Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Веремеева Екатерина Ивановна

Игровой материал по развитию дыхания и голоса у заикающихся детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.В. Леонова «Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников»

Игровой материал по развитию дыхания и голоса у заикающихся детей

Веселая разминка

(комплекс дыхательных и физических упражнений под чтение стихотворных текстов)

        В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются общение и дыхательные движения, и в целом, улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

        В первые месяцы обучения логопед является ведущим при проговаривании текста, дети произносят только отдельные звуки, звуковые сочетания. В дальнейшем дети могут произносить текст самостоятельно. В специально подобранных стихотворениях, песнях считалках диалогах могут автоматизироваться поставленные звуки, закрепляться лексический материал и т.д.

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5-10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как часть логопедического занятия, направленную на развитие речевого дыхания. В предложенном ниже комплексе упражнений были использованы элементы  парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой и системы развития дыхания, разработанной отечественными физиологами В.В. Васильевой, Ю.С. Василенко, В.П. Морозовым; методики развития речевого дыхания у детей с речевой патологией (М.Ф. Фомичева,    Е.С. Алмазова, В.И. Рождественская, В.И. Селеверстов); стихотворный материал для развития речи детей дошкольного возраста (Н.В. Новотворцева, Н.А. Маранова).

Формирование диафрагмального дыхания

Упражнение № 1. «Надуй шарик»

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох, живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем.

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Стихотворный текст произносит логопед, а дети выполняют нужные действия.

Упражнение № 2. «Часики»

Сидеть на стуле, ноги на ширине плеч, руки опущены. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку – вдох. Вернуться в исходное положение – полный выдох (живот втянуть, расслабиться). Тоже в другую сторону.

Тик – так, тик – так,

Ходят часики вот так:

Наклон влево, наклон вправо,

Наклон влево, наклон вправо.

Упражнение № 3. «Щука»

Сидеть на стуле, ноги на ширине плеч, руки ладонями на ребрах. Вдох – легко надавливая руками на ребра, в конце вдоха – руки в стороны, выдох – надавливая руками на ребра.

Щука в омуте жила,

Щеткой воду мела.

Щи готовила гостям,

Угощение лещам.

Упражнение № 4. «Наклоны»

Стоять, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед – вверх – глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед – полный выдох (живот втягивается).

Долго дятел дуб долбит.

(Руки вперед – вверх)

Клювом дятел дуб долбит.

(Руки вниз – назад)

Тук, тук, тук, тук,

(Руки вперед – вверх.)

Пауков найдет он тут.

(Руки вниз – назад)

Упражнение № 5 «Шагают ножки»

Во время ходьбы на месте руки вверх – вдох, опустить руки – выдох.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Шагают наши ножки,

По пням, по кочкам,

По камушкам, по камушкам.

В ямку – бух!

(Присесть)

Дифференциация носового и ротового дыхания

Упражнение № 6. «Вдох – выдох»

Стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2-3 секунды воздух в легких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом, выполняется ряд следующих упражнений: вдох через нос – выдох через нос, вдох через рот – выдох через нос, вдох через рот – выдох через рот.

Носом вдох, а выдох ртом,

(Соответствующие движения.)

Дышим глубже, а потом,

Шаг на месте не спеша,

Как? Покажем малышам.

Упражнение № 7. «Ветер дует»

Стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко,

(Руки поднять вверх, встать на носки, подуть.)

Я подую низко,

(Руки перед собой, присесть и подуть.)

Я подую далеко,

(Руки перед собой, наклон вперед, подуть.)

Я подую близко.

(Руки положить на грудь и подуть на них.)

Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа

дыхания.

        Упражнение № 8. «Деревце качается»

Стоять, наклоняя туловище и делая движения руками под чтение текста.

Ветер дует нам в лицо,

(Дуть, махи руками в лицо, сильная воздушная струя.)

Закачалось деревцо.

(Наклоны туловища вправо, влево.)

Ветер тише, тише, тише,

(Дуть, махи руками в лицо, слабая воздушная струя.)

Деревцо все выше, выше, выше.

(Потянуться, руки вверх.)

Упражнение № 9. «Осенние листочки»

Стоя. В руках листочки, сделанные из бумаги.

Мы листочки осенние,

(Руки вверх, покачиваются влево, вправо.)

На веточках сидели.

Дунул ветерок

(Подуть на листочки.)

И мы полетели

(легкие взмахи руками.)

Мы летели, мы летели

(Медленно приседать.)

И на землю тихо сели.

(Приседать.)

Упражнение № 10. «Одуванчик»

Сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровне рта. Произвести спокойный вдох и длительный выдох через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом.

А дунул ветерок –

Остался стебелек.

Упражнение № 11. «Снежинки»

Стоя, держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на кусочки ваты. Струя длительная и холодная.

С неба падаю зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые снежинки

Упражнение № 12. «Пила»

Стоя, имитировать пилку бревна, руки на себя – вдох, руки от себя с замедлением движения – выдох.

Умеют все ребятки

С носочков встать на пятки.

(Соответствующие движения.)

Вдохнуть и потянуться,

Присесть и разогнуться.

Вот так, вот так:

Присесть и разогнуться.

Встали! Выдохнуть! Вдохнуть!

Теперь можно отдохнуть.

Развитие речевого дыхания

        Упражнение № 21. «Погрей ладошки»

        Имитировать дутье на озябшие руки, произнося при этом шепотом «ф-ф-ф»

Зайка беленький сидит

(Присесть, руки ладонями вверх у головы, покрутить ими.)

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

(Встать, потирая руки.)

Надо лапочки погреть,

(Подуть на них.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать

(Поскакать.)

Упражнение № 22. «Жук»

Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».

Я – жук, я – жук, я здесь живу.

(Плавно размахивать руками.)

Я все жужжу, жужжу, жужжу:

(Ритмично переступать ногами.)

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

(Руки рупором, произносить звуки на выдохе.)

Упражнение № 23. «Паровоз гудит»

Стоя, спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произносить «у-у-у».

Мчится поезд

(Круговые энергичные движения согнутыми в локтях руками.)

Во весь дух.

Чух-чух! Чух-чух!

Паровоз гудит:

(Остановиться.)

У-у-у-у-у-у-у-у.

(Погудеть.)

Упражнение № 24. «Петушок кричит»

Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести «Ку-ка-ре-ку-у»

Тихо-тихо все кругом.

(Сидеть на корточках.)

Все уснули крепким сном.

Петушок один вскочил

(Встать, руки поднять вверх.)

Всех ребяток разбудил:

(Подняться на носки.)

«Ку-ка-ре-ку-у!»

(Произнести на выдохе.)

Упражнение № 25. «Ребята заблудились»

Ходьба по кругу, спокойное ритмичное дыхание, на выдохе произносить «Ау-ау-ау!»

Летом Вова и Марина

В лес ходили за малиной.

Они кричат в лесу:

«Ау-ау-ау»

Упражнение № 26. «Буква О»

Стоя, выполнять движения руками, произнося фразы на выдохе с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Не под окном, а около

(Руки вверх, в стороны, кругом.)

Каталось О и охало.

(Дважды плавные круговые движения перед собой.)

О охало, О охало

(Те же движения.)

Не под окном, а около

(Руки в стороны, вниз.)

Дыхательные упражнения по А.Н. Стрельниковой (адаптированные для детей дошкольного возраста)

        Упражнение № 27. «Малый маятник»

Стоя, руки опустить, кивать головой вперед – назад, вдох – выдох. Движения и вдохи идут одновременно, вдохи шумные и короткие. Выдох произвольный.

Тик-так, тик-так

Я умею делать так:

Вперед – тик,

Назад – так,

Тик-так, тик-так.  

Упражнение № 28. «Кошка»

Ноги на ширине плеч. Движения напоминают движения кошки, которая подкрадывается к воробью. Повторяются ее движения – чуть-чуть приседая, поворачиваться то вправо, то влево. Тяжесть тела переносится то на правую ногу, то на левую, одновременно поворачиваясь. Шумно нюхать воздух справа, слева в темпе шагов. Выдох произвольный.

Топ – топ – топ

Вот крадется черный кот.

Упражнение № 29. «Обними плечи»

Поднять руки на уровень плеч. Согнуть их в локтях. Повернуть ладони к себе и поставить их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросать руки навстречу друг другу так, чтобы руки шли параллельно друг другу. Спокойный темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторить короткие шумные вдохи. Руки не уводить далеко от тела, локти не разгибаются. Выдох произвольный.

Обнимите плечики.

На лугу кузнечики.

Упражнение № 30. «Насос»

Взять в руки свернутую газету или палочку, думая, что это насос для накачивания шины автомобиля. Вдох – в крайней точке наклона. Кончился наклон – кончился вдох. Не тянуть его, разгибаясь, и не разгибаться до конца. Шину нужно быстро накачать и ехать дальше. Повторять вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично, легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Выдох произвольный.

Накачаем шину,

Шину у машины.

Чу-чу-чу,

Всех до дачи докачу.

Упражнение № 31. «Постучи молотком»

Стоя, выполнять наклоны туловищем. Руки вытянуты вперед, пальцы сомкнуты в замке. Наклон – вдох. Выдох произвольный.

А ну-ка веселее

Ударим молотком.

Покрепче, поровнее

Мы гвоздики забьем:

«Тук-тук, тук-тук».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическая программа коррекции страхов"

Психологическая коррекция страхов является важным этапом в реализации мер помощи ребенку. Последовательно изучив проблему возникновения личностной тревожности, страхов, специалист переходит к диагност...

: Педагогический совет « Психолого-педагогические технологии коррекции эмоционально – волевой сферы дошкольников с ОВЗ

Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ - это организованная система педагогических и психологических воздействий. Основным  ее направлением является смягчение эмоционального дискомфор...

Психолого-педагогические техники коррекции тревожности и застенчивости у детей дошкольного и школьного возраста

Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при общении со сверстниками и взрослыми дети.Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание...

Психолого - педагогические технологии коррекции эмоционально - волевой сферы дошкольников с ОВЗ"

Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего...

Семинар для педагогов Тема: «Психолого – педагогические технологии коррекции эмоционально – волевой сферы дошкольников с ОВЗ»

Этапы формирования эмоционально – волевой сферы.Нарушения эмоционально – волевой сферы у дошкольников.Эффективные методы и приемы коррекции эмоционально – волевой сферы дошколь...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКО

Статья посвящена социально-педагогическим основам регулирования конфликтов у детей старшего дошкольного возраста. Наиболее распространенными методами преодоления конфликтных ситуаций у дошкольников яв...