«Дидактические игры для речевого развития воспитанников»
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Саламатова Анна Игоревна

Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.i._dlya_rechevogo_razvitiya.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

«Дидактические игры

для речевого развития воспитанников»

подготовила учитель-логопед:

Саламатова Анна Игоревна

13 февраля 2020 уч. Года

Мы видим, что логопед должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности.

Цель мастер – класса: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры для речевого развития воспитанников».

Задачи:

1. Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребёнка к занятию.

Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. (В. Н. Кругликов, 1988.)

Дидактические игры способствуют:

- развитию познавательных и умственных способностей;

- развитию речи детей;

- социально-нравственному развитию ребенка.

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки.

Для обучения детей и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.

Структура дидактической игры:

I. Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,

2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.

3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.

4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны. Во время проведения дидактических игр воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Дидактические игры  – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Дидактическая игра «Аквариум»

Помогает детям подготовиться к обучению грамоте.

Данное пособие можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми старшей и подготовительной группы.

Хочу предложить вам варианты этой  дидактической игры для совместной игровой деятельности с детьми дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Цветные жемчужины»

Цель: закрепить понятия «гласный – согласный», «твердый- мягкий», и их цветовые обозначения.

Ход игры

На дне аквариума лежат «жемчужины» трех цветов: красного, синего, зеленого.

Логопед называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает «жемчужину» нужного цвета. 

Вариант игры: определи сколько гласных (твердых согласных, мягких согласных) в слове (медуза) и достань столько же жемчужин нужного цвета.

Дидактическая игра «Достань игрушку»

Цель: развивать умение определять наличие, заданного звука в слове.

Ход игры:

На дне аквариума мелкие игрушки от «Киндера».

Логопед называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть заданный звук.

Дидактическая игра «Жемчуг»

Цель: развивать умение находить место заданного звука в слове.

Ход игры:

Логопед называет звук местоположение, которого необходимо определить в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребёнок слушает, определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или конец слова) и достаёт нужную жемчужину и кладёт её в ракушку.

Дидактическая игра «Сколько слогов?»

Цель: развивать умение определять количество слогов в заданном слове.

Ход игры:

Логопед называет слово, предлагает определить количество слогов в заданном слове и достать столько же «жемчужин»

Дидактическая игра «Собери жемчуг»

Цель: формирование фонематического анализа слова.

Ход игры:

На дне аквариума лежат «Жемчужины» трёх цветов: красного, синего, зелёного.

Логопед называет слово (краб, акула, кит и т.д.), и предлагает достать и сделать звуковой анализ из цветных жемчужин, которые лежат на дне аквариума.

Дидактическая игра «Грамотный телефон»

1 вариант

Дидактическая игра «Поймай звук»

Цель: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звук «Р», автоматизация звука [р].

Картинный материал: картинки с разными звуками.

Ход игры:

Выбрать картинки, в названиях которых есть звук [р] и поместить в окошки, находящиеся в центральной части. Обосновать свой выбор.

Дидактическая игра «Найди место звука [Р`] в слове»

Цель: Учить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец, опираясь на громкое проговаривание).  Закреплять, совершенствовать навык звукового анализа, развивать фонематический слух, закреплять навык правильного звукопроизношения, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие.  

Картинный материал: картинки с заданным звуком в начале, середине и конце слова.

Ход игры: слева на корпусе телефона  находятся схемы из трех квадратиков: в первом кармашке закрашен первый квадратик, во втором – второй, в третьем – третий. Детям нужно поместить картинки в соответствующие кармашки.

Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове (затем – первый и последний звуки в ряде слов). Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение «Найди место звука в слове»).

Дидактическая игра «Подбери правильно»

Цель: Учить детей дифференцировать звуки, например, [р]- [л]. Развивать фонематический слух, закреплять навык правильного звукопроизношения, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие. 

Картинный материал: картинки с дифференцируемыми звуками.

Ход игры: слева на корпусе телефона  размещены буквы, обозначающие звуки. Детям нужно найти среди картинок картинки, в которых есть заданные звуки, и разместить их в соответствующие кармашки. Четко проговаривать слова.

Дидактическая игра «Разбей на слоги»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие.

Картинный материал: картинки с разной слоговой структурой.

Ход игры: слева на корпусе телефона  находятся схемы, обозначающие один слог, два слога, три слога, четыре слога. Детям предлагается сосчитать количество слогов в слове и поместить картинки в соответствующие кармашки. Обосновать свой ответ, прохлопать слоги.

Дидактическая игра «Найди ударный слог»

Картинный материал: картинки - символы, характеризующие ударный слог в речи.

Цель: Развитие слухового внимания, восприятия, динамическими (регулирование громкости голоса) характеристиками звучащей речи; умение владеть своим голосовым аппаратом.

Ход игры: В левой части телефона изображены картинки символы, характеризующие ударный слог. Проговариваются те картинки, которые находятся в данной игре.

Дидактическая игра «Короткие слова»

Цель: закреплять умение выделять предлоги в словосочетаниях.

Картинный материал: картинки - символы, характеризующие короткие слова (предлоги) в речи.

Ход игры: слева на корпусе телефона  находятся схемы, обозначающие место предмета. Детям нужно правильно распределить картинки.

Дидактическая игра «Слово»

Цель: формирование и расширение понятийных (семантических) полей слова.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  1. формировать лексико-грамматический строй речи, автоматизировать, дифференцировать звуки на уровне слов, словосочетаний, предложений;
  2. совершенствовать звуковой анализ.
  1. Коррекционно-развивающие задачи:
  1. развивать память, восприятие, внимание, воображение, мышление.

  1. Коррекционно-воспитательные задачи:
  1. воспитывать самоконтроль за своей речью.

Дидактическая игра «Один-много»

Развивает умение образовывать существительные  во множественном числе, именительном падеже.

Дидактическая игра «Большой-средний-маленький»

Позволяет образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным и увеличительным суффиксом.

(ЛОСИЩЕ – ЛОСЬ – ЛОСЁНОК).

Дидактическая игра «Родственники»

Позволяет развивать умение подбирать родственные слова.

(ЛОСЬ – ЛОСЁНОК – ЛОСИ – ЛОСИННЫЙ – ЛОСИХА)

Дидактическая игра «Мой, моя, моё, мои»

Позволяет согласовывать местоимения с существительными в роде, числе.

Дидактическая игра «Посчитай-ка»

Закрепляет навык согласования существительных с количественными числительными.

(ОДИН ЛОСЬ, ДВА ЛОСЯ… ПЯТЬ ЛОСЕЙ…)

Дидактическая игра «Какой? Какая? Какие?»

Расширяет словарный запас (по внешнему виду, на слух, на ощупь, на вкус) закрепляет навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.

(КРУПНЫЙ, ТЁМНЫЙ, РОГАТЫЙ, ГЛУХОГОЛОСЫЙ)

Дидактическая игра «Составь предложение»

Развивает навык составления предложения по схеме.

(КРАСИВЫЙ ЛОСЬ. Я УВИДЕЛ ЛОСЯ)

Дидактическая игра «Место звука в слове»

Развивает фонематический слух.

(В НАЧАЛЕ СЛОВА – [Л], В СЕРЕДИНЕ – [О], В КОНЦЕ – [С`].

Дидактическая игра «Назови»

Совершенствует звуковой анализ.

(ГЛАСНЫЙ – [О], ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ – [Л], МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ [C`])

Все эти, вместе взятые игры, одновременно с автоматизацией и дифференциацией звуков, оказывают положительное внимание на развитие психических процессов, повышается познавательная активность, а  так же уровень логического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для речевого развития "Засели дом"

Из опыта работы представлена дидактическая игра "Засеми дом"...

Дидактическая игра по речевому развитию "Чей это голос" в первой младшей группе

Цель игры: научить детей различать взрослых и животных и детёнышей по звукоподражанию, соотносить названия взрослого животного и его детёныша....

Дидактические игры для речевого развития дошкольников

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей  еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Прове...

Дидактическая игра по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста

Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически прав...

Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"

Интерактивная дидактическая игра  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Го...

Дидактические игры по речевому развитию детей в группе раннего возраста. Дидактические игры "Отгадай, кто к нам пришел?" и "Чудесная коробка".

Тема: "Планирование и проведение занятия по речевому развитию". Представлены дидактические игры по речевому развитию детей в группе раннего возраста. Дидактические игры "Отгадай, кто к ...