Дидактическое пособие «Звуковая божья коровка» в коррекции речевых нарушений дошкольников
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Федотова Ольга Юрьевна

Представлена  авторская разработка дидактического пособия «Звуковая божья коровка», которое предназначено  для индивидуальной коррекционно-развивающей работы  с детьми старшего дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zv.bozh_.korovka.docx503.6 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Звуковая божья коровка»

в коррекции речевых нарушений дошкольников

Дидактическое пособие «Звуковая божья коровка» предназначено для индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Оборудование: фигура божьей коровки без черных точек, на месте которых горлышки от пластиковых бутылок; фишки (крышки от пластиковых бутылок), на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком или дифференцируемыми звуками.

Цель: автоматизация «трудных» звуков, введение их в активную речь и совершенствование фонематического слуха.

Задачи:

  • автоматизировать  правильное произношение заданного звука в словах в разной позиции;
  • совершенствовать мелкую моторики рук; координировать произношение слов с движением руки;
  • формировать звуковую аналитическую активность как предпосылку обучения грамоте;
  • дифференцировать смешиваемые звуки в словах;
  • совершенствовать лексико-грамматические категории.

Во всех вариантах игр ребенок сначала прикручивает крышку пальцами ведущей руки, затем педагог предлагает попробовать другой рукой.

Возможные варианты игр:

I вариант «Называй-ка».

Педагог выкладывает только фишки с автоматизируемым звуком. Ребенок берет поочередно по одной фишке, называет картинку на обороте. Если слово произнесено правильно, то ребенок прикручивает крышку и еще раз проговаривает слово.

II вариант «Изменяй-ка».        

Работа проводится аналогично I варианту. Когда ребенок прикручивает крышку, он изменяет слово по образцу, данному педагогом («Один - много», «Назови ласково», «Чего нет» и т.д.).

III вариант «Определяй-ка».

Ребенок называет картинку на обороте фишки, произнося протяжно  автоматизируемый звук и определяя место звука в слове по схеме (начало, середина, конец слова). Потом он прикручивает крышку и еще раз проговаривает слово.        

 IV вариант «Выбирай-ка».

Фишки не только с автоматизируемым звуком. Ребенок берет поочередно по одной фишке, называет картинку на обороте и определяет, есть ли изучаемый звук в слове. Если есть, то прикручивает крышку и произносит протяжно автоматизируемый звук.

 V вариант «Различай-ка».        

Фишки с дифференцируемыми звуками. Предлагается разделить их: на левое крылышко фишки с картинками, в которых слышится один звук, а на правое - другой звук. Ребенок берет поочередно по одной фишке, называет картинку на обороте и определяет, какой звук слышится в слове, и прикручивает крышку соответственно на левом или правом крылышке.

Аналогично по дифференциации обобщающих понятий (овощи/фрукты, дикие/домашние животные и т.д.).        

Использование предлагаемого дидактического пособия  способствует более легкому и быстрому закреплению «трудных» звуков в речи с включением в работу всех анализаторов, в том числе и мелкой моторики рук. Игровая атмосфера деятельности позволяет ребенку многократно и ненавязчиво осуществлять повторение слов с отрабатываемыми звуками. В процессе игры ребенок раскрепощается, педагог получает  возможность оценить качество коррекционной работы, уровень слухового контроля самого ребенка за поставленными или дифференцируемыми звуками и спланировать  дальнейшую коррекционную работу. E:\DCIM\100KM763\100_3692.JPGE:\DCIM\100KM763\100_3694.JPGE:\DCIM\100KM763\100_3695.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика и ритмопластика как средства коррекции речевых нарушений дошкольников

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические...

Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста

в статье рассматривается система работы с дошкольниками старшего возраста с ОНР 3 уровня с использованием развивающих технологий...

Использование диалога в коррекции речевых нарушений дошкольников

Коррекция речевых нарушений детей средствами диалога легко и весело. Из опыта работы....

Консультация "Значение художественной литературы в коррекции речевых нарушений дошкольников"

Проблема помощи детям, имеющих отклонения в речевом развитии остаётся чрезвычайно актуальной. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, р...

Роль фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в коррекции речевых нарушений дошкольника.

Роль фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в коррекции речевых нарушений дошкольника....