Программа дополнительного образования "ГОВОРУША" 3-5 лет
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя группа)

Килина Екатерина Константиновна

В настоящей «Программе» предусмотрено разностороннее развитие детей, коррекция недостатков речевого развития, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Она предназначена для обучения детей 3-5 лет.

Дополнительная образовательная программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………3

Цель и задачи реализации Программы «Говоруша»» ..................................................................................................................6

Принципы и подходы к формированию Программы «Говоруша»..........................................................................................6  Особенности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста .....................................7  Планируемые результаты освоения «Программы»..............................................................................................................11

Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми 3-4 летнего возраста...................................................................11 Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми 4-5 летнего возраста....................................................................12 ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ (3 – 4летний возраст)...................................................................................................13 Подготовительный этап логопедической работы на первой ступени обучения .............................................................. 13

Основной этап логопедической работы на первой ступени обучения ..............................................................................14

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ (4 – 5 летний возраст)..................................................................................................16 Подготовительный этап логопедической работы на второй ступени обучения ..........................................................16 Основной этап логопедической работы на второй ступени обучения ...............................................................................17

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ..........................................................................................................20

Учебно-тематическое планирование по звуковой культуре речи у детей 3-4 лет .............................................................20

Учебно-тематическое планирование по звуковой культуре речи детей 4-5 лет .............................................................22  Критерии оценки уровня речевого развития дошкольников .....................................................................................................26 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ..................................................................................................................................29 Условия реализации «Программы» ..................................................................................................................................29 Перечень игр и игровых упражнений....................................................................................................................................30 Перечень оборудования и материалов .................................................................................................................................31 Список используемой литературы: ....................................................................................................................................... 33

Пояснительная записка

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

 Однако реальная ситуация, сложившаяся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показала, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

 Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что дошкольный возраст является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребёнка в звуковой действительности.

Фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, фонематических процессов, грамматики, то могут возникнуть трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определённые изменения личности на пути развития «ребёнок- подросток -взрослый», 8 когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

 Это вызывает необходимость разработки современных образовательных технологий по развитию фонематических процессов у детей как составной части системы развития речи дошкольника. Решение данной проблемы возможно через разработку дополнительной Программы на базе основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста.

 В «Программе» учитываются концептуальные положения общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется на:

 современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира;

 философской теории познания, теории речевой деятельности, о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.

 В основе «Программы» лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».

В настоящей «Программе» предусмотрено разностороннее развитие детей, коррекция недостатков речевого развития, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Она предназначена для обучения детей 3-5 лет.

Дополнительная образовательная программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Дополнительная общеразвивающая программа является локальным актом МБДОУ №27 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово, разработанным в соответствии:

 с законами РФ

  Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Приказом Министерства просвещения РФ от 09.января 2018 года «ОБ утверждении и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с документами Федеральных служб

  постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; с региональными документами

  Законом Кемеровской области «Об образовании в Кемеровской области» от 28.12.2000г №110-03; с локальными документами

  Уставом муниципального автономного дошкольного учреждения №221 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово (утверждено заместителем председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово 26.06.2014 г).

  Авторской программой по коррекции нарушений речи «Программа логопедической работы по преодолению Фонетико-фонематического недоразвития у детей» (под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.)

Программа предусматривает реализацию индивидуальных особенностей детей, личностно - ориентированного подхода с использованием развивающих методов.

Содержание программы определено с учётом дидактических принципов: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Срок реализации «Программы» – 2 года.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Программа имеет социально-педагогическую направленность.

Цель и задачи реализации «Программы» 

Цель программы: 

 проектирование модели коррекционно-педагогической работы, максимально обеспечивающей систему средств и условий для формирования фонетического восприятия и звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Основные задачи: 

Рабочая программа направлена на:

  Развитие и совершенствование звуковой и интонационной культуры речи, развитие артикуляционного аппарата;  Развитие умения чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения;                           Развитие фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;                                                                                                                                                                                                       Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте:                          Создание благоприятных условий для речевого развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;                                                                                                                      Стимулирование развития инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

Принципы и подходы к формированию «Программы»

 Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в педагогике: научность, системность, доступность, повторяемость, а также:

  Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.            Принцип развития и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребёнка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков речевого развития. Это учитывается при планировании коррекционной работы.                                                                                                                                             Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.                      Принцип связи речи с другими сторонами психического развития. «Программа» строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:                                                                                                                                 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;                                                                                                                                                                                            содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;                                                                                                                                                                                 поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;                                                                                                 возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Особенности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Формирование звуковой стороны речи при нормальном её развитии происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, нужных для произношения) и усвоение системы признаков звуков, необходимых для их различения. Каждый язык располагает своей фонематической системой, где определённые звуковые признаки выступают как сигнальные, смыслоразличительные (фонемы), в то время как другие звуковые признаки остаются несущественными (вариантами). Весь звуковой строй языка определяется системой противопоставлений (оппозиций), где различие даже в одном признаке изменяет смысл произносимого слова.

 Дифференциация звуков речи как при восприятии, так и при произношении происходит на основе выделения сигнальных признаков и отвлечения их от несущественных, не имеющих фонематического значения. Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей чаще всего проявляются в замене при произношении одного звука другим и смешении звуков.

Р.Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и нарушения восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.

Исследователи Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина выделяют разные варианты дефектов звукопроизношения:

 1) недифференцированное произнесение пар или групп звуков. В этих случаях для ребёнка один и тот же звук может служить заменителем двух или трёх звуков;

2) замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции и представляющими поэтому меньшую произносительную трудность для ребёнка. Обычно звуки, сложные для произношения, заменяются более лёгкими, которые характерны для раннего периода речевого развития;

 3) смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. В одних случаях ребёнок употребляет звук верно, в других - этот же самый звук заменяет другими, близкими артикуляционно или акустически. Причём неустойчивость усиливается в самостоятельной речи детей.

Авторы видят в этом свидетельство того, что подобные отклонения в формировании произношения связаны в значительной степени с недостаточностью фонематического восприятия. Выделяя признаки, позволяющие судить о недостаточном уровне развития фонематического восприятия, они отмечают следующие особенности:

  1. дети затрудняются воспроизводить ряды слогов с оппозиционными звуками, хотя изолированно эти же звуки произносят правильно;
  2. допускаются ошибки при выделении звуков из слогов и слов, а также при определении наличия звука в слове;
  3. большие затруднения возникают у детей при отборе картинок и придумывании слов с определённым звуком;
  4. дети испытывают затруднения при выполнении элементарных заданий, связанных с выделением ударного звука в слове;
  5. узнавание первого, последнего согласного в слове, слогообразующего гласного в односложных словах практически им недоступно.

 С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.

Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребёнка в период формирования речи и ослабленное произвольное внимание.

При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

  В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:

– Недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее лёгкая степень фонетико-фонематического недоразвития.

– Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо.

– При глубоком фонематическом недоразвитии ребёнок не слышит звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, не способен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Признаками нарушения фонематического восприятия являются:

- нарушение дифференциации звуков на слух;

- нарушения звукопроизношения (смешения и замены звуков);

- нарушения звуковой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков);

- нарушения слоговой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение слогов).

У детей c фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определённая зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, то есть, чем больше количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. Несформированность фонематического восприятия встречается и при правильном произнесении звуков. Так, например, ребёнок может искажённо произносить два – четыре звука, а на слух не различать большее число, причём из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. У детей с относительно сохранным звукопроизношением недоразвитие фонематического восприятия диагностируется только при обучении в школе.

Планируемые результаты освоения «Программы»

Планируемые результаты освоения «Программы» предусмотрены в ряде целевых ориентиров.

 Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми 3-4 летнего возраста 

Ребенок:

 способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

  проявляет речевую активность способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова;

  понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;

 понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;

  различает лексические значения слов и грамматических форм слова;

 использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут дополняться жестами;

 произносит простые по артикуляции звуки;

  воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми 4-5 летнего возраста

 Ребенок:  проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения  какой-либо (конкретной) цели;

 понимает обобщающие значения слов, употребляет обиходные глаголы в рамках изучаемых лексических тем, приставочные глаголы, прилагательные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

 использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;

 различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи;

  различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;

 владеет простыми формами фонематического анализа:

 определяет звук в слове, когда звук выделяется и не выделяется голосом;

 осуществляет выбор из двух предметов того, в названии которого есть заданный звук;

 производит самостоятельный отбор предметов с заданным звуком, длительно произнося звук; произнося звук громче, чем остальные звуки в слове;

 воспроизводит звукослоговую структуру двух- и трёхсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов;     формируются общие речевые навыки: дыхательная и голосовая функции, использует различные виды интонационных конструкций;  формируются кинестетическая и кинетическая основа движений ребёнка в процессе развития общей, мелкой и артикуляторной моторики.

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ (3 – 4летний возраст)

Подготовительный этап логопедической работы на первой ступени обучения

Развитие импрессивной речи. Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться на восприятии речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции. Совершенствование понимания речи на основе восприятия целостных словосочетаний, подкрепленных действием («Покажи куклу», 19 «Покажи мячик», «Покажи мишку»; «Покажи куклу» — «Принеси куклу»). Понимание двухступенчатых инструкций («Подойди к шкафу и возьми мишку», «Возьми ложку и покорми куклу», «Возьми кубики и построй дом»). Обучение пониманию вопросов: Что? Кто? Где? («Покажи, что лежит на столе», «Покажи, кто спит», «Покажи, где лежат игрушки», «Покажи что гудит, а что звенит», «Покажи, кто спит, а кто сидит», « Покажи, где кошка лежит, а где умывается»). Соотнесение слов один — много с соответствующим количеством предметов и слов большой — маленький с величиной предметов.

 Вызывание речевого подражания, потребности подражать слову взрослого. Вызывание речевого подражания на материале гласных звуков и их сочетаний («Катя поет: а-а-а»; «Вьюга губит: у-у-у» «Петрушка удивляется. О-о-о»; «Мышка пищит: и-и-и»; «в лесу кричат: ау»; «Малыш плачет: уа»; «Ослик кричит: иа» и т. П.).

Вызывание звукоподражаний на материале открытых слогов: корова — «му»; мышка — «пи»; пальчик — «бобо»; машина — «би-би»; гусь — «га-га-га», курица — «ко-ко-ко»;аматериале закрытых слогов: мячик — «бух»; собака — «ав-ав»; гномик — «ням-ням»; чайник — «пых-пых»; на материале слогов со стечением согласных: лягушка — «ква», «ква-ква»; уточка — «кря», «кря-кря»; поросенок — «хрю», «хрю-хрю» и т. П. Удавшиеся звуковые комплексы повторяются в игровой форме несколько раз (до пяти повторений).

Формирование способности называть предмет или действие словом, а не звукоподражанием. Формирование умения называть имена детей (Тата, Вова, Аня, Ляля, Катя, Нина), членов семьи (мама, папа, баба, беба, тетя, дядя), выражать просьбы (на, бай), произносить указательные слова (это, тут, там), называть действия, обозначаемые глаголами повелительного наклонения 2-го лица единственного числа (возьми, иди, пей, спи, сиди, положи).

Обучение фразовой речи путем договаривания начатых учителем-логопедом фраз, формулирования фразы просьбы («Мама, бай», «Дай кису», «Папа, иди»), предложения к сотрудничеству («Давай играть») или выражения желания («Хочу пить»).

Формирование умения составлять двухсловные предложения, включающие усвоенные существительные в именительном падеже, вопросительные и указательные слова (вопросительное слово + именительный падеж 20 существительного — «Где баба?»; указательное слово именительный падеж существительного — «Вот Тата», «Это мама»).

Основной этап логопедической работы на первой ступени обучения

Формирование общих речевых навыков. Обучение детей оптимальному для речи типу физиологического дыхания. Обучение речевому дыханию (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох) без речевого сопровождения («Понюхаем цветок», «Кораблики», «Бабочка летит» и др.) и с речевым сопровождением на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных [Ф], [X], слогов с этими согласными, слов, в дальнейшем — постепенно распространяющихся фраз, произношение которых требует непрерывного, длительного выдоха (три слова).

Развитие силы голоса (тихо — громко) и модуляций голоса (высоко — низко); правильного умеренного темпа речи.

 Формирование первичных представлений об интонационной выразительности речи с помощью эмоционального чтения детям потешек, стихов, сказок Обучение интонационному подражанию голосам животных и птиц. Обучение выразительному рассказыванию потешек, небольших стихотворений.

Активизация движений артикуляторного аппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения игровых упражнений по подражанию (сказка о «Веселом язычке», «Обезьянка» и др.).

Формирование умения передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши и выдерживать паузы. Обучение воспроизведению ритмического рисунка слова с одновременным отстукиванием рукой.

Коррекция нарушений фонетической стороны речи. Развитие элементарных произносительных навыков в работе над гласными [А], [У],[И], [О], [Ы],[Э] и согласными [П], [Б], [М], [Т], [Д], [Н],[Г], [К], [Ф], [В] звуками (без их 21 дифференциации на мягкие , твердые, глухие и звонкие).

 Закрепление произносительных навыков (в пределах доступного словаря).

Обучение детей узнавать и воспроизводить гласные на основе восприятия их беззвучной артикуляции. Развитие фонематического восприятия.

Формирование умения различать контрастные гласные ([И-У], [И - О], [А-У], [Э-У]) и близкие по артикуляции согласные звуки в открытых слогах (по участию мягкого неба [М-Н], [Т-Д], [В-Ф], [Г-К].

Формирование у детей звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в двухсложных словах, состоящих сначала из открытых, затем из открытых и закрытых слогов в следующей последовательности: с ударением на гласные звуки: [А] (мама, зайчик, банка, мука, река, мак), [У] (муха, кукла, утка, иду, веду, суп), [И] (киса, Нина, нитка, пилка, сиди, кит), [О] (осы, косы, котик, ослик, зонтик, лимон, дом), [Ы] (мыло, мыши, мышка, кусты, сын).

Обучение воспроизведению звукослоговой структуры глаголов в форме изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени при произнесении пар глаголов (первым членом предъявляемой пары является глагол в форме повелительного наклонения 2-го лица единственного числа: спи — спит, лежи — лежит, лети — летит, сиди — сидит и т. д.).

Обучение произнесению слогов в чистоговорках с одновременным отхлопыванием и договариванием слов (кака — белая мука; бы-бы — высокие дубы; ха-ха-ха — купили петуха; га-га — нет сапога). Обучение воспроизведению слоговой структуры двухсложных слов, состоящих из открытых и закрытых слогов.

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ (4 – 5 летний возраст)

Подготовительный этап логопедической работы на второй ступени обучения

Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики. Обучение точному выполнению двигательной программы. Развитие основных качеств движения: объема, точности, темпа, активности, координации Развитие кинестетической организации движений пальцев рук на основе зрительного восприятия (по подражанию) и самостоятельно (по словесной инструкции). Стимуляция двигательных импульсов, направленных к определенным группам мышц. Уточнение состава двигательного акта.

Формирование кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций движений пальцев рук («Пчела», «Лодочка» и т. д.).

Объединение, обобщение последовательных импульсов в единый организованный во времени двигательный стереотип («шнуровка», складывание фигурок из палочек по образцу и по памяти, штриховка).

Подготовка артикуляторного аппарата к формированию правильного звукопроизношения с помощью специальных методов.

Формирование кинестетической основы артикуляторных движений. Развитие двигательно-кинестетической обратной связи путем уточнения положения различных артикуляторных органов во время артикулирования правильно произносимых звуков

Формирование нормативных артикуляторных укладов звуков в процессе нахождения и удержания необходимой артикуляторной позы (специальные комплексы артикуляторной гимнастики).  Формирование кинетической основы артикуляторных движений в процессе развития орального праксиса при выполнении последовательно 23 организованных движений (специальные комплексы артикуляторной гимнастики).

Развитие движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции (зажмурить глаза, надуть щеки, поднять и нахмурить брови).

Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур. Обучение восприятию, оценке ритмов и их воспроизведению ю образцу и по словесной инструкции (до пяти ритмических сигнатов://; ///; ////).

Обучение восприятию и оценке неакцентированных ритмических структур, разделенных длинными и короткими паузами, и их воспроизведению по образцу и по словесной инструкции (// //;/ //; // /; /// /).

Формирование сенсорно-перцептивного уровня. Обучение распознаванию звуков речи, развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование четкого слухового образа звука). Формирование навыка аудирования (направленного восприятия звучания речи). Обучение умению правильно слушать и слышать речевой материал. Создание благоприятных условий для последующего формирования фонематических функций.

Основной этап логопедической работы на второй ступени обучения

Коррекция нарушений фонетической стороны речи. Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза (губных, губно- зубных, заднеязычных, переднеязычных), в случае дефектного произнесения этих звуков — формирование правильного артикуляторного уклада и закрепление этих звук в различном фонетическом контексте.

Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях (свистящие, шипящие, 24 сонорные звуки).

Формирование умения осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию не нарушенных в произношения звуков, а в дальнейшем — звуков, в отношении которых проводилась коррекционная работа.

 Развитие простых форм фонематического анализа: выделение ударного гласного в начале слова (Аня, аист, осы, утро, иней) выделение звука из слова (звук [С]: сом, мак, нос коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата)-, определение последнего и первого звуков в слове (мак, топор, палец).

Обучение фонематическому анализу и синтезу звукосочетаний (АУ, У А, ИА и т.д.) и слов (мы, да, он, на, ум) с учетом поэтапного формирования умственных действий.

Формирование фонематических представлений (подбор картинок, слов на заданный звук).

Обучение правильному воспроизведению звукослоговой структуры слов (предъявляемых изолированно и в контексте): двухсложных без стечения согласных (мука, мячик); трехсложных слов без стечения согласных {машина, котенок); односложных слов со стечением согласных (лист, стул);двухсложных слов со стечением согласных в начале слова (кроты, клубок), в середине слова (ведро, полка), в конце слова (радость, жалость), трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (крапива, светофор), в середине слова (конфета, калитка).

Формирование общих представлений о выразительности речи. Ознакомление с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией, средствами их выражения и способами обозначения с последующей дифференциацией интонационных структур предложений в импрессивной речи.

 Обучение правильному использованию и дифференциации различных интонационных структур в экспрессивной речи.

Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций. Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений. Отработка объема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений. Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому, формирование и закрепление 25 диафрагмального типа физиологического дыхания. Формирование речевого дыхания. Обучение умению выполнять спокойный, короткий вдох (не надувая щеки, не поднимая плеч) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения (упражнения «Загони мяч в ворота», «Задуй свечу», «Снежинки» и др.). Постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слов (сначала малослоговых, затем многослоговых, сначала с ударением на первый слог, затем с изменением места ударения). Постепенное удлинение речевого выдоха при распространении фразы (Птицы. Птицы летят. Птицы летят высоко. Птицы летят высоко в небе).

Развитие основных акустических характеристик голоса (сила, высота тембр) в специальных голосовых упражнениях.

 УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематическое планирование по звуковой культуре речи у детей 3-4 лет

Тема занятий

Цель

Кол-во занятий

Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом. Познакомить с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта).

3

Звук "А"

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука "А ". Учить детей внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы строчками из данного стихотворения.

3

Звук "У"

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука У. Способствовать четкому и правильному произношению звука "У" в словах и фразовой речи.

3

Звук " А - У"

Целое понятие. Закрепление двух звуков.

3

Звук "О"

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука О. Способствовать четкому и правильному произношению звука "О" в словах и фразовой речи.

3

Звук "Э"

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука О. Способствовать четкому и правильному произношению звука "О" в словах и фразовой речи.

3

Звуки «О» - «Э»

Целое понятие. Закрепление двух звуков.

3

Звук "Ы"

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука Ы. Способствовать четкому и правильному произношению звука "Ы" в словах и фразовой речи

3

Звук "И"

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука И. Способствовать четкому и правильному произношению звука "И" в словах и фразовой речи.

3

Звуки "Ы" – «И»

Целое понятие. Закрепление двух звуков.

3

Звук "М"

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука И. Способствовать четкому и правильному произношению звука "И" в словах и фразовой речи.

3

Звук "Н"

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука И. Способствовать четкому и правильному произношению звука "И" в словах и фразовой речи.

3

Звуки "М"– «Н»

Целое понятие. Закрепление двух звуков.

3

Звук "П"

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука П. Способствовать четкому и правильному произношению звука "П" в словах и фразовой речи.

3

Звук "Б"

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука Б. Способствовать четкому и правильному произношению звука "Б" в словах и фразовой речи.

2

Звуки "П" – «Б»

Целое понятие. Закрепление двух звуков.

2

Звук "В"

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука В. Способствовать четкому и правильному произношению звука "В" в словах и фразовой речи.

2

Звук "Ф"

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука Ф. Способствовать четкому и правильному произношению звука "Ф" в словах и фразовой речи.

2

Звуки "В" – «Ф»

Целое понятие. Закрепление двух звуков.

2

Звук "Д"

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука Д. Способствовать четкому и правильному произношению звука "Д" в словах и фразовой речи.

2

Звук "Т"

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука Т. Способствовать четкому и правильному произношению звука "Т" в словах и фразовой речи.

2

Звуки "Д" – «Т»

Целое понятие. Закрепление двух звуков.

2

Звук "Г"

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука Г. Способствовать четкому и правильному произношению звука "Г" в словах и фразовой речи.

2

Звук "К"

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука К. Способствовать четкому и правильному произношению звука "К" в словах и фразовой речи.

2

Звуки "Г"– «К»

Целое понятие. Закрепление двух звуков.

2

ИТОГО

64

3.2.учебно-тематическое планирование по звуковой культуре речи детей 4-5 лет

Тема занятий

Цель

Кол-во занятий

Развитие слухового внимания на неречевых слухах

Учить различать неречевые звуки по силе, высоте, тембру. Различение по тембру голосов людей.

2

Развитие слухового внимания на речевых слухах

Познакомить со звучащим словом. Познакомить со звуками окружающего мира, с понятием «звук», «слово». Знакомить с многообразием слов, познакомить с протяженностью слов и делением их на части. Учить самостоятельно находить сходные и разные по звучанию слова.

2

Звук А

Познакомить со звуком А. Познакомить детей с понятием «гласный звук». Учить  узнавать и находить звук А в словах, выделять в произношении.

2

Звук У

Познакомить со звуком У. Продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук», относить звук У к гласным звукам. Учить узнавать и находить звук У в словах, выделять в произношении.

2

Звук И

Познакомить со звуком И. Учить узнавать и находить звук И в словах, выделять в произношении. Продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук», относить звук И к гласным звукам.

2

Звук О

Познакомить со звуком О. Учить узнавать и находить звук О в словах, выделять в произношении. Продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук», относить звук О к гласным звукам.

2

Звук Ы

Познакомить со звуком Ы. Учить узнавать и находить звук Ы в словах, выделять в произношении. Продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук», относить звук Ы к гласным звукам.

2

Звуки М – Мь

Познакомить со звуками М, Мь. Учить узнавать и находить эти звуки в слогах, словах, в произношении. Учить разделять на слух в словах твердый звук М и мягкий звук Мь.

2

Звуки П – Пь

Познакомить со звуками П, Пь. Учить узнавать и находить эти звуки в слогах, словах, в произношении. Учить разделять на слух в словах твердый звук П и мягкий звук Пь.

2

Звуки Б – Бь

Познакомить со звуками Б, Бь. Учить узнавать и находить эти звуки в слогах, словах, в произношении. Учить разделять на слух в словах твердый звук Б и Бь

2

Звуки Ф – Фь

Познакомить со звуками Ф, Фь. Учить узнавать и находить эти звуки в слогах, словах, в произношении. Учить разделять на слух в словах твердый звук Ф и мягкий звук Фь.

2

Звуки В – Вь

Познакомить со звуками В, Вь. Учить узнавать и находить эти звуки в слогах, словах, в произношении. Учить разделять на слух в словах твердый звук В и мягкий звук Вь.

2

Звуки Н – Нь

Познакомить со звуками Н, Нь. Учить узнавать и находить эти звуки в слогах, словах, в произношении. Учить разделять на слух в словах твердый звук Н и мягкий звук Нь.

2

Звуки Т – Ть

Познакомить со звуками Т, Ть. Учить узнавать и находить эти звуки в слогах, словах, в произношении. Учить разделять на слух в словах твердый звук Т и мягкий звук Ть.

2

Звуки Д – Дь

Познакомить со звуками Д, Дь. Учить узнавать и находить эти звуки в слогах, словах, в произношении. Учить разделять на слух в словах твердый звук Д и мягкий звук Дь.

2

Звуки К – Кь

Познакомить со звуками К, Кь. Учить узнавать и находить эти звуки в слогах, словах, в произношении. Познакомить детей с новыми понятиями «твердый звук» и «мягкий звук». Учить разделять на слух в словах твердый звук К и мягкий Кь.

2

Звуки Г – Гь

Познакомить со звуками Г, Гь. Учить узнавать и находить эти звуки в слогах, словах, в произношении. Продолжать знакомить детей с новыми понятиями «твердый звук» и «мягкий звук». Учить разделять на слух в словах твердый звук Г и мягкий звук Гь.

2

Звуки Х – Хь

Познакомить со звуком Х. Учить выделять звук Х в словах, слогах, в произношении. Продолжать знакомить детей с новыми понятиями «твердый звук» и «мягкий звук». Учить разделять на слух в словах твердый звук Х и мягкий Хь.

2

Звуки С – Сь

Познакомить со звуками С, Сь. Учить узнавать и находить эти звуки в слогах, словах, в произношении. Учить разделять на слух в словах твердый звук С и мягкий звук Сь.

2

Звуки З – Зь

Познакомить со звуками З, Зь. Учить узнавать и находить эти звуки в слогах, словах, в произношении. Учить разделять на слух в словах твердый звук З и мягкий звук Зь.

2

Звуки С-З

Учить различать и выделять на слух звуки С, Сь, З, Зь. Учить дифференцировать звуки С, Сь, З, Зь.

2

Звук Ц

Познакомить со звуком Ц. Учить узнавать и находить это звук в слогах, словах, в произношении. Дать детям представление о том, что звук Ц всегда твердый.

2

Звук Ш

Познакомить со звуком Ш. Учить узнавать и находить это звук в слогах, словах, в произношении. Дать детям представление о том, что звук Ш всегда твердый.

2

Звук Ж

Познакомить со звуком Ж. Учить узнавать и находить это звук в слогах, словах, в произношении. Дать детям представление о том, что звук Ж всегда твердый.

2

Звук Ч

Познакомить со звуком Ч. Учить узнавать и находить это звук в слогах, словах, в произношении. Дать детям представление о том, что звук Ч всегда мягкий.

2

Звук Щ

Познакомить со звуком Щ. Учить узнавать и находить это звук в слогах, словах, в произношении. Дать детям представление о том, что звук Щ всегда мягкий.

2

Звуки Л – Ль

Познакомить со звуками Л, Ль. Учить узнавать и находить эти звуки в слогах, словах, в произношении. Учить разделять на слух в словах твердый звук Л и мягкий звук Ль.

2

Звуки Р – Рь

Познакомить со звуками Р, Рь. Учить узнавать и находить эти звуки в слогах, словах, в произношении. Учить разделять на слух в словах твердый звук Р и мягкий звук Рь.

2

Итого

64

Планируемые результаты: 

В ходе реализации программы ребенок научится:

- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

- дифференцировать на слух и в произношении звуки, сходные артикуляционно и акустически;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове; - называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, в чтении стихов.

 - правильно применять в самостоятельной речи полученные навыки исправленной, фонетически чистой речи и слова различной слоговой структуры.

Критерии оценки уровня речевого развития дошкольников

 РАЗДЕЛ 1. Изучение звукопроизносительной стороны речи.

 «Назвать картинки; повторить слова, фразы; наблюдения за самостоятельными высказываниями ребенка».

  3 балла - все звуки произносятся правильно;

  2 балла - один - два звука недостаточно автоматизированы, т.е. в самостоятельной речи ребенок произносит эти звуки неправильно, но при указании на ошибку исправляет ее;

 1 балл - нарушено произношение более 10 звуков.

РАЗДЕЛ 2. Обследование фонематического слуха.

«Запомни - повтори» (Отраженное воспроизведение слоговых рядов, рядов слов).

  3 балла - все задания точно воспроизводятся;

  2 балла - имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения рядов слогов или слов, но при этом слоговая пара воспроизводится точно;

 1 балл - невыполнение. «Повторение слов паронимов» (Изучение дифференциации звуков в произношении.)

  3 балла - все задания выполнены верно;

 2 балла - встречаются единичные ошибки, которые исправляются

 1 балл - неадекватные ответы, отказ от выполнения.

 «Покажи картинку с заданным звуком» (Определение наличия звука в названии картинки). 

 3 балла - все картинки отобраны верно;

 2 балла - часть картинок отбирается ошибочно, но ошибки исправляются самостоятельно;

  1 балл - невыполнение.

«Поймай звук» (различение на слух заданного звука среди других звуков).

  3 балла - все задания выполнены верно;

  2 балла - часть задания выполняется с ошибкой, но ошибка исправляется самостоятельно;

 1 балл - невыполнение.

РАЗДЕЛ 3. Исследование навыков звукового анализа.

 «Назови первый звук в слове (гласный, согласный)», «Назови последний звук в слове», «Сколько звуков в слове?», «Определи место звука в слове». 

 3 балла - все задания выполнены правильно;

  2 балла - в основном все задания выполнены правильно, ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

  1 балл - неадекватные ответы, отказ от выполнения.

РАЗДЕЛ 4. Изучение сформированности слоговой структуры слов.

 «Послушай и повтори за мной» (Отраженное воспроизведение слов, фраз). 

 3 балла - все слова и фразы точно воспроизводятся;

 2 балла - большинство слов и фраз воспроизводятся точно, однако темп воспроизведения несколько замедлен, могут быть запинки;

 1балл отказ от выполнения, неадекватные ответы.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Условия реализации «Программы» 

Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет, испытывающих различные трудности в развитии звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формировании звуковой аналитико-синтетической активности, развитии связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников .

Программа каждого возрастного периода реализуется в течение одного учебного года в количестве 64 учебных часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю, с 15 сентября по 15 мая.

Ведущей формой обучения являются подгрупповые (6-8 человек) занятия с детьми.

Продолжительность занятий для детей в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»:

  от 3 до 4 лет – не более 15 минут;

 от 4 до 5 лет - не более 20 минут,

В середине занятия проводится физкультминутка. Занятия проводятся логопедом в соответствии с расписанием и режимом дня в данной возрастной группе.

Перечень игр и игровых упражнений

Для детей 3-4 летнего возраста:

 Игры и упражнения на вызывание речевого подражания «Волшебный сундучок», «Детский сад», «Кормление куклы», «Кто как кричит», «Кто пришел в гости», «Мамины помощники», «Непослушные игрушки», «Помощники», «Построим дом», «Праздник ёлки», «Прятки», «Репка», «У бабушки в деревне», «Угощаем куклу»; «Узнай игрушку», «Цирк», «Экскурсия» и др. Игры и упражнения для развития общей, ручной и артикуляторной моторики: «Веселый язычок», «Гнездо», «Кидаем мячики», «Коза», «Мостик», «Мышки», «Мяч», «На одной ножке вдоль доски», «Обезьянки», «Очки», «Петушки», Птицы и лиса», «Самолеты», «Улитка», «Человечек», игры –потешки («Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка») и др.

Игры и упражнения для коррекции нарушений фонетической стороны речи «Бим и Бом», «Братцы ОХ! и АХ!», «Веселый — грустей», «Недовольный медвежонок», «Почемучка», «Хоровод», «Царевна Несмеяна» и др.

Игры и упражнения для воспитания общих речевых навыков: «Бабочка летит», «Больной пальчик», «Вода кипит», «Высоко — низко», «Горячий чай», «Забей мяч в ворота», «Задуй свечу», «Потянем резиночки», «Снежинки», «Тихо — громко», «Укладываем куклу спать»

 Для детей 4-5 летнего возраста:

Игры и упражнения для формирования кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики: «В гости», «Волк», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Двое разговаривают», «Домик», «Дружба», «Ежик», «Зайцы», «Замок», «Кот», «Ладони на столе», «Ловкие пальцы», «Лодочка», «Лошадки» «На одной ножке вдоль дорожки», «Пальчики здороваются», «Пассажиры в автобусе», «Паук», «По узенькой дорожке», «Подбрось-поймай», «Птички», «Пчела», «Солнечные лучи», «Флажок», «Человечек», специальные игровые комплексы артикуляторной гимнастики (для различных фонетических групп звуков).

Игры и упражнения для коррекции нарушений фонетического строя речи: «Будь внимательнее», «Запомни схему», «Подбери слова», «Правильно ли я сказала?», «Продолжи», «Соедини слова», «Чем отличаются слова?» и др.

Игры и упражнения для коррекции нарушений движений артикуляторного аппарата, нарушений дыхательной и голосовой функции: «Аня поет», «Бабочка летит», «Больной пальчик», «В лесу», «Вода кипит», «Вопрос — ответ», «Воробышки», «Ворона», «Высоко — низко», «Горячий чай», «Гром», «Дровосек», «Забей мяч в ворота», «Задуй свечу», «Зоопарк», «Игра на пианино», «Корова», «Немое кино», «Потянем резиночки», «Снежинки», «Сова», «Ступеньки», «Тихо — громко», «Трубач», «Укладываем куклу спать», «Часы», «Эхо», «Три медведя» и др.

Игры и упражнения для формирования слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур: «Азбука Морзе», «Дятел», «Ритмическое эхо», «Телеграфист» и др.

Перечень оборудования и материалов

 Аудиокассеты и компакт-диски с записью различных мелодий, природных и театральных шумов и др.;

 Бельевые прищепки (игрушечные наборы и бытовые хозяйственные прищепки разных цветов и размеров);

 Демонстрационные материалы по логопедии «Первые шаги в страну звуков и слов»,

 «Звуковой домик» для определения позиции звука в слове;

 Зрительные образы звуковичков в цветных рубашках для формирования фонематического слуха;

 Игровые приспособления для шнуровки;

 Индивидуальные и демонстрационные комплекты символов звуков;

 Карандаши цветные и простые;

 Касса букв, азбука в картинках;

 Материалы для постановки правильного дыхания и развития артикуляционного аппарата: снежинки из папиросной бумаги, кусочки ваты на ниточке, свеча, мыльные пузыри, дудочка, губная гармошка, флюгер, бумажные кораблики, стакан с водой и трубочка, бумажные бабочки на цветке, дерево с листьями из папиросной бумаги, воротики и легкий пластмассовый шарик, фигурки бумажных человечков, карандаши (гладкие и с граненой поверхностью), игрушки на 60 развитие дыхания (по типу «Язычок»), мелкие легкие игрушки и бумажные игрушки- самоделки, мелкие резиновые, бумажные, пластмассовые, пенопластовые игрушки;

 Мини-тренажеры для развития речевого дыхания;

 Мини-тренажеры для развития мелкой моторики (пальчиковые игротренинги с использованием граненых карандашей, игольчатых резиновых мячей, прищепок, неструктурированного материала, застёжки, обводки);

 Музыкальные игрушки: губная гармошка, погремушки, бубен, гусли, гитара, дудочка, барабан, колокольчик, свистульки, деревянные ложки, металлофон и др.;

 Приспособления для массажа рук: балансировочные подушки, мячи для массажа кистей рук, кольца массажные, массажные валики, коврик массажный и др.;

 Предметные картинки на все изучаемые звук

Список используемой литературы: 

  1. Развитие речи в детском саду. Для детей 3-4 лет/ Н. В. Рыжова. -Ярославль: Академия развития, 2008. – 160с. Ил. – (Детский сад: день за днём. В помощь воспитателям и родителям).

2.  Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005.

3. Преодоление ОНР у дошкольников./ под ред. Волосовец Т.В., М., Творческий центр, 2007.

4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб., 2011;

5. Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно: система коррекции ОНР у детей 6 лет», «Дневник воспитателя логопедической группы». М., 2002.

6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей - М., 2010 г.;

Интернет-ресурсы: ns.portal.ru. Всероссийская сеть работников образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...