родительское собрание
материал по логопедии (подготовительная группа)

Хайруллина Ильгиза Зайкатовна

родительское собрание в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

с элементами тренинга на тему:

         «Что такое ЛОГОПУНКТ?  - Давайте познакомимся!»

                       

                                                  Участники: родители детей подготовительных к школе групп,

 зачисленных

для  коррекционного  обучения

на логопункт.

Цель: повысить  родительскую  компетентность  в вопросах  развития   речи, формируя  у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения.

Задачи:

  1. Познакомить  родителей с целями и задачами коррекционной работы  в условиях логопункта;
  2. Познакомить родителей с некоторыми методами и приемами работы логопеда по коррекции и развитию речи .
  3. Акцентировать внимание родителей на важности и значимости  их участия, помощи в коррекционной  работе .
  4. Вызвать желание сотрудничать с логопедом .

.

Оборудование:  стулья, расставленные полукругом,  бумага, ручки, вата,  прямоугольники желтой бумаги., памятки, карточки с разноцветными шляпами, ноутбук, экран, презентация

Предварительная подготовка к собранию:

1. Анкетирование родителей.

2. Изготовление пригласительных и  раздача  их за неделю.

3. Изготовление Памятки.

4. Подбор атрибутов занятия.

Ход собрания:

I. Вводная часть

   1)  Приветствие и представление . Упражнение «Имя» . (Упражнение направлено на создание положительной атмосферы в группе родителей, на поднятие их самооценки . Оно акцентирует внимание на ценности каждого родителя).

   Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным. 

Предлагаю всем представиться – назвать свое имя и отчество. Затем охарактеризуйте себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества.  (Логопед  называет свое имя и подбирает слова: «Меня зовут Людмила Анатольевна – любознательна, активна., ». Родитель: «Меня зовут Рита Геннадьевна- радушна, гармонична » и т.д.

   2)  Тема собрания

     Логопед : «Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. 
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться. Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
    Известно, что дети даже без специального обучения уже  с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка.

Из бесед с родителями, из наблюдений их общения с детьми, анализа результатов анкетирования  видно, что многие из родителей не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Многие родители даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний.

      Поэтому основная задача учителя-логопеда ДОУ помочь детям, имеющим нарушения речи в условиях детского сада общеразвивающего вида. В настоящее время во многих дошкольных учреждениях функционируют логопункты,  такой логопункт есть и в нашем детском саду.

      И так, ваш ребенок зачислен на логопедический пункт… Что это такое? Сегодня я попытаюсь ответить на возникающие по этому поводу вопросы.

II.  Основная часть

     1) Упражнение «Цветик-восьмицветик»»  (Данный метод позволят  сориентировать родителей в теме, представить им основные направления дальнейшего разговора. Глядя на  лепесток, родители узнают, какое задание им нужно выполнить. Таким образом, наглядно и в четко структурированном порядке представляется весь материал, выделяются его ключевые моменты). 

     Логопед : «Я постаралась обобщить все ваши вопросы. Поместила их на эту ромашку. Ромашка идет по кругу. По моему сигналу:«Стоп! Сиреневый лепесток!», вы зачитываете вопрос на обратной стороне лепестка соответствующего цвета.! (Логопед отвечает на главные вопросы, относящиеся к теме собрания,  записанные на обратной стороне лепестка).


 1. Что такое ЛОГОПУНКТ? (  синий лепесток)

     Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») - это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.
    Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида (то есть обычных детских садов) является реализация общеобразовательной программы. А, как известно, в такой программе специально не предусмотрено времени на занятия с учителем-логопедом.
    Другими словами, логопедические занятия являются дополнительной услугой. Поэтому расписание занятий логопеда в ДОУ составляется в согласовании с администрацией, не в ущерб общеобразовательным занятиям. Но, согласно «Положению о логопункте ДОУ», логопед имеет право брать ребенка на коррекционные занятия с любого занятия воспитателя.

2. Основные задачи  работы ЛОГОПУНКТА. ( красный лепесток)

      Основными задачами и должностными обязанностями учителя-логопеда в логопункте являются:

  • формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
  • коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
  • привитие детям навыков коммуникативного общения;
  • решение задач социального и речевого развития.

       В начале учебного года работа учителя-логопеда начинается с обследования состояния речи детей старшего возраста, остальные дети, достигшие 4-х летнего возраста, обследуются в течение года.

     2)  Упражнение «Листик». ( Решение  ситуативной задачи. Применяется для того, чтобы родители  самостоятельно разобрались в сложившейся ситуации и приняли решение, аргументировав его. Учим  родителей делать мотивированные  заключения).
     Логопед:» Сейчас мы с вами поиграем – сделаем осенний листик.     Главные условия: ни на кого не смотреть, слушать мою инструкцию. Перед каждым из вас на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте: сложите лист пополам; оторвите верхний уголок. Продолжайте эти действия по краям , пока они будут возможны.

     Теперь раскройте свой листик. Найдите среди других листиков такой же, как ваш. Нашли?»  (Родители отвечают, что не нашли.)

     Логопед: «Почему, как вы думаете?»

     Предположения высказываются самые разные, и постепенно, по мере их поступления аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и листики  получились разные.

     Это вывод о том, что все дети - разные: различны их способности, возможности и личностные качества.


3. Каких детей берут на ЛОГОПУНКТ? ( белый лепесток)

     На логопедический пункт зачисляются дети с 5-7 лет с речевыми нарушениями. Основанием для зачисления ребёнка на логопункт является  заключение  психолого-медико-педагогической консилиума (ПМПк) и заявление родителя (законного представителя).
    На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь. Дети более младшего возраста из средней группы могут получить консультацию от учителя-логопеда.
 

4. С каким логопедическим заключением можно попасть на ЛОГОПУНКТ ? (зеленый лепесток)

     Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
• нарушение произношения отдельных звуков – НПОЗ  (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР;
• фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР;
• ОНР третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии, или НВОНР - нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня.

Фонетическое недоразвитие речи  - нарушение  произношения отдельных звуков.

 Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение звукопроизношения  у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков у детей с нормальным слухом и интеллектом

У детей, имеющих ФФНР:

  • один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;
  • сложные звуки заменяются простыми;
  • наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. 

Общее недоразвитие речи) или  нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР – это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности  его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.

Дизартрия  это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. 
Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

 ( Логопед  приводит примеры  по  различным видам  нарушения звукопроизношения)

    3)  Упражнение « Сдуй  ватку». ( Релаксация. Цель данного метода – повысить уровень позитивной энергии у родителей  и сбросить излишнюю напряженность, возникающую во время собрания).

     Логопед: »Сейчас мы с вами поиграем в любимую игру ваших детей, а вы тем самым  прочувствуете на себе важность умения  регулировать свое дыхание. Вам нужно будет сдуть ватку с носа при положении  широкого языка у верхней губы.» . «Короткий вдох и длинный , плавный выдох – основа для выработки правильного ротового дыхания.»

5. Причины  речевых нарушений. ( оранжевый лепесток)

     Логопед: «Предлагаю вам презентацию о причинах  речевых нарушений. ( Показ презентации)

 Итак, причиной речевого нарушения могут быть:

  • внутриутробная патология;
  • наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
  • неблагоприятные роды и их последствия;
  • заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
  • ребенок общается с людьми с нарушениями речи;
  • малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
  • ребенок перенес стресс или испуг.

6. В каком режиме проходят занятия на ЛОГОПУНКТЕ ?( желтый лепесток)

     Индивидуально-подгрупповые занятия - 2 или 3 раза в неделю.
Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия.
Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия, и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном  индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10 до 20 минут.
    Цель индивидуальных логопедических занятий – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
В первую половину дня логопед работает 4 дня в неделю.
Во вторую половину дня – 1 раз в неделю. Чаще всего во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия и консультации с родителями.

7. Сколько детей зачисляется на ЛОГОПУНКТ ?( коричневый лепесток)

Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать  20 человек.
Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться.. На освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок, из стоящих на очереди. Таким образом, логопункт в детском саду - это открытая и крайне подвижная система.
В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада.
 

8. Роль родителей в коррекции речевых нарушений.( сиреневый лепесток)

     Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.

     Родители должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью своего ребенка.

      Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад.

 Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим. 
Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

  • выполнять все рекомендации логопеда;
  • выполнять лечение, назначенное неврологом;
  • обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
  • выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 1 раз в неделю);
  • осуществлять контроль за речью ребенка.

А если «пустить  на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:

  • ошибки на письме и при чтении; ошибки на письме и при чтении;
  • снижение самооценки;
  • конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

     Анализируя ваши ответы на вопросы анкеты, сделала вывод , что самыми востребованными со стороны родителей формами взаимодействия логопеда и родителей являются следующие: родительские собрания, тетрадь для домашних заданий,  беседы, семинары-практикумы, выставки литературы логопедической направленности, устные индивидуальные  консультации, открытые занятия,  совместные занятия родителей и детей.

Все ваши предложения будут учтены при планировании взаимодействия логопеда и родителей в коррекционной работе с родителями.

Как заниматься с ребенком дома?

     В индивидуальных тетрадях  каждого ребенка будет помещена Памятка по выполнению  домашних заданий. А с основными положениями  Памятки познакомлю вас  сейчас.

Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда

  • Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
  • Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
  • Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
  • Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
  • При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с  логопедом.
  • Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Как работать со звуком?

  • Проговорите звук совместно с ребенком.
  • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
  • Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
  • Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
  • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек ( опора на зрительный анализатор  играет важную роль на этапе автоматизации звука, параллельно дифференцируем понятия БУКВА-ЗВУК).
  • Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
  • Придумайте игры со звуком, над которым работали.
  • Проговорите речевой материал на этот звук.

Артикуляционная гимнастика

      Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность. Весь комплекс артикуляционной гимнастики будет помещен в индивидуальную тетрадь ребенка. Артикуляционную гимнастику необходимо делать  ежедневно.

Дыхательная гимнастика

      Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.

Основные  параметры правильного ротового выдоха:

– выдоху предшествует сильный вдох через нос – "набираем полную грудь воздуха";
– выдох происходит плавно, а не толчками;
– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
– выдыхать следует, пока не закончится воздух;
– во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки» «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».

III.Заключительная часть.

Рефлексия занятия. ( Смайлики   Цель – сделать анализ занятия более эффективным и разноплановым. В итоге достигается обратная связь с педагогом, выделяются самые эффективные моменты занятия, закрепляется положительный эмоциональный настрой).

     Логопед: Уважаемые родители, наша встреча подходит к завершению.  У вас сформировалось свое мнение по поводу материала нашего собрания , поэтому я вам предлагаю выбрать и «примерить» разные смайлики и высказать свое отношение к занятиям.

Каждому родителю предлагается Памятка  «Советы родителям по выполнению логопедических заданий дома» .

Завершение собрания. (ритуал прощания)

     Логопед:  «Уважаемые родители! Мне было очень приятно видеть вашу активность и заинтересованность.

 Давайте поаплодируем друг другу. Желаю вам успехов!»

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М., 2005.
  2. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М., 2000.
  3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб., 2012.
  4. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2005.
  5. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...