Консультации для родителей "Трудные звуки [Л],[Р] "
консультация

Зарубина Наталья Анатольевна

Данный материал будет полезен тем родителям, которые  хотят  поставить ребенку отсутствующий звук самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx111.74 КБ
Файл konsultatsiya.docx50.15 КБ

Предварительный просмотр:

1) Упражнения, направленные на подъём языка

«Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание! 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык"- пошлепай язык губами: Пя-Пя-Пя..

 Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

Внимание! 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

«Лошадка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижат к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. Для фиксации челюсти может использоваться большой палец ребенка (следить за чистотой рук).

2) Упражнения на формирование направленной воздушной струи

«Фокус»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

«Пчёлка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят к альвеолам, ребёнок произносит звук Дзж.

При слабости выдоха и недостаточной вследствие этого вибрации кончика языка проделайте с ребенком дыхательную гимнастику. Например, предложите ему дуть на ватку, на подвешенные полоски бумажек. Силу выдоха тренируют надувание шаров и резиновых игрушек, игры на детских музыкальных инструментах: кларнете, саксофоне, свирели, свистульке. Можете предложить несколько упражнений дыхательной гимнастики.

 «Кораблики»

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

«Футбол»

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".

3 Упражнения для выработки вибрации:

Для того чтобы ребёнок понял, что такое вибрация, необходимо отработать 

3.1.упражнения на вибрацию губ.

«Кучер» (Тпрру)

Губы вместе я сведу, Через губы буду дуть. Поиграю я в игру

И скажу лошадке: "Тпру!"

Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук "тпрру-у-у". Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами. 

«Лошадки фыркают»

Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.

3.2. Упражнения для выработки вибрации кончика языка:

«Барабан» или «Дятел»

Давай изобразим, как дятел стучит клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д... Старайся стучать сильно, следи, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал. Стучи 10-20 секунд. А теперь постучи вот так: Д-дд, Д-ДД ... (выделенный звук произноси как можно энергичнее).

«Заводим мотор»

Давай попробуем завести мотор у машинки. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН—ДЫН—ДЫН... Повторяй медленно, но энергично, затем всё быстрее в течение 10-15 секунд.

Существует несколько вариантов

 постановки звука Р.

1. от упражнения «БОЛТУШКА». Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу.  В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

2.Постановка  от звука Д.

Губы в улыбке, язык упирается в альвеолы . Ребенок произносит звук Д-Д-Д. Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.) Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к «дл». Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает.

3.Игры-упражнения для вызывания звука [р]. 

 а) Упражнение «Веселый дождик» Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай ,как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д… (правой рукой изобрази падающие капельки дождя) На цветок —т-д,т-д…(левой рукой изобрази цветок) И на дорожку т-д,т-д….( из левой руки сделай дорожку) Застучал по крыше он- -т-д,т-д…. И раздался частый звон— т-д,т-д,т-д…(дождик пошел сильнее). Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти.

 б) Упражнение «Песня Крокодила Гены» Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА(в улыбке ,с поднятым к альвеолам языком). В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.

4.«Шмель»

Ребенок улыбается, открывает рот, прижимает язык к альвеолам и произносит ДЗЗ. Оно будет очень похоже на ДЖЖ. Говорится ребенку, что это очень приставучий и настырный комарик, поэтому нужно сильнее прижимать язык к верхним зубам (тем самым провоцируется более четкая вибрация).

5. Постановка от упражнения «Грибок».

Выполняется в 3 приема:

1) присосать язык к твердому небу ("Грибок");

2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении);

3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.

2 этап – Автоматизация звука в слогах, словах и в речи.

«Варианты постановки звука [Р]»

Razvitie-rechi-1.jpg

МБДОУ «Д/с №40» г. Ачинск

Учитель-логопед Зарубина Н.А.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  

«Постановка звука [Л] ».

Правильное произношение звуков необходимо ребёнку для уверенного общения, для последующего грамотного письма и понимания прочитанного им текста.

Нарушение звукопроизношения - не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком устной и письменной речью. Оно отрицательно влияет на его психоэмоциональное состояние, самооценку, формирование личностных черт и развитие коммуникационных способностей.

Но не стоит драматизировать ситуацию в случае устойчивых речевых нарушений. Современные методы речевой коррекции позволяют добиться максимального эффекта.

Немаловажную роль в этом процессе играют и родители, которые на первых порах могут самостоятельно заниматься с ребёнком и добиться значимых результатов. Облегчить задачу поможет подробная инструкция по постановке звука.

Для начала необходимо понять, какое произнесение звука считается правильным, а какое дефектным.

Правильная артикуляция при произнесении звука [Л] следующая:

  • губы растянуты в улыбке и немного приоткрыты;
  • зубы слегка разомкнуты;
  • кончик языка приподнят к основанию верхних зубов и упирается в них;
  • при подаче звука воздух свободно выходит по бокам языка.

Звук «Л», в случае его нарушений может иметь следующие, наиболее распространённые варианты:

  • звук пропускается (ложка – ошка, молоко – моко, бокал – бока и т.п.);
  • звук «Л» заменяется нечётким «У» (ложка – уошка, молоко – моуоко, бокал – бокау и т.п.). В данном случае, особенно часто в мягкой позиции, в середине слова звук пропускается (молоко – моко, малина – маина и т.п.);
  • звук «Л» заменяется звуком «В» (ложка – вошка, молоко – мовоко, бокал – бокав и т.п.);
  • звук «Л» заменяется звуком «Й» (ложка-йёшка, молоко – мойёко, бокал – бокай и т.п.);
  • твёрдый звук «Л» заменяется мягким (ложка-лёшка).

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика выполняется в качестве ежедневной тренировки органов артикуляции не менее 10-15 минут! Выполнение артикуляционной гимнастики не прекращается и на этапах автоматизации звука.

Следим за тем, чтобы вдох осуществлялся ребенком через нос!

1.«Лягушка и слоник» - Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» — вытягивай сомкнутые губки вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка — слоник» пять-шесть раз на счёт «раз-два».

2.  «Толстячки»- надуть щеки. Удержать в такой позиции под счет до 10-ти, затем расслабиться на 1-3 секунды. Упражнение повторить 3-5 раз.

3.  «Худышки»- втянуть щеки. Удержать в такой позиции под счет до 10-ти, затем расслабиться на 1-3 секунды. Упражнение повторить 3-5 раз.

4. Чередование упражнений «толстячки»-«худышки».

5. «Конфетка»-толкаем языком правую щеку под счет до 10-ти, а затем левую. Упражнение повторить 3-5 раз.

6. «Иголочка» - твердый, острый, прямой язык высунут изо рта. Рот приоткрыт, губы не сковывают язык. Язык удержать в таком положении под счет до 10-ти, затем расслабиться на 1-3 секунды. Упражнение повторить 3-5 раз.

7. «Часики» - из позиции «иголочка» производить движения языком из одного уголка рта к другому.

8. «Пароход»- губы в улыбке, язык зажат передними зубами. В таком положении длительно произносить звук [Ы]. Будет слышаться звук [Л], НО!!! Мы об этом ребенку временно не говорим.

После освоения комплекса артикуляционной гимнастики, можно переходить непосредственно к постановке звука.

Рекомендую во всех вышеперечисленных нарушениях начинать постановку звука [Л] от межзубного. Вот тут и пришло время сообщить ребенку о том, что, выполняя упражнение «пароход», мы слышим звук [Л]. Предлагаем сравнить его звучание со своим (межзубным). В дальнейшем, когда ребенок будет хорошо и отчетливо произносить изолированный звук [Л], мы просим спрятать язычок за зубки.

Звук поставлен! Осталось его закрепить в слогах(Ла, Ло, Лу, Лы, Лэ; Ал, Ол, Ул, Ил, Ел, Ыл), словах с этими слогами, а затем и в предложениях. Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Звуки вокруг нас"

Консультация для папки-передвижки на цветном фоне....

Консультация для родителей "Звуки ,которые нас окружают"

Мир звуков окружает ребенка с момента рождения (а вернее,он живет в нем еще до рождения). В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей,и нас  следует помочь ребенку сделать ...

Консультация "Особенности постановки звуков при нарушении строения челюсти и зубного ряда".

В консультации рассказывается о нарушениях строения челюсти и зубного ряда. Расскрываются особенности постановки звуков при нарушениях челюсти и зубного ряда....

Консультация "Поиграем со звуками"

Консультация для родителей по музицированию...

Консультация для воспитателей "Звуко-буквенный анализ"

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. Современная школа, согласно...

Консультация для родителей Звуко-буквенный анализ слов

Консультация для родителей Звуко-буквенный анализ слов...

Консультация "Учимся слышать звуки и правильно их произносить."

Консультация "Учимся слышать звуки и правильно их произносить."...