Особенности развития речевого дыхания у детей в норме
статья по логопедии

Спивакова Е.В.

Особенности развития речевого дыхания у детей в норме

 

Дыхание является важной жизнеобеспечивающей функцией человеческого организма.

Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит – семантическому, лексикограмматическому и интонационному наполнению высказывания.

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи.

Если у здорового новорожденного ребенка крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом, то, начиная с 12 недель, у большинства здоровых детей частота крика снижается, появляется начальное гуление. Звуки гуления произносятся на выдохе, т. е. гуление представляет собой своеобразную тренировку речевого дыхания.

У детей в возрасте 3 – 6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого онтогенеза идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи.

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание.

У здоровых детей в 4 – 6 летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, речевое дыхание находится на стадии интенсивного формирования. Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного речевого выдоха. В процессе одного речевого выдоха они произносят простые 3 – 4-х словные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания.

Усложнение речевой задачи детьми 5 – 6 лет в виде 4- , 5- и 6-ти словных фраз с новой лексикой приводит к нарушению речевого дыхания.

К 10-ти годам происходит формирование речевого дыхания, которое начинает соответствовать синтагматическому делению текстов, т.е. становление речевого дыхания завершается.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития речевого дыхания у детей в норме

Дыхание является важной жизнеобеспечивающей функцией человеческого организма. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе диафрагма сокращается, оттесняя органы брюшной полости в живот, тем самым увеличивая объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется, поднимается кверху и вместе с межреберными мышцами сжимает легкие. В акте дыхания диафрагма является главной движущей силой.

Наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию.

Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемым к дыхательному акту во время речи.

В норме перед началом речи делается быстрый, более глубокой, чем в покое, вдох нормального количества воздуха, способного обеспечить поддержание подсвязочного давления и правильного голосоведения. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания (так называемый речевой выдох).

В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, вследствие вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.

Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит – семантическому, лексикограмматическому и интонационному наполнению высказывания.

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи.

Если у здорового новорожденного ребенка крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом, то, начиная с 12 недель, у большинства здоровых детей частота крика снижается, появляется начальное гуление. Звуки гуления произносятся на выдохе, т. е. гуление представляет собой своеобразную тренировку речевого дыхания.[1]

По данным Н. И. Красногорского[2] у детей в возрасте 3 – 6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого онтогенеза идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи.

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание.

По исследованиям Л. И. Беляковой[3] у здоровых детей в 4 – 6 летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, речевое дыхание находится на стадии интенсивного формирования. Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного речевого выдоха. В процессе одного речевого выдоха они произносят простые 3 – 4-х словные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания.

Усложнение речевой задачи детьми 5 – 6 лет в виде 4- , 5- и 6-ти словных фраз с новой лексикой приводит к нарушению речевого дыхания.

Усложнение содержания высказывания как в семантическом, так и в лексикограмматическом плане разрушает речевой выдох: появляются дополнительные вдохи, задержки дыхания, т. е. высказывание прерывается и, соответственно, не имеет интонационной завершенности.

Произнесение фразы детьми 10-ти лет, как и взрослыми людьми, в спокойном эмоциональном состоянии всегда происходит в пределах одного речевого выдоха, т.е. речевой выдох растягивается во времени соответственно длине высказывания.

Таким образом, к 10-ти годам происходит формирование речевого дыхания, которое начинает соответствовать синтагматическому делению текстов, т.е. становление речевого дыхания завершается.


[1] Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников/ Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2004. – С.7.

[2] Красногорский Н. И. К физиологии становления детской речи / Н. И. Красногорский // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Папова. – 1952. – Вып. 4. – С. 474-480.

[3] Белякова Л. И. Заикание / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М.: В. Секачев, 1998. – С.44.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Особенности развития речевого дыхания у детей с заиканием»

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний ...

Консультация для педагогов по теме: «Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов по теме: «Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»...

Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выраз...

«Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование...

Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование...