Пескотерапия, как средство развития речи у детей дошкольного возраста в группах комбинированной направленности.
презентация к уроку по логопедии (средняя группа)

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, которая несёт в себе терапевтическое воздействие.

К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

; Пескотерапия как средство развития речи (словарного запаса) в работе учителя- логопеда Петрушина Т.А.

Слайд 2

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, которая несёт в себе терапевтическое воздействие.

Слайд 3

Цель моей работы: развитие речи дошкольников через использования метода песочной терапии. Задачи: Создать развивающую среду по использованию песочной терапии (центр песочной терапии): подборку различных предметов для игр в песке. 2. Разработать картотеку игр с использованием песка, 3. Разработать консультации для родителей и педагогов. Применяя данную систему работы я предполагала: 1. Развить у детей речевую активность, коммуникативные качества. 2. Сформировать умение вести беседу. 3. Пополнить словарный запас детей. 4. Научить детей формулировать свои мысли, высказывать мнения.

Слайд 4

Упражнение "Необыкновенные следы" . Тема недели – «дикие животные»

Слайд 5

Упражнение "Необыкновенные следы" . Тема недели – «дикие животные»

Слайд 6

«След руки»

Слайд 7

«След руки»

Слайд 8

«След руки»

Слайд 9

Рисуем песком

Слайд 10

Рисование песком с помощью трафарета

Слайд 11

Рисование песком с помощью трафарета

Слайд 12

Рисование песком с помощью трафарета

Слайд 13

«Что под песком?»

Слайд 14

«Что под песком?»

Слайд 15

«Что под песком?»

Слайд 16

« Покорми, поросенка!»

Слайд 17

«Спрячь ручки» «Слоговые дорожки»

Слайд 18

Артикуляционные упражнения

Слайд 19

Артикуляционные упражнения

Слайд 20

Артикуляционные упражнения

Слайд 21

Артикуляционные упражнения

Слайд 22

Развитие диафрагмального дыхания Регуляция мышечного тонуса Автоматизация звуков Развитие фонематического слуха Формирование слоговой структуры слова Словарная работа Обучение грамоте Связная речь.

Слайд 23

Терапевтические возможности песка • Существенно усиливает желание ребенка узнать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. • В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития» ручного интеллекта». • В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика. • Совершенствуется развитие предметно игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. • Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

Слайд 24

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Пескотерапия, как  средство развития речи

у детей дошкольного возраста

в группах комбинированной направленности.

«Только руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум»
Карл Густав Юнг

Нарушения речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Причины возникновения нарушений речи весьма разнообразны. Речевые нарушения являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанной помощи. На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими.

Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в продолжительной систематической помощи логопеда в речевых группах детских садов.

       Профессор Р.Е.Левина, изучая тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы оказываются нарушенными произношение, трудности  овладения системой морфем, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы, страдает связная речь. Такое системное нарушение получило название «общее недоразвитие речи» (ОНР).

        Как показывает статистика в  последние годы стремительно возросло количество детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.  Они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями речи. В нашем дошкольном учреждении функционируют комбинированные группы для детей с ТНР  среднего возраста.          Важное место в системе речевой работы занимает обогащение словарного запаса, его активизация и закрепление.  По мнению Л. П. Зерновой, И. А. Зиминой, Г. Р. Шашкиной познавательное развитие, невозможно без усвоения новых слов.
     Реализуя задачу по обогащению словарного запаса, я столкнулась с такой проблемой как нарушения  внимания и  нарушения в эмоционально – волевой сфере.
 Для детей с ОНР характерны следующие особенности эмоционально-волевой сферы: органический инфантилизм, импульсивность, гиперактивность, нескоординированность эмоциональных процессов, тревожность и страх. 
          Работая на комбинированной группе с детьми среднего возраста с ТНР и наблюдая за ними во время работы по речевому развитию, я сделала вывод, что
частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.  Пескотерапия - одна из разновидностей игротерапии. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.                 

В своей работе я уделяю большое  внимание развитию мелкой моторики рук, так как научно доказана тесная связь между координацией движений рук и речью. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга.   Как говорил К.Д.Ушинский.  «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка». А песок все дети любят.
В работе с гиперактивными детьми с ТНР  
песочная терапия дает возможность реализовывать задачи коррекционного обучения. Песок является удивительным источником энергии. Это материал, который способен завораживать малыша.                                                                      

Применение   в работе песка с детьми среднего дошкольного возраста  с ОНР дает огромные возможности:

  • Усиливается желание ребенка познавать что-то новое, экспериментировать.
  • Развиваются  познавательные функции (мышление, внимание, память, восприятие), а также моторика и речь.
  • «Тактильная» чувствительность развивается в мощном объеме в качестве основы развития «интеллекта ручного».
  • Песок наравне «умеет заземлять» отрицательную энергию, а это особенно актуально при занятиях с «особыми» детьми.
  • Кроме этого, идет развитие детской предметно-игровой деятельности, это далее поможет в развитии сюжетно-ролевых играх и навыков коммуникативных для гиперактивного ребенка.                                        Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, избавляют  от психологического напряжения, что помогает наладить тесный контакт с детьми.                                                                                                 С  помощью песочницы  реализуются  такие  коррекционные  задачи как:                
  • развитие  тактильно-кинетической  чувствительности и мелкой  моторики рук;  
  • расширение словарного запаса; 
  • освоение  навыками звуко-слогового анализа и синтеза; 
  • развитие дыхание; 
  • развитие  фонематического слуха и восприятия.

    Упражнения с песком для развития  тактильно-кинетической  чувствительности, мелкой  моторики рук и расширение словарного запаса (

все действия с песком оречевляются, проговариваются).

  • Упражнение «Следы животных». 

"Слонята" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. 
"Зайчата" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. 
"Червячки" - ребенок расслабленными (напряженными) пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). 
" Паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "паучки здороваются").

  • «Отпечаток» Просим, ребенка  найди указательный пальчик и положить на него фишку, ребенок выполняет задание и тем самым ориентируется в схеме собственного тела.
  • «Рисование  на песке» Каждую лексическую тему закрепляем рисованием на песке.
  • «Рисование при помощи трафарета» кладем  деревянный  трафарет, аккуратно посыпаем его песком, после  убираем трафарет, остаётся изображение чего – либо.

С помощью песка можно играть в игры на  развития дыхания.

  • «Что под песком» Дети  учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение и произносит название картинки.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

  • «Прятки в песке»  Ребенок должен спрятать руки в песок, услышав заданный звук.
  • «Дорожки» Рисуем  круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

Артикуляционные упражнения.  

  • «Лошадка»  Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».  
  • «Индюки» Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка .
  • «Качели»  Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку.
  •  «Часики» Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
  • «Накажи непослушный язычок» Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.                                                                                   Таким образом, приёмы работы в песочнице, решают  целый ряд логопедических задач. Превращают каждое занятие с детьми в более интересную, увлекательную и  продуктивную деятельность. Дети без особого труда включаются в активную речевую деятельность, увеличился словарный запас детей, отвечают на несложные вопросы, строят связные высказывания.

          Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка, а ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя более  успешным.

Петрушина Татьяна Аркадьевна

Учитель-логопед

МБДОУ  «ДС № 333 г. Челябинска»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста

Результаты многочисленных исследований констатируют в настоящее время, что большинство современных детей дошкольного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Так же отмечается увели...

План по самообразованию воспитателя Плешаковой Марины Алексеевны Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста группа компенсирующей направленности «Ромашка»

План по самообразованию  воспитателя Плешаковой Марины АлексеевныТема:  Развитие связной речи детей дошкольного возраста  группа компенсирующей направленности «Ромашка»...

Инновационный педагогический опыт по теме: «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР» учителя-логопеда МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Ермошиной Галины Николаевны

Вопрос готовности ребёнка к школе всегда волнует родителей особенно если дети имеют отклонения в речевом развитии.  А от уровня развития мелкой моторики зависит показатель интеллектуальной готовн...

Рабочая программа организации деятельности педагога с детьми 4-5 лет, среднего дошкольного возраста группы комбинированной направленности

Рабочая программа  организации деятельности педагога с детьми 4-5 лет, среднего дошкольного  возраста группы  комбинированной направленности...