Главные вкладки

    Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Космос».
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

    Базиева Ирина Юрьевна

    Конспект открытого логопедического занятия для детей 6-7 лет с ОНР.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Космос».

     Цели занятия. Формирование представлений по теме «Космос», совершенствование навыков словообразования.

    Основные задачи занятия:

    Коррекционные:

    • Развитие практического умения образовывать родственные слова по вопросам, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные.
    • Коррекция фонетического анализа на основе упражнений в определении первого и последнего звука в слове, определения количества слогов в слове.
    • Воспитание интонационной законченности предложения как лексической единицы.
    • Закрепление навыков по звуко-слоговому анализу слов.
    • Развитие связной речи.
    • Развитие мелкой моторики.

    Образовательные:

    • Обогащение словаря по теме «Космос»
    • Формирование умений выполнять задания по инструкции

    Воспитательные:

    • Развивать познавательный интерес
    • Развивать умений общаться

    Предварительная работа:
    - беседа с детьми об истории космонавтики; - знакомство с некоторыми планетами солнечной системы; - дидактические игры «Назови одним словом», «Объясни словечко», «Чего много?».
    Оборудование: презентации «Космос», «Четвероногие «космонавты»»; наборы геометрических фигур на каждого ребенка; слоговые домики, картинки по теме для звуко-слогового анализа, индивидуальные тетради, карандаши по количеству детей.


                                                         Ход занятия.
    1. Организационный момент.
    Логопед загадывает детям загадки.

    Планета голубая,
    Любимая, родная.
    Она твоя, она моя,
    А называется… (Земля)

    Там все знаки зодиака-
    Водолея, девы, рака.
    Светятся и ночью и днём,
    Туда смотрит астроном.
                                       (Космос)
    Чтобы глаз вооружить
    И со звездами дружить,

    Млечный путь увидеть чтоб
    Нужен мощный … (телескоп)

    Самый первый в космосе,
    Летел с огромной скоростью
    Отважный русский парень, 
    Наш космонавт … (Гагарин)


    Освещает ночью путь,
    Звездам не дает заснуть.
    Пусть все спят, ей не до сна,
    В небе светит нам … (Луна)

    2. Основная часть.

    ЛОГОПЕД: Ребята, как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить сегодня на занятии? (о космосе) А вы знаете, какой праздник скоро будет отмечать вся страна? (День космонавтики). Правильно! Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. 

    А знаете ли вы, что первыми "космонавтами" - разведчиками стали мыши, кролики, насекомые и даже микробы. Вскоре,  с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. После чего, спускаемый аппарат с собаками совершил мягкую посадку. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились на Землю. (Показ презентации «Четвероногие космонавты»)

    ЛОГОПЕД: Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос?            (рассказ сопровождается показом презентации «Космос»).

    - Люди с самых давних времен любили смотреть на звезды, и им было очень интересно – какие же они на самом деле! И вот однажды они решили полететь в космос! К звездам! Для полета в космос люди построили космическую ракету. В ракету посадили космонавта – именно он должен был управлять ракетой и лететь к звездам. Но дело в том, что в космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма – можно моментально замерзнуть и превратиться в ледышку. Кроме того – в космосе очень мало воздуха и обычный человек в нем не сможет дышать. Именно поэтому на космонавта, который полетел в космос, одели вот такой скафандр. Скафандр очень теплый и защищает космонавта от холода даже в космосе. Кроме того – в скафандре человек может дышать – он снабжает человека воздухом. Самым первым космонавтом, который полетел в космос, был Юрий Гагарин.

    ЛОГОПЕД: А вы  хотели бы полететь в космос? 
    ДЕТИ: Да. 

    ЛОГОПЕД: Давайте с вами наденем скафандры - соберём картинку с изображением космонавта в скафандре.

     3.Игра «Собери картинку». http://shkolnie.ru/pars_docs/refs/90/89798/89798_html_m647e69df.gif
    4. «Подбор родственных слов».

    ЛОГОПЕД: Куда летают на ракете? 
    ДЕТИ: В космос.

    ЛОГОПЕД: Как называется ракета, летящая в космос?

    ДЕТИ: Космическая.

    ЛОГОПЕД: Откуда взлетают ракеты?

    ДЕТИ: С космодрома.

    ЛОГОПЕД: Кто летает в космос?

    ДЕТИ: Космонавты.

    ЛОГОПЕД:    

    А давайте-ка, ребята,  
    Поиграем в космонавтов, 
    В  космос все мы полетим, 
    Небо в звездах поглядим. 
    Собираемся в полет, 
    Строим новый звездолет. 

     5. «Конструирование космической ракеты».
       
    Логопед предлагает перейти на «Космодром» и  собрать на столах из геометрических фигур ракету, проявить творчество и фантазию. (У каждого ребенка индивидуальный конверт с набором фигур). Дети из геометрических фигур составляют космический корабль, педагог контролирует их действия, при затруднениях оказывает  помощь.   
    ЛОГОПЕД:    - Космический корабль готов, какие геометрические фигуры и какого цвета вы использовали? 
    ДЕТИ: Синий квадрат, зелёный треугольник, желтый прямоугольник, голубой круг. 
    ЛОГОПЕД: -  Теперь наши ракеты готовы к полету. Вам хочется посмотреть поближе, что же там есть в космосе?  
    ДЕТИ: Да. 
    ЛОГОПЕД: Но чтобы полететь в космос, нужно быть очень ……?

    6. Игра «Какой космонавт»- подбор прилагательных

    ДЕТИ: Космонавт должен быть смелым, храбрым, умным, сильным, внимательным, терпеливым, трудолюбивым, выносливым и т.д.

    ЛОГОПЕД : Верно, чтобы совершить космическое путешествие надо  стать выносливым и сильным. 
    Проводится физкультминутка

    Раз-два, стоит ракета      

    Три – четыре -  скоро взлет     

    Чтобы долететь до солнца

    Космонавтам нужен год.

    Но дорогой нам не страшно,

    Каждый ведь из нас – атлет.

    Пролетая над землёй

    Мы помашем ей рукой.

    (Дети поднимают руки вверх)

    (Разводят руки в стороны) 

    (Описывают руками большой круг) 

    (Берутся за щеки и качают головой) 

    (Руки в стороны, корпус качают вправо- влево) 

    (Сгибают руки в локтях, сжав кулаки) 

    (Снова разводят руки в стороны) 

    (Поднимают руки вверх и машут

    ЛОГОПЕД : Когда космонавт сел в ракету, пошел обратный отсчет: «Пять, четыре, три, два, один, ПУСК!». Ракета оторвалась от земли, из ее хвоста вырвался огонь – так сильно работал ее двигатель. И ракета полетела высоко в небо. Она поднималась  все выше и выше! Посмотри! Она уже выше облаков! (Продолжается показ презентации «Космос»). И вот ракета оказалась в открытом космосе! Вот что космонавты увидели в космосе! Это – наша планета Земля – мы на ней живем. Как видите – она круглая – похожа на большой мяч. Наша планета – очень и очень большая. Поэтому мы не замечаем, что она похожа на шар. Но если подняться над землей высоко-высоко – то из космоса мы ее увидим такой, как на этой картинке.

    7. Активизация словаря.

    А) - Кто знает, как называется окно в ракете? (иллюминатор)

    Трудное слово, повторите его еще раз.

    Б) - Мы уже далеко отлетели от земли, посмотрите в иллюминатор, какая она? (красивая, круглая, голубая)

    В) Самое первый космический объект, который мы видим, отлетая от Земли, это её спутник – Луна, какая она? (желтая, круглая, светящаяся)

    Г) Отлетая от Земли, мы приближаемся к солнцу, посмотрите на него, какое оно? (красное, горячее)

    ЛОГОПЕД: Другие звезды, которые мы видим с Земли - это тоже солнца. Просто они находятся так далеко от нас, что кажутся всего лишь маленькими точечками. А еще космонавты увидели в космосе планеты, которые вращались вокруг Солнца. Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца по своей орбите.  На тех планетах, которые очень близко к Солнцу – очень жарко – горячей, чем на горячей сковородке! Мы не смогли бы пробыть там и секунды! А на самых дальних планетах – которые далеко от Солнца – наоборот очень холодно, потому что солнечные лучи туда плохо долетают.
    Логопед: Чтобы запомнить планеты нашей Солнечной системы нам поможет вот такая считалка.

    По порядку все планеты
    Назовет любой из нас:
    Раз - Меркурий,
    Два - Венера,
    Три - Земля,
    Четыре - Марс.
    Пять - Юпитер,
    Шесть - Сатурн,
    Семь - Уран,
    За ним - Нептун.
    Он восьмым идёт по счёту.
    А за ним уже, потом,
    И девятая планета
    Под названием Плутон.
                             А. Хайт

      Логопед демонстрирует картинки планет. Приложение 1.

    ЛОГОПЕД: Космонавты очень долго находятся в полете, а чем они занимаются на корабле? (выходят в космос, изучают новые планеты, ремонтируют свой корабль)

    8. Звуко-слоговой анализ слов.

    Игра “Пирамида”

    - Вот и я вам предлагаю поработать. Давайте наведем порядок в багажном отделении. Каждая вещь должна лежать на своем месте. Разложим вещи по количеству слогов.

    Ключ, Марс, тю-бик, шлем, Зем-ля, вода, Лу-на, пи-та-ни-е, ска-фандр, кос-мо-навт, Солн-це.

    9. Практическое усвоение образования относительных прилагательных.

    - Вы хорошо поработали, предлагаю подкрепиться, назовите сок по вкусу. (Я люблю томатный сок.)

    Яблочный, апельсиновый, ананасовый, персиковый, абрикосовый, морковный, гранатовый, грушевый, сливовый, вишневый.

    В случае затруднения, можно задать наводящий вопрос: Из яблока какой сок получится?

    10.  Словообразование: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

    ЛОГОПЕД: Внимание, внимание, всем пристегнуться, мы готовимся к посадке. Мы с вами оказались на Луне, значит, мы не приземлились, а прилунились.

    - Посмотрите вот и местные жители, как вы думаете кто это? – (Лунатики)

    -Какое ласковое название, и они тоже любят всё маленькое и ласковое, давайте им подарим маленькие предметы, для этого нам нужно большой предмет назвать ласково:

    -Колокол-колокольчик; зеркало-зеркальце; гриб-грибок; дерево-деревце; ящик – ящичек; платье-платьишко; цветок - цветочек; шапка-шапочка; кольцо-колечко; скамейка – скамеечка.

    ЛОГОПЕД: Нам пора возвращаться. Но наша ракета требует ремонта. Давайте построим новую ракету.

    11. Графический диктант «Ракета». Логопед раздаёт детям тетради и карандаши.

    ЛОГОПЕД: Молодцы. Вы справились с этим заданием. А для того, чтобы не забыть названия планет, которые мы видели в космосе, предлагаю раскрасить любые 4 понравившиеся планеты. Остальные раскрасите потом.

    (Логопед раздает листы с изображением планет). Приложение 2.
    12. Итог занятия.
    ЛОГОПЕД: Ребята, о чём мы с вами говорили сегодня на занятии? Назовите планеты по порядку. Кто был первым космонавтом? Понравилось вам путешествие? Что, на ваш взгляд, показалось интересным? Что запомнили? А нужны ли человеку знания о космосе? Зачем? 
    - Я благодарю экипаж.  Мне было приятно путешествовать вместе с вами. Молодцы!

    C:\Users\Ира\Desktop\1.jpg

    C:\Users\Ира\Desktop\2.jpg

    C:\Users\Ира\Desktop\3.jpg

    C:\Users\Ира\Desktop\4.jpg

    C:\Users\Ира\Desktop\5.jpg

    C:\Users\Ира\Desktop\6.jpg

    C:\Users\Ира\Desktop\7.jpg

    C:\Users\Ира\Desktop\8.jpg

    Белый мрамор

    Плутон

    Приложение 1.

    Приложение 2.

    http://www.razumniki.ru/images/articles/kladovaya/raskraski_kosmos11.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе МДОУ «Детский сад № 34 «Василёк-1»г.Ершова Саратовской области» Тема: «Волшебный мир осени» Воспитатель: Сухорукова Марина Александровна

    Конспект открытого интегрированного  занятия в подготовительной к школе группе МДОУ «Детский сад № 34 «Василёк-1»г.Ершова Саратовской области»Тема: «Волшебный мир осени»Воспитате...

    Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе МДОУ «Детский сад № 34 «Василёк-1»г.Ершова Саратовской области» Тема: «Волшебный мир осени» Воспитатель: Сухорукова Марина Александровна

    Конспект открытого интегрированного  занятия в подготовительной к школе группе МДОУ «Детский сад № 34 «Василёк-1»г.Ершова Саратовской области»Тема: «Волшебный мир осени»Воспитате...

    Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Предлог из - под»

    Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Предлог из - под»...

    Конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе группе на тему "Космос"

    Конспект подгруппового  занятия в подготовительной к школе группе на тему "Космос"...

    Конспект открытого логопедического занятия для подготовительной к школе группы "Мир профессий"

    Конспект для использования в работе учителей-логопедов ГБДОУ при работе со старшим дошкольным возрастом....

    "Как дети спасали Цветочную планету" Конспект тематического занятия в подготовительной к школе группе по теме "Космос".

    Конспект тематического занятия в подготовительной к школе группе по теме "Космос"....