Обобщающее, интегрированное занятие в старшей логопедической группе Тема: «Наши пернатые друзья»
классный час по логопедии (старшая группа)

Григорьева Наталия Михайловна

Цель: Развитие в занимательной форме речевой деятельности детей.

Образовательные области:

«познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «художественное творчество».

Основные задачи:


- активизация и обогащение словарного запаса по лексическим темам: «Перелётные и зимующие птицы»;

- Развитие фонематического восприятия;

- Совершенствование лексико-грамматического строя речи;

- Создание эмоционального настроения, доброжелательных отношений, воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: Картинки зимующих и перелетных птиц; схемы слогов в виде веточек; иллюстрации; силуэты птиц (на магнитах) – синицы, воробей, клеста, сороки и др., сюжетные картинки «Как дети помогали птицам»; диск с записями музыкальных произведений П. И. Чайковского «Осень» из альбома «Времена года»; музыкальные подборки к подвижным играм.

Методические приёмы:

(предварительная работа)

Беседа, загадки, рассматривание предметных картинок. Дидактические игры и упражнения, речевые игры. Сюрпризный момент. Музыкальное сопровождение. Материал для запоминания «Расскажи о птице»; стихи о птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_pernatye_druzya.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №51 «Зоренька»

Тема: «Наши пернатые друзья»

(Обобщающее, интегрированное занятие в старшей логопедической группе «Звездочки»)

                                             Проведено: 10.11.2017

                                             Подготовили и провели:

                                             Учитель-логопед высшей квалификационной

                                             категории: Григорьева Н.М.

                                             Воспитатель первой квалификационной категории:
                                            Цуркану Е.В.







                               

Цель: Развитие в занимательной форме речевой деятельности детей.

Образовательные области:
«познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «художественное творчество».

Основные задачи:


-
активизация и обогащение словарного запаса по лексическим темам: «Перелётные и зимующие птицы»;

- Развитие фонематического восприятия;

- Совершенствование лексико-грамматического строя речи;

- Создание эмоционального настроения, доброжелательных отношений, воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: Картинки зимующих и перелетных птиц; схемы слогов в виде веточек; иллюстрации; силуэты птиц (на магнитах) – синицы, воробей, клеста, сороки и др., сюжетные картинки «Как дети помогали птицам»; диск с записями музыкальных произведений П. И. Чайковского «Осень» из альбома «Времена года»; музыкальные подборки к подвижным играм.

Методические приёмы:
(предварительная работа)


Беседа, загадки, рассматривание предметных картинок. Дидактические игры и упражнения, речевые игры. Сюрпризный момент. Музыкальное сопровождение. Материал для запоминания «Расскажи о птице»; стихи о птицах.

Ход образовательной деятельности

I.

Организационный момент:

     Дети сидят в группе, оформленной детскими рисунками по темам: «Птицы», иллюстрациями по темам «Осень», слушают музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года».

II.


Основная часть

     Логопед: Посмотрите, как красиво в группе: у нас настоящая осень. С наступлением холодов осенью меняется жизнь птиц. Вот как об этом написано в стихотворении:

Скоро белые метели снег поднимут от земли.

Улетели, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет – улетает, улетел.

О каких птицах написано в стихотворении?

Дети: О перелетных.

Логопед: Почему мы так их называем?

Дети: Перелетные, потому что осенью эти птицы улетают в теплые края.

Логопед: Почему птицы улетают?

Дети: Птицы питаются насекомыми, многие из которых в конце лета пропадают. Водоплавающие птицы улетают, когда замерзают реки и озера.

Логопед: Но улетают не все птицы, есть и те, которые остаются с нами. Как называются такие птицы?
Дети: Зимующие.

Логопед: Почему они так называются?

Дети: Они зимуют в наших краях.

Логопед: Есть птицы, которые прилетают к нам зимовать. Как называют таких птиц?

Дети: Таких птиц называют кочующими.



III

Физкультурная минутка

Речь – движение: «Хочу быть птичкой» (см. в приложении)

Дети выполняют движения согласно тексту.

Логопед: Сейчас я загадаю вам загадки, а отгадку вы должны найти среди картинок, которые лежат у вас на столах.

- Озорной мальчишка

В сереньком пальтишке

По двору шныряет

Крошки собирает.

(Воробей, зимующий)

- Непоседа птица эта

Одного с березой цвета.
(Сорока, зимующая)

- На шесте – дворец, во дворце – певец,

А зовут его …

(Скворец, перелетная)

- На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (Цапля, перелетная)

- Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном
Из травы и глины.

 (Ласточка, перелётная)

- Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
(Кукушка, перелетная)

- Он мороза не боится,

Не страшна ему зима.
Сосны, ели дарят птице

Золотые семена.

(Клёст, он зимующий).

Логопед: Молодцы, справились с заданием. А сейчас мы с вами поиграем с нашими птицами. Игра «Улетают – не улетают».

Логопед: Выходят дети, чьи птицы улетают (называют своих птиц). Выходят дети, чьи птицы остаются зимовать(называют их).

Логопед: Игра «Какая птичка?»

Подберите к каждой птице определение «Какая она?».

Дятел – трудолюбивый –

Лебедь – нежный –

Ласточка – добрая –

Сорока – всезнающая –
Синичка – хозяйственная –

Голубь – миролюбивый –

Воробей – быстрый –

Снегирь – красивый-

IV.

Логопед: А теперь посмотрите на веточки для птиц. Вы должны разделить названия (силуэты на доске) на слоги. Если в названии птиц один слог, то птичка «сядет на одну веточку», если два – на «две веточки», три на «три веточки». (ворона, клест, синица, воробей, снегирь и др).

Молодцы!

Пальчиковая гимнастика «Колодец».

Логопед: Наши птички устали, захотели попить.

Вот колодец большой                     Кулачки на столе, прижаты друг к другу.
С чистой свежей водой.                  
Прилетели к нему птицы:               Кисти рук перекрещены,
«Дай колодец нам напиться!»        пальцы плавно движутся вверх – вниз.
Эти птицы воду пьют,
Эти - песенки поют.                        Большие пальцы рук касаются поочередно
Песни все свои пропели,                 указательного, среднего и других пальцев.
Встрепенулись, улетели.                 Кисти рук перекрещены, пальцы плавно
                                                          движутся вверх-вниз.

V.

Игра «Четвертый лишний»

Логопед: Посмотрите на птиц и скажите, кто из них лишний: воробей, синица, снегирь, лебедь. Журавль, утка, сорока, аист.

VI.

Логопед: Составление предложений по сюжетным картинкам «Как дети помогают птицам?».
    Предложить дошкольникам рассмотреть картинки и разложить их в нужной последовательности.

Вопросы к картинкам:

Картинка 1.


1) Какое время года наступило?

2) Почему птицам стало трудно находить корм?

Картинка 2.

1) Как дети помогали птицам?


Картинка 3..

1) Кто прилетел к кормушке?
2) Что клевали птицы?
3) Что сделали птицы после угощения?
4) Как можно назвать этих детей? (друзья птиц)

Дети отвечают полным предложением.

Логопед: Какие вы молодцы! На все вопросы ответили, все задания выполнили!

VII.

Воспитатель: Предлагаю вам немного поработать руками. (На столе у детей образцы заданий. Графические узоры по теме «Птицы»).
(См. приложение). Дети выполняют задания.

Воспитатель: Дорисовали, молодцы! Возьмите их себе на память.

Воспитатель: Птицы – наши помощники. Они предсказывают погоду.

Итоги занятия

Логопед: Итоговые вопросы: «Как пиццы благодарят людей?».

Ответы детей.

                                                                                                            Приложение 1.

Игра «Какая птичка?»

Подберите к каждой птице определение «Какая она?»

Дятел – трудолюбивый, лебедь – нежный, ласточка – добрая, сорока – всезнающая, синичка – хозяйственная, голубь – миролюбивый, воробей – быстрый, снегирь – красивый.


Подискутируйте над вопросами

С кем дружат птицы?
Почему иногда печалится синичка?
Чему иногда радуются грачи?
Можно ли поставить памятник птице? Если да то какой?
Птичка в клетке – это хорошо или плохо?
Как птицы благодарят добрых людей.

Птицы – наши помощники. Они предсказывают погоду.

Чайки много купаются – к дождю.
Ворона нос прячет под крыло, к холоду.
Дятел много стучит – к дождю.

Если птицы садятся на верхушки деревьев – к теплу.
Галки собираются стаями – к дождю.
Кукушка кукует – к теплой, ясной погоде.

«Как дети помогали птицам»

Предложить детям рассмотреть картинки и разложить их в нужной последовательности.

Вопросы к картинкам

Картинка 1.

1. Какое время года наступило?

2. Почему птицам стало холодно находить корм.

Картинка 2.

Как дети помогали птицам?

Картинка 3.

1. Кто прилетел к кормушке?
2. Что клевали птицы?
3. Что сделали птицы после угощения?
4. Как можно назвать этих детей? (друзья птиц)

Примерный текст рассказа.

Наступила морозная зима. Выпало много снега. Зимующим птицам стало трудно находить корм. Дети решили помочь птицам. Они расчистили от снега кормушку. Насыпали в нее крупу, хлебные крошки, положили ягоды, развесили сало.

     К кормушке прилетели синицы, снегири, воробьи и голубь. Синицы стали клевать сало, снегири – ягоды, а воробьи и голубь – крошки и зернышки.
Наелись птицы и весело защебетали.  
 

Материал для запоминания «Расскажи о птице»

Ласточка — «воздушная» птичка, в воздухе питается насекомыми, даже пьет на лету. Шея короткая, клюв короткий, крылья длинные и заостренные, хвост похож на рогатку. Гнезда вьет высоко на деревьях или в горах.

Лебедь — прекрасная, гордая птица. Тело вытянутое, шея длинная, клюв средней длины и красный. Живет на болотах и озерах. Гнезда вьет на суше в камышах. Лебеди бывают белыми и черными по цвету. Кормится зелеными травами, листьями и стеблями растений.

Кукушка — птица с буровато-серым опереньем. Свои яйца подбрасывает в чужие гнезда. Много ест, уничтожает вредных насекомых (мохнатых гусениц).

Скворец — красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный — у самочки, ярко-желтый — у самца. Ест червей и насекомых. Гнезда вьет в дуплах деревьев. Хорошо поет, подражает голосам других пернатых.

Грач — черный, клюв вытянутый, хвост закруглен, уничтожает вредных насекомых.

Журавль — крупная и сильная птица. Шея длинная и тонкая, голова небольшая, клюв длинный, прямой, узкий, ноги очень длинные, с длинными четырьмя пальцами. Живет на больших болотах. Умеет держаться на воде, красиво и высоко летает. Питается насекомыми, червями и мелкой рыбой, семенами, почками, корешками. Голос — громкий крик — курлыканье. Перелет совершает без перерыва днем и ночью.

Жаворонок — маленькая сильная птица с большой головой и коротким клювом, длинными крыльями и короткими ногами.

«Хочу быть птичкой»

Я по улице гулял, галок и ворон считал.
Раз, два, три, четыре, пять. Буду их считать опять.
Рот открыл, смотрю я в небо.
Влево, вправо. Я там не был.
Птичкой захотел я стать.
И руками стал махать. Крылья вверх и крылья вниз,
Только слышен ветра свист.
Я подпрыгнул, чтоб взлететь, но пришлось на землю сесть.

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по изодеятельности по теме «Головные уборы» - «Шапка для кота в сапогах»

Конспект интегрированного занятияв старшей логопедической группе по изодеятельностипо теме «Головные уборы» - «Шапка для кота в сапогах» Программное содержание: Поддерживать у детей потребность в ...

Интегрированное занятие в старшей логопедической группе на тему: "Рыбы".

Интегрированное занятие для старшей группы соединяет знания из разных образовательных областей. Такое занятие способствует повышению мотивации обучения, развитию речи, углубляют представления о поняти...

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по теме: «Деревья».

Программное содержание:Образовательные задачи:1.        Продолжать знакомить детей со строением  дерева, его характерными особенностями.2....

Интегрированное занятие в старшей логопедической группе для детей с ОНР на тему: "Имя-каждому дано"

Интегрированное занятие в старшей логопедической группе для детей с ОНР на тему: "Имя-каждому дано"...

Конспект познавательного занятия по экологическому воспитанию на тему: «Наши пернатые друзья» в старшей группе «А»

Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, расширять представления о перелетных и зимующих птицах....

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе: "ВСТРЕЧА С ДРУЗЬЯМИ".

Образовательная область:Познавательно -  речевое развитие.Цель: "Развитие у детей: любознательности, познавательных способностей, речи - как средства общения.Программные задачи:Образов...