Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Космос».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Степина Ирина Юрьевна

Конспект открытого логопедического занятия для детей 6-7 лет с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Космос».

 Цели занятия. Формирование представлений по теме «Космос», совершенствование навыков словообразования.

Основные задачи занятия:

Коррекционные:

  • Развитие практического умения образовывать родственные слова по вопросам, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные.
  • Коррекция фонетического анализа на основе упражнений в определении первого и последнего звука в слове, определения количества слогов в слове.
  • Воспитание интонационной законченности предложения как лексической единицы.
  • Закрепление навыков по звуко-слоговому анализу слов.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие мелкой моторики.

Образовательные:

  • Обогащение словаря по теме «Космос»
  • Формирование умений выполнять задания по инструкции

Воспитательные:

  • Развивать познавательный интерес
  • Развивать умений общаться

Предварительная работа:
- беседа с детьми об истории космонавтики; - знакомство с некоторыми планетами солнечной системы; - дидактические игры «Назови одним словом», «Объясни словечко», «Чего много?».
Оборудование: презентации «Космос», «Четвероногие «космонавты»»; наборы геометрических фигур на каждого ребенка; слоговые домики, картинки по теме для звуко-слогового анализа, индивидуальные тетради, карандаши по количеству детей.


                                                     Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед загадывает детям загадки.

Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)

Там все знаки зодиака-
Водолея, девы, рака.
Светятся и ночью и днём,
Туда смотрит астроном.
                                   (Космос)
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)

Самый первый в космосе,
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень, 
Наш космонавт … (Гагарин)


Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам … (Луна)

2. Основная часть.

ЛОГОПЕД: Ребята, как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить сегодня на занятии? (о космосе) А вы знаете, какой праздник скоро будет отмечать вся страна? (День космонавтики). Правильно! Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. 

А знаете ли вы, что первыми "космонавтами" - разведчиками стали мыши, кролики, насекомые и даже микробы. Вскоре,  с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. После чего, спускаемый аппарат с собаками совершил мягкую посадку. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились на Землю. (Показ презентации «Четвероногие космонавты»)

ЛОГОПЕД: Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос?            (рассказ сопровождается показом презентации «Космос»).

- Люди с самых давних времен любили смотреть на звезды, и им было очень интересно – какие же они на самом деле! И вот однажды они решили полететь в космос! К звездам! Для полета в космос люди построили космическую ракету. В ракету посадили космонавта – именно он должен был управлять ракетой и лететь к звездам. Но дело в том, что в космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма – можно моментально замерзнуть и превратиться в ледышку. Кроме того – в космосе очень мало воздуха и обычный человек в нем не сможет дышать. Именно поэтому на космонавта, который полетел в космос, одели вот такой скафандр. Скафандр очень теплый и защищает космонавта от холода даже в космосе. Кроме того – в скафандре человек может дышать – он снабжает человека воздухом. Самым первым космонавтом, который полетел в космос, был Юрий Гагарин.

ЛОГОПЕД: А вы  хотели бы полететь в космос? 
ДЕТИ: Да. 

ЛОГОПЕД: Давайте с вами наденем скафандры - соберём картинку с изображением космонавта в скафандре.

 3.Игра «Собери картинку». http://shkolnie.ru/pars_docs/refs/90/89798/89798_html_m647e69df.gif
4. «Подбор родственных слов».

ЛОГОПЕД: Куда летают на ракете? 
ДЕТИ: В космос.

ЛОГОПЕД: Как называется ракета, летящая в космос?

ДЕТИ: Космическая.

ЛОГОПЕД: Откуда взлетают ракеты?

ДЕТИ: С космодрома.

ЛОГОПЕД: Кто летает в космос?

ДЕТИ: Космонавты.

ЛОГОПЕД:    

А давайте-ка, ребята,  
Поиграем в космонавтов, 
В  космос все мы полетим, 
Небо в звездах поглядим. 
Собираемся в полет, 
Строим новый звездолет. 

 5. «Конструирование космической ракеты».
   
Логопед предлагает перейти на «Космодром» и  собрать на столах из геометрических фигур ракету, проявить творчество и фантазию. (У каждого ребенка индивидуальный конверт с набором фигур). Дети из геометрических фигур составляют космический корабль, педагог контролирует их действия, при затруднениях оказывает  помощь.   
ЛОГОПЕД:    - Космический корабль готов, какие геометрические фигуры и какого цвета вы использовали? 
ДЕТИ: Синий квадрат, зелёный треугольник, желтый прямоугольник, голубой круг. 
ЛОГОПЕД: -  Теперь наши ракеты готовы к полету. Вам хочется посмотреть поближе, что же там есть в космосе?  
ДЕТИ: Да. 
ЛОГОПЕД: Но чтобы полететь в космос, нужно быть очень ……?

6. Игра «Какой космонавт»- подбор прилагательных

ДЕТИ: Космонавт должен быть смелым, храбрым, умным, сильным, внимательным, терпеливым, трудолюбивым, выносливым и т.д.

ЛОГОПЕД : Верно, чтобы совершить космическое путешествие надо  стать выносливым и сильным. 
Проводится физкультминутка

Раз-два, стоит ракета      

Три – четыре -  скоро взлет     

Чтобы долететь до солнца

Космонавтам нужен год.

Но дорогой нам не страшно,

Каждый ведь из нас – атлет.

Пролетая над землёй

Мы помашем ей рукой.

(Дети поднимают руки вверх)

(Разводят руки в стороны) 

(Описывают руками большой круг) 

(Берутся за щеки и качают головой) 

(Руки в стороны, корпус качают вправо- влево) 

(Сгибают руки в локтях, сжав кулаки) 

(Снова разводят руки в стороны) 

(Поднимают руки вверх и машут

ЛОГОПЕД : Когда космонавт сел в ракету, пошел обратный отсчет: «Пять, четыре, три, два, один, ПУСК!». Ракета оторвалась от земли, из ее хвоста вырвался огонь – так сильно работал ее двигатель. И ракета полетела высоко в небо. Она поднималась  все выше и выше! Посмотри! Она уже выше облаков! (Продолжается показ презентации «Космос»). И вот ракета оказалась в открытом космосе! Вот что космонавты увидели в космосе! Это – наша планета Земля – мы на ней живем. Как видите – она круглая – похожа на большой мяч. Наша планета – очень и очень большая. Поэтому мы не замечаем, что она похожа на шар. Но если подняться над землей высоко-высоко – то из космоса мы ее увидим такой, как на этой картинке.

7. Активизация словаря.

А) - Кто знает, как называется окно в ракете? (иллюминатор)

Трудное слово, повторите его еще раз.

Б) - Мы уже далеко отлетели от земли, посмотрите в иллюминатор, какая она? (красивая, круглая, голубая)

В) Самое первый космический объект, который мы видим, отлетая от Земли, это её спутник – Луна, какая она? (желтая, круглая, светящаяся)

Г) Отлетая от Земли, мы приближаемся к солнцу, посмотрите на него, какое оно? (красное, горячее)

ЛОГОПЕД: Другие звезды, которые мы видим с Земли - это тоже солнца. Просто они находятся так далеко от нас, что кажутся всего лишь маленькими точечками. А еще космонавты увидели в космосе планеты, которые вращались вокруг Солнца. Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца по своей орбите.  На тех планетах, которые очень близко к Солнцу – очень жарко – горячей, чем на горячей сковородке! Мы не смогли бы пробыть там и секунды! А на самых дальних планетах – которые далеко от Солнца – наоборот очень холодно, потому что солнечные лучи туда плохо долетают.
Логопед: Чтобы запомнить планеты нашей Солнечной системы нам поможет вот такая считалка.

По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
                         А. Хайт

  Логопед демонстрирует картинки планет. Приложение 1.

ЛОГОПЕД: Космонавты очень долго находятся в полете, а чем они занимаются на корабле? (выходят в космос, изучают новые планеты, ремонтируют свой корабль)

8. Звуко-слоговой анализ слов.

Игра “Пирамида”

- Вот и я вам предлагаю поработать. Давайте наведем порядок в багажном отделении. Каждая вещь должна лежать на своем месте. Разложим вещи по количеству слогов.

Ключ, Марс, тю-бик, шлем, Зем-ля, вода, Лу-на, пи-та-ни-е, ска-фандр, кос-мо-навт, Солн-це.

9. Практическое усвоение образования относительных прилагательных.

- Вы хорошо поработали, предлагаю подкрепиться, назовите сок по вкусу. (Я люблю томатный сок.)

Яблочный, апельсиновый, ананасовый, персиковый, абрикосовый, морковный, гранатовый, грушевый, сливовый, вишневый.

В случае затруднения, можно задать наводящий вопрос: Из яблока какой сок получится?

10.  Словообразование: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

ЛОГОПЕД: Внимание, внимание, всем пристегнуться, мы готовимся к посадке. Мы с вами оказались на Луне, значит, мы не приземлились, а прилунились.

- Посмотрите вот и местные жители, как вы думаете кто это? – (Лунатики)

-Какое ласковое название, и они тоже любят всё маленькое и ласковое, давайте им подарим маленькие предметы, для этого нам нужно большой предмет назвать ласково:

-Колокол-колокольчик; зеркало-зеркальце; гриб-грибок; дерево-деревце; ящик – ящичек; платье-платьишко; цветок - цветочек; шапка-шапочка; кольцо-колечко; скамейка – скамеечка.

ЛОГОПЕД: Нам пора возвращаться. Но наша ракета требует ремонта. Давайте построим новую ракету.

11. Графический диктант «Ракета». Логопед раздаёт детям тетради и карандаши.

ЛОГОПЕД: Молодцы. Вы справились с этим заданием. А для того, чтобы не забыть названия планет, которые мы видели в космосе, предлагаю раскрасить любые 4 понравившиеся планеты. Остальные раскрасите потом.

(Логопед раздает листы с изображением планет). Приложение 2.
12. Итог занятия.
ЛОГОПЕД: Ребята, о чём мы с вами говорили сегодня на занятии? Назовите планеты по порядку. Кто был первым космонавтом? Понравилось вам путешествие? Что, на ваш взгляд, показалось интересным? Что запомнили? А нужны ли человеку знания о космосе? Зачем? 
- Я благодарю экипаж.  Мне было приятно путешествовать вместе с вами. Молодцы!

C:\Users\Ира\Desktop\1.jpg

C:\Users\Ира\Desktop\2.jpg

C:\Users\Ира\Desktop\3.jpg

C:\Users\Ира\Desktop\4.jpg

C:\Users\Ира\Desktop\5.jpg

C:\Users\Ира\Desktop\6.jpg

C:\Users\Ира\Desktop\7.jpg

C:\Users\Ира\Desktop\8.jpg

Белый мрамор

Плутон

Приложение 1.

Приложение 2.

http://www.razumniki.ru/images/articles/kladovaya/raskraski_kosmos11.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Предлог из - под»

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Предлог из - под»...

Конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе группе на тему "Космос"

Конспект подгруппового  занятия в подготовительной к школе группе на тему "Космос"...

Конспект открытого логопедического занятия для подготовительной к школе группы "Мир профессий"

Конспект для использования в работе учителей-логопедов ГБДОУ при работе со старшим дошкольным возрастом....

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: "Полёт на Планету Правильной Речи".

Закрепление знаний по разделам программы "Звукопроизношение", "Обучение элементам грамоты", "Лексико- грамматические категории". "Связная речь". Интеграция обра...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КВЕСТ-ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».

middot;         Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков» (дети с ОНР)

Представлен конспект подгруппового логопедического занятия для детей 6-7 лет с ТНР (ОНР). Занятие относятся к категории обобщающих. На занятии используются элементы сказкотерапии, игровые, здоровьесбе...