныть, пух, ком.

№ 38

 Назвать первый и последний звуки в словах

Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, окрики, опера, окна, осы, ослики.

№ 39

Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, У, О).

Бак, рак, сок, суп, пар, вар, газ, нос, муж, шар, зуб, гол, жар, дом, вол, душ, зал, ком, кот, лом, лось, лук, мак, мох, рот, руль, соль, сон, сук.

 № 40

Дети по одному выходят к столу воспитателя и вынимают из конверта картинки (подобраны воспитателем заранее), громко, четко называют их, выделяя последний звук. Затем ребенок повторяет этот звук отдельно.

На взрывные согласные могут быть следующие картинки: кнут, кот, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник и т. д.

Это упражнение можно варьировать, постепенно усложняя задания, например:

дети раскладывают картинки на наборном полотне так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук г, а в другой — на звук к;

логопед показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например: "Тан., пау., вени." и т. д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил логопед.

№ 41

Определить последний звук в слове (К, Т, П, Р).

Утёнок, валенок, котёнок, веник, каток, урок, бык, совок, зонтик, кубик, балет, билет, букет, мост, пилот, самолёт, бегемот, брат, куст, канат, укроп, сироп, телескоп, суп, подкоп, храп, грипп, трап, сноп, комар, помидор, актёр, повар, шар, танк, торт, брат, свист, грохот, шрам.

№ 42

Определить первый, второй звук в звукосочетаниях.

АК, ОК, УК, ИК, АТ, ОТ, ИТ, АМ, УМ, ОМ, ОН, ОК, ОТ, ОП, АН, АП, ИП, АР, ОР, ИР, УР, АФ, ИФ, УФ, АХ, ОХ, ИХ, УХ, АШ, ОШ, ИШ, УШ, АЛ, ОЛ.

№ 43

а) Назвать первый звук в словах (выделить его голосом, «нажать» на него).

Малина, мама, мыть, мох, маленький, монета, магнит, магазин, макать, муха, моток, мотыга, маска, маки, море, музыка, мыло.

Объяснить выделенные слова.

Определить есть в слове М или нет.

Маска, рука, море, музыка, мука, пар, пар, ракета, паста, зима, лимон, замок, вата, вагон, яма, мухи, цыплёнок, коза.

Определить, где слышится звук М - в начале, в середине или конце слова.

Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, зима, гамак, сом, комок, маяк, мыло, крем, лом, лямка, сумка, мука, море.

Определить, в каком из двух слов слышится звук М.

Калина - малина, море - горе, мох - пух, мухи - сухо, раки - маки, монета - рука, магазин - бензин, зайка - майка, мыло - шило.

б) Определить первый звук в словах.

Ванна, вата, вафли, волны, воск, волк, вулкан, волосы, водоросли, ваза, вышка, вагон, вода, ворота, ворона, воробей, валенки.

Объяснить выделенные слова.

Определить, в каком из двух слов есть звук В.

Волосы - полосы, ворона - корона, вышка - пышка, вагон - загон, вата - хата, волк - корова - корона, волны - полный, сова - сама.

Выделить голосом, «нажать» на звук В.

Грива, сова, голова, корова, диван, кивать, правый, левый, новая, слива, ванна, вата, слева, справа, забава.

в) Определить первый звук в словах. Выделить звук голосом, «нажав» на него.

Надя, Наташа, ноги, найдём, новый, ноль, нота, норка, номер, ныть, наши, нож, ножницы, Настя, налить, налететь, надеяться.

Объяснить выделенные слова. Назвать 5 слов со звуком Н.

Определить, есть ли звук Н в слове или нет.

Нота, лето, корова, дрова, голова, ванна, страна, одна, стол, краны, лампа, шалуны, диван, розы, канава, фонтаны, конфета, шапка.

Определить в каком из двух слов есть звук Н.

Наша - Саша, корова - корона, струна - трава, конфеты - приветы, норка - корка, найдем - пойдем, наши - уши, шалуны - шумы, слова - слоны, зелёный - золотой, канава - забава, заноза - угроза.

г) «Нажать» на звук Ф, выделить его в словах.

Фамилия, фантик, форма, футбол, фабрика, фартук, флакон, фокус, фокусник, фуражка, фасоль, кофта, фрукты, лифт, кафтан, фанера, фары, фарш, шарф, фонтан, форточка, флаг, фыркать. Определить, есть ли звук Ф в слове или нет.

Море, факел, форма, монеты, дом, фонтан, форточка, жаба, батон.

Определить, в каком из двух слов есть звук Ф.

Кошка - кофта, фантик - бантик, фонтан - тахта, фрукты - продукты, враг -• флаг, косточка - форточка, косой - фасоль, пары - фары, нота - фото.

д) Выделить в слове звук К, «нажать» на него.

Домик, танк, тюбик, ролик, огонёк, бантик, платок, замок, колобок, индюк, лук, бублик, гамак, паук, совок, венок, зонтик, ток, валик, синяк, напильник, утёнок, валенок, хомяк, парк, веник, маяк, рак, канава, камень, косы, кофе, колено, комната, клюв, куры, капуста, кобра, камин, банка, буква, тыква, блокнот, бутылка, ватка, утка, шутка, букварь, секрет, знакомый, комар, капкан, капля, комок, кулёк, кустик, кулак, кофейник, мельник, человек, щенок, кран. Определить, есть ли в слове звук К или нет.

Кубик, рама, мама, нора, венок, человек, щенок, чулок, узелок, заноза, хомяк, стук, бублик, платок, парк, шар, шуба, баран, гамак.

е) Выделить звук Т, «нажав» на него.

Винт, куст, зонт, лист, бант, порт, мост, салат, привет, букет, пакет, халат, хвост, автомат, томат, буфет, билет, кот, кит, лифт, полёт, пилот, канат, самолёт, март, бегемот, салют, тыква, томат, Толя, Таня, туман, табурет, топот, тополь, такси, труженик, туфли, тапки, утка, батон, охота, куртка, нитка, паста, плита, ворота, минута, монета клетка.

Определить, в каком из двух слов есть звук Т.

Тыква - буква, батон - диван, ворота - ворона, плита - слова, томат - гамак, халат - халва, билеты - бананы, бритва - брови, ноты - ночи, шутка - шапка, ракета - рубашка, забота - заноза, густой - кривой, злой - твой, миска - нитка.

Четко, внятно, громко, не торопясь проговорить стихи со звуком Т.

Ат - ат - ат, у Коли самокат.

Ут - ут - ут, дети побегут.

То-то - то, новое пальто.

Ты - ты - ты, в комнате коты.

ж) Выделить в словах звук П, «нажав» на него.

Сироп, тулуп, укроп, грипп, храп, сноп, Филипп, пальма, пальто, попугай, пыль, палка, пони, паста, паук, почка, поле, парк, помада, победа, покупка, пароход, парикмахер, трап, телескоп, суп, кнопка, кепка, тропа, копоть, липкий, крепкий, лама, шапка, купальник, лопата. Определить, в каком из двух слов есть звук П.

Панама - канава, суп - сук, шапка - шутка, кнопка - нотка, кошка - кепка, кивать - копать, урожай - попугай, ласты - паста, жук - паук, дочка - почка, кони - пони, жалко - палка, крот - укроп, ракета - победа, корыто - лопата.

з) «Нажать» в слове на звук X, выделить его.

Халат, хобот, хлеб, хата, холод, худеть, горох, страх, хворост, холодильник, хозяйка, пастух, петух, запах, шорох, смех, хулиган, ходьба, хвоя, хоровод, художник, хохолок, охота, махать, поход, орех, уха, ухо, тахта.

Выбрать из рассказа слова со звуком X.

Школьники ходили в поход. В походе они увидели хаты, охотников с ружьями, маленького хомяка. Вечером ребята развели костёр и сварили уху.

Наступили холода. С полей убрали хлеба. Небо хмурое, трава в лесу высохла, только мох зеленеет, на ветках нет листьев. Одна хвоя на ёлках и соснах осталась. Поздняя осень, скоро зима!

Выбрать слова со звуком X.

Канат - халат - парад, голод - холод - молод, год - ход - пот, сор - хор - вор, муха - мука - рука, хата - вата - мята.

и) Определить первый звук в словах.

Собака, солнце, сыр, самолёт, санки, скамейка, сухари, скала, свечка, спорт, сапоги, салат, сахар, сын, сом, сучок, супница, свёкла, сон.

В каких словах после С слышится А, О, У, Ы?

Выделить звук С, «нажав» на него.

Садик, самокат, самолёт, сокол, судно, сало, скамейка, сабля, лиса, коса, оса, листок, свисток, куст, колесо, песок, носок, сынок, лес, автобус, овёс, крыса, глобус, солдат, лесник, сосны, пылесос, судья.

Самостоятельно назвать 5 слов со звуком С.

№ 44

Назвать звуки в сочетаниях.

а) АУ      АУИ     и т.д.

Например: АИУ 1-А, 2-И, 3-У.

б) У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например красного, желтого, зеленого. Логопед уславливается с детьми, что красный кружок обозначает звук а, желтый — звук у, зеленый — звук и. Затем он произносит сочетания из этих звуков — сначала по два звука: ау, уи, уа, аи, затем по три: ayи, аиy, уиa, yаи, иуа, иаy. Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке.

 (Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.) Для этой цели проводится такое упражнение.

в) Назвать все звуки по порядку.

Бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук, жар, ком, кот, кит, лом, лак, лук, мак, мыл, мал, мох, нос, наш, пар, пыль, пол, рак, рот, рыл, ром, сам, сок, сук, сын, сон, суп, сор, ток, так, тук, хор, шут, шар.

№ 45

Подобрать в рифму названия овощей со звуком К.

Поздним летом в огороде собирается народ.

Зрел все лето урожай. Что собрали - отгадай!

Где весною было пусто,

Летом выросла ... (капуста).

Солнышко светило, чтоб

Ярче зеленел ... (укроп).

Собираем мы в лукошко

Очень крупную ... (картошку).

От дождя земля намокла,

Вылезай толстушка ... (свекла).

Из земли за чуб плутовку

Тянем, сочную ... (морковку).

Надо наклониться низко

Чтобы вытащить ... (редиску).

Помогает деду внук –

Собирает с грядок ... (лук).

Просит дедушка Федюшку:

- Собери еще ... (петрушку).

Вот зелёный толстячок,

Крупный, гладкий... (кабачок).

И красавец великан

Темно-синий ... (баклажан).

Обратить внимание детей на рифму. Проговори

№ 46

Взрослый объясняет: «Я назову большой предмет, а ты маленький, чтобы в слове обязательно появился звук К.

Рама - рамка, яма - ..., репа - ..., вата - ..., корзина - ..., монета - ..., солома - ..., чаша - ..., липа - ..., нора -...

Четко, громко, не торопясь проговорить стихи со звуком К.

Ак - ак - ак, вот такой гамак.

Ок - ок - ок, вот такой каток.

Ук - ук - ук, вот такой индюк.

Ка - ка - ка, у Кати мука.

Ко - ко - ко, в школе не легко.

Ку-ку - ку, я куплю муку.

Назвать слова со звуком К.


Ожидаемые результаты логопедической работы

Дети должны уметь:

- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- четко дифференцировать все изучаемые звуки;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение на практическом уровне»;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

- овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Диагностика

Сводная диагностика логопедического обследования фонематических процессов

у детей группы № 10 и группы №6  (2017–2018, 2018–2019; 2019–2020, 2020-2021 уч. гг.)

Вывод

                   В результате проведения диагностики формирования фонематических процессов в результате систематического использования игровой технологии можно отметить положительную динамику у детей к концу подготовительной группы. 80% дошкольников успешно овладели следующими умениями и навыками:

- умением различать и дифференцировать на слух и в произнесении все фонемы родного языка;

- научились осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи;

- овладели навыком последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять его звуко-слоговые элементы.

У 20% детей к концу учебного года наблюдается не достаточная дифференциация сходных по звучанию фонем, незначительные ошибки при выполнении анализа и синтеза.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование игровых технологий в развитии фонематического восприятия дошкольников эффективно.


Литература:

  1. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников.
  2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М. : 1990.
  3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экспресс – обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов. — М. : "Гном-Пресс", 2019.
  4. Логопедия / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. ; Под ред. Л. С. Волковой. - В 2-х книгах. Книга 2. М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1999
  5. Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. М. ,Издательство Гном, 2019.
  6. Назарова Е. В. Тетрадь-тренажер для развития фонематического слуха у детей с 4 до 7 лет лет. - СПб. : ООО «Издательство «Детство пресс», 2018.
  7. НищеваН. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников - СПб. : ООО «Издательство «Детство пресс», 2016.
  8. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001.
  9. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения)/ автор-составитель Большакова С. Е. – М. : АПО, 1996
  10. Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи. СПб. : Питер, 1999.
  11. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1997. 25.
  12. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1999.
  13. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений
  14. Филичева Т.Б.,  Каше  Г.А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у  детей дошкольного возраста Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1990


 

Критерии оценки.

Фонематическое восприятие

Высокий уровень — правильное повторение слогов и слов за взрослым, дифференциация слогов и слов на слух и в произнесении; различение на слух оппозиционных фонем на материале слов и предложений, умение проводить анализ и синтез слов, слогов.

Средний уровень —незначительные ошибки при повторении слогов, не достаточная дифференциация сходных по звучанию фонем, определение заданного звука только в начальной или в ударной позиции; незначительные ошибки при выполнении анализа и синтеза.

Низкий уровень — грубые ошибки при произнесении и различении на слух слов, слогов и звуков, невозможность определить наличие звука в слогах, словах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников как предупреждение акустической дисграфии

Как предупредить дисграфию у младших школьников? Что делать? Когда  начать? В какие игры играть? Что должны знать и уметь дошкольники в конце обучения?    В статье есть ответы на эти во...

Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников.

Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников.Одним из основных условий беспроблемного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определен...

Игровые приемы формирования фонематического восприятия у старших дошкольников

Представлены презентация и краткий доклад к ней для родительского собрания в старшей логопедической группе....

«РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

laquo;Развитие фонематического восприятия  у старших дошкольников»   Игровые приёмы и методы  (консультация для родителей)   ПРЕЗЕНТАЦИЯ-ИГРА...

Консультация для родителей «Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников»

Консультация для родителей: "Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников"...

Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников.

Дети, имеющие различные нарушения речи испытывают большие трудности на всех этапах коррекционной работы по формированию фонематического слуха. При планомерной работе по развитию фонематического слуха ...

Консультация для родителей «Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников»

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!Одной из главных причин ошибок является нарушение фонематическ...