Использование дидактического набора «Дары Фрёбеля» в работе логопеда ДОУ
учебно-методический материал по логопедии

Верховцева Ирина Викторовна

У детей  с тяжелыми нарушениями речи различные речевые отклонения. Чаще всего у детей в ходе обследования выявляется недоразвитие фонематического слуха, нарушение звукопроизношения большинства звуков, грамматический строй и словарный запас ниже возрастного уровня.

       Ведущим видом деятельности дошкольников, является игра, а значит, и корректировать нарушения необходимо с помощью игровой деятельности. Игра позволяет решать различные задачи развития речевых навыков, так  как самая адекватная для ребёнка деятельность, позволяет организовать обучение и развитие без назидания и навязывания заданий . А главная задача взрослого – дать правильное направление игре. Ребенка достаточно заинтересовать и он все сделает сам, как ему подсказывает внутренняя природа.

      Из-за нарушений речи формирование психологических процессов значительно отстает от нормы. У детей - логопатов недостаточная устойчивость внимания, снижется память, страдает навык запоминания. Для коррекции нарушений речи нужно применять новые различные инновационные методы  и способы .

 Я пользуюсь компьютерными программами :

-Логопедический комплекс «Игры со словами», «Логоигры», «Смотри и говори», «Логоритмика», «Говорящие картинки»,

- игровой набор «Дары Фрёбеля»,

-игры на развитие общей и мелкой моторики, использую световой стол

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dary_fryobelya.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  дидактического  набора

 «Дары Фрёбеля» в работе логопеда ДОУ

У детей  с тяжелыми нарушениями речи различные речевые отклонения. Чаще всего у детей в ходе обследования выявляется недоразвитие фонематического слуха, нарушение звукопроизношения большинства звуков, грамматический строй и словарный запас ниже возрастного уровня.

       Ведущим видом деятельности дошкольников, является игра, а значит, и корректировать нарушения необходимо с помощью игровой деятельности. Игра позволяет решать различные задачи развития речевых навыков, так  как самая адекватная для ребёнка деятельность, позволяет организовать обучение и развитие без назидания и навязывания заданий . А главная задача взрослого – дать правильное направление игре. Ребенка достаточно заинтересовать и он все сделает сам, как ему подсказывает внутренняя природа.

      Из-за нарушений речи формирование психологических процессов значительно отстает от нормы. У детей - логопатов недостаточная устойчивость внимания, снижется память, страдает навык запоминания. Для коррекции нарушений речи нужно применять новые различные инновационные методы  и способы .

 Я пользуюсь компьютерными программами :

-Логопедический комплекс «Игры со словами», «Логоигры», «Смотри и говори», «Логоритмика», «Говорящие картинки»,

- игровой набор «Дары Фрёбеля»,

-игры на развитие общей и мелкой моторики, использую световой стол.  

На эффективности применения игрового набора «Дары Фребеля» я остановлюсь подробнее. Этот игровой набор дает возможность реализовывать комплексный подход к коррекции нарушений.

 Разработчиком данного набора является Фридрих Вильгельм Август Фрёбель — известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.  Фрёбель называл игру высшей ступенью детского развития. Он разработал и методически прокомментировал подвижные игры. Автор объединил все игры в систему, а так же создал знаменитые «Дары».

 Элементы игрового набора способствуют созданию информационного поля для общения ребенка со взрослым и  можно его определённо назвать тем самым хорошим и полезным средством, благодаря которому можно разнообразить  организованная образовательную деятельность.

 Его вполне можно использовать как в подгрупповой деятельности с детьми, так и в индивидуальной работе.

Использование игрового набора способствуют не только расширению и активизации словаря детей, но и развитию представлений о цвете, форме и величине, формированию элементарных математических представлений, формированию пространственных представлений, развитию фантазии, любознательности, развитию мелкой моторики.

Программа построена на основе использование дидактического материала состоящего из 14 «Даров Фрёбеля»: «Шерстяные мячики», «Основные тела», «Куб из кубиков», «Куб из брусков», «Кубики и призмы», «Кубики, столбики, кирпичики», «Цветные фигуры», «Палочки», «Кольца и полукольца», «Фишки», «Цветные тела», «Мозаика. Шнуровка», «Башенки», «Арки и цифры».

Приведу  несколько примеров игр, с использованием набора «Дары Фребеля».

Игра «Разноцветные  мячики».

В игровом наборе есть разноцветные мячики, с верёвочкой и петелькой, для того чтобы их можно было надеть на руку. Я беру в руки мячики и показываю их ребенку. «Что у меня в руке?» «Мячики» — отвечает ребенок. «Какой мячик нравится тебе больше?». Он берет понравившийся мячик и катает его в руках (этим развиваем мелкую моторику). «Что же мы сможем сделать с мячами»? (кинуть, ловить, покатать) «Давай будем кидаться мячиками» (это позволяет снизить агрессию у ребенка, развиваем координацию движений). «А теперь поиграем в игру, кто знает больше предметов такого же цвета как мячик?» (необходимо просить называть словосочетания (синий карандаш, красная шапка).

Игра «А сколько у тебя?» 

В начале игры дети берут определенное количество палочек ,а я показываю картинку с предметом, дети должны ответить, сколько кого. Например: 5 лисят, 2 лисенка, 1 лисенок, и т.д.

     Игра «Точки»

     Используется для выкладывания различного вида «Выложи дорожку от мамы лисы к лисенку»

     Выкладывание букв, картин, фонетических схем.

     Игра «Формы красоты»

     У детей с общим недоразвитием речи часто не сформированы пространственные представления, что в свою очередь отражается и на речевой деятельности.  Дары  помогают детям не только познать геометрические основы, научить конструированию,  но также  развить пространственные представления. Выкладывать формы красоты дети могут по образцу или самостоятельно, творчески  продумывая рисунок.                                              

Так же дети знакомятся с различными понятиями, учатся играть, постепенно уходят от игровой деятельности в учебную и осваивают новые знания играя. Поэтому «Дары Фрёбеля» — это новый способ учится играя.

Этот набор является мультифункциональным. Игры помогают детям чувствовать себя уверенными и раскрепощенными. На образовательной деятельности создаются комфортные условия, и поэтому каждый ребенок может проявить свои истинные возможности. Основной целью является не только совершенство речи, но и ее развитие.

Многообразие материалов позволяют детям получить новую информацию, а так же повышают мотивацию к активному речевому общению. У детей появляется желание делиться своими эмоциями, впечатлениями, с удовольствием делятся предположениями по поиску ответов на вопросы. Это положительно влияет на речевое и мыслительное развитие дошкольников.

     Применение набора на логопедических занятиях повышает познавательную и речевую  активность детей - логопатов, развивает творческие способности, смекалку, положительно влияет на личностное развитие каждого ребёнка.