Теоретический анализ проблемы коррекции лексико-грамматического недоразвития речи у детей с дизартрией
статья по логопедии (подготовительная группа)
В статье раскрыты вопросы нормативного и нарушенного развития лексической и грамматической стороны речи у детей с дизартрией. В работе также представлены методы и направления логопедической помощи детям с дизартрией по устранению лексико-грамматического недоразвития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Башмакова С. Б., Станилеско И. В. Теоретический анализ проблемы коррекции лексико-грамматического недоразвития речи у детей с дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 809–812. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46337.htm.
Аннотация. В статье раскрыты вопросы нормативного и нарушенного развития лексической и грамматической стороны речи у детей с дизартрией. В работе также представлены методы и направления логопедической помощи детям с дизартрией по устранению лексико-грамматического недоразвития речи.
Ключевыеслова: диагностика, коррекция, дизартрия, онтогенез, логопедия, грамматический строй речи, дизонтогенез,лексический строй речи
Научная разработка проблемы дизартрии в отечественной логопедии связана с именами таких известных авторов, как Е.Н. Винарской, Е.М. Мастюковой, Л.В. Лопатиной, О.Г. Приходько, Е.Ф. Архиповой и других авторов. Прежде чем начать раскрывать проблему коррекции лексико-грамматического недоразвития речи у детей с дизартрией, необходимо остановиться на вопросах онтогенеза лексико-грамматической стороны речи и дизонтогенеза лексико-грамматического недоразвития речи у детей с дизартрией.
Оценка уровня развития лексической стороны речи ребёнка определяется показателями количественного и качественного изменениями словаря. Важно оценивать не только умение пользоваться достаточно большим количеством лексем, но и сформированность навыков словообразования. Становление лексической стороны речи ребёнка зависит от нескольких факторов. Это в первую очередь социальная среда, в которой воспитывается ребенок, речевое окружение, обеспечивающее активность речевой практики. А также особенности возрастного и психического развития ребёнка, так как каждый этап детского развития характеризуется речевыми новообразованиями [1].
Количественный рост словаря обусловлен всегда обогащением жизненного опыта ребенка, усложнением ведущего вида деятельности, изменением формы и содержания общения с окружающими близкими людьми. В отечественной и зарубежной психологии и психолингвистике отмечаются значительные расхождения в оценке показателей объема словаря и его норм его увеличения в детском возрасте. Это объясняется тем что существуют индивидуальные особенности становления словаря у детей в зависимости от социальных условий их жизни, общения, обучения и воспитания [2].
Многие авторы указывают на то, что в дошкольный период происходит резкое увеличение объёма лексики. Изменение наблюдается в основном с учётом активного словаря. Так активный словарь ребенка пяти лет имеет 3000 - 4000 слов. При этом семантика используемых слов ещё уточняется. По мере роста речевого опыта общения постепенно формируется «чувство языка», как способность к словотворчеству, словоизменению и словообразованию [3].
А.Н. Гвоздев определяет словарь старшего дошкольника как национальную языковую модель. Он связывает это с усвоением ребенком основных моделей родного языка. По мнению Гвоздева А.Н. у дошкольника формируется «ядро словаря», которое в дальнейшем развитии мало меняется [2].
В дошкольном детстве дети постепенно начинают усваивать значение многозначных слов, различать их. Усваивается в основном предметная отнесенность слова без абстракции и обобщений. Л. С. Выготский, изучая и описывая детскую речь, выявил, что одно и то же слово при одинаковой определённости с предметом обозначает для ребенка разного возраста различные явления. Он показал, что за значением слов стоят разнообразные формы речевого опосредования: эмоционально-образные и логические [4].
Обогащение детского словаря происходит и за счет развития процесса словообразования. Так дошкольники шести лет свободно выполняют подобные упражнения. Они уже могут образовать различные части речи при помощи флексий [5].
Таким образом, развития психики и модификация контактов с миром, изменение опыта и социальных условий жизни, ведущих видов деятельности ребенка определяет формирование словаря, изменение его в количественном и качественном аспектах. Для нормального формирования грамматических основ детской речи необходим достаточный уровень развития когнитивных процессов, в первую очередь мышления. В работах А. Н. Гвоздева выделяются основные периоды формирования грамматического строя речи детей и их характеристики [2].
В исследованиях, проведенных Л.В. Лопатиной и Н.В. Серебряковой, были выявлены особенности лексико-грамматического недоразвития у детей с дизартрией. Возникающие сложности в двигательной сфере у дошкольников с дизартрией вызывают недоразвитие активного словаря. Накопление слов и их форм происходит медленно. Дошкольники с дизартрией с трудом усваивают значение слова, значительно затруднено усвоение обобщающих слов.
Несформированность способности к словоизменению по родам, числам, падежам различных частей речи у дошкольников с дизартрией характеризуется неоднородностью, вариативностью проявления: от незначительной задержки формирования морфологических и синтаксических основ языка до выраженных нарушений в экспрессивной речи [6].
Е.Ф. Архипова в своих исследованиях выявила основные особенности грамматического строя речи у дошкольников с дизартрией: ошибочное употребление родовых, числовых, падежных окончаний; неправильное использование предложно-падежных конструкций. При этом у дошкольников с дизартрией выявляются как общие, так и типичные аграмматизмы. Имеются трудности употребления отдельных грамматических форм и категорий, искажается структура предложений, имеются пропуски предлогов, второстепенных членов предложения, не соблюдается порядок слов в предложении [7].
Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи при дизартрии осуществляется как единый неразрывный педагогический процесс. В обязательном порядке данный процесс включает обследование, которое строится на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии. Диагностика осуществляется с учетом речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и возраста [8]. Во время диагностического процесса необходимо выявить: объем пассивного и активного словаря, степень сформированности грамматического строя речи, проанализировать характер выявленного нарушения в сопоставлении с нормативными показателями.
При обследовании лексического запаса важно не только выявить количественный запас существительных, глаголов, прилагательных, но и проверить способы употребления их в речи.
При обследовании грамматического строя речи ребёнка с дизартрией необходимо проверить сохранность грамматических форм, которыми овладел ребенок. Также необходимо обследовать умение согласовывать прилагательные, числительные с существительными, образовывать притяжательные прилагательные от существительных, существительные с уменьшительно-ласкательным значением [9].
Основы коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями в том числе детей с дизартрией представлены в работах Р. Е. Левиной, Г. В. Чиркиной, Н. С. Жуковой, Т. Б. Филичевой, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой и других методологов по организации логопедической работы..
Формирование речи основывается на следующих положениях:
- Учет онтогенетических закономерностей речевого развития;
- Дифференцированный подход в коррекционной работе;
- Единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности в деятельности;
- Системное коррекционно-воспитательное воздействие на сенсорную, интеллектуальную и личностную сферу развития занимающегося [8].
Задачи и содержание коррекционной работы вытекают из анализа структуры речевого нарушения, а также сохранных и компенсаторных возможностей детей. Методика и содержание каждого этапа работы предусматривают постепенное усложнение, но с обязательной опорой на имеющиеся у ребенка способности [9]. На основе указанных положений коррекционная работа по устранению лексико-грамматического недоразвития речи у детей с дизартрией осуществляется по следующим направлениям: расширение объема словаря, формирование структуры значения слова, развитие лексической системности и семантических полей, формирование парадигматических и синтагматических связей слов, развитие словообразования, уточнение грамматического значения слова, развитие словоизменения [6]. Важным условием развития и обогащения словаря детей с дизартрией является формирование восприятия и представления их об окружающем мире, предметах и явлениях в нём. Е.М. Мастюкова предлагает осуществлять коррекционно-логопедическую работу по формированию словаря поэтапно. На первом этапе осуществляется первичное ознакомление ребенка с предметами, их изображениями и действиями с ними. На втором этапе детей знакомят с качествами и свойствами предметов. На третьем этапе формируют видовые и родовые обобщения и понятия на основе выделения существенных признаков предметов, понимать многозначные слова, овладевать синонимами, антонимами. Формируют умение правильно понимать, выбирать и употреблять слова в различных речевых контекстах. Развитие логико-грамматических отношений в связной речи. Развитие грамматических навыков у дошкольников с дизартрией осуществляется с учетом онтогенетической последовательности появления форм слова в детском возрасте [8].
Таким образом, методические аспекты обследования и коррекции лексико-грамматического недоразвития у детей с дизартрией остаются актуальными среди отечественных логопедов и в наше время. Обследование и дальнейшая коррекционная работа должны строиться с учетом общих методологических принципов, осуществляться по общим направлениям, признанных в логопедии.
Список литературы
1. Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника: методическое пособие с иллюстрациями - Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.
2. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
3. Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей: пособие для воспитателей дошкольных учреждений - М.: Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
4. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 448 с.
5. Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада - М.: Альфа, 1993. - 103 с.
6. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников - Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 192 с.
7. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей - М.: АСТ: Астрель, 2014. – 319 с.
8. Логопедия под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 703 с.
9. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии – М.: Эксмо, 2015. – 320с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ»
1.Введение2. Изучение контрольной и основной группы детей3.Проведение коррекционной работы с детьми дизартриками4. Сравнение результатов работы5. Выводы...
Систематизация заданий по коррекции лексико-грамматических и фонематических нарушений у детей с ОНР
Данная систематизация позволяет специлистам и воспитателям ДОУ а также родителям подбирать материал к занятиям с детьми среднего возраста....
Речевой материал к систематизации заданий по коррекции лексико-грамматических и фонематических нарушений у детей с ОНР
Представлен речевой материал к каждой лексической теме - стихотворение, пальчиковая гимнастика, диалог....
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с различными речевыми расстройствами
Определение и краткая характеристика ФФНР. Направления коррекционной работы. Методы коррекции....
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Образовательная программа в детском саду предусматривает развитие фонематического восприятия и анализа, однако у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, не занимающихся в специальных логоп...
Конспект ООД по коррекции фонетико - фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста (5-6 лет) "В ГОСТИ К НАМ ПРИШЕЛ МИШКА"
Конспект на закрепление слухового и моторного звука [Ш], автоматизация звука в слогах и словах....
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа слов при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье раскрыта актуальность данного вопроса, представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и формированию навыков звукового анализа....