«Адаптация дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения» Курочкина Татьяна Владимировна
статья на тему

курочкина татьяна владимировна

«Адаптация дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Курочкина Татьяна Владимировна

        

 

С поступлением ребенка 3-4-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д. В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении - с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания рассматривалась в исследованиях Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Р.В. Тонковой-Ямпольской. Мы согласны с позицией этих исследователей, подчеркивающих сложность процесса адаптации и важность правильной его организации для успешного решения всех вопросов всестороннего развития личности ребенка.

На наш взгляд, можно выделить два направления в изучении проблемы адаптации дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения:

особенности протекания периода адаптации;

факторы и механизмы, влияющие на продолжительность и характер адаптации.

Первое направление связано с выделением целого ряда особенностей протекания периода адаптации, получивших название симптомокомплекс.

К проявлениям симптомокомплекса адаптации ученые относят следующее: возникновение у ребенка преимущественно респираторных заболеваний; нарушение сна, значительное снижение аппетита; снижение речевой и игровой активности и др.

Второе направление исследует многообразные факторы, влияющие на процесс привыкания. Мы систематизировали факторы адаптации на основании их объективности и субъективности. Мы считаем, что уровень самостоятельности ребенка является важным субъективным фактором адаптации. В связи с анализом симптомокомплекса адаптации и факторов, влияющих на этот процесс, поставлен вопрос о необходимости изучения связи самостоятельности, сформированной у детей двух-трех лет в семье, и адаптации к ДОУ.

 Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности [16, с. 6].

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным - избегающий [13, с. 187].

В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественные учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа), при вхождении в новый коллектив. Исследования К.Л. Печора (1998) показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% - не готовы, 75,8% - условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей [35, с. 32].

Следует учитывать потребность ребёнка в общении. Выделяются примерно три группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения.

Первая группа - это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми. Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 2-3 месяцев.

Вторая группа - это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10-20 дней.

Третья группа - дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3-10 дней [7, с. 23-25].

На процесс адаптации ребенка влияют:

·        достигнутый уровень психического и физического развития,

·        состояние здоровья,

·        степень закаленности,

·        сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,

·        личностные особенности самого малыша,

·        уровень тревожности и личностные особенности родителей [6, с. 122].

Таким образом, под адаптацией понимают процесс приспособления. Период приспособления имеет важное значение для развития ребёнка.

Врачи и психологи различают 3 степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.

Критерии степени тяжести адаптации:

·                   эмоциональное состояние малыша;

·                   его отношение со сверстниками;

·                   отношения со взрослыми;

·                   сон и аппетит;

·                   частота и длительность острых заболеваний.

В детском саду дети помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в детском саду в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерное, целенаправленное, педагогически обоснованное всестороннее развитие ребенка.

Содержание работы воспитателя детского сада, таким образом, включает в себя следующее:

·                   формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний.

·                   формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности).

·                   формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).

·                   формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива [11, с. 71].

Исследования  проводилось  с помощью наблюдение за детьми в период адаптации к условиям ДОУ, заполнялись листы адаптации.

Были получены следующие данные:

Ф,И ребенка

Наст-роение

Аппе-тит

Засыпа-ние

сон

Актив-ность

Взаимоотноше-ние со взрослыми

Взаимоотноше-ние со сверстниками

Маша.В

+

+/-

+/-

+

+

+

+

Никита.Г

+/-

+/-

+/-

+

+

+/-

+/-

Оля.Г

+/-

+/-

+

+

+/-

+\-

+/-

Катя.Г

+\-

-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

Света.В

+/-

-

-

+/-

+/-

_

-

Алексей.К

-

-

-

+/-

-

-

-

Аня.К

+/-

-

+/-

+

+/-

+/-

-

Даша.К

+/-

-

+/-

+/-

-

+/-

-

 Миша.Л

+/-

-

-

+/-

+/-

+/-

-

Дима.Р

_

-

-

-

+/-

-

-

           

Из таблицы видно, что 1 ребенок проходит адаптацию в легкой форме; 4 ребенка проходят адаптацию тяжело, и 5 детей проходят адаптацию в средней тяжести.

Результаты наблюдения за детьми в период адаптации показали, что более половины детей из группы негативно реагировали на педагогов ДОУ, испытывали неуравновешенное эмоциональное состояние, плакали при уходе родителей, не хотели идти в группу.

Итак, для каждой группы детей мы должны подобрать индивидуальный подход для адаптации детей в дошкольном учреждении.

Итак, легкое течение адаптации (от 8 до 16 дней) наблюдалось у 10% детей,  готовых к поступлению в дошкольное учреждение. Такое течение адаптации, данного процента детей можно объяснить тем, что у них достаточно хорошо была сформирована инициативность в контактах с детьми и со взрослыми, познавательная активность в повседневной жизни и при обучении.

У 30% детей адаптация протекала тяжело (42 дня). Объяснить такое течение адаптации можно тем, что он очень часто болел, в связи с этим у него снижена активность, повышена утомляемость, из-за частых пропусков плохой контакт с детьми и воспитателями.Адаптация средней тяжести у 60%  детей.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Статья"60 КБ

Предварительный просмотр:

«Адаптация дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Курочкина Татьяна Владимировна

        

С поступлением ребенка 3-4-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д. В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении - с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания рассматривалась в исследованиях Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Р.В. Тонковой-Ямпольской. Мы согласны с позицией этих исследователей, подчеркивающих сложность процесса адаптации и важность правильной его организации для успешного решения всех вопросов всестороннего развития личности ребенка.

На наш взгляд, можно выделить два направления в изучении проблемы адаптации дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения:

особенности протекания периода адаптации;

факторы и механизмы, влияющие на продолжительность и характер адаптации.

Первое направление связано с выделением целого ряда особенностей протекания периода адаптации, получивших название симптомокомплекс.

К проявлениям симптомокомплекса адаптации ученые относят следующее: возникновение у ребенка преимущественно респираторных заболеваний; нарушение сна, значительное снижение аппетита; снижение речевой и игровой активности и др.

Второе направление исследует многообразные факторы, влияющие на процесс привыкания. Мы систематизировали факторы адаптации на основании их объективности и субъективности. Мы считаем, что уровень самостоятельности ребенка является важным субъективным фактором адаптации. В связи с анализом симптомокомплекса адаптации и факторов, влияющих на этот процесс, поставлен вопрос о необходимости изучения связи самостоятельности, сформированной у детей двух-трех лет в семье, и адаптации к ДОУ.

 Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности [16, с. 6].

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным - избегающий [13, с. 187].

В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественные учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа), при вхождении в новый коллектив. Исследования К.Л. Печора (1998) показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% - не готовы, 75,8% - условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей [35, с. 32].

Следует учитывать потребность ребёнка в общении. Выделяются примерно три группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения.

Первая группа - это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми. Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 2-3 месяцев.

Вторая группа - это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10-20 дней.

Третья группа - дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3-10 дней [7, с. 23-25].

На процесс адаптации ребенка влияют:

  • достигнутый уровень психического и физического развития,
  • состояние здоровья,
  • степень закаленности,
  • сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,
  • личностные особенности самого малыша,
  • уровень тревожности и личностные особенности родителей [6, с. 122].

Таким образом, под адаптацией понимают процесс приспособления. Период приспособления имеет важное значение для развития ребёнка.

Врачи и психологи различают 3 степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.

Критерии степени тяжести адаптации:

  • эмоциональное состояние малыша;
  • его отношение со сверстниками;
  • отношения со взрослыми;
  • сон и аппетит;
  • частота и длительность острых заболеваний.

В детском саду дети помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в детском саду в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерное, целенаправленное, педагогически обоснованное всестороннее развитие ребенка.

Содержание работы воспитателя детского сада, таким образом, включает в себя следующее:

  • формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний.
  • формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности).
  • формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).
  • формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива [11, с. 71].

Исследования  проводилось  с помощью наблюдение за детьми в период адаптации к условиям ДОУ, заполнялись листы адаптации.

Были получены следующие данные:

Ф,И ребенка

Наст-роение

Аппе-тит

Засыпа-ние

сон

Актив-ность

Взаимоотноше-ние со взрослыми

Взаимоотноше-ние со сверстниками

Маша.В

+

+/-

+/-

+

+

+

+

Никита.Г

+/-

+/-

+/-

+

+

+/-

+/-

Оля.Г

+/-

+/-

+

+

+/-

+\-

+/-

Катя.Г

+\-

-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

Света.В

+/-

-

-

+/-

+/-

_

-

Алексей.К

-

-

-

+/-

-

-

-

Аня.К

+/-

-

+/-

+

+/-

+/-

-

Даша.К

+/-

-

+/-

+/-

-

+/-

-

 Миша.Л

+/-

-

-

+/-

+/-

+/-

-

Дима.Р

_

-

-

-

+/-

-

-

Из таблицы видно, что 1 ребенок проходит адаптацию в легкой форме; 4 ребенка проходят адаптацию тяжело, и 5 детей проходят адаптацию в средней тяжести.

Результаты наблюдения за детьми в период адаптации показали, что более половины детей из группы негативно реагировали на педагогов ДОУ, испытывали неуравновешенное эмоциональное состояние, плакали при уходе родителей, не хотели идти в группу.

Итак, для каждой группы детей мы должны подобрать индивидуальный подход для адаптации детей в дошкольном учреждении.

Итак, легкое течение адаптации (от 8 до 16 дней) наблюдалось у 10% детей,  готовых к поступлению в дошкольное учреждение. Такое течение адаптации, данного процента детей можно объяснить тем, что у них достаточно хорошо была сформирована инициативность в контактах с детьми и со взрослыми, познавательная активность в повседневной жизни и при обучении.

У 30% детей адаптация протекала тяжело (42 дня). Объяснить такое течение адаптации можно тем, что он очень часто болел, в связи с этим у него снижена активность, повышена утомляемость, из-за частых пропусков плохой контакт с детьми и воспитателями.Адаптация средней тяжести у 60%  детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Вы первый раз привели ребенка в детский сад. Волнуетесь. Переживаете. Как справится  ребенок с новой ситуацией?Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду», и как сделать так, чтоб...

Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируетс...

Нестандартные формы работы с родителями по адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

Кудряшова Татьяна Александровна, старший воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ дет­ский сад «Солнышко»,с.Линда, городской округ город Бор Нижегородской областиСемья и детский сад имеют с...

Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения

Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения...

Аналитический отчет за период 2013-2015гг воспитателя группы раннего развития «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения».

Цель: Проанализировать, дать оценку собственной профессиональной деятельности за 2013 – 2015 г. Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов....

Статья "Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Статья "Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения"....

«Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения»...