Индивидуальная образовательная программа по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных техник рисования»
рабочая программа

Лочинова Алина Александровна

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных техник рисования

Цель – развитие творческих способностей дошкольников на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

 

  1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
  2. Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
  3. Совершенствовать предметно-развивающую среду в группе для творческой изодеятельности.
  4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovanie.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

 «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных техник рисования»

Воспитатель: Иванова Алина Александровна

Канск, 2020

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных техник рисования

  1. Актуальность

        Рисование - это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности.

Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает её включённость в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.

  1. Цель – развитие творческих способностей дошкольников на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования.
  2. Задачи:
  1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
  2. Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
  3. Совершенствовать предметно-развивающую среду в группе для творческой изодеятельности.
  4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
  1. Новизна

Новизна заключается в оптимальном подборе нетрадиционных методов и приёмов артпедагогики. Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками.

Одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего мира детей. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая в этом направлении, можно убедиться, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

  1. Этапы работ

         Первоначальный этап - подбор необходимой методической литературы, разработать и внедрить перспективный план по использованию нетрадиционных техник рисования, ООД, оформление наглядных пособий, совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.

         На втором этапе - введение в воспитательно-образовательный процесс  разнообразных форм, методов, приемов по художественно-продуктивной деятельности.

         Третий этап - проведение диагностики и анализа результатов, подведение итогов.

          Опыт представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисования, которая включает в себя комплексные занятия, развивающие игры и упражнения, консультации для педагогов и родителей, практические приёмы работы с различными материалами.


Перспективно – тематическое планирование

Месяц

Мероприятия

Цель

Работа с педагогами, с родителями

Цель

Октябрь

Тема: «Веселые мухоморы»

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Учить наносить Ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умения закрашивать шляпу гриба, набирать краску на палец и хорошо его промывать.

Консультация для родителей «Развиваем руку ребенка»

Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества.

Тема: «Солнышко, которое не светит»

Познакомить детей с техникой рисования ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки - лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие.

Консультация «Каждый ребёнок талантлив»

Познакомить родителей с особенностями детских рисунков.

Тема: «Листья желтые летят»

Познакомить с новой техникой рисования печать листьями. Учить детей наносить краску на осенний лист и делать отпечаток на бумагу. Развивать творческие способности при создании композиции рисунка.

Консультация «Как развивать интерес ребёнка к рисованию»

Настраивать взрослых на активную совместную творческую работу.

Тема: «Осеннее дерево»

Совершенствовать умение в технике тычок кистью. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

Папка передвижка "Рисуем деревья"

Поделиться советом, как научить детей рисовать деревья.

Ноябрь

Тема: «Ягоды и яблочки»

Продолжать знакомить с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблочки рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции при составлении натюрморта.

Папка – передвижка «Чем и как можно рисовать»

Познакомить родителей с рекомендуемыми изобразительными материалами для дошкольников и техникой работы с ними.

Тема: «Гроздь винограда»

Дети учатся рисовать предметы округлой формы с помощью мыльных пузырей, закрепляют знания о цвете и величине предметов, развитие интереса к рисованию.

Консультация «Нетрадиционная техника рисования»

Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Тема: «Рябинка»

Учить рисовать на ветке ягодки ватными палочками, а листики - пальчиками - примакиванием.

Развитие чувства восприятия, композиции.

Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования»

Познакомить родителей с нетрадиционными способами рисования.

Тема: «Плюшевый медвежонок»

Помочь детям освоить новый способ изображения рисование поролоновой губкой, позволяющей наиболее ярко передавать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость).

Консультация «Учите детей фантазировать»

Создавать благоприятный микроклимат для развития фантазии и воображения у детей и родителей.

Декабрь

Тема: «Маленькой елочке холодно зимой»

Учить детей рисовать способом тычка елочку. Расширять знание детей о праздниках.

Советы «Из чего можно изготовить печатки для рисования»

Показать и рассказать из каких материалов можно создать материалы для рисования.

Тема: «Шубка для белочки»

Овладение навыком рисования с использованием нетрадиционной техники (сжатая бумага). Закрепить умения правильно сжимать бумагу, набирать краску и оставлять оттиск. Закрепить умение располагать изображение на определённом месте.

Памятка «Как организовать рабочее место для детского творчества»

Показать, как в доступной форме организовать художественную деятельность детей дома.

Тема: «Я слепил снеговика»

Упражнять в комбинировании двух различных техник обрывании и скатывании при объёмном изображении выразительных образов снеговиков.

Советы – рекомендации «Запретить или разрешить»

Повышать педагогическую компетентность родителей в художественно – творческом развитии детей.

Тема: «Зимние узоры»

Упражнять детей в кляксографии. Развивать дыхательную систему. Развивать воображение и мышление.

Буклеты «Как знакомить детей с живописью» (старшие группы)

Помочь родителям в развитии у детей художественного вкуса через ознакомление с произведениями искусства.

Январь

Тема: «Мои любимые снежинки»

Дети учатся украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера, упражняются в рисовании концом кисти, закрепляют умение смешивать в мисочке белую гуашь с синей, фиолетовой, развивают воображение, чувство композиции.

Обмен опытом на родительском собрании «Как мы рисуем дома»

Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми дома.

Тема: «Морозный узор»

Совершенствовать умения и навыки детей в рисовании свечой с изобразительным материалом. Развивать воображение, творчество.

Консультация «Самые неожиданные идеи в детском творчестве»

Способствовать установлению партнерских отношений между родителями и педагогами.

Тема: «Снегопад за окном»

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Консультация «Рисуем вместе с детьми»

Полезные советы родителям о  нетрадиционном рисовании.

Тема: «Зимний лес»

Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции.

Консультация «Как изобразить зиму»

Создать благоприятную атмосферу для развития фантазии и воображения у детей и родителей

Февраль

Тема: «Волшебная страна – подводное царство»

Учить детей рисовать нетрадиционным способом по мокрому листу. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Развивать разнонаправленные движения руки.

Презентация для родителей «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования»

Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Тема: «Петушок»

Совершенствовать умение в рисовании от пальцев до ладошки. Учить дорисовывать детали (гребешок). Развивать воображение, творчество.

Папка – передвижка «Эти удивительные ладошки»

Развивать эмоциональное сближение детей и взрослых

Тема: «По замыслу»

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Мастер класс «Рисование нетрадиционными способами»

Развивать интерес к различным нетрадиционным методам рисования

Тема: «Самолёты летят»

Дети учатся различать белый, синий, голубой цвета, рисовать кистью прямые линии, развиваются навыки методом тычка жесткой кистью (набирать краску на кисточку, снимать лишнюю краску).

Памятка для родителей «Эти удивительные картинки»

Показать актуальность нетрадиционной техники рисования в детском саду.

Март

Тема: «Букет цветов в вазе»

Изображение цветочного букета в технике предметной монотипии.

Развитие навыков рисования гуашью, акварелью; «оживление» цветов фломастерами

Советы – рекомендации «Использование выразительных средств  для изображения весны в рисунке»

Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей.

Тема: «Цветные окошки»

Познакомить с новой техникой «витраж», вырабатывать навык проведения прямых пересекающихся линий, развивать цветовосприятие

Папка – передвижка «Учите детей удивляться»

Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей.

Тема: «Ветка мимозы»

Упражнять в рисовании пальчиками и скатывании шариков из салфетки. Развивать чувство композиции, закреплять навыки наклеивания.

Беседа «Учим ребенка наблюдать природу»

Рекомендации о том, что очень важно передавать детям информацию новым для них способом познания через беседы, диалог (родитель-ребенок).

Тема: «Веселые осьминожки»

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Консультации по теме «Высокий - Низкий»

Рекомендации продолжать расширять получаемую информацию в процессе бесед и диалогов с ребенком. Закреплять понятия «высокий – низкий» изображая, к примеру, деревья. Передавать детям информацию через беседы, диалог.

Апрель

Тема: «Звездное небо»

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовое восприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Собрание родителей «Как часто вы рисуете с ребенком»

Необходимо нацелить родителей на помощь в развитии творческих способностей у своих детей, с помощью игры.

Тема: «С кистью и краской встречаем мы Пасху»

На занятии дети знакомятся с мастерством миниатюрной росписи на поверхности яйца совершенствуют умение работать кистью и красками, дополняют изображение нетрадиционными методами рисования: пальчиком, ватной палочкой.

Консультация для родителей: «Как научить ребенка оценивать свои рисунки».

Побеседовать о том как рисует ребенок, о чем он думает когда занят изодеятельностью.

Тема: «Улитка»

Познакомить с новой техникой волшебные нити. Показать детям как правильно окунать нить в краску и выкладывать из её узор на листе бумаги.

Беседа на тему: «Природа цвета и цвет природы»

Обогащение педагогических умений родителей новыми формами и методами организации творческой деятельности

с ребенком.

Тема: ««Праздничный салют»

Упражнять в использовании техники набрызг с помощью зубной щетки.

Беседа на тему: «О взаимосвязи игры и изобразительной деятельности»

Привлечение родителей к решению воспитательных задач.

Май

Тема: «Бабочка»

Уточнить представления о бабочках. Дать представление о новой технике изображения – монотипии.

Консультация «Роль изобразительного искусства в развитии ребенка»

Создание условий для овладения нетрадиционными видами рисования. Благоприятный микроклимат для развития воображения у детей и родителей. Способность. Устанавливать партнерские отношения ребенок-родитель.

Тема: «Ёжики»

Закрепляют умение пользоваться техникой «тычок жёсткой полусухой кистью, учатся выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом, учатся дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.

Оформление информационных

стендов в группах

 Распространение педагогических знаний среди родителей

Тема: «Букет сирени»

Продолжать знакомить с техникой «по мокрому», учить передавать в рисунке характерные особенности весенних цветов. Развивать эстетическое восприятие

Семинар «Нарисованный мир. Роль детского творчества в эмоциональном развитии

ребенка»

Внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком.

Тема: «Вот и лето пришло»

Научить передавать свое ощущение       изобразительными средствами. Развивать творческие способности.

Индивидуальная беседа: «Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью, как часть эстетического и художественного восприятия»

Привлечение родителей к работе детского сада.

 

Диагностика «Веселая палитра»

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май).

Результаты  обследования заносятся в  разработанную таблицу-матрицу.

Ф.И.ребенка

Критерии

 Итог

Техника работы с материалами

Предметное и сюжетное изображение

Декоративная деятельность

1.

2.

3.

4.

5.

Техника работы с материалами

Ребенок знает, как выглядят материалы, с которыми он работает. Самостоятельно может его найти и сказать, как он называется (н-р: паролоновая губка, жесткая кисть, свеча, нить, ватная палочка).

Предметное и сюжетное изображение

Для выполнения сюжетных рисунков дошкольники уже должны обладать определенными умениями и навыками в рисовании предметов быта, интерьера, пейзажа. 

Декоративная деятельность

Ребенок знает, как выглядит дымковская игрушка и филимоновская игрушка, знаком с такими росписями как городецкая, хохломская.

В диагностической таблице  используется следующее обозначение: высокий уровень - В,средний  - С, низкий - Н.   

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология  достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

Список литературы:

  1. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992
  2. И.А Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития
  3. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.
  4. Лыкова И.А. «Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки».
  5. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки
  6. Никитина А.В. "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".
  7. Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
  8. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа.
  9. Т.А.Цквитария "Нетрадиционные техники рисования" Интегрированные занятия в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

В детском творчестве окружающий его мир открывается по –разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в...

Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в лепке».

Доклад  на тему:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в лепке»....

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм рисования в процессе взаимодействия с семьей

Образовательный проект на тему "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм рисования в процессе взаимодействия с семьей"...

Методические рекомендации "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"

Методические рекомендации "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраст посредством использования нетрадиционных техник рисования

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраст посредством использования нетрадиционных техник рисования...