Реализация индивидуального подхода к коррекции заикания у дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения
статья по логопедии (подготовительная группа)

Шипилина Ольга Николаевна

Статья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shipilina_o.n.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация индивидуального подхода к коррекции заикания у дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

В настоящее время проблема коррекции темпо-ритмических нарушений речи не утратила свою актуальность. Наличие разных точек зрения на патогенез заикания, недостаточность  теоретических обоснований и малая эффективность методов реабилитации заикающихся свидетельствуют о необходимости продолжения углубленного всестороннего изучения феномена заикания. Наиболее ощутимый положительный эффект дает только комплексная система коррекции заикания. Но в  каждом конкретном случае  требуется учет индивидуальных особенностей патологии и характера заикающегося.

Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи попадает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, т.е. на возраст от 2 до 6 лет.

До настоящего времени нет единого взгляда на этиологию заикания. В то же время все исследователи сходятся во мнении, что при появлении заикания имеет значение ряд факторов:

1. Определенный возраст ребенка.

2. Состояние центральной нервной системы ребенка.

3. Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза.

4. Особенности формирования функциональной асимметрии мозга.

5. Наличие психической травматизации.

6. Генетический фактор.

7. Половой деморфизм.

Исследователи выделяют две клинические формы заикания — невротическую и неврозоподобную, которые обусловлены разными патогенетическими механизмами (Ковалев В.В., 1970; Асатиани Н.М., 1973-1985; Драпкин Б.3., 1973; Белякова Л.И., 1973-1997 и др.).

Для невротической формы заикания характерны следующие особенности:

1. Заикание может появиться в возрасте от 2-х до 6-ти лет.

2. Наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения.

3. Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травма).

4. Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения.

5. Возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.).

Это свидетельствует о первенствующем значении гиперактивации эмоциогенных структур мозга при этой форме заикания.

Что такое гиперактивация эмоциогенных структур. Это состояние эмоционального напряжения. Состояние напряжения - совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)- холода, голодания, психических и физических травм, облучения, кровопотери, инфекции и т. п.

По теории Г.И. Косицкого эмоции - лишь проявление некоторой степени развития состояния нервного и вегетативного напряжения в условиях дефицита средств достижения цели. К средствам достижения цели Г.И. Косицкий относит не только информацию (И), но и энергию (Э) и время (В), необходимые для выполнения действия.

Выделяют четыре степени состояния напряжения в зависимости от уровня дефицита средств достижения цели.

I степень - В.М.А. (внимание, мобилизация, активность). Это активная ориентировочная реакция, стадия адекватной мобилизации сил, подъем творческой активности.

II степень - С.О.Э. (стенические отрицательные эмоции). Если дефицит средств достижения цели нарастает, то возникает мобилизация резервов (вегетативная буря).

III степень - А.С.О.Э. (астенические отрицательные эмоции). Они возникают, когда мобилизация не помогает. Уход от задачи является тоже своеобразным способом защиты организма.

IV степень - невроз - наблюдается в том случае, если организм часто переживает астенические отрицательные эмоции. Тогда возникает поломка системы вегетативной регуляции и нервно-психических функций. Клинически возникает невроз, срыв высшей нервной деятельности.

Что может провоцировать (создавать) у ребенка состояние эмоционального напряжения? Переход ребенка к усложненным формам речевого общения связан с трудностями планирования схемы высказывания, выбором словесных средств, их самостоятельным конструированием. Именно в этом периоде развития речи формулирование высказывания может сопровождаться эмоциональным напряжением, которое у ребенка выражается в «учащенном дыхании, прерывистости речи, длительных паузах перед тем, как употребить новый оборот речи» (Р.Е. Левина, 1975).

При нормальном созревании мозга уже в таком возрасте в центральной нервной системе развиваются регулирующие тормозные процессы, достаточно сильные для того, чтобы подавить излишнее возбуждение эмоциогенных структур мозга, блокировать распространение этого возбуждения и не дать сформироваться очагу застойной патологической активности в этих отделах центральной нервной системы. Но состояние нервной системы ребенка, у которого впоследствии может развиться невротическая форма заикания, характеризуется особой эмоциональной реактивностью.

Для неврозоподобной формы заикания характерно:

1. Судорожные запинки появляются у детей в возрасте 3-4 года.

2. Появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи.

3. Начало заикания постепенное, вне связи с психотравмирующей ситуацией.

4. Отсутствие периодов плавной речи и малая зависимость качества речи от речевой ситуации.

5. Привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь.

6. Физическое или психическое утомление, соматическая ослабленность ухудшают качество речи.

Таким образом, специалисту для того, чтобы четко понимать,  над чем ему предстоит работать, недостаточно знаний о том, какого типа и локализации судороги. Необходимо проводить гораздо более глубокое обследование, чтобы понять, какие структуры головного мозга задействованы в формировании у данного ребенка патологической функциональной системы речи. В этом заключается индивидуальный подход в выборе коррекционного маршрута. Понимая, после проведенного обследования, в чем причина нарушения ритма, легче создать эффективную программу коррекции.

При невротической форме заикания терапевтические воздействия должны быть направлены на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга, что может достигаться с помощью сочетания медикаментов и различных психотерапевтических приемов. Логопедические занятия на этом фоне проходят значительно эффективнее.

Заикающиеся с неврозоподобной формой речевого дефекта нуждаются в длительных коррекционно-педагогических воздействиях, способствующих развитию регулирующих функций мозга (стимуляция внимания, памяти и других психических процессов), в специальном медикаментозном лечении, направленном на редукцию последствий раннего органического поражения мозга. Логопедические занятия должны быть регулярными в течение значительного времени.

Учитывая то, что конечным результатом патологической системы является нарушение ритма протекания речевого психомоторного акта, в комплекс лечебных и психолого-педагогических воздействий обязательно включаются методы, направленные на ритмизацию движений.

Наиболее грубо нарушения ритма речи проявляются в виде подкорковой дизритмии, или иначе дизритмической дизартрии. В ее основе лежит нарушение способности воспроизводить самый элементарный слоговой ритм. Основные приемы работы с этой группой заикающихся вытекают из специфики первичного дефекта речи. Если ребенок не в состоянии маршировать, равномерно отстукивать рукой простой двудольный размер на барабане, бубне и т.д., то основной задачей является здесь пробуждение и закрепление элементарного чувства ритма. Это требует введения внешних опор в виде, например, ортопедических ковриков (для ритмичного шага), метронома, игрушек типа рор-it., играющие роль аудиовизуальных  подкреплений. Большое место здесь занимают логоритмические занятия, вначале с моторными, а затем и вербальными подкреплениями ударных долей такта с помощью различного рода вокализаций.

На следующем этапе проводится работа по делению слов на слоги, опять-таки с моторным, тактильным и аудиовизуальным подкреплением. Важно, чтобы тренинговые слова подбирались в порядке усложнения их лингвистической структуры и закреплялись в памяти. От слов следует перейти к ритмизированному воспроизведению фраз с подключением тех же внешних опор.

В связи с тем, что для подкоркового нарушения ритма характерно изменение мышц артикуляционного аппарата, полезна и отработка артикуляционных движений по методике преодоления нарушений речи при дизартрии: логопедический массаж, гимнастика, коррекция просодической стороны речи, и, в первую очередь, интонационных параметров. Затем необходим переход к словесному ритму (произнесению фраз и текстов с ударением на каждом слове). Этот способ говорения играет роль фона для последующего перехода к нормативному способу. Словесный ритм «высвечивает» в речевом потоке места совмещения ритмических единиц разных уровней, что необходимо для последующего «укладывания» слов в синтагму, подчинения произносимого слова ее логическому центру. Таким путем осуществляется переход от подкоркового ритма к ритму уровня коры, а точнее, ее правого полушария. На завершающем этапе занятий отрабатывается нормативное для устной речи говорение с помощью деления речевого потока на синтагмы.

Корковый уровень дезорганизации ритмического параметра речи характеризуется «усилением» невербального ритма, связанного с функциональной гиперактивностью правого полушария. Коррекция такой дизритмии требует специфических приемов работы. Они состоят во временном «запрете» музыкальных занятий и заучивания стихов ввиду их ритмической близости к музыке. Основной задачей работы при таком виде дизритмии является выработка плавной речи. Используемые для ее решения методы состоят в том, чтобы дать почувствовать течение ритмов разных уровней, строго координированных между собой слогового, словесного и синтагматического, а также их подчиненность логическим центрам высказывания. Для этого используется прием нюансированной передачи голосом логически ударных и неударных фрагментов: сопряженно, отраженно, а затем самостоятельно. Возможно и подкрепление ударных слогов тактильными опорами. В частности, предлагается сложить вместе друг с другом ладони рук и переворачивать их по ходу говорения, сжимая руки в местах логических акцентов. Поскольку логические акценты совпадают с паузой, отделяющей одну синтагму от другой, зажим следует удерживать в течение всей паузы, причем до тех пор, пока не появится рефлекторная потребность сделать вдох для продолжения говорения. Прием мышечного напряжения, маркирующего логические центры и паузы речевого потока, решает сразу несколько задач упорядочивает речь, «высвечивает» ее смысловую составляющую и обеспечивает непроизвольное речевое дыхание. В этом случае не приходится давать команды типа «вдохни — выдохни», которые не облегчают, а усложняют нормативное говорение, т.е. в значительной мере решается одна из наиболее важных проблем коррекции речи при заикании — нормализация речевого дыхания. Движения рук можно заменять аналогичным образом — организованным перебором барабанных палочек, шагами и прочим.

Таким образом, задачей специалиста ДОУ, работающей с группой дошкольников, имеющих логопедическое заключение «Тяжелое нарушение речи. Заикание» важно на этапе диагностики определить, в каких структурах мозга недостаточность, какие уровни организации ритма пострадали у конкретного ребенка, грамотно распределить детей по подгруппам, разработать индивидуальные планы коррекции в соответствии с полученными результатами диагностики.

Литература:

  1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов Т.Г. Визель - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384с.
  2. Заикание: проблемы теории и практики: Коллективная

монография / Под ред. Л.И. Беляковой. - М.: Национальный

книжный центр, 2015. - 184 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях дошкольных образовательных учреждениях.

Сегодня активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода для решения теоретических и практических задач воспитания дошкольников, рассматриваются модели гендерного воспитания мальчиков и д...

Формирование доброжелательных отношений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

Система работы педагога - психолога по формированию доброжелательных отношений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения...

«Адаптация дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения» Курочкина Татьяна Владимировна

«Адаптация дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения» Курочкина Татьяна Владимировна         С поступлением ребенка 3-4-летнего возра...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ МЛАДШИМ ДОШКОЛЬНИКАМ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Развитие речи – одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей более старшего возраста кроются в условиях их жизн...

Обогащение социального опыта дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

По мнению современных ученых, социализация признается как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспро...

Гендерное воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

В современном мире часто возникает вопрос, необходимо ли какое-то особенное гендерное воспитание дошкольникам. В последнее время педагоги часто говорят о воспитании как гармоничной картине, где учтены...

Экологическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это «целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования сис...