Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе учителя-логопеда в дошкольном образовании
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Кобзева Марина Александровна

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 3»

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля»

в работе учителя-логопеда в дошкольном образовании

                                                                                                         Кобзева М.А.,

учитель-логопед

Фридрих Фрёбель писал: «Игра ребенка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение; заботься о ней, развивай ее, мать! Береги и охраняй её, отец! Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человека на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни.  

И действительно, игра – это прообраз жизни человека. И мы знаем, что «Как ребенок играет – так и будет жить! Умеет ли он договариваться в игре? Умеет ли достигать целей? Может обсудить и изложить свое мнение. Может ли уступать? Выигрывать и проигрывать! Насколько может в игре творчески мыслить, воображать?  Наблюдая за игрой, можно много узнать о ребенке и вовремя ему помочь!

Самый первый детский сад появился в Германии в первой половине XIX веке. Именно тогда немецкий педагог Фридрих Фрёбель сформировал принципы дошкольного учреждения, которое должно помогать родителям, воспитывать и обучать детей – через игру и без всякого принуждения. И многими его методиками пользуются до сих пор.

Одно из его пособий, которое попало мне в руки, называется – «Дарами Фрёбеля». «Дары Фрёбеля» являются уникальным авторским пособием, играя с которым ребенок в доступной и интересной форме знакомится со свойствами предметов, сенсорными эталонами, совершает разнообразные действия, конструирует разные по сложности постройки и обыгрывает их, проговаривает названия предметов и совершаемые с ними действия, тем самым осуществляя активную речевую деятельность. Также данное пособие в настоящее время используется как развивающий материал для детей с ограниченными возможностями здоровья, включая тяжёлые нарушения речи.

Именно поэтому я пришла к тому, чтобы данное пособие использовать в своей работе, как на индивидуальных, так и подгрупповых занятиях.(Рис.1,2)

1 дар «Шерстяные мячики».

Цель: знакомить с цветами, первичным пониманием формы, развивать мелкую моторику рук.

2 дар «Основные тела».

Цель: знакомить с формами и свойствами предметов; развитать исследовательские навыки.

3 дар «Куб из кубиков».

Цель: учить выделять целое и часть; строить из частей различные формы.

4 дар «Куб из брусков».

Цель: развивать усидчивость, терпеливость, понимание симметрии.

5 дар «Кубики и призмы».

Цель: изучить понятие часть и целое, развивать конструкторские способности, расширять восприятие мира.

6 дар «Кубики, столбики, кирпичики».

Цель: знакомить с геометрическими фигурами, развивать зрительно моторную координацию.

7 дар «Цветные фигуры».

Цель: познакомить и изучить плоскостные геометрические фигуры.

8 дар «Палочки».

Цель: развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.

9 дар «Кольца и полукольца».

Цель: развивать логическое мышление, речевые способности.

10 дар «Фишки».

Цель: учить составу числа, уметь выкладывать по образцу и самостоятельно.

11 дар «Цветные тела».

Цель: развивать мелкую моторику рук (шнуровка), сенсомоторные навыки (с закрытыми глазами угадывать – какая фигура), умение сортировать, сравнивать.

12 дар «Мозаика. Шнуровка».

Цель: изучать комбинации форм и цветов, умение действовать самостоятельно.

13 дар «Башенки».

Цель: закрепить названия геометрических фигур, учить словесно обозначать месторасположение предмета слева, справа, сбоку, между.

14 дар «Арки и цифры».

Цель: учить и закреплять образ цифры, конструировать.

К «Дарам» в своей работе добавляю логоритмические упражнения, которые являются эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием этих знаний  у детей быстрее происходят изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Логоритмические игры могут быть построены с использованием какого-то одного дара, или можно в течение логоритмического занятия использовать разные «дары», чередуя их в разных упражнениях. Использование «Даров» в моей практике помогает развивать творческое воображение детей не только в образовательных ситуациях, но и в режимных моментах, и при индивидуальной работе. (Рис.3)

Логоритмические игры и упражнения с использованием «даров» позволяет решить много задач по звукопроизношению, по развитию мелкой моторики рук, координацию движений, игрового и познавательного опыта детей, а занятия станут интересными и запоминающимися.

(Рис.1)     (Рис.2)

(Рис. 3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Хочу представить вашему вниманию семинар: "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста". Семинар был проведен 20.03.20...

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля», как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В данной статье описаны возможности использования игрового набора "Дары Фребеля" в работе воспитателя дошкольного учреждения для развития речи детей дошкольного возраста....

Использование логопедической мозаики на базе игрового пособия «Дары Фрёбеля» в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В презентации приведены примеры использования логопедической мозаики в работе учителя-логопеда....

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ОВЗ

Фридрих Фрёбель известен как создатель первого детского сада. Ядром педагогики детского сада Фрёбеля была игра. И посей день его набор не утратил своей актуальности и помогает педагогам в их деятельно...

Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в работе с детьми дошкольного возраста

Важная составная часть педагогической системы Ф. Фребеля - методика воспитания ребенка в семье и детском саду. Для образовательновоспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров&ra...