Конспект открытого интегрированного занятия В подготовительной к школе группе На тему: «Масленица. Борис Михайлович Кустодиев»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Щербакова Олеся Владиславовна

Ведь не только мы с вами задумываемся о зиме, но еще поэты, композиторы, художники. У русского народа, есть своя музыка, свои песни, посвящённые зиме, свои обычаи и праздники. А, вы знаете что за весёлый и шумный праздник ознаменовывает окончание зимы? Один из наиболее любимых праздников, на котором царят веселье, смех, шутки и забавы, - это Масленица.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_maslennitsa.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка» структурное подразделение «Звездочка»

Конспект открытого

интегрированного занятия

В подготовительной к школе группе

На тему: «Масленица. Борис Михайлович Кустодиев»

Подготовила: Воспитатель

Первой квалификационной категории  

Щербакова Олеся Владиславовна

Вихоревка 2024 г.

Цель:

Расширение знаний о русских традициях, при помощи картины «Масленица» Бориса Михайловича Кустодиева.

Задачи:

Воспитательные:

- вызвать положительные эмоции, используя русскую народную музыку.

- воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни;

- развивать любовь природе и родному краю.

Обучающие:

- приобщать детей к русской истории, традициям;

-продолжать активизировать словарный запас, развивать диалогическую речь;

-развивать мелкую моторику, координацию речи с движениями, темп и ритм речи, творческое воображение.

Развивающие:

- развитие креативного мышления;

- познакомить с русской народной игрой «Карусель», хороводом «Сеет снежок».

Интеграция областей:

- Речевое развитие;

- Социально-коммуникативное развитие;

- Физическое развитие;

- Познавательное развитие;

- Художественно-эстетическое развитие.

Оборудование и материалы:

- презентация с картинками и музыкой;

- репродукция картины «Масленица» Б.М. Кустодиева;

- распечатки картин Б.М. Кустодиева «Масленица» 1916г. и «Масленица» 1920г;

- лупы;

- обруч с лентами;

- заготовки на игрушку «Веселушку» (деревянная палочка, 4 картонных кружка, бумажные, цветные полоски, трубочка);

- клей;

- салфетки.

Ход занятия:

(Дети входят в группу под музыку песни «Кабы не было зимы» встают в полукруг)

Воспитатель: Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– Здравствуйте уважаемые гости!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стулья

Воспитатель: Предлагаю вам, поиграть в небольшую словесную игру «Подбери слова». Я буду называть действие предмета, а вы подбирать к слову соответствующий объект природы, например: С неба падает …. снег.

Воспитатель: Вода замерзает и превращается….(в лёд), дует сильный ….. (ветер), метёт снежная… (метель), трещит за окнами….(мороз)

Воспитатель: Приметы какого времени года мы с вами вспомнили в ходе игры? 

Дети: приметы зимы.

Воспитатель: Ребята ведь не только мы с вами задумываемся о зиме, но еще поэты, композиторы, художники. У русского народа, есть своя музыка, свои песни, посвящённые зиме, свои обычаи и праздники. А, вы знаете что за весёлый и шумный праздник ознаменовывает окончание зимы? Один из наиболее любимых праздников, на котором царят веселье, смех, шутки и забавы, - это Масленица.

 У Петра Ильича Чайковского в фортепьянном цикле «Времена года» есть композиция которая так и называется «Февраль. Масленица». Я вам предлагаю закрыть глаза и слушая эту мелодию представить себе картину, как проходит праздник Масленицы, что делают люди?

 Дети слушают музыку в течение одной минуты.

Воспитатель: Что вы представили себе, когда слушали музыку?

Дети: Широкая площадь.  Много людей. Всем весело. Люди едят блины, катаются на санках с горок, жгут чучело Масленицы, катаются на лошадях.

Воспитатель: Сегодня Масленицу празднует повсеместно и в городах, и в деревнях, однако многие традиции видоизменились и очень хотелось бы посмотреть, а как же праздновали масленицу раньше. А чтобы познакомить вас с традициями гуляния этого праздника, я приготовила на занятие картину «Масленица» знаменитого художника Бориса Михайловича Кустодиева. По сути, это исторический документами.

Воспитатель: -Посмотрите с каким размахом изображена Масленица у Бориса Михайловича.

  1. Рассмотрите картину и расскажите, что вы на ней видите? Дети: Тройка лошадей, сугробы, следы на сугробах, заснеженные деревья, много людей, город, птицы в небе, много церквей, прилетающие птицы скоро наступит весна.

(обратить внимание на следы)

  1. Цветовая палитра картины?

Дети: преобладают холодные цвета, синий голубой, серый, но они потом переходят в теплые тона розовый, желтый, бежевы.

(обратить внимание на красный цвет)

  1. Какое настроение вызывает картина?

Дети: люди веселятся, катаются на санях, на конях, как будто слышатся русские народные песни, люди танцуют. 

(обратить внимание можно ли услышать звуки музыки и что можно делать под музыку)

Воспитатель: А какой народный круговой танец вы знаете?

Дети: хоровод.

Воспитатель: А давайте под такое веселое настроение картины, мы тоже поводим хоровод. Ведь хоровод ассоциируется с солнцем и блинами - главными символами Масленицы.

Дети встают в круг.

Хоровод


Сею-вею снежок, (сеем )
На шелковый положок.
Будем снег месить, (месим пальчиками)
Будем тесто творить. (хоровод)


Сею-вею снежок, (сеем)
На шелковый положок.
Мы блины испечем, (стряпаем)
Масленице поднесем. (хоровод)


Угощайся, Масленка, (топаем ногами)
Угощайся сама.
Будь, зима, добра, (кружимся)
Ты отведай блинка. (хоровод)


Будь, зима, добра, (хлопки)
Ты отведай блинка.
Дед Морозу снеси (прыжки)
И его угости. (хоровод)


Чтобы помнил да знал,(сужаем круг)
Нас зимой узнавал,
Нас зимой узнавал, (расширяем круг)
Да не больно донимал (хоровод)

Дети проходят на стулья, в полукруге.

Воспитатель: Дело в том, что у Бориса Михайловича Кустодиева, это не единственная картина, на которой запечатлена «Масленица», есть целая серия потрясающих картин, посвящённых этому празднику, (картины на экране)

Через два года после написания этой картины, художник создал еще три, через несколько лет на свет появились еще две картины масленицы, и завершил серию портрет друга художника на фоне масленичных гуляний. Всего 7 картин. Давайте сделаем предположение, почему 7 картин?

Дети: Масленичная неделя идет 7 дней.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам побыть немного искусствоведами, поближе изучить особый подчерк Бориса Михайловича, который пронизывает всю серию картин и пройти за столы.

Мы сравним самую первую картину масленицы и одну из последних.

  1. В каком жанре написаны обе эти картины?

Изображение человека-портрет?

Изображение крупным планом, предметов, овощей, фруктов, цветов-натюрморт

Или это пейзаж- изображение природы, домов, толпы людей?

Дети: Эти картины написаны в жанре пейзаж.

  1. Какие развлечения у взрослых людей?

Дети: Катание на лошадях – главное развлечение, ходят в театры играют на инструментах, водят хороводы.

  1. Чем занимаются дети в дни празднования масленицы?

Дети: Дети играют в снежки, катаются с горки на санях, катаются на каруселях.

Воспитатель: Конечно же самой большой и необычной забавой для детей были катания на каруселях. А я знаю очень веселую русскую народную игру под названием «Карусели» поиграем?

Дети встают вокруг обруча с лентами, который держит воспитатель.

Правила игры: Под музыку дети ходят вокруг обруча с лентами, пританцовывая русские народные движения, соответствуя темпу мелодии. Когда музыка замолкает, каждый ребёнок должен ухватить конец ленточки (до этого они их не трогают). При этом лент на одну меньше, чем детей: ребенок, оставшийся без ленты, встает в обруч и держит его. Одна лента убирается. Далее игра продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.

Подвижная игра с лентами «Карусели»

Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.

Дети остаются в кругу.

Воспитатель: Ни одна масленица не проходила без гуляний, веселья и ярмарок, где продавали разные вкусности и забавные игрушки, и сейчас я предлагаю вам пройти за столы, чтобы узнать, что же за игрушку «веселушку» мы сегодня с вами сделаем.

 Дети проходят за стол.

Воспитатель: А прежде чем узнать какую игрушку мы будем делать, скажите, что интересного было для вас сегодня на занятии?

Дети: игра в карусели, хоровод, картина, рассматривать лупой картины.

Воспитатель достаёт корзинку с заготовками на игрушку «Веселушку» и демонстрирует детям.

Воспитатель: Отлично, посмотрите, вот такую забаву я вам приготовила, для ее изготовления нам понадобится, вот такое солнышко, палочка два колечка и бумажная трубочка. Я предлагаю вам, давайте сейчас возьмем эту корзинку, попрощаемся с нашими гостями и отправимся к остальным ребятам и сделаем игрушку «Веселушку» все вместе, заодно и расскажем им что мы сегодня нового узнали? Скажите гостям до свидания…

Спасибо за внимание!

Изготовление игрушки-вертушки в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия. Подготовительная к школе группа. Тема: «Мебель».

Конспект индивидуального занятия.Подготовительная к школе группа.Тема: «Мебель».Программное содержание:Цель: Развитие пространственных представлений в макро и микропространстве и развитие представлени...

Конспект подгруппового занятия. Подготовительная к школе группа. Тема: «Мебель».

Конспект подгруппового занятия.Подготовительная к школе группа.Тема: «Мебель».Программное содержание:Цель: Развитие пространственных представлений.Задачи:1.     Продолжать учить ор...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Школа. Учитель"

Конспект  для воспитателя  подготовительной к школе группе....

Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группы по теме: «В огороде-осень» Остроуховой Татьяны Алексеевны учителя-логопеда высшей категории.

Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группыпо теме: «В огороде-осень» Остроуховой Татьяны Алексеевныучителя-логопеда высшей категории. Интеграция образовательных областе...

Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группы по теме: "Жизнь животных весной"

Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группыпо теме: «Жизнь животных весной» Остроуховой Татьяны Алексеевныучителя-логопеда высшей категории.Интеграция образовательных областе...

Досуг — развлечение с использованием ЦОР с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Масленица

Досуг — развлечение с использованием ЦОР с детьми подготовительной  к школе  группы на тему:     «МасленицаЦель: Знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми, особенн...

Конспект индивидуального логопедического занятия (подготовительная к школе группа) по теме: Автоматизация звука [р] в предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия (подготовительная к школе группа) и рабочий лист по темеТема: Автоматизация звука [р] в предложениях....