Образовательная программа "Навстречу друг к другу"
рабочая программа по теме
Программа направлена на взаимодействие с родителями и педагогами по решению проблем речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
navstrechu_drug_drugu.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ
Советский район
г. п. Пионерский
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Росинка»
Образовательная программа
«Навстречу друг другу»
Автор : учитель-логопед Мусинова Л.Ю.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………….стр.3
Пути реализации программы………………………………………стр.7
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка…………….стр.11
Контрольно-диагностический этап………………………………..стр.13
Список литературы…………………………………………………стр.15
Методические материала к программе……………………………стр. 16
Пояснительная записка
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности.
Психологи все настойчивее подчеркивают значение дошкольного детства для формирования человеческой личности. В развитии же речи его роль является, безусловно, главенствующей.
Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. В последние десятилетия во всем мире постоянно растет число детей с различными отклонениями в развитии. Эти отклонения наблюдаются, в том числе и в речевом развитии детей. Количество детей с речевыми нарушениями имеет тенденцию к увеличению, в том числе и в нашем детском саду. Это подтверждается диагностическими исследованиями речевого развития дошкольников. Так, в 2005-2006 у.г. нарушения речи наблюдались у 60% от общего количества детей, посещающих ДОУ, 2006-2007 у.г. – 71%, на начало 2007-2008 учебного года – 89%.
Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию ребенка в целом. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации. Специалисты по дефектологии считают, что одной из причин устойчивой неуспеваемости детей в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку в период дошкольного детства со стороны детского сада и семьи.
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.
Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала М.К.Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет … на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила» (13).
На современном этапе идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности отражена в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте (4).
Педагогическое сотрудничество родителей, как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью: диалог, умение отстаивать собственную точку зрения и интересы ребенка поможет родителям преодолеть собственный авторитаризм, познать индивидуальные особенности своих детей, общие закономерности речевого и психического развития.
Если родители и педагоги детского сада объединят свои усилия и обеспечат ребенку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома, и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.
Устранение и предупреждение речевых проблем дошкольников возможно только при эффективном взаимодействии ДОУ и семьи. Это и обусловило создание программы «Навстречу друг другу», целью которой является взаимодействие ДОУ и семьи по преодолению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Программа рассчитана на детей 5-7 лет в течении двух лет пребывания детей в речевой группе.
Основными направлениями данной программы являются:
- Воспитательно-образовательная работа с детьми.
- Организация работа с родителями.
Первое направление предусматривает повышение психолого-педагогических знаний воспитателей и обучение детей.
Второе направление программы представлено двумя блоками :
- Педагогическое просвещение родителей.
- Включение родителей в образовательный процесс в ДОУ.
Реализация разработанной нами программы осуществляется следующими этапами:
I этап – Диагностический
II этап –Коррекционно-развивающий
III этап - Контрольно-диагностический
Условия реализации программы включают в себя материально-техническое оснащение педагогического процесса; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; создание благоприятного психологического климата как в детском саду, так и дома.
Ожидаемым результатом выполнения данной программы является своевременное устранение речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста в результате эффективного взаимодействия ДОУ и семьи.
Цель: Взаимодействие с семьей по преодолению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи работы с детьми:
- Исправлять недостатки в звукопроизношении.
- Формировать у детей с нарушением речи фонематические процессы, лексико-грамматические компоненты и устную связную речь.
- Воспитывать культуру речи.
Задачи работы с родителями:
- Повышать педагогические знания родителей.
- Организовать эффективное взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного речевого развития ребенка.
Этапы реализации программы:
I этап – Диагностический
Цель: изучение проблем ребенка, семьи.
II этап – Формирующий
Цель: формирование групп, выработка стратегии коррекционно-
развивающей работы с детьми (план, индивидуальный
маршрут).
III этап – Коррекционно-развивающий
Цель: реализация коррекционно-развивающей работы с детьми.
IV этап – Контрольно-диагностический
Цель: анализ динамики развития ребенка.
Условия реализации программы:
- Материально-техническое оснащение педагогического процесса.
- Учет возраста и индивидуальных особенностей детей.
- Создание благоприятного психологического климата как в детском саду, так и дома.
Ожидаемый результат – устранение речевых недостатков у детей старшего
дошкольного возраста.
Пути реализации программы «Навстречу друг другу»
Вся система работы направлена на сотрудничество и повышение родительской компетенции в воспитании и обучении ребенка. Основной ее особенностью является то, что при отборе ее содержания использовалась идея осуществления совместными усилиями педагогов ДОУ и родителей комплекса воспитательных и профилактических мер, направленных на развитие речи дошкольников и их подготовку к дальнейшему обучению в школе.
Схема 1.
Совместная работа ДОУ и семьи по развитию речи дошкольников
Сотрудничество ДОУ и семьи по развитию речи дошкольников
Родители
Педагоги
Ребенок
ПОЛНОЦЕННОЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс
Повышение психолого-педагогических знаний педагогов ДОУ
Проведение воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ
Повышение психолого-педагогических знаний родителей
Устранение речевых недостатков
у детей старшего
дошкольного возраста.
Традиционные формы работы с педагогами существенным образом сказываются на профессиональном росте всех педагогов и являются эффективным способом решения речевых проблем у дошкольников.
Схема 1.1.
Организация работы с педагогическим коллективом ДОУ по повышению психолого-педагогических знаний
Повышение психолого-педагогических знаний педагогов ДОУ
Педагогический совет
Консультации
Семинары-практикумы
Медико-педагогические совещания
Дни открытых дверей
Эффективность образовательного процесса во многом зависит от применения разнообразных форм работы с детьми.
Схема 1.2.
Проведение воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях ДОУ
Проведение воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях ДОУ
Специально организованные занятия
Индивидуальная работа
Практические упражнения
Развивающие игры-тренинги
Театральная деятельность, праздники, концерты, досуги
Психолого-педагогические знания родителей и их представление о воспитательно-образовательном процессе помогут преодолеть или предупредить у детей многие серьезные недочеты, как лексико-грамматической, так и звуковой стороны речи. Педагогическое просвещение родителей осуществляется с использованием как традиционных так и нетрадиционных форм работы.
Схема 1.3.
Организация работы с родителями по повышению психолого-педагогических знаний
Повышение психолого-педагогических знаний родителей
Дни открытых дверей
Посещение на дому
Беседы родителей
Семейный клуб "Речецветик"
Родительские собрания
Консультации
Совместные праздники
Очные
Заочные
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс поможет познать родителям индивидуальные особенности ребенка, общие закономерности речевого и психологического развития, а также будет способствовать формированию коммуникативных навыков и воспитанию культуры речи детей.
Схема 1.4.
Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ
Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс
Выпуск газет, памяток,
папок-передвижек
Совместные праздники правил речи
Привлечение родителей к участию на занятиях
Тематические практикумы, выставки
Конкурсы, соревнования, экскурсии, отдых на природе
Дни открытых дверей
Коррекционно-развивающая работа предусматривает выбор индивидуального маршрута сопровождения ребенка, который включает информационно-аналитический блок. Он предполагает сбор сведений о детях, анализ психолого- педагогических диагностик, изучение медицинских карт. Особое внимание на данном этапе следует уделить включению родителей в сборе аналитической информации, направленной на выявление причин речевых нарушений детей. Рекомендуемые методы при работе с родителями: беседа, анкетирование, тестирование, посещение семьи.
Схема 2.
Схема индивидуального маршрута сопровождения ребенка с нарушением речи
ДИАГНОСТИКА |
МЕДИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ
(МЕД.СЕСТРА, ИНСТРУКТОР ФИЗО)
- состояние здоровья
- уровень физического развития
СЕНСОРНАЯ
(ИЗО, МУЗО)
- уровень развития мелкой и общей моторики
ОПРОС РОДИТЕЛЕЙ
- выявление причин возникновения нарушения речи детей
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
(ВОСПИТАТЕЛИ)
- познавательное развитие
- коммуникативное развитие
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ
(ЛОГОПЕД)
- уровень речевого развития
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
(ПСИХОЛОГ)
- умственное развитие
- личностные особенности
СВОДНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА
ВОСПИТАТЕЛЬ ИЗО, МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
ВОСПИТАТЕЛЬ
ПСИХОЛОГ
РОДИТЕЛИ
ИНСТРУКТОР ФИЗО
ЛОГОПЕГ
КОНТРОЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
Результатом диагностирующего обследования детей является создание общей стратегии коррекционно-развивающего сопровождения ребенка, направленной на взаимодействие педагогов детского сада с родителями.
Схема 2.1
ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА
ПСИХОЛОГ
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
- РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ И ГРУППОВУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ
- КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
- ТРЕНИНГИ
ЛОГОПЕД
- ИСПОРАВЛЕНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ УПРАЖНЕНИЙ, ИГР
- ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
- РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
- ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
- КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
- СОВМЕСТНЫЕ ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ
ВОСПИТАТЕЛИ
- СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ (ЗАНЯТИЯ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, НАБЛЮДЕНИЯ, ЭКСКУРСИИ)
- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЗАДАНИЯМ ЛОГОПЕДА
- СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ
ИНСТРУКТОР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ (МОТОРИКИ) ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
- СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ
ВОСПИТАТЕЛЬ ИЗО, МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
- РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ, ОРИЕНТИРОВКИ
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
- ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГР, УПРАЖНЕНИЙ, ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И Т.Д.
РОДИТЕЛИ
- ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ И МЕТОДАМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
- ВОВЛЕЧЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ДОУ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
На данном этапе решаются конкретные практические задачи, направленные на преодоление речевых нарушений ребенка. К формам и методам работы относятся:
- занятия со специалистами;
- домашние задания;
- посещение детской консультации;
- рекомендации родителям по использованию упражнений, игр.
Контрольно-диагностический этап
С целью выявления динамики речевого развития ребенка в конце учебного года проводится контрольная диагностика с последующим анализом деятельности педагогов и родителей.
Для отслеживания результативности выполнения программы используется контрольно-диагностический материал, включающий в себя авторскую методику О.Б. Иншаковой «Альбом для логопеда» и сводную речевую карту И.А. Каравановой для проведения речевого обследования детей старшего дошкольного возраста и материал по изучению взаимодействия ДОУ и семьи.
Изучение взаимодействия ДОУ и семьи осуществляется по двум показателям:
- Уровень педагогических знаний родителей по речевому развитию (табл. 1).
- Уровень посещаемости родителями мероприятий, проводимых в ДОУ по проблеме речевого развития дошкольников (табл. 2).
Таблица 1.
Уровень педагогических знаний родителей
Вопросы | Уровни | ||
высокий | средний | низкий | |
1. Знание родителей о речевых нарушениях детей | Родители владеют необходимыми сведениями о развитии речи детей дошкольного возраста, самостоятельно и в полном объеме строят свои ответы | Недостаточно владеют сведениями о развитии речи детей, затрудняются при ответах, ответы односложны, не содержательны. | Родители отвечают при помощи вспомогательных вопросов или ответ отсутствует. |
2. Знание о работе логопеда | |||
3. Представление о методах и приемах исправления речи | |||
4. Представление о последствиях нарушения речи | |||
5. Представление о сотрудничестве по вопросам речевого развития ДОУ и семьи |
Таблица 2
Уровень посещаемости родителями мероприятий, организуемых в ДОУ по вопросам речевого развития детей
Мероприятия | Уровни | ||
высокий | средний | низкий | |
1. Родительские собрания | 70 – 100% | 21 – 69% | 0 – 20% |
2. Консультации | |||
3. Семинары-практикумы | |||
4. Дни открытых дверей | |||
5. Совместные занятия «Ребенок-родитель» | |||
6. Заседание клуба «Речецветик» | |||
7. Совместные праздники |
Список литературы
- Афанасьева В.Г. Общество: системность, познание и управление/-М.: Политиздат, 1984.-с.4-28.
- Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг /-М.: Просвещение,1993.-с.6-14./
- Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия/-М.:Владос,1998.- с.680.
- Закон Р.Ф. «Об образовании» // Вестник образования – 1996. - №7. – с 52.
- Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка./-М.: Просвещение, 1985.-с.11-29.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения / - М.: АПНРСФСР, 1959. – Т.6. – с..128.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание./-М.: Академия, 2000.-с.45-48.
- Маркова Т.А. Детский сад и семья./-М.: Просвещение, 1986.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. / - М.: АРКТИ, 2006. – с. 80.
- ТкаченкоТ.А. Логопедические занятия в детском саду для детей с ОНР./-ЕК.: Литература.-2000.
- Урбанская О.Н. Воспитателю о работе с семьей./-М.: Просвещение, 1973.- с.115.
- Филичесва Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка детей к школе с ОНР в условиях специализации детского сада./-М.: Альфа, 1993.-с.232.
- Хямяляйнен Юха Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы./-М.: Просвещение, 1993.
Мусинова Людмила Юрьевна МДОУ детский сад «Росинка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность работы педагогического коллектива как единой команды и качество образования в дошкольном образовательном учреждении связаны друг с другом
Совершенствование качества образования было бы беспочвенным без его целенаправленного управления, рассматриваемого как процесс установления всеми субъектами образования приоритетов качества: условий р...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Социализация» Тема: ”Знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций”
Тема ”Знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций”занятие направленно на создание условий для естественного психологического развития ребёнка....
Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию «Друг без друга нам нельзя!» для детей 2 младшей группы
Цель: социализация детей в условиях детского коллектива. Задачи:-формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные...
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию "Насекомые и цветы созданы друг для друга"
Показать детям закономерные связим в природе.роль насекомых в этом процессе.Воспитываем бережное отношение к природе....
Конспект НОД "Чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга?" в старшей группе. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"
Показать детям, что все люди имеют некоторые сходные черты, а так же имеют различия, учить видеть черты сходства и различия друг в друге; вызывать интерес к сверстникам, желание познакомиться с ними п...
Планирование воспитательно-образовательной деятельности «Как люди относятся друг к другу в семье?»
Формировать у детей представления о значении семьи в жизни ребёнка и семейных традициях, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дом...