Индивидуальная образовательная программа для ребёнка с ТНР
материал по логопедии (старшая группа)

Мусатова Екатерина Ивановна

Индивидуальная образовательная прграмма для ребёнка сТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №31

г.Яровое Алтайского края

Индивидуальная образовательная программа

для ребенка с ТНР

Учитель – логопед Мусатова Е.И.

Общие сведенья.

ФИ.ребенка __Семён______________________________________

Возраст _____5 лет___________________________________________

Диагноз __ОНР II уровень, моторная алалия,

нейросенсорная тугоухость IIст.,(компенсиров. слуховым аппаратом )    

Мама_______________________________________

Папа         __________________________________

Заключение ТПМПК: ОНР II уровень, моторная алалия,  нейросенсорная тугоухость IIст. (компенсиров. слуховым аппаратом )    

Задачи

Направления коррекционной работы

Методы приемы и формы коррекционной работы

Виды деятельности

Прогнозируемый результат

сроки

Специалист – учитель-логопед

Выявить уровень актуального развития ребенка

Диагностическое направление

Обследование импрессивной(понимание)  речи; экспрессивной речи(состояние фонематического восприятия, состояние произношения, словарного запаса, грамматического строя, связанно речи ); артикуляционной и мелкой мотроики.

Динамическое наблюдение

Диагностическое обследование по методике Верещагиной Н.В. «Диагностика педагогического процесса в старшей группе с 5-6лет »

Составление ИОП на основе анализа результатов диагностического (логопедического0

сопровождения

1.09-16.09.

Развивать подвижность артикуляционного аппарата, выработать дифференцированные движения артикуляционной

 моторики.

Уточнить произношение звуков раннего онтогенеза

   

Формировать  правильное произношение свистящих, шипящих звуков и соноров.

Формировать правильное речевое дыхание.

Формировать интонационную выразительность речи

Развивать мелкую моторику рук

Развивать понимание устной речи, подготовка к овладению диалогической формой общения:

Расширять, уточнять  и активизировать словарь по лексическим темам

 

Развивать грамматический строй речи, связную речь.

 

Коррекционно-развивающее направление:

Статические и динамические функции артикуляционного аппарата.

Правильное произношение поставленных звуков раннего онтогенеза (гласных звуков; согласных:

[м] –[мь], [п]- [пь],

[б] -[бь], [т] -[ть],    [г]-[гь],  [к] -[кь]).

Узнавание звуков на фоне слога и слова.

Постановка  правильного произношения свистящих, шипящих звуков и соноров.

Автоматизация звуков в слогах, словах, фразовой речи, в повседневной речи ( в отражённом повторении за логопедом, воспитателем и в самостоятельном проговаривании)

Целенаправленный длительный ротовой выдох, направленная воздушная струя, умение сочетать произнесение звука с началом выдоха, на одном выдохе произносить 3 – 4 слога, выработка дифференцированного дыхания – вдох ртом, выдох  носом.

Умение говорить громким голосом, повышать и понижать тон голоса, изменять силу голоса, темп, ритм.

Двигательная память,           переключаемость движений, произвольное торможение движений.

Статическая и динамическая координация  движений.

Выполнять по просьбе взрослого простые действия .

 Показывать по словесной инструкции действия на объектах и на картинке. Понимать значения вопросов. Оречевлять  свои действия и действия других людей. Понимать значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов.

Накопление активного предметного, глагольного  словаря,

словаря  признаков.

Согласовывать существительные с прилагательными  в роде, числе и падеже

 Употреблять существительные в единственном и множественном числе   в различных падежных формах.

 Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.

Понимать значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов.

Развивать интерес к художественной литературе. Составлять простые распространённые предложения.

Учить задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом

Заучивать небольшие тексты, выразительно рассказывать их,

 учить  их частичной драматизации.

 Учить оценивать поступки героев, мотивировать высказывание своего отношения к содержанию сказки, рассказа.

 Пересказывать и составлять короткие рассказы по картине и по серии картин с помощью вопросов и без.

Составлять  короткие описательные рассказы с опорой на схему и без опоры.

«Сказка о веселом язычке»,  

Общий комплекс артикуляционной моторики.

Игры «Спой песенку», «Громко – тихо», «Повтори», «Поймай  звук»,  «Запомни, повтори».

Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения свистящих, шипящих звуков и соноров

«Найди картинку»,  «Разложи картинки в домики», «Цепочка», «Раскрась картинки»

Игры и упражнения:

«Чей пароход лучше гудит?», «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки» «Тучки», «Шторм в стакане»,

« Подуй на карандаш»)

Игры и упражнения: «Громко – тихо», « Шагаем по ступенькам», «Тише, жабы, ни гу – гу…», «Вот под ёлочкой зелёной», «Кто как кричит»,

Пальчиковые гимнастики,

тактильно – вибрационный массаж, упражнения с предметами, обводки и штриховки фигур, составление букв из элементов, работы по клеткам в тетради

Игры «Кулак – ладонь»,

«Колечки, ушки, рожки»

Речевые игры на координацию речи и движений.

Игры и упражнения: «Сделай, как я скажу», «Послушный котёнок»

«Мишутка»,

«Покажи, кто что делает»

«Чудесный мешочек», «Кого увидел в окно7», «Что ты ешь?»

«Что ты видишь?», «Что я рисую?», «Сундучок с игрушками» «Отгадай, что это?»«Послушный мишка»

Лексические темы:  «Овощи», «Фрукты», «Человек» и т.д.

Игра «Выбери овощи»

Игра «Четвертый лишний»

«Сложи картинку и назови», «Выполни действия», «Скажи мишке»

«Быстро найди и собери»  и т.д.

Игры и упражнения: «Назови ласково»,

«Четвёртый лишний», «Магазин»,  «Что с чем рядом?»,  «Чего не хватает?», «Исправь ошибку», «Один-много», «Какой лист, какая ветка?»,

«Почемучки», «Продолжи предложение»,

«Чудесный мешочек», «Сосчитай», «Чего много

в корзине?», «Что приготовим?», «Кто, чем питается?», «Кто кем будет?», «Сравни животных»,  «Как улетают птицы?»  «Куда спрятался?», «Найди  игрушку».

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Использование игровых приемов.

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Ситуативное общение. Оречевление своих действий и действий других  людей в режимных процессах.

Использование игровых приемов.

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Чтение (слушание)

Индивидуальные и подгрупповые занятия.

Игровая деятельность.

Деятельность в ходе режимных процессов.

Чтение (слушание)

Правильно выполняет артикуляционные упражнения.

Правильно произносит звуки раннего онтогенеза в свободной речи.

Произносит свистящие и шипящие  звуки под контролем взрослого. Звук р произносит  изолированно.

Использует  более длительный выдох.

Использует интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, благодарности

Понимает обращенную речь, использует диалогическую форму общения.

Понимает и проявляет интерес к прослушиванию литературных произведений

Использует речь в общении с детьми.

Поддерживает диалогическую форму речи, расширен словарный запас.

Использует в речи существительные в единственном и множественном числе  в И.п., использует существительные с уменьшительно-ласкательнымисуф., глаголы в повелительном наклонении в наст. и прошед. времени в изъявительном наклонении.

Согласовывает в речи существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.

 Пользуется  в речи  простой фразой.

Отчётливо произносит каждое слово в предложении, не торопится, чётко проговаривает окончания в словах.

Использует простые предлоги.

Умеет слушать литературные произведения.

Умеет задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

Умеет пересказывать  короткие тексты, составляет  небольшие рассказы с помощью воросов

Первый период

(октябрь-ноябрь)

Первый период

(октябрь-ноябрь)

Второй, третий период.

В течение года

К концу  года

В течение года

В течение года.

педагог-психолог

Выявить уровень актуального развития ребенка

Диагностическое направление

Психолого-педагогическое обследование  с целью точного выявления причин, структуры и степени выраженности отклонений в развитии, с целью выявления особенностей психического развития(познавательной сферы и ведущей деятельности).

Психолого-педагогический мониторинг: выявление особенностей динамики.    

наблюдение

Диагностическое обследование по методике Верещагиной Н.В. «Диагностика педагогического процесса в старшей группе с 5-6лет »

Составление ИОП на основе анализа результатов диагностического (психологического)

сопровождения

1.09-16.09.

Формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям.

Способствовать развитию наглядно-действенного мышления и постепенного перехода к наглядно-образному мышлению.

Развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие.

Способствовать снижению уровня тревожности;

Активизация пассивного и обогащение активного словаря

Закреплять произношение звуков раннего онтогенеза

   

-способность концентрировать произвольное внимание

-повышать объем произвольной памяти

-.развивать способность выполнять операции мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения)

Составлять группы предметов на основании одного одинакового признака (цвета, формы, величины, назначения), по полной аналогии (двух одинаковых признаков: по цвету и форме, форме и величине, цвету и величине), по неполной аналогии (такого же цвета, но другой формы, такой же формы, но другой величины.

 Различать части отдельного предмета и целый предмет, называть весь предмет по отдельной части с ярко выраженными опознавательными признаками

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной и волевой сферы

Накопление активного предметного, глагольного  словаря,

словаря  признаков.

Правильное произношение поставленных звуков раннего онтогенеза (гласных звуков; согласных:

[м] –[мь], [п]- [пь],

[б] -[бь], [т] -[ть],    [г]-[гь],  [к] -[кь]).

«Найди отличия», «Корректурные пробы»

«Где ошибка?»;

«Как пройти к зайке»

 «Небылицы»;

 «Съедобное - несъедобное»

«Пары слов»;

«Мы ходили в зоопарк»

 «Посмотри и запомни»;

 «Послушай и запомни»

«Живое – не живое»

 «Отгадай предмет по описанию»;

 «Чей домик?»

 «4-й лишний»;

 «Что сначала, что потом?»

Телесно-ориентированные  игры, психогимнастические этюды, релаксационные упражнения, коммуникативное игры, игры с песком.

Лексические темы:  «Овощи», «Фрукты», «Человек» и т.д.

Игра «Выбери овощи»

Игра «Четвертый лишний»

«Сложи картинку и назови», «Выполни действия», «Скажи мишке»

«Быстро найди и собери»  и т.д.

 

Индивидуальные занятия и групповые занятия в группе «доступная среда», в сенсорной комнате.

Коллективные игры

Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком

Подгрупповые занятия.

Игровая деятельность.

У ребенка сформировано положительное отношение к занятиям; снижение уровня тревожности; сформированны  основные произвольные формы деятельности.

Использует речь в общении с детьми.

Снижение уровня тревожности;

Использует речь в общении с детьми.

Поддерживает диалогическую форму речи, расширен словарный запас.

Первое  полугодие

В течение года

воспитатель

Выявить уровень актуального развития ребенка

Диагностическое направление

Диагностическое обследование по образовательным  областям (Речевое развитие

Художественно-эстетическое

Познавательное развитие

социально-коммуникативно)

наблюдение

Диагностическое обследование по методике Верещагиной Н.В. «Диагностика педагогического процесса в старшей группе с 5-6лет »

Составление ИОП на основе анализа результатов диагностического (педагогического)

Сопровождения

1.09-16.09.

Развивать речевую активность ребенка.

-развивать диалогическую форму речи

- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта

Художественно-эстетическое развитие

Активизация словарного запаса в соответствии с изучаемыми лексическими темами в процессе выполнения заданий по рисованию, лепке, аппликации

развивать интерес к изобразительной деятельности и ее результату;

- уточнять представления ребенка об основных цветах,

- развивать мелкую моторику;

– развивать конструктивный праксис;

- формировать умение правильно держать карандаш, кисть;

 учить закрашивать круглые формы;

- формировать приемы лепки: раскатывание, сплющивания;

Познавательное

Активизация словарного запаса в соответствии с изучаемыми лексическими темами в процессе выполнения образовательной деятельности

Закрепление правильного произношения звуков раннего онтогенеза в свободной речи.

- развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых и  речевых звуках;

Расширять представления о предметах ближайшего окружения и их значения и правильно из называть.

- развивать ориентировочные действия на листе бумаги,

Формировать представления огеометрической фигуры (круг)

социально-коммуникативно

Активизация словарного запаса в соответствии с изучаемыми лексическими темами в процессе выполнения игровой деятельности

вызывать соответствующие

эмоциональные реакции по ходу игры;

-развивать точность произвольных движений,

– формировать умение выполнять упражнений по словесной инструкции

взрослых;

Физическое развитие

Активизация словарного запаса в соответствии с изучаемыми лексическими темами в различных видах деятельности

– воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных

видах движений;

Коррекционно-развивающее направление

-развивать диалогическую форму речи

- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта

Чтение сказок, потешек, рассказов, стихотворений. Разучивание стихотворений, потешек, песенок.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение на высоту голоса произнесение гласных звуков, работа над дыханием: упражнения на выработку плавного длительного выдоха; упраж. С различным мелким дидактическим материалом; пальчиковые игры.

Игра «Овощи» Сравнить и объяснить сходства и отличия разных овощей,

Упражнения: «Обведи и вырежи» (развитие мелкой моторики) Штриховка, раскрашивание овощей

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение на высоту голоса произнесение гласных звуков, работа над дыханием: упражнения на выработку плавного длительного выдоха;

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение на высоту голоса произнесение гласных звуков, работа над дыханием: упражнения на выработку плавного длительного выдоха; упраж. С различным мелким дидактическим материалом; пальчиковые игры.

 Игры с различным мелким дидактическим материалом; пальчиковые игры.

Игра «Что ты любишь» (развитие внимания и интереса к самому себе и своему имени        Составление загадок-описаний        «Быстро найди и собери» (развитие внимания, быстроты внимания)

Выкладывание изображений из геометричесих фигур (Блоки Дьенеша), игры с разрезными картинками(разные виды разреза)

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение на высоту голоса произнесение гласных звуков, работа над дыханием: упражнения на выработку плавного длительного выдоха; упраж. С различным мелким дидактическим материалом; пальчиковые игры.

игры с различным мелким дидактическим материалом; пальчиковые игры.

Игры с каталками, машинками.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение на высоту голоса произнесение гласных звуков, работа над дыханием: упражнения на выработку плавного длительного выдоха

Упражнения в составлении диалогов, развитие желания у ребенка говорить.

Непосредственно-образовательная деятельность

Чтение(слушание)

Игровая деятельность

Индивидуальные занятия по заданию логопеда

Развлечения

Досуги

Индивидуальная работа по рисованию, конструированию, аппликации и лепки.

Ребенок вступает в речевое общение, расширен словарный запас связанный.

Расширен активный словарный запас по лексическим темам, Развит конструктивный праксис, сформированы сенсорные эталоны.

Знает основные цвета.

Владеет кистью, карандашами, и фломастерами.

Знает основные приемы лепки.

У ребенка развито слуховое внимание, память и восприятие; расширены представления о предметах ближайшего окружения.

Проявляет интерес играм, принимает на себя роль, умеет использовать предметы – заместители.

Первый период

(октябрь-ноябрь)

Инструктор по физическому развитию

Выявить уровень актуального развития ребенка

Диагностическое направление

Диагностическое обследование уровня физического развития ребенка

Наблюдение

Диагностическое обследование по методике Верещагиной Н.В. «Диагностика педагогического процесса в старшей группе с 5-6лет »

Составление ИОП на основе анализа результатов диагностического (педагогического)

Сопровождения

1.09-16.09.

Формировать двигательные умения.

Укреплять и развивать мышцы.

Развитие координации и точности движений;

Развивать физиологическое  дыхание;

Развитие мелкой моторики;

Обогащение активного словаря в процессе занятий

Коррекционно-развивающее направление: двигательная память,           переключаемость движений, произвольное торможение движений.

Статическая и динамическая координация  движений.

Пространственная организация  движений.

Статическая и динамическая координация  движений.

Специально подобранные упражнения для рук, мышц спины, пресса, специальный комплекс упражнений,  игры «Повтори точно», «Запретное движение», «Остановись по сигналу»

Игры с многоместными матрешками, башнями сложной формы, с большим количеством колец, наборами геометрических фигур и тел

Игры на развитие глазомера: «Попади в цель», «Собери кольца»

Игры «Найди секретик (игрушку)»

«Что слева, что справа » «Что, где находится»

Упражнения на  дыхание

Игры «Кулак – ладонь»,

«Колечки, ушки, рожки»

Речевые игры на координацию речи и движений,  логоритмические упражнения.

Пополнение пассивного словаря спортивной терминологией;

Развитие общей двигательной активности ребенка; посещение бассейна, занятий по ЛФК, утренняя гимнастика, участие в

играх –соревнованиях и играх-эстафетах, подвижных играх.

Имитация движений животных

Выполняет физкультурные

упражнения с речевым сопровождением;

улучшение координации движений. Увеличение объема и точности  движений  общей и мелкой моторики.

Улучшение пространственной  организации движений

Первый период

(октябрь-ноябрь)

Музыкальный руководитель

Выявить уровень актуального развития ребенка

Диагностическое направление

Обследование импрессивной (понимание)  речи; экспрессивной речи(состояние фонематического восприятия, состояние произношения, словарного запаса, грамматического строя, связанно речи ); артикуляционной и мелкой моторики.

Динамическое наблюдение

Диагностическое обследование по методике Верещагиной Н.В. «Диагностика педагогического процесса в старшей группе с 5-6лет »

Составление ИОП на основе анализа результатов диагностического (педагогического)

сопровождения

1.09-16.09.

Развивать  музыкальное восприятие, слухо- голосовую координацию, звуковысотный слух.

Учить передавать движениями средства музыкальной выразительности темп, динамику произведения.

Развивать физиологическое и речевое дыхание

Активизировать словарный запас в соответствии с изучаемыми лексическими темами

Активизировать движения артикуляционного аппарата Закрепление правильного произношения поставленных звуков раннего онтогенеза(гласных звуков, согласных

[м] –[мь], [п]- [пь],

[б] -[бь], [т] -[ть],    [г]-[гь],  [к] -[кь])

Коррекционно-развивающее направление:

Умение  различать высокие и низкие звуки, длинные и короткие.

Ритмическое чувство, темп

Артикуляционные упражнения.

Упражнения, развивающие чувство ритма: по методикам

«Весёлая логоритмика». Сергея и Екатерины Железновых. Музыкально-ритмические движения: «Ладошки», «Паровозик». Музыкальные игры: игры под пение (хороводы, инсценирование  песен)

«Повтори ритмический рисунок»

Упражнения для развития  дыхания.

Игры на координацию речи с движением и  музыкальные подвижные игры в соответствии с логопедической темой .

«Весёлые игры для языка», «Весёлые сказки», попевки с одним звуком

Игра на музыкальных инструментах;

Музыкальные игры с наборами предметов, пальчиковый театр кукол бибабо.

Пропевание песенок и попевок

Проявляет интерес к музыкальным произведениям.

Диффренцирует  звучание нескольких игрушек, выполняет несложные упражнения с музыкальным и речевым сопровождением, использует  некоторые танцевальные движения.

Первый период

(октябрь-ноябрь)

родители

Познакомить родителей  с результатами диагностического обследования

Привлечь родителей к разработке и реализации ИОП;

Анкетирование, индивидуальные консультации «Артикуляционная гимнастика », «Учимся говорить по дороге домой», «Безопасность в жизни ребёнка», «Здоровый образ жизни в семье и ДОУ», «Большое значение мелкой моторики»

Рекомендации  родителям по организации домашней работы с ребенком (индивид.логопед тетрадь)

Анкетирование

Консультации

Оформление наглядно – текстовой информации

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания ребенка с нарушением речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная программа реабилитации ребёнка инвалида с врождённым пороком сердца.

                 Индивидуальная образовательная программа реабилитации ребёнка инвалида с врождённым пороком сердца.         ...

Адаптированная индивидуальная образовательная программа по коррекции нарушений речи у ребёнка с ринолалией

Программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по следующим направлениям: диагностическое, коррекционное, профилактическое, научно-методическое в работе с ребенком-инвалидом...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....

Фрагмент индивидуальной образовательной программы для ребёнка с тяжелым нарушением речи (ТНР)

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого р...