Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Алимова Севиль Рефиковна

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kimp_2.docx101.27 КБ

Предварительный просмотр:

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:

  • комбинированной группы (в условиях интеграции);

Целевой раздел АОП

I. Общие сведения

Дошкольная группа:

  • старшая группа;

Режим пребывания:

  • группа полного дня;

Сопровождение тьютора:

  • нет;

Заключение и рекомендации ПМПК

Рекомендации для реализации права на образование:

  • нуждается в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении в связи с трудностями в освоении Примерной ООП дошкольного образования;

Образовательная программа:

  • адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ дошкольного возраста;

Конкретизация категории ОВЗ:

  • ПрАООП ДО для детей с НОДА

Психолого-педагогическая характеристика

  • Внешний вид ребёнка: Опрятный
  • Исследование движений и действий: ходит достаточно уверенно ,но не следит за осанкой ,с опущенной головой
  • Состояние эмоционально-волевой сферы: Низкий уровень сформированности
  • Состояние психических процессов и познавательной деятельности: Недостаточная сформированностьпознавательных процессов
  • Изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире: низкая познавательная активность
  • Особенности речевой деятельности: ОНР 2 уровня
  • Состояние игровой деятельности: постоянно плачет,требует к себе внимание,обидчив
  • Состояние продуктивной деятельности: активен

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие)

Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой , а также Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ПрАООП ДО для детей с НОДА

Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП

Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков познавательной деятельности, коммуникативной деятельности, организации эмоционально-волевой сферы, двигательной деятельности, речемыслительной деятельности, речевой деятельности и компенсации нарушений в развитии.

Организационный раздел АОП

II. Специфика индивидуального образовательного маршрута

Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой)

Материально-технические условия:

  • Предпочтительным является зонирование пространства групповой комнаты на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство групповой комнаты узнаваемым, а значит - безопасным и комфортным для ребенка с нарушением ОДА, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.

Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

Режим пребывания ребенка в ОУ

  • Пять дней в неделю, полный день

Соматическое состояние

  • Вторая группа здоровья

Рекомендации специалистов медицинского профиля

  • Отсутствуют

Противопоказания

  • Отсутствуют

Взаимодействие специалистов ОУ

  • Рекомендованы занятия с учителем-логопедом
  • Рекомендованы занятия с учителем-дефектологом
  • Рекомендованы занятия ЛФК
  • Рекомендован курс массажа

Модуль 2.3. Интеграция с медицинским направлением индивидуальной программы абилитации (ИПРА)

ИПРА разработана впервые , на срок до: 31 мая 2022 г.

Показания к проведению абилитационных мероприятий, интегрируемых в ИОМ и ИОП образовательной организации

Перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности

Степень ограничения (1,2,3)

Способность к самообслуживанию

3

Способность к передвижению

2

Способность к ориентации

2

Способность к общению

1

Способность к обучению

2

Способность к трудовой деятельности

1

Способность к контролю за своим поведением

1

Содержательный раздел АОП

III. Индивидуальная образовательная программа

Модуль 3.1 Комплексирование программ

3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):

  • Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:

  • ПрАООП ДО для детей с НОДА

3.1.3. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:

  • Образовательная программы дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной
  • Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева

3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:

  • Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., Академия. 2001.
  • Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений: Метод. пособие. Сост. И.А. Смирнова / Под ред. Л.М. Шипицыной. – Спб., 1995.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на год

Неделя

Модуль АООП, задачи

Развитие деятельности и коррекция психических процессов

Игры и упражнения

1.

Адаптационный период

Диагностика

2.

3.

Организованная образовательная деятельность "ПОЗНАНИЕ "ФЦКМ-формирование целостной картины мира,расширение кругозора

ФЭМП

коррекция психических процессов на занятиях с учителем-дефектологом

Игры для зрительной памяти .слуховой,мышление,развитие внимания и зрительного восприятия и т.д

4.

Итоговая диагностика

5.

Модуль 3.2. Интерактивное сопровождение программ:

Использование интерактивных программ:

  • Лента времени [Прикладная программа] : Цикл специализированных компьютерных программ "Картина мира". Программа первая / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова. — М.: Полиграф сервис, 2002. — 1 электрон, опт. диск (CD-ROM) : (205 Мб) : текстовые, граф., зв. данные.

3.2.2. Интерактивное сопровождение образовательных областей

Интерактивное сопровождение на основе комплекса компьютерных игр и упражнений портала Мерсибо

3.2.2А. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Ребенок адаптируется в условиях группы.

Азбука для мальчиков

Болтушки-хохотушки

Все гости к нам

3

4

Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека.

Отважный Фридрих

Дедушка в аэропорту

3

3

Эмоциональные контакты с взрослыми и сверстниками становятся более устойчивыми.

Капризная Марта

Именины у Кристины

3

4

Сам вступает в общение, использует вербальные средства.

Бюро находок

3

4

2 этап организации образовательной деятельности

Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого.

Кто прав?

Хитрые вопросы

3

4

В игре соблюдает элементарные правила, выполняет ролевые действия, носящие условный характер.

Болотная свадьба

Угадай профессию

3

Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого.

Рюкзак туриста

Королевский указ

3

4

3 этап организации образовательной деятельности

Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы.

5 хороших дел

Кушать подано

3

4

Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми; участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях.

Весёлый город

Наши превращения

3

4

Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого.

Рабочий инструмент

Моя халва

3

4

3.2.2В. Образовательная область: Познавательное развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут.

Кто лишний?

4

4

Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя».

Дружные гусеницы

Болотная свадьба

Пират и клад

3

4

Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы.

Бобр добр

Беличий переполох

Весёлый курятник

4

4

Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд.

На горном склоне

Карибский круиз

4

4

2 этап организации образовательной деятельности

На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры.

Тряпки по порядку

Бюро находок

Прятки под шапкой

Сейф с секретом

4

4

Учится считать до 9 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет. Решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения.

Звонок другу

Магазин игрушек

Как считают индейцы

Как вычитают индейцы

Диета для Обжоры

3

4

Показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов и две-три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора.

Отпадный пряник

Фокус-покус

4

4

3 этап организации образовательной деятельности

Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер.

День Барона

Поезд-неделька

12 месяцев

2

3

Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

Что сначала?

Беличий переполох

3

4

Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира. Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования.

12 месяцев

Чудеса на полянке

Пират и клад

2

3

Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над.

Рюкзак туриста

Фея

Королевский указ

2

3

3.2.2Г. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации.

Ворона и лисица

3

3

Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам.

Таинственная картина

4

4

Стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности.

Незаконченная картина

4

4

Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует.

Любовь-морковь

Мечта поэта

2

3

2 этап организации образовательной деятельности

Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку.

Не будить до весны

Привет планетам

3

3

Имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор.

Ленивый богатырь

Лабиринты Али-Бабы

2

3

3 этап организации образовательной деятельности

Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности.

Вокруг мира на плоту

Сладкий дом

2

3

3.2.2Д. Образовательная область: Физическое развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

2 этап организации образовательной деятельности

Практически ориентируется и перемещается в пространстве.

Фея

3

3

Принимает активное участие в подвижных играх с правилами.

Древний спорт

2

3

Достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений.

Ручные привидения

Бежит-лежит

2

3

3 этап организации образовательной деятельности

Развита способность к пространственной организации движений; слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма.

Болтушки-хохотушки

Ловкая Л

3

3

Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Железный Дровосек

Древний спорт

3

3

3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП

ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы), соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях старшей дошкольной группы.

Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится

Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка

Задачи

Методические приемы и используемые технологии

Нарушения мелкой моторики

ОО «Физическое развитие»

ОО «Речевое развитие»

  • Формирование предметно-игровых действий.
  • Инивидуальные занятия с учителем дефектологом по подготовке руки к письму

Быстрая истощаемость

Все образовательные области

  • Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий.
  • Введение дополнительной физкультурной минутки.
  • Снижение двигательной нагрузки по сравнению со сверстниками.
  • Введение дополнительного дня отдыха.

Нарушения внимания

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Физическое развитие»

  • Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания.
  • Формирование познавательной активности и ориентировок «Что это? Что с ним можно делать?».
  • Освоения опыта совместно-последовательных и совместно-распределенных форм образовательной деятельности со сверстниками.
  • Дидактические игры и упражнения на развитие произвольного внимания.
  • Физкультурные минутки, направленные на формирование произвольного внимания в группе сверстников.
  • Включение заданий на развитие произвольного внимания в индивидуальные занятия психолога.
  • Включение заданий на развитие двигательного внимания в физкультурные занятия.

Нарушения памяти

ОО «Речевое развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  • Расширение объема двигательной памяти.
  • Формирование взаимосвязи между процессами запоминания и воспроизведения речевого материала на основе движений и приемов мнемотехники.
  • Расширение объема слуховой, словесной, речевой памяти.
  • Расширение объема зрительной памяти.
  • Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции памяти портала Мерсибо.
  • Разучивание стихотворений с использованием движений обеих рук с воспитателем и родителями.

Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления

ОО «Познавательное развитие»

  • Развитие наглядно-действенного мышления.
  • Формирование познавательной мотивации и интересов, развитие любознательности.
  • Развитие наглядно-образного мышления.
  • Развитие образно-логического мышления.
  • Развитие элементов творческого мышления и воображения.
  • Развитие элементов словесно-логического мышления..
  • Формирование опыта исследовательской деятельности.
  • Организация экологических наблюдений.
  • Освоение приемов творческого мышления и воображения.
  • Освоение приемов анализа, обобщения, сравнения, аналогии, абстрагирования и др.
  • Использование дидактических игр, направленных на развитие мышления.
  • Формирование поисковой активности и системы ориентировочных действий.
  • Моделирование проблемных ситуаций.

Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

  • Формирование предметно-изобразительных навыков.
  • Формирование конструктивных умений по образцу и по аналогии с действиями взрослого, умения ориентироваться на схему.
  • Совместное рисование в паре со взрослым, родителями.
  • Совместная аппликация в паре со взрослым, родителями.

3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)

Направление работы

Кол-во занятий в неделю

Количество занятий (часов) в год

Форма проведения

Ф.И.О. специалиста

Педагогическая помощь

  • 2 занятия в неделю
  • 72 занятия (учебных часов) в год
  • Индивидуально-совместные занятия (в паре)

Воспитатели:

ШИБАЕВА А.Ю.

Коррекционно-педагогическая помощь

  • 3 занятия в неделю
  • 108 занятий (учебных часов) в год
  • Индивидуальные занятия

Учитель-дефектолог:

АЛИМОВА С.Р

Музыкальные занятия

  • 2 занятия в неделю
  • 72 занятия (учебных часов) в год
  • Индивидуально-совместные занятия (в паре)

Физкультурные занятия

  • 2 занятия в неделю
  • 72 занятия (учебных часов) в год
  • Индивидуально-совместные занятия (в паре)

IV. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Срок проведения и ответственный

Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики

  • Родительские собрания
  • Индивидуальные беседы

Сентябрь, февраль, май

Воспитатели, специалисты

Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми

  • Тематические встречи

В течение года

Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист

Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников

  • Совместная проектная деятельность

Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми

  • Индивидуальные консультации

В течение года

Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля

Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе

  • Индивидуальные занятия со специалистами

В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе

Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля

V. Мониторинг индивидуального развития

5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами

Освоение образовательных областей

Оценка родителями

Оценка воспитателями

Оценка специалистами коррекционного профиля

ОО «Физическое развитие»

3

2.8

ОО «Познавательное развитие»

4

3.5

ОО «Речевое развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

4

3.4

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

4

3.1

Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования

3


C:\fake\image0.png

5.2. Итоговый контроль

"Согласовано"

Методист:

___________________ ФИО: ___________________

Воспитатели:

___________________

Специалист коррекционного профиля (дефектолог):

___________________

С результатами работы за год ознакомлен.

Родитель:

_________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ.

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Адаптированная образовательная программа с индивидуально программой реабилитации ребенка инвалида

Адаптированная образовательная программа, разработана с учетом индивидуальной реабилитации или абилитации ребенка – инвалида, в соответствии с нормативными документами...

Индивидуальная образовательная программа педагога «Речевое развитие детей средней группы посредством ознакомления с фольклором»

Индивидуальная образовательная программа педагога«Речевое развитие детей средней группы посредством ознакомления с фольклором»...

Индивидуальная образовательная программа по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных техник рисования»

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных техник рисованияЦель – развитие творческих способностей дошкольников на основе изучения и освоения нетрад...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....