Конспект НОД в старшей логопедической группе «Путешествие по сказам П.П. Бажова»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Бадуненко Елена Анатольевна


 

  • Приобщать детей к истокам культуры уральского края через творчество П.П. Бажова;
    Закреплять знания детей о творчестве Уральского сказочника П.П. Бажова;
  • Систематизировать знания о волшебных героях сказов;
  • Формировать представление о многообразии сказов Бажова П.П.;
  • Развивать умение отвечать на вопросы примерять раннее полученные знания при чтении художественной литературы;
    Дать знания об уральских самоцветах и их разнообразии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_p._bazhovu.docx33.18 КБ

Предварительный просмотр:





Государственное Дошкольное
Образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
« Ясли – сад комбинированного вида № 7
« Золотая рыбка»

Конспект НОД в старшей логопедической группе

«Путешествие по сказам П.П. Бажова»


                                  Подготовила: Бадуненко Е. А.













2020г.


Цель:
 Приобщать детей к истокам культуры уральского края через творчество
П.П. Бажова

Задачи:

образовательные:

  • Закреплять знания детей о творчестве Уральского сказочника П.П. Бажова;
  • Систематизировать знания о волшебных героях сказов;
  • Формировать представление о многообразии сказов Бажова П.П.;
  • Развивать умение отвечать на вопросы примерять раннее полученные знания при чтении художественной литературы;
  • Дать знания об уральских самоцветах и их разнообразии.

развивающие:

  • Развивать речевую активность, активизировать словарь, мелкую моторику, память, коммуникативные способности.

воспитательные:

  • Воспитывать любовь к уральскому  краю, художественной литературе

Словарь: сказ, малахит, алмаз, гранит, аметист.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное, физическое, художественно - эстетическое развитие.

Оборудование:
Иллюстрации, шкатулка с самоцветами, цветная бумага, клей, салфетки, подарки в виде конфет «самоцветов», музыкальный ряд русские народная мелодии, сказочная героиня – Стеша.

 Предварительная работа:

  • Чтение сказов П.П. Бажова
  • Рассказывание и обыгрывание отрывков
  • Рассматривание иллюстраций, коллекций камней
  • Просмотр мультфильмов: «Серебряное копытце», «Огневушка-Поскакушка», «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка»
  • Дидактические игры: «Собери сказку по частям», «Найди отличия»









                                                 Ход НОД

Дорогие друзьяЗвучит русская народная музыка

В музыкальный зал входит Стеша (взрослый в русском народном костюме)

Здравствуйте, дети. Я Стеша. Приехала к вам из г. Екатеринбурга. В моем городе очень много красивых и больших зданий. Но есть среди них особое. Это здание в котором жил замечательный Уральский сказочник П.П. Бажов. Сейчас этот дом, дом- музей. Здесь хранятся личные вещи писателя: книги, мебель, фото. (показ иллюстраций)

Когда писатель был маленький он очень любил слушать сказки своей бабушки, истории о сказочном змее Полозе, его дочерях, о хозяйке Медной горы которая охраняла горные богатства. Став взрослым, и получив образование, он работал учителем, учил детей. Много путешествовал по уральским городам. Писал сказы. Создал П.П. Бажов 56 сказов. Это сказы о детях, о взрослых о их жизни. Сказочник Бажов в своих сказках или как он их называл «сказах» воспевает красоту родного края, добрых и сильных духом уральских людей.

Слово «сказ» происходит от слов «сказывать», «говорить», «рассказывать»

В его сказах всегда присутствует реальность и волшебство.

Я Стеша- добрая сказочница

Люблю смеяться, петь. Шутить

Люблю дарить подарки детям.

И всех могу я в сказку пригласить

Вы все глазки закрывайте,

«Книгу сказов» в гости ожидайте…

1,2,3, «Книга сказов к нам приди»

(звучит волшебная музыка, открывается дверь в книгу сказов)

  • Первая страница «Книги сказов»

«Путешествие в картинную галерею»

Игра «Узнай сказ»? (дети рассматривают картины, угадывают название сказок)

Молодцы, ребята узнали все сказы.

Люблю я очень книги.

 А вы? Хочу я знать!

Попробуйте волшебные загадки отгадать.
А для этого откроем вторую страницу нашей волшебной книги сказов.





  • Вторя страница «Книги сказов»

«Загадки из Малахитовой шкатулки»

  • Какого цвета было копытце у козленка в сказке? (серебряное)
  • Кто заухал, и захохотал, и спугнул счастье Федюньки и дедко Ефима? (филин)
  • Продолжите название сказа П.П. Бажова Огневушка… (Поскакушка)
  • Как называется материал из которого сделана шкатулка? (малахит)
  • Сколько веточек было на рожках у козлика в «Серебряном копытце» (по пять)
  • Как звали кошку у Даренки? (Мурёнка)


  

Релаксация. «Спящая Мурёнка».

  Представьте себе, что вы весёлые, озорные кошки Мурёнки и коты Мурчики. Котята ходят, выгибают спинку, машут   хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят   равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 раза).

  • Третья страница «Книги сказов»

«Узнай событие и героя сказа»

  • Кто сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке

Ударит копытцем- каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка

И смотрит на них из окошка…(Даренка)

  • Очень резвая девчушка

На огне повернулась
И в девицу обернулась («Огневушка – Поскакушка»)

  • Как звали мальчика который познакомился с Огневушкой – Поскакушкой?(Федюнька)
  • В ящерицу превратится
    Грозная хозяйка мастерица. («Хозяйка медной горы»)
  • Откуда появлялась Огневушка – Поскакушка?(Дым, огонь)
  • Нужно вспомнить сказ опять
    Не про зверя, не про птицу.

Про шкатулку… в ней храниться
Изумруд, агат, берилл,
Лазурит и малахит. («Малахитовая шкатулка»)

  • Козлик этот не простой
    Удивит он нас с тобой.
    Правое копытце
    Словно серебро искрится. («Серебряное копытце»)

В сказах П.П. Бажова все дети очень любили играть, давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота»

Игра «Золотые ворота»

Правила игры
Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй раз запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!

На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота»(расширяют их) .Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.

  • Четвертая страница
    «Книги сказов»

Игра «Потеряшка»

  • Шкатулка - «Малахитовая шкатулка» (подарок хозяйки медной горы Степану)
  • Узелок - «Серебряное копытце» (Узелок Даринки с вещами)
  • Пуговица - «Малахитовая шкатулка» (Подарок Танюше от малахитницы)
  • Платочек - Огневушки - Поскакушки 
  • Бусинки - Слезы Хозяйки медной горы


  • Пятая страница «Книги сказов»

«В стране самоцветов»

Скажите, ребята, а что появлялось на том месте, где козел  

бил копытцем? (ответы детей)

  • На столе самоцветы. Дети рассматривают камни. Какие камни вам знакомы? Что вы можете о них сказать?
  • Шестая страница «Книги сказов»

Путешествие «В мастерской Данилы мастера»

А теперь хочу посмотреть какие вы умельцы. И приглашаю вас в мастерскую. Я хочу предложить смастерить что- то.

Но сначала узнайте из какого сказа эти строки? «Ну парень видит- делать нечего. Подошел он к ней, а она рукой маячит. Обойди-де руду- то с другой стороны. Он обошел и видит - ящерок тут не числено. Одни, например, зеленые, другие голубые…» (ответы детей) 

Правильно это сказ «Медной горы Хозяйка», Давайте займем места и смастерим таких разных ящерок. Но для начала разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика     «Огневушка – Поскакушка»

1, 2, 3, 4, 5 –                       (Загибаем пальцы, начиная с                                        

                                           большого пальца)

Будем сказку мы читать,  (Сжимаем и разжимаем                                                                

                                           пальцы)

Огневушка – Поскакушка,    (На каждое слово

                                            поочередно соединяем все

                                            пальцы с большим)

Очень резвая девчушка!

Покружилась, повернулась,

И девицей обернулась!

Звучит музыка. Дети выполняют работу.





Стеша: По душе мне ваши ящерки, молодцы! Я хочу вас поблагодарить за совместное путешествие по страницам «Книги сказов».

А за то, что вы так хорошо знаете творчество П.П. Бажова я дарю вам подарок (конфеты в виде камешков самоцветов), и говорю вам до свидание.

Воспитатель: Ребята, о каком сказочнике мы с вами сегодня говорили?

Что он написал?

Какие сказы вы запомнили?

Чем они вам понравились?
Есть у вас желание еще больше узнать о П.П. Бажове? 







































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей логопедической группе "Путешествие в деревню "Сказкино""

Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР - III уровня....

Конспект НОД в старшей логопедической группе "Путешествие в зимний лес".

В данном конспекте представлены игровые задания на развитие словарного запаса, образование родственных слов, слогового деления, звуко-буквенного анализа на тему: "Зима"....

Конспект занятия в старшей логопедической группе "Путешествие в лес за грибами"

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "Путешествие в лес за грибами" составлен для обогащения знаний детей о грибах. Занятие поможет разобраться детям в том, что не все гриб...

Конспект НОД в старшей логопедической группе «Путешествие по сказам П.П. Бажова»

Цель: Приобщать детей к истокам культуры уральского края через творчествоП.П. БажоваЗадачи:образовательные:Закреплять знания детей о творчестве Уральского сказочника П.П. Бажова;Систематизировать...

Конспект занятия в старшей логопедической группе "Путешествие в страну Шепляндию"

Это итоговое открытое занятие для автоматизации шипящих звуков....