«Структура коррекции звукопроизношения».
методическая разработка по логопедии

Давыдова Ираида Аркадьевна

   Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Вовремя не выявленные и не устраненные недостатки произношения закрепляются, становятся стойкими и отрицательно сказываются на эмоционально-психическом состоянии ребенка, затрудняют его общение со сверстниками, препятствуют полноценному овладению как устной, так и письменной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_portala.docx14.76 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

«Структура коррекции звукопроизношения».

   Последние десятилетия характеризуются стойкой тенденцией к увеличению числа детей с различными нарушениями здоровья, в том числе и с речевыми нарушениями. Поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большее внимание.

   Особенно часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, т.к. ребенку-логопату необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль не только за собственной речью, но и речью окружающих.

   Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Вовремя не выявленные и не устраненные недостатки произношения закрепляются, становятся стойкими и отрицательно сказываются на эмоционально-психическом состоянии ребенка, затрудняют его общение со сверстниками, препятствуют полноценному овладению как устной, так и письменной речью.

   Чистота и внятность произношения зависит от многих факторов: от анатомического строения артикуляторного аппарата, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции (языка, губ, челюстей), а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

   При нарушениях двигательной функции артикуляторного аппарата звуки произносятся смазанно, особенно в речевом потоке, т.к. страдают тонкие дифференцированные движения.

   Несформированность или незрелость фонематических процессов вызывает у детей затруднения в выработке звуковых дифференцировок. Это проявляется в замене одного звука другим, близким по акустическим признакам, и в смешении звуков.

   В дошкольном возрасте недостатки развития и формирования речи у детей преодолеваются легче и быстрее. Обучение правильной речи требует систематических, последовательных занятий, которые помогут сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.

   Основной целью логопедической работы является устранение дефектов звуковой стороны речи и формирование навыков правильного звукопроизношения. Это диктует необходимость организации эффективной логопедической коррекционной работы в дошкольных учреждениях.

   Важное место при устранении дефектов фонетической стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают специально организованные логопедические индивидуальные занятия. Они являются основной формой коррекционного обучения. Только систематические, последовательные занятия с учителем-логопедом позволят сформировать у логопата определенный динамический стереотип.

   Произношение звуков речи- сложный двигательный навык. Поэтому большое место при коррекции дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика.

Не менее важным является развитие фонематических процессов: фонематического слуха и фонематического восприятия, игры и упражнения на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать по акустическим и артикуляторным признакам, задания на формирование навыков звукового анализа и синтеза – важная часть коррекционной работы.

   Процесс коррекции звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация и дифференциация.

   Постановка звука - это сложный искусственный процесс, создание нового условного рефлекса, иногда с механической помощью.

   Автоматизация звука – это введение вновь созданного звука в слова и фразы. Эта работа трудна для нервной системы ребенка и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного произношения к различным типам слогов, слов, словосочетаний, предложений и к различным видам развернутой речи.

   Если дефекты произношения были в виде замен или смешения звуков, необходима работа по дифференциации вновь поставленного звука со звуком, которым он заменялся.

   Далее произносительные навыки детей отрабатываются в различных инсценировках, спектаклях, в ходе проведения различных праздников. Поэтому, важное значение приобретает взаимосвязь в работе логопеда и других педагогов дошкольного учреждения.

Список использованной литературы

1.Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление.М.,2005

2. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.М.,2010

3. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте/                                               Сост. И. Ю. Кондратенко. М., 2005

 4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ  ПО КОРРЕКЦИИ ЗУВУКОПРОИЗНОШЕНИЯТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Л» В ПРЯМЫХ СЛОГАХ И СЛОВАХ»ЦЕЛЬ: закрепление произношения звука «Л» в прямых слогах и слов...

Коррекция звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Индивидуальное занятие посвящено автоматизации звука ш в слове.В предложенном занятии применяются разнообразные игровые приемы, с помощью которых удалось добиться положительного эмоционального фона на...

Оптимизация структуры и содержания работы по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с ФФНР

Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов и родителей, правильно расставить приоритеты и постепенно перейти от коррекции к коммуникации – вот задачи, стоящ...

Развитие речи в структуре коррекции у детей с ЗПР

Статья посвящена развитию речи у детей с ЗПР...

Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)

Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...

Развитие речи в структуре коррекции у детей с ЗПР

данная статья направлена на развитие речи у детей с задержкой психического развития...