ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ МЛАДШИМ ДОШКОЛЬНИКАМ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья по логопедии на тему

Развитие речи – одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей более старшего возраста кроются в условиях их жизни в первые три года, а также в период внутриутробного развития и во время родов. Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. Ребенку предстоит за несколько лет овладеть всеми нормами родного языка.

В теоретическом аспекте изучения проблемы развития речи детей период до трёх лет признан исключительным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ МЛАДШИМ ДОШКОЛЬНИКАМ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Развитие речи – одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей более старшего возраста кроются в условиях их жизни в первые три года, а также в период внутриутробного развития и во время родов. Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. Ребенку предстоит за несколько лет овладеть всеми нормами родного языка.

В теоретическом аспекте изучения проблемы развития речи детей период до трёх лет признан исключительным.

В.Ф.Одоевский (1804—1869) одной из важнейших ступеней развития на подходе к первоначальной стадии школьного образования называл, именно ранний детский возраст. Исключительное значение речи в развитии ребенка делает важным знание условий и факторов, способствующих ее развитию на разных этапах становления личности.

Причины речевых нарушений могут возникнуть в преднатальный, натальный, а также постнатальный периоды развития ребенка. Характер причин различен и многообразен, что влечет за собой своеобразие и могогранность возникающих нарушений речи.

При ранней диагностике и своевременно начатом коррекционном воздействии в целом и в речи, в частности, часть детей, несмотря на сложности дефекта, к трем-пяти годам приближается по уровню общего и речевого развития к возрастным стандартам.

Проблема оказания консультативно-диагностической и коррекционно-развивающей помощи детям раннего возраста является очень сложной. В современной педагогике ей уделяется все больше и больше внимания.

Одним из таких важнейших вопросов является разработка вариативных моделей организации ранней диагностической, пропедевтической и коррекционно-развивающей помощи.

Ранний возраст является возрастом, от которого зависит благополучие всей последующей жизни ребенка, полноценность его личностных, семейных, профессиональных успехов.

Пластичность нервной системы у ребенка не беспредельна и с возрастом значительно понижается, поэтому работа по диагностике, профилактике, коррекции и формированию речи, с опорой на сохранные системы мозга, должна начинаться в самом раннем возрасте.

Понимание периодики раннего коммуникативно-познавательного развития и преемственности как самих периодов, так и их фаз позволяет, с одной стороны, лучше понимать патогенез различных аномалий развития у детей дошкольного и школьного возрастов, а с другой стороны, прогнозировать будущий тип аномального развития у детей с коммуникативно-познавательным расстройством раннего возраста.

Как показывает опыт консультативно-диагностической помощи родителям, имеющим детей раннего возраста, они отличаются очень низким уровнем компетентности в вопросах педагогики, не имеют представления о нормативах развития детей, не видят соответственно отклонений и как следствие несвоевременно обращаются за специализированной помощью или не обращаются вообще.

Общий анализ семей воспитанников группы раннего возраста выявил недостатки ежедневного взаимодействия в семьях. А оно должно быть построено на взаимном уважении взрослых и детей. Родителям необходимы знания по организации общения, взаимодействия детей друг с другом.

Отсутствие у родителей знаний о том, как организовать и провести простейшие игры, направленные на развитие речи и мышления, указывает на необходимость создания в детских садах условий для новых форм работы со взрослыми.

Логопедическое исследование является органической частью комплексного подхода к всестороннему обследованию ребенка, к построению коррекционно-развивающих программ, способствующих максимально возможному преодолению и предупреждению возникающих отклонений в развитии детей.

На самых ранних этапах заметить патологию, уточнить диагностику, провести профилактическую и коррекционную работу, не отодвигая сроки комплексного медико-педагогического воздействия, очень тяжело. Огромное значение имеет квалифицированность специалистов, знание ими разнообразных методик, передовых научных открытий в области их квалификации, немаловажную роль играют их личностные качества, сознательность, внимательность, терпение и просто желание помочь.

- возрастает количество семей желающих получить квалифицированную помощь специалистов в вопросах воспитания и развития детей, но также возрастает количество детей с ограниченными возможностями здоровья;

- наличие задержки речевого развития детей находится в прямой зависимости от нарушений психофизического развития детей. Среди характерных детям раннего возраста отклонений большое место занимают также нарушения эмоционально-волевой сферы.

- как диагностическая, так и коррекционно-развивающая работа проводится на основе четкого знания онтогенеза речевого развития, соотнесения уровня речевого развития ребенка с возрастными нормативами и с темпом собственного речевого развития;

- своевременно оказанная коррекционно-развивающая помощь позволяет максимально снизить степень риска продолжения формирования патологических явлений, предупредить возникновение других нарушений и приблизить уровень развития ребенка к возрастной норме.

Таким образом, речевое развитие детей раннего возраста очень пластично, поэтому правильно разработанная и подобранная программа коррекционно-развивающего обучения в значительной мере повышает уровень общего, речевого развития детей и позволяет, по мере возможности, предотвратить возможные нарушения речевого развития в дальнейшем.

Немаловажную роль в процессе коррекционно-развивающего воздействия оказывают активное участие родителей и совместная работа специалистов разных профилей.

Литература:

  1. Винарская Е.Н. «Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии» – М.: Просвещение, 1987.
  2. Кольцова М. М. «Ребенок учится говорить» – М.: Советская Россия, 1973.
  3. Овчинникова Т. Н. «Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция» – М., 2000.
  4. Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» – М., 1983.
  5. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. В. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений» – М.: Владос, 2003.
  6. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» (пособие для пед. коллективов дет. садов и родителей: сборник); под ред. Т.Н. Дороновой и Т.И. Ерофеевой. – М.: Обруч, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях дошкольных образовательных учреждениях.

Сегодня активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода для решения теоретических и практических задач воспитания дошкольников, рассматриваются модели гендерного воспитания мальчиков и д...

Формирование доброжелательных отношений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

Система работы педагога - психолога по формированию доброжелательных отношений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения...

«Адаптация дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения» Курочкина Татьяна Владимировна

«Адаптация дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения» Курочкина Татьяна Владимировна         С поступлением ребенка 3-4-летнего возра...

Обогащение социального опыта дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

По мнению современных ученых, социализация признается как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспро...

Гендерное воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

В современном мире часто возникает вопрос, необходимо ли какое-то особенное гендерное воспитание дошкольникам. В последнее время педагоги часто говорят о воспитании как гармоничной картине, где учтены...

Экологическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это «целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования сис...