Пальчиковая гимнастика
консультация (старшая, подготовительная группа)

Лютая Тамара Валентиновна

Игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Пальчики помогают говорить»

Игры и упражнения для развития мелкой моторики и речи

ЦЕЛИ:

1. Распространять знания о пальчиковой гимнастике, её значении для развития детей среди педагогов и родителей.

2. Познакомить родителей с  играми и упражнениями,  направленными на   развитие  тонких движений пальцев рук, на совершенствование ручной умелости у детей 5-6-ти лет.

3. Повысить уровень знаний педагогов об играх и упражнениях  на   развитие  тонких движений пальцев рук, на совершенствование ручной умелости у детей 5-6-ти лет.

4. Познакомить родителей и педагогов с формами  проведения                                                                                                            пальчиковой гимнастики.

5. Привлечь родителей и педагогов к выполнению игр и упражнений на  развитие  мелкой  моторики  как  одному  из  средств  развития речи  детей.

                                      «Истоки способностей и дарований детей —

 на кончиках их пальцев»

В.А. Сухомлинский

Учеными подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Упражнения для развития мелкой моторики –это упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены

издавна.

В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

 А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами Прекрасное воздействие

оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

  На Руси с малолетства учат играть в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

Игровые упражнения пальчиковой гимнастики бывают: традиционные: без вспомогательных средств и нетрадиционные:

Су – Джок терапия, аппликация, лепка , оригами, складывание узоров из мозаики, перебирание крупы, палочек, спичек, пуговиц, бусинок, вырезание ножницами по контуру, рисование пальчиками.

Функции пальчиковой гимнастики

Пальчиковые упражнения выполняют ряд функций:

способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для освоения письма);

активизируют речевые центры;

развивают внимание, память, мышление, воображение;

создают позитивную атмосферу, вызывают положительные эмоции.

Кроме того, специалистами-рефлексологами отмечается связь между рецепторами на кистях рук и внутренними органами. Так, точечное воздействие на большой палец активизирует работу головного мозга, указательный палец влияет на функционирование желудка, средний — кишечника и позвоночника, безымянный — печени, мизинец — сердца.

Традиционная пальчиковая гимнастика.

Упражнения традиционной пальчиковой гимнастики развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Учат напрягать и расслаблять мышцы. Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время,пальцы  и  кисти рук  приобретают гибкость и податливость, усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют  развитию  воображения, памяти, мышления.Ребенок  вместе со  взрослым делает упражнения без слов, а также проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков.А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.
«Ладони на столе»
Ребенок сидит за столом. Руки лежат на столе ладонями вниз.
На счет «Раз» — пальцы врозь, «Два» — вместе.

«Пальчики здороваются»
Малыш сидит, руки держит перед собой. На счет «раз» — соединяются большие пальцы обеих рук, «два» — указательные, «три» — средние,«четыре» — безымянные, «пять» — мизинцы.

«Человечек»
Ребенок, сидя за столом, изображает «человечков». Сначала указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу, затем — левой.

«Дети бегут наперегонки»
Движения, описанные в предыдущем упражнении, обе руки выполняют одновременно.

«Коза»
Малыш изображает «козу», вытянув указательный палец и мизинец
одной, затем другой руки.

«Козлята»
То же упражнение, но выполняется обеими руками одновременно.

«Очки»
Ребенок изображает «очки», образовав два кружочка из большого и
указательного пальцев обеих рук и соединив их.
«Зайчик»
Малыш вытягивает вверх указательный и средний пальцы, большой, безымянный и мизинец соединяет .

«Ладошка — кулачок — ребро»
Ребенок сидит за столом. На счет «раз» кладет руки на стол  ладонями  вниз,  «два»  —  сжимает кулачки,   «три»  —  кладет  кисти  ребром.

«Деревья»
Малыш поднимает обе руки ладонями к себе — «деревья стоят».
Широко разводит пальцы — «ветки раскинулись».

«Флажок»
Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

«Гнездо»
Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.


«Корни растения»
Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы.

«Пчела»
Указательный палец правой, затем левой руки вращать по оси.

«Солнышко»
Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.

«Паук»
Пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.

«Стол»
Правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

«Ворота»
Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук,
большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.

«Мост»
Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально,соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.

«Ромашка»
Соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.

«Ежик»
Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх.

«Бочонок с водой»
Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак и оставить сверху отверстие.

«Коготочки»

Сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

«Дождик»

Пальцы постукивают по столу, сначала медленно, потом быстрее. Пальцы барабанят быстро-быстро — ливень. Пальцы стучат все медленнее и медленнее, останавливаются.

Пальчиковые игры со стихами.

Игра «Прятки» (сжимание и разжимание пальцев рук)
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так.
Так головки убирали.

Игра «Пальчик-мальчик»
(ребенок соединяет большой палец поочередно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой)
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Игра «Белка»
(малыш держит руку ладошкой кверху, указательным пальцем другой руки водит по ладони, затем поочередно загибает пальцы)
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

Игра «Мишка и пчёлы»                                                                

Мишка по лесу бродил,      («медведь»)                                                                                                                                                                                                                     В дуплах мёд он находил,  ( «миска»)    

Только пчёлы налетали      («пчела»)                        

И медведя прогоняли.         ( «медведь»)

Игра «Моя семья»
(ребенок поочередно разгибает пальцы, сначала на одной руке, затем —на другой, начиная с большого)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.

Игра «Пальчики»
(ребёнок поочередно сгибает пальцы)
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не буди...
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.

Игра «По грибы»
(малыш поочередно сгибает пальцы, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять —
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашёл                                                                        
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.

Игра «Здравствуй»

(ребёнок поочередно стучит подушечками пальцев друг о друга,

начиная с мизинца)
Здравствуй, солнце золотое!                                                                        
Здравствуй, небо голубое!                                                                          

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Соединить пальцы в замок

Всех я вас приветствую!  

Игра «Овощи»

У капусты есть кочан  (соединить одноимённые пальцы, разведя ладони.)
Луковка — у лука.
(нарисовать указательными пальцами в воздухе луковицу.)
Словно капля — баклажан
(обе руки движутся снизу вверх — показываем баклажан.)
И горох для внука.
(указательный палец согнуть «колечком» к большому, средний, указательный и мизинец выпрямлены.)

Игра «Игрушки»
Я с игрушками играю:

(руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю,

(протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю,

(прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг

на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю.

(двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

Игра «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.  (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы,  (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем  (пальчики «шагают» по столу.)

Игра «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, 
Воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.) 
Шесть щеглов и голубей, 
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (опять сжимают и разжимают кулачки.)

Игра «Белка»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью-синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(дети при помощи левой руки разгибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца).

Игра «Пылесос»
Пылесос, пылесос, (ритмичное сгибание пальцев обеих рук –

ладони смотрят вперёд)
Ты куда суёшь свой нос? (то же, но ладони обращены друг к другу)
Я жужжу, я жужжу, (соприкосновение кончиков пальцев)
Я порядок навожу.

Игра «Цветы»

Наши алые цветы
Распускают лепестки, (плавно разжимают кулаки.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (машут перед собой руками.)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, (плавно сжимают руки в кулаки.)
Тихо засыпают, (кладут руки под щеку)
Головой качают. (качают головой.)

Игра «Дружная семья»
Этот пальчик – дедушка, (загибаем поочередно пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья! (хлопаем в ладоши)

Игра «Весна-красна»

Галдят грачи и там и тут , («птица»)

Летают и по веткам скачут, («дерево»)

Весной сосульки вниз растут («сосульки»)  

И потому всё время плачут.(изобразить)

Игра«Как живёшь?» 
- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)

 Вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо говорил?
Тогда занимайтесь с ним пальчиковой гимнастикой каждый день!

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного  мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться, расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...