«Развитии связной речи дошкольников методом наглядного моделирования
статья по логопедии (старшая группа)

Куприна Валерия Александровна

Выступление на ММО по теме: "Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования" опыт работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст к презентации20.08 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Глядянский детский сад №2»  

«Развитии связной речи дошкольников методом наглядного  

 моделирования

Учитель - логопед

Куприна Валерия Александровна

Март,  2019г.

(с.1.) Дошкольное образование - это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками - формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи.   

Основная цель речевого развития - доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.

На протяжении 3 лет с 2013г. по 2015г. года при диагностике детей   подготовительной группы я обратила внимание на то, что дети затрудняются пересказать сказку, составить описательный рассказ по картине, не могут составить элементарный рассказ о себе и своей семье. На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми - это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

В 2016 году я решила взять тему по самообразованию «Развитие связной речи дошкольников с помощью наглядного моделирования».

(С.2.) Развитие связной речи является важной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. В связной речи реализуется основная, коммуникативная функции языка и речи. О необходимости развития связной речи написано в работах  Яна Амоса Коменского, Иоганна Генриха Песталоцци, К.Д. Ушинского. Исследования в области связной речи в 60-70-е годы  20 века определялись во многом идеями Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной., Н.А. Орлановой, О.И. Коненко, Э.П. Коротковой, Н.Ф. Виноградовой).

На подходы к изучению и развитию связной речи оказали влияние исследования в области лингвистики текста, под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой (Г.А. Кудрина, Л.В. Ворошнина, А.А. Зрожевская, Н.Г. Смольникова, Е.А. Смирнова, Л.Г.Шадрина).

К моменту выпуска из детского сада ребенку необходимо достигнуть определенного уровня речевой активности, овладеть словарем и грамматическим строем речи, что определяет готовность к переходу от диалогической речи  к связному высказыванию, что отмечается в ФГОС ДО.  Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью, способностью строить развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание учебных текстов в устной и письменной речи.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.

Формирование связной речи у детей в онтогенезе изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место какие – то нарушения.

(с.3.) В первую очередь отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, поэтому важно использовать специальные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у них развернутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, которая способствует порождению речевого акта.

(с.4.) Разновидностью наглядного средства выступает моделирование, как плана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркивалась Л. С. Выготским, указывающим на важность последовательного построения высказывания, его звеньев.

Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребёнка - моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А.Сохина, О.С.Ушаковой, дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребёнок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность.

(с.5.) Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

1. Ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью.

3. Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок - кашкой для куклы, а он сам - папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.

(с.6.) Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. 

В мае 2016 года на педсовете мною была подготовлена презентация о моделировании, были поставлены основные цели, задачи, план по самообразованию, который претерпел некоторые изменения в процессе работы. (с.7,8.)   В своей работе использовала работы Ткаченко. (с.9.)  Одной из первых моделей, используемых мною была модель составление описательного рассказа о времени года. Обратите внимание на слайд, данная модель состоит из 8   квадратов, в каждый квадрат зашифрована определенная информация о которой дети рассказывают по очереди. (с.10.)  В процессе ознакомления детей с моделью описания времени года -  перешли к описанию одежды также по времени года. (с.11,12.)  Например, говорили осенью об овощах и фруктах, ознакомились с моделью описание овощей и фруктов. У нас не было мнемотаблиц на составление рассказа о животных, о птицах. (с.13.)  С детьми подготовительной группы 2016 -2017 учебного года мы составили  схему-описание животных. Но больше всего по работе (с.13.) с данной таблицей детям нравилось загадывать загадки. (с.14.) В 17-18 учебном году после ознакомления со всеми предыдущими схемами мы составили с детьми схему-описания птиц.  Выяснилось, что дети абсолютно не знают птиц и мы закрепляли, как могли в том числе с помощью данной схемы.  

Ещё одна из тем взятая мною - это  использование схем для заучивания наизусть. (с.15.)  К сожалению работа не была проведено в должном объеме в котором планировалась.

(с.16.) Обратите внимание на диаграмму, мною взяты 4 вида «Связной речи»,  который диагностируется мной в мае, в конце учебного года. Это пересказ сказки, описание времени года,  рассказ о себе и своей семье.

Диагностику развития связной речи детей целесообразно основывать на заданиях, направленных на выявление умения отвечать на вопросы полным предложением, составить рассказ - описание по образцу, вести диалог. По итогом проведенной работы  выяснилось, что  уровень связной речи  детей  на 2017-18 год повысился.

(с.17,18.) В этом  учебном году  мною был разработан и реализован  к дню матери  проект «МОЯ МАМА» по составлению рассказа-описания мамы. (с.19.)

(с.20.)  В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи, являются образные средства, точнее, модельные представления. Доказательство этому - многолетние исследования, проведенные под руководством Л.А.Венгера, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, Н.Н.Поддъякова.

Наглядное моделирование облегчает детям дошкольного возраста, овладение связной речью, а использование символов, пиктограмм, заместителей, схем улучшает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает не только речевую деятельность детей, но и психические процессы. (с.21.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.По результатам диагностики уровня ...

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.По результатам диагностики уровня сформи...

Консультация Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования

Консультация Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования...

Проект «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»

Мы стремимся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, её объём и характер становятся главным показателем успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, труд...

Консультация для воспитателей « Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»

« Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»...

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания....