"ШАГ НАВСТРЕЧУ!"
консультация по логопедии

Уварова Ольга Николаевна

В рамках консультационного пункта «Шаг навстречу», созданного на базе нашего дошкольного учреждения, оказывается диагностическая и консультативная помощь семьям, дети которых не охвачены услугами дошкольного образования и семьям, дети которых, посещая дошкольные учреждения, имеют нарушения в речевом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_rod.detey_2-3_let.docx28.84 КБ
Файл pamyatka_rechevoe_razvitie_4-5_let.docx39.83 КБ
Файл buklet.docx216.74 КБ

Предварительный просмотр:

Нормы речевого развития детей 2-3 лет

Этот период считается самым активным периодом развития речи, когда можно наблюдать количественные и качественные преобразования речевой деятельности малыша.

1. Произношение звуков.

Ребёнок в возрасте 2-3-х лет должен начать произносить все гласные звуки, мягкие звуки [с’], [л’], [й’], а также твёрдые и мягкие звуки: [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т]. Произношение большинства звуков пока далеко не идеально. В этом возрасте это вполне закономерно, поскольку подвижность мышц органов артикуляции развита недостаточно. Многие звуки, трудные для произнесения малыш меняет на более простые. Например, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’])  кроха часто замещает смягчёнными свистящими: шуба - «сюба» , жарко - «зяйко», чашка - «цяська», жук-«зюк», и т.д. В некоторых случаях звук [ч’] малыш заменяет на [т’]: мяч - «мять», часы-«тясы». Иногда детишки этих лет шипящие звуки меняют на твёрдые свистящие: мишка - «миска»; могут смягчать твёрдые свистящие звуки: сумка - «сюмка», зубы - «зюбы».

Такие согласные звуки, как [р], [р’], [л] часто отсутствуют , искажаются или заменяются на звуки [л'], [й]. Например, рука - «ука», река - «ека», лампа - «ампа», салат - «сялят», стул - «стуй», голуби- «голюби», мел- «мей».

2. Лексический (словарный) запас.

Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно  300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. Малыш должен знать, как его зовут, различать родных, уметь различать и копировать голоса животных. В этом возрасте расширяется запас и понимание более сложных прилагательных, например, вкусный, красивый, большой, веселый, высокий и т.п. В 3-х летнем возрасте речь ребенка должна объединяться в смысловые предложения, правильно употреблять местоимения, часто использовать прилагательные и наречия (горячо, рано, далеко и т.д.).

На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.

3. Фразовая речь.

Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь.

Фразы не обязательно должны быть правильными, они даже не очень понятны и, как правило, складываются из двух слов.

Например: «Мама, дём» - мама, идём. «Дай пи» - дай пить. Самое важное, что появилась фраза(предложение).

А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы», «а». Появляются простые предлоги в, на, у , с . И, хотя в  их речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов!»), суффиксов («У меня есть куклочка»), согласований («Это мой кукла!»), ударений («Ложка лежит на стОле»).

Постепенно количество таких ошибок уменьшается, они становятся более редкими, и к 6 годам, в идеале, должны исчезнуть.

Если у ребёнка речь развивается без явных проблем, то к трём годам родители должны понимать более 60% из того, что говорит малыш.

О том, что у ребенка значительная задержка речевого развития говорят следующие признаки:

  • Когда в 2 года ребенок не пытается выучить новые слова, а продолжает использовать всего несколько отдельных простейших слов.
  •  Когда в 2,5 года словарный запас активно используемых слов и словоподражаний меньше 20. Не знает названий частей тела и привычных предметов. Проведите проверочный тест: попросите показать части тела, принести хорошо знакомый ему предмет, находящийся в соседней комнате. Если не составляет словосочетаний из двух слов, к примеру, «дай ады» («дай воды»)
  • Когда в 3-летнем возрасте речь ребенка настолько не разборчива, что даже родные понимают его с трудом. Не говорит элементарных предложений состоящих из пары-тройки словосочетаний, не понимает объяснений, простых рассказов.
  •  Когда малыш в 3 года «тарахтит» - говорит чересчур быстро, глотает окончания слов или, напротив, очень медленно, растягивая слова, хотя дома никто подобным образом не разговаривает.
  • Когда в 3 года малыш не строит собственных предложений, а изъясняется фразами из книжек и мультиков. Если ребенок зеркально вторит фразам, который слышит от взрослых, даже если это к месту. В таком случае необходимо срочно обращаться к специалисту, причем обязательно обследоваться у психиатра – это может быть признаком серьёзнейшего отклонения в развитии.
  • Когда ребенок вне зависимости от возраста постоянно ходит с приоткрытым ртом, когда без явных причин повышенно выделяется слюна, но это не связано с ростом зубов.

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ: ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ

Развитие речи 2—3-летних детей во многом зависит от того, сколько времени уделяют этому родители.

Несколько правил, которые нужно изучить прежде, чем приступить к занятиям:

  1. Нужно начинать общение с ребенком как можно раньше.
  2. Во время игр и упражнений на малыша нужно смотреть. Зрительный контакт является обязательным условием эмоциональной стабильности малыша.
  3. Ребенок должен видеть, как двигаются мышцы лица мамы или папы, когда они с ним говорят. Так он быстрее сопоставит определенные движения со звуками. Во время занятий полезно находиться перед зеркалом, чтобы видеть

все движения лица.

  1. Чем больше повторений, тем лучше. В младшем возрасте придется повторять по десять, а то и по двадцать раз, чтобы малыш лучше запомнил. Это нормально, поэтому родителям нужно набраться терпения.
  2. Чем четче, медленнее и громче будут говориться слова, тем быстрее и точнее малыш сможет их повторить.
  3. Любая попытка говорить должна поощряться, даже самая неумелая и неразборчивая.
  4. И, конечно, нельзя ругаться, если что-то не получается. Со временем обязательно получится, но от излишней эмоциональности родителей у малыша могут возникнуть дополнительные трудности.
  5. Занятия должны проводиться ежедневно, но не нужно переутомлять малыша. Достаточно 10—20 минут в день, разбитых на несколько коротких уроков.
  6. Чем больше вы читаете малышу, тем быстрее пополняется его словарный запас. Выразительное чтение поможет понимать сложные конструкции.
  7. Необходимо учитывать темперамент ребенка. При высоком интеллектуальном развитии малыш просто может быть молчуном.

Упражнения для развития речи:

  1. Чтобы расширить словарный запас, удобно изучать слова по обобщающим темам: фрукты, одежда, животные, игрушки и т.д. Родитель четко называет предмет и предлагает повторить его название. Полезно подключать определения, например, мяч зеленый, кубик желтый. Хорошо, если дополнительные слова будут подчеркивать принадлежность предметов к роду или числу. Так ребенок быстрее начнет улавливать разницу. Пример: кукла большая — мяч большой, груша желтая — кубик желтый.
  2. Сначала родитель называет предмет, а потом эта роль передается ребенку. Нужно лишь указать на предмет и спросить, что это. Любой ответ нужно поощрять, если малыш ошибся, то мягко поправить его.

  1. Загадывайте малышу загадки. Хорошо, если ответ будет рифмоваться. Примеры загадок: «Иго-го! — кричит ребенок, значит это … (жеребенок)». Или: «Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (воробей)». Другие загадки: «Апельсины и бананы очень любит … (обезьяна)». «Он мурлычет и поет. Угадали? Это … (кот)».
  2. Читайте ребенку простые стихи и просите его закончить фразу. После нескольких прочтений он запомнит последние слова.
  3. Для самых маленьких: мама произносит первую часть слова, а сынок или дочка его заканчивает. Так учатся слова из 2—3 слогов: мага-зин, со-бака, маши-на, доро-га и т.д.
  4. Пусть малыш определит уменьшительную форму предмета. Например, взрослый задает вопрос: «Как зовут ребенка кошки?» Малыш отвечает: «Котенок». И так далее: щенок, цыпленок, утенок, слоненок.
  5. Для развития воображения полезно задавать такие вопросы: зачем нужна вода? ложка? стакан? Пусть малыш пофантазирует.

Наиболее эффективными являются те занятия, которые проводятся в игровой форме. Ребенок чувствует себя расслабленно, ему интересно выполнять веселые и активные задания. Игры для развития речи детей возраста 2—3 лет:

  1. Имитация звуков животных, птиц, предметов. Нужно предложить ребенку изобразить самые простые звуки: пчелы, коровы, кошки, собаки, петуха, паровоза и т.д.
  2. Пусть малыш угадает звук. Поиграйте с ним так: изобразите какое-нибудь животное, а он пусть догадается, кому или чему принадлежит такой голос.
  3. Если в доме есть игрушки в виде зверей, сделайте инсценировки с ними.
  4. Хорошее упражнение для голоса: устройте соревнование, кто дольше продержит звук «ааа», «ууу» и другие.
  5. Игра на внимательность: разложите предметы на столе и дайте малышу запомнить их. Потом попросите его зажмуриться и уберите один предмет. Пусть он догадается, чего не хватает. Начинайте с 2—3 предметов, постепенно увеличивая их число. Можно играть наоборот: добавлять новый предмет и просить малыша выяснить, что появилось на столе.
  6. Еще одна игра на внимательность: попросите чадо запомнить, что на вас надето, выйдите из комнаты, добавьте один предмет (шапку, платок, очки) и вернитесь. Малыш должен понять, что изменилось.

Не стоит обходить вниманием зарядку языка и губ. Полезной будет общая гимнастика для развития мышц лица:

  1. Вытянуть губы трубочкой.
  2. Растянуть рот в улыбке.
  3. Улыбнуться, показав зубы.
  4. Пусть ребенок просто покорчит смешные рожицы перед зеркалом.

ЧЕМ ПОЛЕЗНЫ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Педиатры всегда рекомендуют родителям массировать ручки малыша, а когда он подрастет, играть с ним в пальчиковые игры. Дело в том, что упражнения на руки будут стимулировать те области головного мозга, которые отвечают за речь. Чем гибче ручки малыша, тем быстрее он начинает

произносить внятные слова, быстрее учит новые, конструирует предложения, реагирует на речь взрослых.

Игры могут начинаться с обычного массажа, растирания, постукивания. В 2—3 года с ребенком можно поиграть в потешки. Родитель рассказывает стишок, а в это время ребенок выполняет какие-либо действия руками. Самые популярные игры-потешки: «Ладушки», «Мы делили апельсин».

На мелкую моторику заметно влияют такие виды деятельности, как рисование, лепка из пластилина, вырезание из бумаги и т.д. Давайте малышу простые задания: нарисовать шарик, солнце, тучку, цветок. Расскажите сказку и нарисуйте вместе ее главного героя. Контакт с мелкими предметами тоже помогает развить речь. Пусть ребенок берет в ручки пуговицы, бусины, карандаши, учится сам завязывать шнурки.

Рекомендуется выполнять дыхательную гимнастику. Она насыщает детский организм кислородом, заряжает энергией. Дети, которые правильно дышат, активнее двигаются, лучше соображают, а значит, стремительнее развиваются, в том числе и в речи. Дыхательную гимнастику тоже выполняют в форме игры. Всем детям нравится надувать мыльные пузыри и шарики. На праздничном торте установите свечи: пусть малыш попробует их задуть, загадав желание.

КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИГРУШКИ, КНИГИ И ПОСОБИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

В помощь родителям есть специальные пособия, которые ускорят речевое развитие малыша. Чаще всего это карточки с картинками. Очень полезно сопровождать занятия изображениями предметов. Глядя на карточку, ребенок сначала назовет то, что изображено на ней. Потом можно вместе придумать небольшую историю про это животное или предмет.

Развивают детей кубики, пазлы, игрушки, конструкторы, в том числе, «Лего». Начинать нужно от 3—4 частей, с возрастом увеличивая их количество.  Игрушки обязательно включаются в развивающие игры. Самый удобный предмет — мяч. Любимая детская игра — «Съедобное — несъедобное» невозможна без этого предмета. Пусть ребенок ловит мяч, когда вы называете то, что съедобно, и отбивает его в противоположном случае.

Другие игры с мячом:

  1. Мама бросает мяч и называет звук. Ребенок ловит его, придумывает слово на названный звук, произносит его и бросает мяч маме.
  2. С детьми постарше попробуйте поиграть в антонимы. Мама бросает мяч и называет слово, а ребенок придумывает противоположное: день — ночь, свет — тень, быстро — медленно, черный — белый и т.д.

В занятия нужно включать прослушивание звуков. Хорошо, если есть возможность сводить ребенка в зоопарк.

Совет
В возрасте 2—3 лет у малыша усиливается внимательность, он начинает прислушиваться к речи окружающих. Дети очень чувствительны к нормам языка, поэтому важно говорить с ними правильно: четко выговаривать звуки, не «сюсюкать», употреблять понятные слова, не торопиться, говорить с выражением.

Совет
Если малыш не может дать ответ на загадку, дайте ему немного подумать, а затем четко назовите правильный ответ. Со временем он запомнит его.

Совет   (игры на внимательность)

Ребёнку будет интересно и полезно поменяться с родителями. Пусть он возьмет на себя главную роль: загадает загадку, задаст вопрос, спрячет предмет или переоденется.

Полезные книги для развития речи:

  1. Е. Янушко «Развитие речи у детей 1—3 лет».
  2. С. Батяева, Е. Савостьянова «Альбом по развитию речи для самых маленьких».
  3. Л. Смирнова «Развитие речи у детей 2—3 лет».
  4. А. Астахова «Моя первая книга».
  5. О. Жукова «Первый учебник малыша».
  6. Все книги с народными сказками и картинками, азбука.



Предварительный просмотр:

Характеристика речи детей 4—5 лет

Словарь детей 4 - 5 лет

На пятом году жизни дети:

  • называют окружающие предметы и явления,
  • словесно обозначают их качества и свойства, действия и функции,
  • начинают активно пользоваться видовыми и родовыми понятиями (слова - обобщения),
  • углубляют и расширяют круг осваиваемых понятий,
  • раскрывают значение многозначных слов,
  • начинают усваивать простейшие антонимы и синонимы,
  • увеличивают активный словарь примерно до 2300 слов.

Грамматический строи речи детей 4—5 лет

При нормальном развитии речи дети на пятом году жизни правильно:

  • употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единст. и множ. числа,
  • формируют навык словообразования (стульчик, носик и др.),
  • подбирают прил-е к сущ-м, согласуя их в роде и числе (синей ведро - синие вёдра),
  • начинают употреблять предлоги: на, в, за, под, над, между, перед, к,
  • начинают  использовать глаголы повелительного наклонения (возьми, принеси и т.д.),
  • овладевают целым рядом окончаний со свойственными им значениями.

Определенные трудности дети могут испытывать при употреблении некоторых существительных

 в родительном и именительном падежах множественного числа. Например; стулы (стулья),

много колесов (много колес) деревы (деревья) и т. Д.

Звуковая культура речи детей 4 – 5 лет

Звуковая сторона речи включает в себя развитие речевого слуха,

звукопроизношения, словопроизношения, речевого дыхания.

Развитие речевого слуха представляет собой развитие фонематического и фонетического слуха.

Фонематический слух это способность различать звуки речи.

Ребенок с развитым фонематическим слухом способен:

  • опознать звук в речевом потоке,
  • различать слова, состоящие  из одних и тех же звуков  (насос, сосна),
  • понимать значение слов различающихся одним звуком (мишка - миска).
  • Дифференцировать  звуки на слух и в своем произношении.

На базе фонематического слуха у ребенка формируется способность слежения за

непрерывным потоком слогов.

Звукопроизношение. В 4 года ребенок:

  • более четко и правильно произносит многие звуки родного языка,
  • практически исчезает смягченное произношение согласных звуков,
  • исчезают замены шипящих и свистящих звуков,
  • шипящие звуки могут произноситься недостаточно четко,
  • встречается неустойчивость произношения звуков.

Словопроизношение значительно улучшается, но часто встречается неправильная

расстановка ударений.

Речевое дыхание. У ребенка 4 - 5 лет формируется правильное речевое дыхание: короткий вдох

и длительный выдох. Это позволяет ребенку произносить  фразы, состоящие из трёх—пяти слов,

на одном выдохе, без пауз.

Выразительность речи. В возрасте от 4 до 5 лет существенно меняется выразительность речи. К

5 годам у ребенка формируется умение говорить с разной силой звучания (тихо — громко) и в

разном темпе (медленно — быстро). У детей 4 – 5 лет появляется и постепенно развивается

контроль над собственной речью и критическое отношение к речи окружающих.

Связная речь детей 4—5 лет

  Связная речь включает в себя две языковые формы: диалог и монолог.

  Диалог. У детей 4 – 5 лет речевое оформление диалогов отрабатывается в ситуациях

приветствия, обращения, просьбы, извинения, утешения, благодарности, прощания, приглашения.

Развитие диалогической речи осуществляется в основном в повседневной жизни в виде

своеобразного диалогического тренинга. Прекрасными моментами для проведения подобного

тренинга являются традиции группы или семьи (приветствие, подведение итогов дня, прощание,

традиционные встречи, экскурсии. Для пополнения речевого оформления диалога

образцы диалогического поведения взрослых, чтение и разыгрывание диалогов из

художественных произведений.

Монолог - характеризуется полнотой, чёткостью и развернутостью высказывания.  Мимика и

жесты играют меньшую роль. Одной из важных характеристик монологической речи является

 её произвольность, т. е. умение сознательно отбирать речевые и языковые средства для

наиболее точной передачи мысли говорящего.Процесс формирования монологической речи трудный

 и медленный. Он зависит от созревания различных отделов головного мозга,

совершенства психических процессов, развития внутренней речи.

В связной речи дошкольников до 5 лет диалогическая форма речи преобладает над монологической.

В возрасте от 4 до 5 лет дети:

  • понимают обращенную речь,
  • умеют отвечать на вопросы предложениями из 2—3 слов,
  • поддерживают  беседу: задают  вопросы и правильно отвечают на них.
  • составляют простые предложения из 2—3 слов (по демонстрации действия и по картинке).
  • повторяют  за взрослыми рассказы-описания, загадки-описания из 2—3 предложений об
  • овощах, фруктах, грибах, диких и домашних животных, игрушках, предметах одежды, обуви, посуды,
  • учатся составлять рассказы из 2 - 3 предложений о предмете и по картинке, сначала предметной, а потом сюжетной
  • способны пересказать знакомую сказку, соблюдая хронологию событий, используя особенности художественного слова (жили-были, , тянут-потянут дед да баба и т.п.)

                                   РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ   по пути домой и дома .

(для детей 4-5 лет)

 Уважаемые родители!

Предлагаем Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом,

научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры

быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть

 в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой, на прогулках.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться

трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

Игры на активизацию словаря:

  1. Игра «Кто или что может это делать?» 

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…

  1. «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

  1. Игра «Что для чего» 

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

хлеб – в хлебнице,

сахар – в сахарнице,

мыло – в мыльнице,

салат – в салатнице,

суп – в супнице,

и т. д.  

  1. Игра «Как можно…»

Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)

  1. «Угощаю»

Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в

«кислые», «соленые», «горькие» слова.
6. «Ищем слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.
7. «Опиши предмет»

Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т.д.

Игры на речевые обобщения:

  1. «Назови лишнее слово»- "четвёртый лишний"

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

- «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, листок, юла мяч;

стол, шкаф, ковер, диван;

пальто, штаны, кофта, сапоги;

 яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето...

- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

смелый, храбрый, отважный, злой...

- «Лишнее» слово среди глаголов:

рисовать, ехать, катиться, лететь;

рисовал, лепил, ел,  клеил;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил...

  1. Игра «Найди дерево» (выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет
  2. и внешний вид коры)

Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.

                Игры на развитие навыков звукового анализа и синтеза:

  1. Игра «Цепочка слов» 

Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова, следующее слово начинается на последний звук предыдущего

Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ...

  1. «Придумай слово»

 Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет,  желудь, уж и т. д.

Игры на развитие грамматического строя речи:

  1. Игра «Веселый счет» 

Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом,  знакомый дом…)

  1. Игра «Подружи слова» 

Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос...

  1. Игра «Все сделал» 

Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала). мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил

4. «Один - много»

«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.

Игры на развитие связной речи:

  1. Игра «Что на что похоже» 

Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…(что?)
Синий лед похож на… 

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на… 

Блестящая на солнце паутина похожа на… 

День похож на…

  1. Потому что… Где?
    Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:

Я мою руки потому, что…
Почему ты идёшь спать? и т. д.

Подушка лежит на диване.

Ваза стоит в шкафу и т.д.

  1. Кем (чем) был?

Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.
Корова была телёнком
Бабочка была гусеницей
Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом
Лёд был водой и т. д.

  1. Игра "Что мы видим во дворе?"

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например:

"Я вижу дом. Возле (около) дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". 

Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам! Желаем удачи!

Рекомендуемая литература.

  1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. "Тетрадь логопедических заданий для детей 4-5 лет"
  2. Бортникова Е. «Учимся читать по слогам» для детей 4-6 лет.
  3. Гризик Т.И. «Занимательная грамматика».
  4. «Грамматика в картинках для игр и занятий с детьми 3-7 лет. Антонимы». Глаголы. Наглядно-дидактическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  5. Дурова  Н. В. «Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников». Книга для воспитателей и родителей.
  6. Ефросинина Л.А. «Слушаем, рассматриваем, рассказываем» для детей 3-4 лет.
  7. Земцова О.Н. "Логопедические тесты. 4-5 лет". М.: - Издательская Группа "Азбука-Аттикус. Махаон
  8. Карпова С.И. «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет».
  9. Косинова Е.М. «Лексическая тетрадь для занятий с дошкольниками».
  10. Костылева, Н. Ю. «100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4-5 лет».
  11. Мельник «В.В. Домашние животные и их детеныши».
  12. Новикова-Иванцова  Т.Н. «От слова к фразе».
  13. Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет».
  14. Серия "Умные книжки" - "Развивающие тесты для детей 4-5 лет" . М.:- Махаон
  15. «Читаем истории в картинках». Развивающая игра-лото. 4-7 лет


Предварительный просмотр:

G:\DATA\vol2\РАБОТА\для работы\аттестация\аттестация 2020\на мой сайт\буклет страница 1.jpg

G:\DATA\vol2\РАБОТА\для работы\аттестация\аттестация 2020\на мой сайт\буклет  стпаница 2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча в детско-родительском клубе «Навстречу друг другу».

Тема встречи «Цветные ладошки» Применение нетрадиционных способов рисования в ИЗО деятельности....

Конспект совместного физкультурного досуга детей младшей группы с родителями (по технологии М.Н.Поповой "Навстречу друг другу")

Конспект совместного физкультурного  досуга детей  младшей группы с родителями. Досуг рассчитан на 20 минут....

Образовательная программа "Навстречу друг к другу"

Программа направлена на взаимодействие с родителями и педагогами по решению проблем речевых нарушений у детей дошкольного возраста....

Презентация "Навстречу Сочинской Олимпиаде"

В презентации хотела дать представление о зарождении Олимпийского движения.А также обсудить  виды спорта, которые входят в Зимние Олимпийские Игры....

Презентация для детей дошкольного возраста «Навстречу спорту – навстречу здоровью!»

Презентация для детей дошкольного возраста «Навстречу спорту – навстречу здоровью!» содержит материал (картинки, описание, загадки) для знакомсва дошкольников с различными видами спорта....