ПРОЕКТ «КРАСКИ НА ЛАДОШКЕ» (РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ)
проект по рисованию на тему

Мочалина Наталья Геннадьевна

ПРОЕКТ

 «КРАСКИ НА ЛАДОШКЕ»

(развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционной

техники рисования)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mochalina_risovanie_proekt.docx115.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29 «Светлячок»http://nadezhda-school.ru/wp-content/uploads/2014/01/fgos.png

Образовательная область ФГОС ДО

«Художественно – эстетическое развитие»

                Воспитатель I кв. категории

                                        Мочалина Н.Г.

2017 - 2018 гг.

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

АКТУАЛЬНОСТЬ

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством ее решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из любимых видов деятельности дошкольников. Яркие краски дают приятные ощущения. Изодеятельность необходима ребенку для полноценного развития. Она является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельности ребенка. Использование изодеятельности способствует развитию творческих способностей, воображения,   наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Однако у детей раннего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далекими от реальности. Поэтому, наряду с традиционными способами и приемами можно использовать нетрадиционные техники рисования, для создания нового, оригинального образа. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Включение в работу с детьми раннего возраста традиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойства изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но из за счет работы с разными изобразительными предметами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса (ребенок использует предметы, которые окружают малыша каждый день, их можно использовать по иному – вместо кисточки листочки, травинки, кубики). Происходит развитие наглядно-образного, мышления, активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности. За счет использования различных изобразительных материалов, новых приемов, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развитие мелкой моторики. В процессе такой работы по мере тренировки рук совершенствуется состояние речи ребенка.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

  • Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски);
  • Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга;
  • Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления);
  • Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
  • Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта: «Краски на ладошке».

Вид проекта: творческий.

Длительность проекта: долгосрочный.

Сроки и этапы реализации проекта: сентябрь 2017 – декабрь 2018 гг.

Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи проекта:

  • Знакомить детей раннего возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
  • Способствовать овладению детей простейшими техническими приемами работы с  изобразительным материалом, краской;
  • Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.);
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.

Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели, педагог – психолог, муз рук – ль, родители воспитанников.

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»;

Предполагаемые результаты:

  • Наличие у детей раннего возраста элементарных знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • Владение детьми простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;
  • Умение детей самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования;
  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих мероприятиях.

         Методы реализации проекта, используемые в работе с детьми раннего возраста - словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работ, совет), наглядные (наблюдения, беседы с рассматриванием картинок), практические (проговаривание последовательности работы), игровые (создание игровой ситуации, сюрпризный момент), дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира, формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования, способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие сенсорных способностей.

Формы работы с родителями: 

  • Консультации, практикумы, демонстрация фотоотчета НОД с детьми, совместная семейная творческая деятельность (выставки).

Условия, необходимые для овладения умениями и навыками:

  • Доступность нетрадиционных техник рисования для детей;
  • Использование различных форм организации (комплексные, основанные на интеграции разных видов деятельности, коллективные работы, организация выставок);
  • Создание РППС в группе по художественно – эстетическому развитию;
  • Наличие оборудования и материалов, правильная организация места для них.

Продукты проектной деятельности: Рисунки, выставки.

        

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1 этап - подготовительный (сентябрь);

  • Изучение и анализ научно – исследовательской, методической литературы, интернет - ресурсов по данной теме;
  • Разработка содержания проекта;
  • Планирование предстоящей деятельности, подбор наглядно- демонстрационного материала;
  • Разработка перспективного плана работы с родителями, детьми;
  • Оценка уровня развития навыков художественной деятельности  детей раннего возраста (начало года).

2 этап - основной (октябрь - апрель);

  • Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей раннего возраста;
  • Формирование навыков художественной деятельности детей раннего возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей;
  1. этап - завершающий (май). 
  • Оценка эффективности проведенной работы с детьми (итоговая диагностика);
  • Презентация проекта на педчасе, сайте ДОО, персональном сайте
  • Публикации в электронных журналах «Педмастерство», «Педагог ДОУ»;
  •  Проведение развлечения для детей совместно с родителями.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

  • формирование у детей раннего возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение детьми простейшими техническими приемами работы с изобразительным материалом, краской;
  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ «КРАСКИ НА ЛАДОШКЕ» ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

СЕНТЯБРЬ (2 недели диагностика)

1

тема НОД

техника выполнения

задачи

«Цветные пальчики»

рисование пальчиками

Учить детей рисовать красками при помощи пальцев, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

2

«Подсолнухи»

рисование ватными палочками

Учить детей использовать ватную палочку для рисования,

Пробуждать к своевременному насыщению ворса палочки, формировать умение устанавливать связь между реальностью и ее изображением

ОКТЯБРЬ

1

«Покормим цыплят»

рисование ватными палочками

Упражнять в умении изображать семечки ватными палочками, развивать интерес к рисованию

2

«Ягодки на тарелке»

рисование пальчиками

Упражнять в навыке рисования красками при помощи пальцев, закреплять знания цветов, формировать интерес к рисованию

3

«Осеннее дерево»

рисование пальцем

Вызвать интерес к рисованию осенних листьев, расширить словарный запас, развивать интерес к рисованию

4

«Дождик, дождик пуще»

рисование пальчиками

Учить изображать тучу и дождь при помощи пальцев. Закрепить знание синего цвета. Развивать чувство цвета и ритма.

Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

НОЯБРЬ

1

«Мои рукавички»

рисование печатками из картофеля, пробкой

Упражнять детей в технике печатания, способствовать украшению предмета несложной формы, нанося рисунок по всей поверхности

2

«Волшебный фонарик»

рисование пальцем

Отрабатывать умение украшать фонарик приемом примакивания

3

«Птички»

рисование ладошками

Упражнять  детей в рисовании ладошками, уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.

4

«Цветные ладошки»

Упражнять детей в рисовании  ладошками, формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.

ДЕКАБРЬ

1

«Елочка пушистая»

рисование ватными палочками

Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование ватными палочками, поддерживать интерес к рисованию

2

«Веселый снеговик»

рисование штампами округлых форм

Продолжать закреплять умение детей наносить оттиски штампами, поддерживать интерес

к рисованию

3

«Нарядим елочку»

рисование пальчиками

                                       

Учить самостоятельному рисованию красками при помощи пальцев по образцу (без показа), уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.

ЯНВАРЬ

1

«Конфетти»

рисование пальчиками

Продолжать учить рисовать детей при помощи пальцев, знакомить с цветом, закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию

2

«Кубики»

рисование при

помощи штамповки

Упражнять детей рисовать красками с помощью штампа, используя деревянные фигурки; ориентироваться на листе бумаги; уточнять и закреплять знания цветов и форм; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

3

«Пушистые котята»

техника тычкования

Познакомить детей с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного); упражнять в  аккуратном закрашивании  тычком  жёсткой кистью; уточнить и закрепить знания цветов; формировать интерес  и положительное отношение к рисованию.

4

«Башни»

рисование при помощи штамповки

Продолжать учить детей рисовать красками

при помощи штампа, используя

деревянные кубики;

соблюдать ритм при использовании двух цветов;

ориентироваться на листе бумаги, располагать отпечатки определенным образом относительно друг друга; уточнять и закреплять знание цветов и форм

ФЕВРАЛЬ

1

«Разноцветные шары» 

рисование пальцем

Закреплять умение рисовать пальцем округлые предметы, развивать воображение, мелкую моторику

2

«Галстук для папы»

 рисование штампами

Закреплять умение украшать галстук простым узором, активизировать словарь, развивать мелкую моторику

3

«Чашка для бабушки»

рисование пальцем

Упражнять в  умении украшать простые по форме предметы, развивать фантазию, воспитывать аккуратность

МАРТ

1

«Цветок для мамы»

рисование пальчиками

Упражнять в умении  рисовать пальчиками

2

«Узор на платочке»

рисование ватными палочками

Продолжать учить детей рисовать ватными палочками; ориентироваться на листе бумаги; уточнить и закрепить знания цветов; формировать интерес  и положительное отношение к рисованию.

3

«Веточка мимозы»

рисование ватными палочками

Упражнять в рисовании веточки мимозы ватными палочками; уточнять и закреплять знания цветов; воспитывать  желание сделать маме подарок своими руками.

4

«Мячик для сестренки»

рисование ватными палочками

Продолжать учить детей рисовать ватными палочками, развивать изобразительные навыки и умения

АПРЕЛЬ

1

«Два веселых гуся»

 рисование ладошкой

Продолжать учить технике рисования ладошкой

2

«Дождик, дождик, кап-кап-кап»

рисование ватными палочками

Учить передавать образ дождя, используя нетрадиционный приём – ватные палочки

3

«Покормим Зайчика травкой» 

Продолжать учить технике рисования ватными палочками

МАЙ

«Вот какой у нас салют!»

рисование печатками

Упражнять в умении отображать впечатления в рисунке доступными изобразительно выразительными средствами

«Одуванчики»

Продолжать знакомить детей с техникой тычкования, упражнять в технике тычка, закрепить знания цветов; формировать интерес  и положительное отношение к рисованию.

«Разноцветные бабочки»

Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек. Продолжать знакомить детей с техникой «принт» (печать). Вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования. Подвести к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком — красочным силуэтом.

Итоговая диагностика (2 недели)

Работа с родителями

  1. Анкетирование "Нетрадиционное рисование дома в совместной деятельности детей и родителей»;
  2. Консультация собрание «Нетрадиционное рисование в детском саду и дома»;
  3. Беседа с родителями «Роль семьи в художественно-эстетическом развитии детей»;
  4.  Размещение информационного материала в родительских уголках;
  5. Совместная деятельность детей и родителей по подбору материала на тему «Краски на ладошке»;
  6. Оформление выставки семейных совместных работ «Мы рисуем» (рисование пальчиками, ладошками…).
  7. Родительское собрание «Юные художники» (фото отчет по теме проекта, презентация, выставка работ);
  8. Творческая мастерская «Рисуем всей семьей!»

Литература

Интернет-ресурсы:

http://maam.ru/ 

http://nsportal.ru/

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования от 17 октября 2013 г.;
  2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». «От рождения до школы» – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 г.;
  3. Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.
  4. Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.
  5. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
  6. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
  7. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
  8. Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г.
  9. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009.
  10. К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
  11. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009.
  12. Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ НА ТЕМУ Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной техник рисования в рамках проекта «Рисуем и творим все»

Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей раннего дошкольного возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной технике  рисования  и ап...

«Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных способов рисования»

Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сл...

Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционных методов рисования

Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционных методов рисования...

ПРОЕКТ НА ТЕМУ Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной техник рисования в рамках проекта «Рисуем и творим все»

Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей раннего дошкольного возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной технике  рисования ...

Презентация «Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционного рисования»

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник, способствует развитию у ребёнка творческих способностей....

Развитие творческих способностей детей раннего возраста, посредством нетрадиционных техник рисования.

Один из видов нетрадиционной техники в изобразительной деятельности — «Манкография»....

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраст посредством использования нетрадиционных техник рисования

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраст посредством использования нетрадиционных техник рисования...