Развитие творческих способностей детей дошкольного возраст посредством использования нетрадиционных техник рисования
материал

Рябухина Ольга Владимировна

 

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраст посредством использования нетрадиционных техник рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №83 комбинированного вида»

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраст посредством использования нетрадиционных техник рисования

Воспитатель: Рябухина О.В.

1 квалификационная категория

Орел- 2022г.

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраст посредством использования нетрадиционных техник рисования»

Современная жизнь и стремительные изменения в ней выдвигают перед педагогами и родителями важнейшую задачу – подготовить детей к жизни в быстро меняющемся мире. Одной из задач ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

По мнению Л. С. Выготского и Н. А. Ветлугиной следует, как можно раньше побуждать детей к выполнению творческих заданий, ведь созидая, ребёнок учится общаться с окружающим миром, видеть его красоту, замечать мелочи и нюансы. Обучаясь работе с различными материалами, узнавая их специфику, у детей развивается образное мышление.

Много радости приносит рисование дошкольникам, так как в отражении окружающего их мира происходит его изучение. Однако стандартных наборов изобразительных материалов и традиционных способов рисования недостаточно для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, у них ничего не получится. Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником, не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования, а, следовательно, ведёт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования. Применение нетрадиционных техник рисования развивают не только творческие способности старших дошкольников, но и позволяют им думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Ведь неважно на чём и чем рисовать, а уж фантазии у современных детей более чем достаточно.

Поэтому считаю, что тема «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраст посредством использования нетрадиционных техник рисования» является актуальной для педагогов, психологов и родителей.

Целью моего самообразования было изучение и теоретическое подтверждение эффективности использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования изобразительного творчества дошкольников;

2. раскрыть сущность нетрадиционных техник рисования, как средства формирования творческих способностей дошкольников;

3. выявить творческие способности детей с применением нетрадиционных техник рисования;

4. разработать и реализовать комплекс занятий для детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования;

5. рассмотреть педагогические условия для реализации нетрадиционных техник рисования в образовательной деятельности.

Одной из ведущих проблем современности является творчество. В настоящее время оно исследуется на психологических и педагогических, на индивидуальных и социальных уровнях. Изучению данной проблемы посвящены многие работы отечественных и зарубежных исследователей и учёных Д. Б. Богоявленского, И. В. Сусанина, Дж. Гилфорда, И. Ю. Левченко, Н. В. Гнатко, Л. Н. Комиссаровой, Я. А. Понаморёва, Л. С. Выготского, Е. О. Смирновой, Б. М. Теплова и др. Согласно С. Л. Рубинштейну, любые специальные способности относятся к творческим способностям.

Говоря о творческих способностях, исследователи часто употребляют понятие «креативность» (творческость). При этом под креативностью понимают способность человека отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд) или способность обнаруживать новые способы решения проблем, или новые способы выражения (К. Роджерс). С психоаналитической точки зрения креативность определяется, как способность принимать материал из подсознания в сознание.

Учитывая, что носитель творчества - человек, а креативность является его неотъемлемым атрибутом, Н. Ю. Хрящева и С. И. Макшанов определяют креативность, как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.

Ведущим свойством способности к творческой деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла. Л. С. Выготский раскрыл основополагающие характеристики воображения вообще и детского в частности. Он отмечал, что воображение развивается в процессе творческой деятельности под влиянием общественных потребностей. Предпосылкой высокого развития воображения является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, образовательную деятельность, приобщения к искусству. Необходимым источником воображения является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний, формирующих убеждения. Л. С. Выготский: " …все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы,- все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении" [5].

Каждый ребёнок от рождения наделён творческим потенциалом, для дошкольников характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке.

В. В. Зеньковский пишет: ". ничто не вводит нас так в духовную жизнь, в творческие задачи и перспективы, открытые перед человеком, как эстетические переживания. " [11].

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Определённым потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Воспитатель должен вести себя так, как будто вся группа состоит из будущих художников. В этих условиях наиболее одарённые скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.

Организуя образовательную деятельность с применением нетрадиционных техник рисования необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их желания и интересы. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т. п.

С возрастом расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Овладение нетрадиционной техникой является, с одной стороны, целенаправленным, с другой - обучение не следует превращать в систему инструкций и установок. Обучение художественным техникам предполагает наличие двух компонентов: целенаправленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости.

Существует определённая последовательность работы по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования:

• экспериментирование;

• знакомство с нетрадиционной техникой;

• творческое преобразование;

• получение оригинального рисунка;

• использование приобретенного опыта.

Результат работы воспитанника зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать его внимание, побуждать к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

• игра, которая является основным видом деятельности детей;

• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

• музыкальное сопровождение и т. д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять воспитанникам способы действий и показывать приемы изображения.

Положительным моментом является и то, что воспитатель может осуществить индивидуальный подход к воспитаннику: помочь быстрее овладеть необходимыми навыками, оказать помощь в рисовании тому, кто сам затрудняется, и таким образом заинтересовать его. Все вопросы и указания воспитатель должен делать очень умело, чтобы не подавлять, а поощрять самостоятельность воспитанников.

Воспитательным моментом является показ рисунков самими детьми, при этом они проявляют много интереса, радости, возникает много разговоров и, конечно, возрастает желание рисовать.

Следовательно, успех использования нетрадиционных техник во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание и помочь утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Осуществляя теоретический анализ литературы, выяснила:

• способности - это индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения той или иной деятельностью. Ведущим свойством способности к творческой деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла;

• дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей т. к. воспитанники с удовольствием осваивают новые материалы, инструменты и техники;

• нетрадиционные техники рисования - это не только способ развития творческих способностей, но и создание нового, оригинального произведения искусства.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с дошкольниками.

Для успешной реализации работы в данном направлении была создана развивающая предметно-пространственная среда: организован центр изотворчества, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета, фактуры и формы, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски, кисти тонкие и толстые, картон, различные по толщине нитки и веревочки, шаблоны и трафареты, стаканчики, салфетки, зубные щётки, расчески, поролоновые штампы, свечи, листья, ватные палочки, перья, кусочки ткани, тычки, трубочки для коктейля, нитки и т. д.

Образовательная деятельность с детьми проводится в форме совместной партнёрской работы, когда в группе создаётся обстановка мастерской. В ходе работы с воспитанниками, использовала разнообразные материалы, интересные неповторяющиеся задания, предоставляла возможность права выбора. Создавались ситуации, где дошкольники применяли усвоенные ранее знания, искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у воспитанников положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

При использовании нетрадиционных техник рисования воспитанники пользуются алгоритмом последовательного выполнения работы.

Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике воспитанник получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

В образовательной деятельности применяю такие нетрадиционные техники рисования, как:

• техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение;

• техника "Рисование каплями" - готовит руку к письму, развивает мелкую моторику;

• техника «Оттиск» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, листьями, губками, бумагой, крышки и т. д.);

• техника «Рисование мозаичными мазками» - пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа;

• техника «Рисование по сырому листу» - происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков;

• техника «Рисование углём» - позволяет получать линии бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии;

• техника «Смешение красок на листе» - развивает фантазию, творческий подход к изображению, смелость;

• техника «Набрызг» - разбрызгивании капель краски, техника требует усидчивости, терпения;

• техника «Тычком» - жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т. д. ;

• техника рисования «Мыльными пузырями» - вызывает положительные эмоции;

• техника рисование «Манкой», «Солью», «Клеем» - развиваем мелкую моторику рук и др.

Для развития творческих способностей старших дошкольников в совместной деятельности применяю игры, опыты, художественное слово, картотеку нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.

Поэтому можно сказать, что используемые техники рисования помогают не только развивать творческие способности, но дают возможность безопасному выходу эмоций, где воспитанник имеет возможность реализовывать свой творческий потенциал, творить так, как хочется ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. также укрепляется вера ребёнка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.

Формирование творческих способностей ребёнка обусловлено не только образовательной деятельностью, организованной в дошкольном учреждении, но и партнёрскими отношениями ДОУ с родителями воспитанников

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Для вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс проводились такие мероприятия как:

Выставка совместного творчества детей с родителями: мастер-класс, творческий конкурс и др.

Наиболее успешной формой для развития чувства дружбы, эмпатии, взаимопонимания является творческая работа в паре. Однако эффективность обеспечивается благодаря совокупности разных форм совместного творчества, а также в комплексном сочетании социализации с другими образовательными областями.

Таким образом, согласованная организованность в работе детского сада и семьи – важнейший принцип полноценного воспитания и развития творческих способностей воспитанников ДОУ.

Овладение нетрадиционной техникой рисования доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют, не испытывая при этом трудностей.

Рассматривая вопрос развития творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования, были проанализированы такие техники, как монотипия, кляксография, фотокопия, оттиск, рисование пальцами и ладошками, тычок жесткой полусухой кистью, печать по трафарету и др.

Таким образом, можно говорить о том, что нетрадиционные техники рисования целесообразно использовать более интенсивно в старшем дошкольном возрасте, т. к. они оказывают огромную значимость в развитии творческих способностей, а также могут помочь детям лучше усвоить классическое рисование, сохранить интерес к изобразительной деятельности на долгие годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционных техник рисования»

Актуальность:Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения является изобразительное творчество, в ...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в лепке».

Доклад  на тему:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в лепке»....

ПРОЕКТ «КРАСКИ НА ЛАДОШКЕ» (РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ)

ПРОЕКТ «КРАСКИ НА ЛАДОШКЕ»(развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования)...

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека.Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.Тв...

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник работы с бумагой»

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе и работая с бумагой. В процессе работы с этим материалам дети познают свойства, возможности её преобразования и использование в различных компо...