Перспективное планирование пальчиковых игр
методическая разработка по логопедии

Маточкина Виктория Александровна

Данная разработка позволит логопедам проводить как индивидуальные, так и групповые занятия интересно и увлекательно. При этом не требуется логопеду тратить время на подготовку к одному из этапов занятия, а именно к проведению пальчиковой игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_provedeniya_palchikovyh_igr.docx77.03 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование проведения пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики  у детей дошкольного возраста

на 2018-2019 учебный год МА ДОУ № 50

Младший дошкольный возраст

Сентябрь

«Дружат наши дети»

Дружат наши дети

Девочки и мальчики.

Мы с тобой  подружим

Маленькие пальчики.

Дети загибают пальчики, начиная с мизинца.

«Кошкин дом»
Тили-тили-тили, хлопки
бом!
Загорелся
кошкин
дом.

Кошка выскочила!
Глаза
выпучила.
Бежит
курочка с ведром
заливать кошкин дом.

Шлепок по коленям.

Помахать кистями.

«Ушки на макушке», руки ладошками вперёд.

Руки «домиком» над головой.

Топнуть ножкой.

«Бинокль».

Ладошки около глаз.

Пальчики «бегут».

Большой и указательный пальцы сложить в клювик.

Ладошки горсточкой.

Пальчики как бы брызгают.

Руки «домиком» над головой.

«Огород»

В землю семена кладем,

Их зароем

И польем.

Вырастет капуста.

Вырастет моркошка.

Лук,

Петрушка

И подсолнух,            

А еще картошка.

Будет славный урожай,

Поскорее собирай!

Указательным пальцем правой руки дотрагиваемся до левой ладошки.

Слегка царапаем ладошку.

Трясем кистью над ладошкой.

Складываем руки в замок.

Ладони прижимаем друг к другу.

Вытягиваем по два пальчика на обеих руках.

Скрещиваем руки, растопыриваем пальцы.

Растопыриваем пальцы, руки прижимаем друг к другу тыльной стороной, ладони отгибаем.

Показали кулачки.

Большой палец.

Пощипываем ладонь.

«Овощи - фрукты»
В огороде много гряд,
Тут и репа, и салат,
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.

Сжимают и разжимают пальцы.

Загибают пальцы поочерёдно.

Хлопают в ладоши.

Октябрь

«Белка»

Я – белка в шубке меховой,

Пушистый хвост –

Помощник мой,

Он помогает мне скакать

Везде успею побывать.

Прыг-скок, прыг-скок.

Дети проводят ворсом кисточки по ладошке и повторяю слова за взрослым: «Прыг-скок, прыг-скок».

«Очки»

Бабушка очки надела

И детишек разглядела.

И детишки очки надели

Бабушку разглядели.

Колечки подносят к глазам.

Дети повторяют действия за воспитателем.

«Машина»
Заведу мою машину 

Би-би-би, налью бензину. 

Крепко-крепко руль держу 
На педаль ногою жму. 

Повороты кистями руки сжатой в кулак, как будто заводим машину.

Три раза хлопнуть в ладоши и одновременно топать.

Имитировать движения водителя.

Топать правой ногой.

Сжимают и разжимают пальчики.

«Дождик, дождик»

Дождик, дождик,

Кап да кап, кап…

Мокрые дорожки.

Все ровно пойду гулять,

Пусть промокнут ножки.

Дети повернули ладошку кверху и указательным пальцем имитируют капельки дождя и повторяют за взрослым: «Кап...».

Ноябрь

«Любимые сказки»

Будем пальчики считать,              

Будем сказки называть:

Три медведя, Теремок,

Колобок- румяный бок!

Репку мы не забываем,

Знаем Волка и козлят-

Этим сказкам каждый рад!

Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

                                                       

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

«Дом»   изобразить   двумя  руками,  крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.

Правая и левая руки повернуты ладонями к себе,средние пальцы соприкасаются  друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).

Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

«Доброе утро»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.    

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора!                                                                                

Загибают по очереди, начиная с мизинца.

Кулачок разжимается

«Маму я свою люблю»

Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:                                                        

Я стираю,                                                                                                  

Полоскаю,                                                                                            

Воду с ручек отряхаю,                                                                          

Пол я чисто подмету                                                                        

И дрова ей наколю.                                                  

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.                                      

Я на цыпочках хожу,                

И ни разу, и ни разу я словечка не скажу.                                            

Сжать руки на груди.

Потереть кулачок о кулачок.

Кулачки сжимать-разжимать.

Стряхиваем воду с пальчиков.

Погладить одну ладошку другой.

Постучать кулачком по ладони свободной руки.

Сложить ладошки вместе и положить под щечку.

Указательный и средний пальцы ходят по ладони свободной руки.

Указательный палец к губам.

«Сорока – сорока»

Сорока – сорока                                                  

Кашу варила,                                                                      

Деток кормила.                                                            

Этому дала,                                                                                                                                  

Этому дала,                                                                                                                          

Этому дала,                                                                                                                                  

Этому дала,                                                                                                                        

Этому дала.                                                                                                                                

Указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики

мизинец,

безымянный,

средний,

указательный,

большой.

Декабрь

«Зимняя прогулка»

Очень холодно зимой,

Но мы пойдем гулять с тобой.

Я надену шубку,

Я надену шарфик,

И еще платок,

А потом красивые,

Теплые пушистые,

Крошки – рукавички

На ручки натяну.

Загибают поочередно левой руки, начиная с мизинца.

«Дорожных правил очень много»
Дорожных правил очень много.
Раз - Внимание дорога!
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать
И всегда их выполнять.

«Грозят» пальчиками.

Загибают поочередно пальцы.

Хлопки руками.

Показывают «класс!» большим пальцем.

«Дедушка Мороз»

Закрывайте двери,                                    

Закрывайте двери                                                                                  

Закрывайте уши,                                                                                                        

Закрывайте нос.                                                                                                            

Ходит, бродит по дорогам                                            

Старый дедушка Мороз!                                                                            

Щиплет уши, щиплет нос,                                                              

Щиплет щёчки дед Мороз.

Руки ставим ладонями к себе, переворачиваем от себя.

Закрываем ладошками глаза.

Закрываем ушки.

Ходим указательным и средним пальцами.

Закрываем нос.

Изображаем бороду, усы.

Щипаем названные части тела.

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка.                                                

Шишечки, иголочки,                                                        

Шарики, фонарики,                                                                        

Зайки и свечки,                                                                            

Звёзды, человечки.                          

Пальцы переплетены, большие подняты вверх.

Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.

Ладошки держать «ковшиком».

«Зайчики» - указательные пальцы.

Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками.

Январь

«Варежка»

Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал».

Маша варежку сняла:

«Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдёшь,

Здравствуй, пальчик, как живёшь»?  

Сжать пальцы в кулачок.

Все пальцы разжать, кроме одного.

Разогнуть оставшийся согнутым палец.

Сжать пальцы в кулачок.

«Всех помощников…»

Всех помощников опять                                          

Надо быстро сосчитать:

Этот брат дрова рубил,                        

Этот братец щи варил,                              

Этот брат готовил кашу                                  

На семью большую нашу.                                                                                            

Этот веником махал,

Чисто – чисто подметал.

Ну а этот маленький

Спал у нашей маменьки.

Хлопаем в ладоши или растираем их одна о другуюв соответствии с текстом стихотворения пальцами одной растираем пальцы второй руки, начиная с  большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем всё для другой руки.

«Я художник»

Я взял бумагу, карандаш,                                                                              

Нарисовал дорогу.

На ней быка изобразил,

А рядом с ним корову.

Направо дом, налево сад…

В лесу двенадцать кочек.

На ветках яблочки висят,

И дождичек их мочит.

Потом поставил стул на стол,

Тянусь как можно выше.

Уф! Свой рисунок приколол

Совсем неплохо вышел!

«Рисуют» карандашом.

Сжимают, разжимают кулачки.

Показывают рога.

Показывают крышу дома.

«Рисуют» кочки и яблочки.

Тянут руки как можно выше.

«Встреча»

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,
Два щенка: «Ав-ав!»,
Два жеребенка: «Иго-го!»,
Два тигренка: «Р-р-р!»,
Два быка: «Му!».
Смотри, какие рога.

Соединяются мизинцы.

Соединяются безымянные пальцы.

Соединяются средние пальцы.

Соединяются указательные пальцы.

Соединяются большие пальцы.

Загибаем все пальцы на руке, кроме указательного и среднего и прокручиваем руку туда-сюда.

Февраль

«Веселый оркестр»

Кот играет на баяне,

Зайчик наш — на барабане.

Ну а мишка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

Имитировать игру на разных музыкальных инструментах.

Профессии разные есть,

Все сразу не перечесть:

Доктор лечит людей,

Учитель учит детей,

Повар готовит обед,

Пожарных смелее нет,

Строитель построит нам дом:                                                

Все дружно жить будем в нем.

Ритмично сжимают – разжимают кулаки.

Поочередно загибают пальцы на правой руке на каждое название профессии.

Сводят руки над головой – «крыша».

Пальцы эти – все бойцы.

Удалые молодцы.

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

Два гвардейца – храбреца!

Два сметливых молодца!

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два мизинца – коротышки –

Очень славные мальчишки!

Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак.

Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу.

Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять мизинцы. Хлопнуть ладонями по столу.

«Весна, весна красная»

Весна, весна красная!                                                            

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью                                    

С великой милостью:

С льном высоким,        

С корнем глубоким,                                                    

С хлебами обильными.                                                                  

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Поворачиваются и в противоположную сторону.

Останавливаются, поднимаются на носочки, тянут руки вверх, делают вдох.

Опускают руки, приседают, делают выдох.

Взявшись за руки, бегут по кругу.

Март

Мамочка, мамочка
Любимая моя,
Ведь ты знаешь, мамочка,
Как я люблю тебя.

Поочерёдно загибаем пальчики правой руки, начиная с большого, затем то же на левой руке. Правую руку сжать в кулак,
ладошкой левой крепко его обхватить.

«Фигуры»

Пальцы мы сложили вдруг.

Сразу получился… (Круг.)

А вот так. Кто угадал?

Что получится?… (Овал.)

Вместе три угла сложили —…

(Треугольник получили.)

А потом, потом, потом,

Получился у нас… – (Ромб.)

Я спросить хочу ребят:

– Ну а это что? (Квадрат.)                                                              

Складываем из пальцев круг.

Складываем из пальцев овал.

Складываем из пальцев треугольник.

Складываем из пальцев ромб.

Складываем из пальцев квадрат.

На столе свеча большая                      

Стоит стройная, прямая.

Загорелся огонек,                                                                              

Заметался как зверек.                      

Огонек нас освещает,                                            

А свеча все тает, тает.                                          

Догорела, замигала.                                                                                                  

Огонь потух. Свечи не стало.

Ставят локти на стол, прижимают одну ладонь к другой.

Наклоняют ладони вправо-влево.

Оставив основания ладоней соединенными, разводят пальцы.

Постукивают кончиками пальцев один о другой.

Локти разводят в стороны, кладут руки на стол.

Сжимают кулаки.

Кладут ладони тыльной стороной на стол.

Иди, весна, иди, красна,
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
«Кап, кап, кап»
Кап, кап, кап – звенит капель.
Приближается апрель.

«Шагают» пальчиками обеих рук по столу.

Загибают по одному пальчику с мизинца.

Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого.

Апрель

«Какая у кого песенка?»

У ходиков песня такая:

- Тик. Тик. Тик.

У птички - синички - такая:

- Пик. Пик. Пик.

У поросенка - такая:

- Рюх. Рюх. Рюх.

У ежика песня такая:

- Плюх. Плюх. Плюх.

У кисоньки песня такая:

- Мяу. Мяу.

- А у рыбешки - какая?

- Пы. Пы. Пы.

Руки - «стрелочки».

Ладошки - «пятачки».

Пальчики - «колючки».

Ладошки гладят шерстку.

Руки движутся сверху вниз.

«Космонавт»

В тёмном небе звёзды светят,                                                      

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит.

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,                                                                  

Шар земной – наш дом родной.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Потираем ладонь о ладонь.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Имитируем бинокль.

Разводим руки в стороны ладонями вниз.

Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх. Соединяем руки над головой.    

Попеременно пожимаем руки.                                                                                                  

«Мамины помощники»

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения.

На каждую строчку загибаем пальчики.

«Комар!»

 "Летит муха вокруг уха, жжж"                                                                  

"Летят осы вокруг носа, сссс"                                                                  

"Летит комар, на лоб - оп"                                                                  

"А мы его - хлоп"                                                                                                        

И к уху, зззз"                                                                          

Отпустим комара? отпустим!"        

Водим пальцем вокруг уха.

Водим пальцем вокруг носа.

Пальцем дотрагиваемся до лба.

Ладошкой до лба.

Зажимаем кулачок, подносим его к уху.

Подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку.

Май

«Наша армия»

Аты – баты! Аты – баты!                  

На парад идут солдаты.

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота

Рота за ротой.                    

Поочередно шагают указательными средним пальцами то правой, то левой руки.

По очереди соединяем подушечки пальцев,начиная с большого пальца.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

По ходу чтения, загибается на ручке ребенка  пальчик, начиная с большого пальчика.

«Здравствуй, солнце золотое!»

Здравствуй, солнце золотое!                                    

Здравствуй, небо голубое!                                          

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться». С пальцами левой руки, похлопывая по кончикам.

«Водичка, водичка…»

Водичка, водичка…                                            

Умой моё личико.                                                                                            

Чтобы глазки смотрели,                                                                                            

Чтобы щечки краснели.                                                                                      

И кусался зубок.                                                                                                            

Чтоб смеялся роток.                                                                                                    

Движения выполняются в соответствии с текстом.

Подставить ладони под воображаемую струю воды. Ладонями «умываем» лицо. Поморгать глазками.

Потрите ладонями щеки.

Пощёлкать зубами.

Широко улыбнуться

Перспективное планирование проведения пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики  у детей дошкольного возраста

на 2018-2019 учебный годМА ДОУ № 50

Средний дошкольный возраст

Сентябрь

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

С вами мы подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

Соединять пальцы в «замок».

Касание кончиков пальцев обеих рук.

Парное касание пальцев от мизинцев.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

«Дорожных правил очень много»
Дорожных правил очень много.
Раз - Внимание дорога!
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать
И всегда их выполнять.

«Грозят» пальчиками.

Загибают поочередно пальцы.

Хлопки руками.

Показывают «класс!» большим пальцем.

«Огород»

В землю семена кладем,

Их зароем

И польем.

Вырастет капуста.

Вырастет моркошка.

Лук,

Петрушка

И подсолнух,            

А еще картошка.

Будет славный урожай,

Поскорее собирай!

Указательным пальцем правой руки дотрагиваемся до левой ладошки.

Слегка царапаем ладошку.

Трясем кистью над ладошкой.

Складываем руки в замок.

Ладони прижимаем друг к другу.

Вытягиваем по два пальчика на обеих руках.

Скрещиваем руки, растопыриваем пальцы.

Растопыриваем пальцы, руки прижимаем друг к другу тыльной стороной, ладони отгибаем.

Показали кулачки.

Большой палец.

Пощипываем ладонь.

«Салат»
Мы морковку чистим- чистим,

Мы морковку трём-трём,

Сахарком её посыплем

И сметанкою польём.

Вот какой у нас салат,
Витаминами богат!

Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой.

Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад.

«Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками.

Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая.

Протягивают ладони вперёд. Поглаживают ладошкой живот.

Октябрь

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:                                                                                                                

Лисичке-сестричке,                                                                                                          

Воробью,                                                                                                                

Синичке,                                                                                                                            

Мишке толстопятому.                                                                                                        

Заиньке усатому.                                                                                                                        

Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца. Загибает:

большой палец,

указательный палец,

средний палец,

безымянный,

мизинец.

Жили-были дед да баба
На поляне у реки
И любили очень-очень                                                                      
На сметане колобки.
Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила,                                                      
Посолила, поперчила
И в духовку положила.                                              
Вышел ровный, вышел гладкий,
Не солёный и не сладкий
Колобочек очень вкусный,
Даже съесть немножко грустно.                      

Мышка серая бежала,                                                        
Колобочек увидала.
Ах, как пахнет колобочек!
Дайте мышке хоть кусочек!  

Правая рука под щёчкой.

Левая рука под щёчкой.

Ладошками «лепить» колобок.

Расслаблено потрясти кистями рук.

Кулачками энергично «замесить тесто».

Одной рукой «солить», другой «перчить».

Вытянуть ладони вперёд.

Гладим воображаемый колобок.

Показываем указательным пальцем «нет».

Ладошками гладим живот.

Разводим руки в стороны, пожимаем плечами.

Показать кистями рук бегущую мышку.

Резко «замереть».

Понюхать ладошки.

Вытянуть правую руку вперёд и показать «чуточек».

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать -

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Поочерёдно разжимают пальчики, начиная с мизинца.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.

«Осень»

Ветер северный подул,

Все листочки с липы сдул: с-с-с.

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

Кап-кап-кап, кап-кап-кап.

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил,

Снег потом припорошил,

Одеялом их накрыл.

Подуть на пальцы.

Смахивать руками, будто сдувает листочки.

Листочки зигзагами плавно опустить на стол.

Постучать пальцами по столу.

Постучать пальцами по столу.

Постучать пальцами по столу.

Плавные движения вперёд-назад кистями.

Ладони прижать крепко к столу.

Ноябрь

«Любимые сказки»

Будем пальчики считать,              

Будем сказки называть:

Три медведя, Теремок,

Колобок- румяный бок!

Репку мы не забываем,

Знаем Волка и козлят-

Этим сказкам каждый рад!

Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

                                                       

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

«Дом»   изобразить   двумя  руками,  крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.

Правая и левая руки повернуты ладонями к себе,средние пальцы соприкасаются  друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).

Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

«Доброе утро»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.    

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора!                                                                                

Загибают по очереди, начиная с мизинца.

Кулачок разжимается

«Маму я свою люблю»

Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:                                                        

Я стираю,                                                                                                  

Полоскаю,                                                                                            

Воду с ручек отряхаю,                                                                          

Пол я чисто подмету                                                                        

И дрова ей наколю.                                                  

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.                                      

Я на цыпочках хожу,                

И ни разу, и ни разу я словечка не скажу.                                            

Сжать руки на груди.

Потереть кулачок о кулачок.

Кулачки сжимать-разжимать.

Стряхиваем воду с пальчиков.

Погладить одну ладошку другой.

Постучать кулачком по ладони свободной руки.

Сложить ладошки вместе и положить под щечку.

Указательный и средний пальцы ходят по ладони свободной руки.

Указательный палец к губам.

«Сорока – сорока»

Сорока – сорока                                                  

Кашу варила,                                                                      

Деток кормила.                                                            

Этому дала,                                                                                                                                  

Этому дала,                                                                                                                          

Этому дала,                                                                                                                                  

Этому дала,                                                                                                                        

Этому дала.                                                                                                                                

Указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики

мизинец,

безымянный,

средний,

указательный,

большой.

Декабрь

«Снежинки»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.        

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.            

Ветер дунул, загудел –          

Рой снежинок вверх взлетел.        

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.                                  

Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).

Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

«Дорожных правил очень много»
Дорожных правил очень много.
Раз - Внимание дорога!
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать
И всегда их выполнять.

«Грозят» пальчиками.

Загибают поочередно пальцы.

Хлопки руками.

Показывают «класс!» большим пальцем.

«Дедушка Мороз»

Закрывайте двери,                                    

Закрывайте двери                                                                                  

Закрывайте уши,                                                                                                        

Закрывайте нос.                                                                                                            

Ходит, бродит по дорогам                                            

Старый дедушка Мороз!                                                                            

Щиплет уши, щиплет нос,                                                              

Щиплет щёчки дед Мороз.

Руки ставим ладонями к себе, переворачиваем от себя.

Закрываем ладошками глаза.

Закрываем ушки.

Ходим указательным и средним пальцами.

Закрываем нос.

Изображаем бороду, усы.

Щипаем названные части тела.

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка.                                                

Шишечки, иголочки,                                                        

Шарики, фонарики,                                                                        

Зайки и свечки,                                                                            

Звёзды, человечки.                          

Пальцы переплетены, большие подняты вверх.

Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.

Ладошки держать «ковшиком».

«Зайчики» - указательные пальцы.

Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками.

Январь

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пришли гулять.                  

Бабу снежную лепили,                                                                 Птичек крошками кормили,                                                                              

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп, и спать легли.  

Загибают пальчики, начиная с большого.

«Идут» по столу указательным и средним пальчиками.

«Лепят» комочек двумя ладонями.

«Крошат хлебушек».

Ведут указательным пальце правой руки по ладони левой.

Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Движения воображаемой ложкой.

Руки под щеку.

«Всех помощников…»

Всех помощников опять                                          

Надо быстро сосчитать:

Этот брат дрова рубил,                        

Этот братец щи варил,                              

Этот брат готовил кашу                                  

На семью большую нашу.                                                                                            

Этот веником махал,

Чисто – чисто подметал.

Ну а этот маленький

Спал у нашей маменьки.

Хлопаем в ладоши или растираем их одна о другуюв соответствии с текстом стихотворения пальцами одной растираем пальцы второй руки, начиная с  большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем всё для другой руки.

«Я художник»

Я взял бумагу, карандаш,                                                                              

Нарисовал дорогу.

На ней быка изобразил,

А рядом с ним корову.

Направо дом, налево сад…

В лесу двенадцать кочек.

На ветках яблочки висят,

И дождичек их мочит.

Потом поставил стул на стол,

Тянусь как можно выше.

Уф! Свой рисунок приколол

Совсем неплохо вышел!

«Рисуют» карандашом.

Сжимают, разжимают кулачки.

Показывают рога.

Показывают крышу дома.

«Рисуют» кочки и яблочки.

Тянут руки как можно выше.

«С добрым утром!»  

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

С добрым утром, ножки! Вы проснулись?С добрым утром, солнце! Я - проснулся! (проснулась)

Указательными пальцами поглаживать глаза. Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него.

Ладонями поглаживать уши. Приложить ладони к ушам "Чебурашка".

Поглаживать то одну, то другую ручки. Хлопки в ладоши.

Поглаживание коленок. Потопать ногами.

Поднять руки вверх, посмотреть на солнце/посмотреть вверх.

Февраль

«Веселый оркестр»

Кот играет на баяне,

Зайчик наш — на барабане.

Ну а мишка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

Имитировать игру на разных музыкальных инструментах.

Профессии разные есть,

Все сразу не перечесть:

Доктор лечит людей,

Учитель учит детей,

Повар готовит обед,

Пожарных смелее нет,

Строитель построит нам дом:                                                

Все дружно жить будем в нем.

Ритмично сжимают – разжимают кулаки.

Поочередно загибают пальцы на правой руке на каждое название профессии.

Сводят руки над головой – «крыша».

Пальцы эти – все бойцы.

Удалые молодцы.

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

Два гвардейца – храбреца!

Два сметливых молодца!

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два мизинца – коротышки –

Очень славные мальчишки!

Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак.

Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу.

Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять мизинцы. Хлопнуть ладонями по столу.

«Весна, весна красная»

Весна, весна красная!                                                            

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью                                    

С великой милостью:

С льном высоким,        

С корнем глубоким,                                                    

С хлебами обильными.                                                                  

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Поворачиваются и в противоположную сторону.

Останавливаются, поднимаются на носочки, тянут руки вверх, делают вдох.

Опускают руки, приседают, делают выдох.

Взявшись за руки, бегут по кругу.

Март

Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети! 
Журналист и инженер,
Повар, милиционер, 
Швея, кондуктор и учитель, 
Врач, парикмахер и строитель – 
Мамы разные нужны,
Мамы разные важны!

Разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.

Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.

Сжимают обе ладошки в «замочек».

Разводят руки, поднимают ладошками вверх.

«Фигуры»

Пальцы мы сложили вдруг.

Сразу получился… (Круг.)

А вот так. Кто угадал?

Что получится?… (Овал.)

Вместе три угла сложили —…

(Треугольник получили.)

А потом, потом, потом,

Получился у нас… – (Ромб.)

Я спросить хочу ребят:

– Ну а это что? (Квадрат.)                                                              

Складываем из пальцев круг.

Складываем из пальцев овал.

Складываем из пальцев треугольник.

Складываем из пальцев ромб.

Складываем из пальцев квадрат.

На столе свеча большая

Стоит стройная, прямая.

Загорелся огонек,

Заметался как зверек.

Огонек нас освещает,

А свеча все тает, тает.

Догорела, замигала.

Огонь потух. Свечи не стало.

Ставят локти на стол, прижимают одну ладонь к другой.

Наклоняют ладони вправо-влево.

Оставив основания ладоней соединенными, разводят пальцы.

Постукивают кончиками пальцев один о другой.

Локти разводят в стороны, кладут руки на стол.

Сжимают кулаки.

Кладут ладони тыльной стороной на стол.

Иди, весна, иди, красна,
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
«Кап, кап, кап»
Кап, кап, кап – звенит капель.
Приближается апрель.

«Шагают» пальчиками обеих рук по столу.

Загибают по одному пальчику с мизинца.

Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого.

Апрель

«Веселая старушка» 
У веселенькой старушки 

Жили в маленькой избушке 
Десять сыновей. 
Все без бровей 
Вот с такими ушами, 
Вот с такими носами, 

Вот с такими усами, 

Вот с такой головой, 
Вот с такой бородой! 
Они не пили, не ели, 

На старушку все глядели, 

И все делали вот так… 

Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. 
Сложить руки углом и показать избушку. 
Показать десять пальцев. 
Очертить брови пальцами. 
Растопыренные ладони поднесены к ушам. 
Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами. 
Очертить пальцами длинные «гусарские» усы. 
Очертить большой круг вокруг головы. 
Показать руками большую бороду. 
Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку». 
Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно ресницами. 
Ребенок показывает любые загаданные им действия. 

«Космонавт»

В тёмном небе звёзды светят,                                                      

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит.

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,                                                                  

Шар земной – наш дом родной.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Потираем ладонь о ладонь.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Имитируем бинокль.

Разводим руки в стороны ладонями вниз.

Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх. Соединяем руки над головой.    

Попеременно пожимаем руки.                                                                                                  

«Мамины помощники»

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения.

На каждую строчку загибаем пальчики.

Деревья

Вот деревья:

Клен, рябина, липа,

Дуб, береза, вяз,

Ясень, тополь, елка, пихта,

Мы в лесу встречаем вас.

Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами.

Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке.

Май

«Наша армия»

Аты – баты! Аты – баты!                  

На парад идут солдаты.

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота

Рота за ротой.                    

Поочередно шагают указательными средним пальцами то правой, то левой руки.

По очереди соединяем подушечки пальцев,начиная с большого пальца.

«Дружная семейка»
Раз уселась на скамейке
Наша дружная семейка:
Самой первой села мама,
Рядом — строгий наш отец.
Следом братец и сестрица.
Ну а мне где поместиться

Пальцы сжаты в кулак.

Разогнуть большой палец.

Разогнуть указательный.

Разогнуть средний и безымянный.

Разогнуть мизинец.

«Здравствуй, солнце золотое!»

Здравствуй, солнце золотое!                                    

Здравствуй, небо голубое!                                          

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться». С пальцами левой руки, похлопывая по кончикам.

«Водичка, водичка…»

Водичка, водичка…                                            

Умой моё личико.                                                                                            

Чтобы глазки смотрели,                                                                                            

Чтобы щечки краснели.                                                                                      

И кусался зубок.                                                                                                            

Чтоб смеялся роток.                                                                                                    

Движения выполняются в соответствии с текстом.

Подставить ладони под воображаемую струю воды. Ладонями «умываем» лицо. Поморгать глазками.

Потрите ладонями щеки.

Пощёлкать зубами.

Широко улыбнуться

Перспективное планирование проведения пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики  у детей дошкольного возраста

на 2018-2019 учебный годМА ДОУ № 50

Старший дошкольный возраст

Сентябрь

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

С вами мы подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

Соединять пальцы в «замок».

Касание кончиков пальцев обеих рук.

Парное касание пальцев от мизинцев.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

«Дорожных правил очень много»
Дорожных правил очень много.
Раз - Внимание дорога!
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать
И всегда их выполнять.

«Грозят» пальчиками.

Загибают поочередно пальцы.

Хлопки руками.

Показывают «класс!» большим пальцем.

«Огород»

В землю семена кладем,

Их зароем

И польем.

Вырастет капуста.

Вырастет моркошка.

Лук,

Петрушка

И подсолнух,            

А еще картошка.

Будет славный урожай,

Поскорее собирай!

Указательным пальцем правой руки дотрагиваемся до левой ладошки.

Слегка царапаем ладошку.

Трясем кистью над ладошкой.

Складываем руки в замок.

Ладони прижимаем друг к другу.

Вытягиваем по два пальчика на обеих руках.

Скрещиваем руки, растопыриваем пальцы.

Растопыриваем пальцы, руки прижимаем друг к другу тыльной стороной, ладони отгибаем.

Показали кулачки.

Большой палец.

Пощипываем ладонь.

«Компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много, вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим-варим мы компот.
Угостим честной народ.

Левую ладошку держат «ковшиком», а пальцем правой руки помешивают. Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Октябрь

«У кого какая шуба?»

Шуба серая у волка,

Шуба ежика в иголках,

Шуба рыжая лисы –

Удивительной красы.

Шуба белая у зайца,

У медведя – бурая.

Не страшны ему дожди

И погода хмурая.

Дети поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвета их «шуб».

Качают головой из стороны в сторону.

Жили-были дед да баба
На поляне у реки
И любили очень-очень                                                                      
На сметане колобки.
Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила,                                                      
Посолила, поперчила
И в духовку положила.                                              
Вышел ровный, вышел гладкий,
Не солёный и не сладкий
Колобочек очень вкусный,
Даже съесть немножко грустно.                      

Мышка серая бежала,                                                        
Колобочек увидала.
Ах, как пахнет колобочек!
Дайте мышке хоть кусочек!  

Правая рука под щёчкой.

Левая рука под щёчкой.

Ладошками «лепить» колобок.

Расслаблено потрясти кистями рук.

Кулачками энергично «замесить тесто».

Одной рукой «солить», другой «перчить».

Вытянуть ладони вперёд.

Гладим воображаемый колобок.

Показываем указательным пальцем «нет».

Ладошками гладим живот.

Разводим руки в стороны, пожимаем плечами.

Показать кистями рук бегущую мышку.

Резко «замереть».

Понюхать ладошки.

Вытянуть правую руку вперёд и показать «чуточек».

«Автобус»
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит руль, руль
Едет-едет наш автобус,
Дворниками бжик-бжикбжик-бж
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Двери открываются — двери закрываются.
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Едет-едет наш автобус
Всем сигналит биииииип.

Вращаем сжатые кулачки.

Изображаем как крутим руль.

Параллельно двумя руками влево-вправо.

Ладошки сводим и разводим.

Нажимаем себе на нос.

«Листопад»

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:

С клёна – кленовый,

С дуба – дубовый,

С осины – осиновый,

С рябины - рябиновый.                                    

Полны листьев лес и садТо-то радость для ребят!

Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).

Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

Указательный и большой соединить в виде колечка.

Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Хлопки в ладоши.

Ноябрь

«Любимые сказки»

Будем пальчики считать,              

Будем сказки называть:

Три медведя, Теремок,

Колобок- румяный бок!

Репку мы не забываем,

Знаем Волка и козлят-

Этим сказкам каждый рад!

Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.

«Моя страна»
Посмотрю на карту я:
Вот российская земля.
Есть леса тут и озера, 
Горы, реки и моря. 
Я люблю тебя, Россия,
Ты же Родина моя!

Вытягивают вперед прямые ладони.

Поочередно соединяют одноименные пальцы рук.

Крепко сжимают в «замок».

Прикладывают руки к груди.

«Доброе утро»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.    

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора!                                                                                

Загибают по очереди, начиная с мизинца.

Кулачок разжимается

«Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

От ветерка качается,

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

Движения руками вправо-влево.

Мимика, жесты.

Шел гусенок по тропинке.

Видит: вкусные травинки.

Ам-ам-ам, ам-ам-ам!

Никому я их не дам.

Шел утенок через бор

И увидел мухомор.

«Знаю точно я, друзья:

Мухоморы есть нельзя!»

Гусенок щиплет пальчики, как травку.

Растопыриваем пальчики.

Два пальчика – человечек – идут по ноге до колена.

Показываем мухомор – к кулачку приставляем указательный палец.

Декабрь

«Снежинки»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.        

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.            

Ветер дунул, загудел –          

Рой снежинок вверх взлетел.        

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.                                  

Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).

Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

«Дорожных правил очень много»
Дорожных правил очень много.
Раз - Внимание дорога!
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать
И всегда их выполнять.

«Грозят» пальчиками.

Загибают поочередно пальцы.

Хлопки руками.

Показывают «класс!» большим пальцем.

«Дедушка Мороз»

Закрывайте двери,                                    

Закрывайте двери                                                                                  

Закрывайте уши,                                                                                                        

Закрывайте нос.                                                                                                            

Ходит, бродит по дорогам                                            

Старый дедушка Мороз!                                                                            

Щиплет уши, щиплет нос,                                                              

Щиплет щёчки дед Мороз.

Руки ставим ладонями к себе, переворачиваем от себя.

Закрываем ладошками глаза.

Закрываем ушки.

Ходим указательным и средним пальцами.

Закрываем нос.

Изображаем бороду, усы.

Щипаем названные части тела.

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка.                                                

Шишечки, иголочки,                                                        

Шарики, фонарики,                                                                        

Зайки и свечки,                                                                            

Звёзды, человечки.                          

Пальцы переплетены, большие подняты вверх.

Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.

Ладошки держать «ковшиком».

«Зайчики» - указательные пальцы.

Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками.

Январь

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пришли гулять.                  

Бабу снежную лепили,                                                                 Птичек крошками кормили,                                                                              

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп, и спать легли.  

Загибают пальчики, начиная с большого.

«Идут» по столу указательным и средним пальчиками.

«Лепят» комочек двумя ладонями.

«Крошат хлебушек».

Ведут указательным пальце правой руки по ладони левой.

Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Движения воображаемой ложкой.

Руки под щеку.

«Всех помощников…»

Всех помощников опять                                          

Надо быстро сосчитать:

Этот брат дрова рубил,                        

Этот братец щи варил,                              

Этот брат готовил кашу                                  

На семью большую нашу.                                                                                            

Этот веником махал,

Чисто – чисто подметал.

Ну а этот маленький

Спал у нашей маменьки.

Хлопаем в ладоши или растираем их одна о другуюв соответствии с текстом стихотворения пальцами одной растираем пальцы второй руки, начиная с  большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем всё для другой руки.

«Я художник»

Я взял бумагу, карандаш,                                                                              

Нарисовал дорогу.

На ней быка изобразил,

А рядом с ним корову.

Направо дом, на лево сад…

В лесу двенадцать кочек.

На ветках яблочки висят,

И дождичек их мочит.

Потом поставил стул на стол,

Тянусь как можно выше.

Уф! Свой рисунок приколол

Совсем неплохо вышел!

«Рисуют» карандашом.

Сжимают, разжимают кулачки.

Показывают рога.

Показывают крышу дома.

«Рисуют» кочки и яблочки.

Тянут руки как можно выше.

«С добрым утром!»  

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

С добрым утром, ножки! Вы проснулись?С добрым утром, солнце! Я - проснулся! (проснулась)

Указательными пальцами поглаживать глаза. Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него.

Ладонями поглаживать уши. Приложить ладони к ушам "Чебурашка".

Поглаживать то одну, то другую ручки. Хлопки в ладоши.

Поглаживание коленок. Потопать ногами.

Поднять руки вверх, посмотреть на солнце/посмотреть вверх.

Февраль

«Веселый оркестр»

Кот играет на баяне,

Зайчик наш — на барабане.

Ну а мишка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

Имитировать игру на разных музыкальных инструментах.

Профессии разные есть,

Все сразу не перечесть:

Доктор лечит людей,

Учитель учит детей,

Повар готовит обед,

Пожарных смелее нет,

Строитель построит нам дом:                                                

Все дружно жить будем в нем.

Ритмично сжимают – разжимают кулаки.

Поочередно загибают пальцы на правой руке на каждое название профессии.

Сводят руки над головой – «крыша».

Пальцы эти – все бойцы.

Удалые молодцы.

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

Два гвардейца – храбреца!

Два сметливых молодца!

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два мизинца – коротышки –

Очень славные мальчишки!

Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак.

Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу.

Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять мизинцы. Хлопнуть ладонями по столу.

«Весна, весна красная»

Весна, весна красная!                                                            

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью                                    

С великой милостью:

С льном высоким,        

С корнем глубоким,                                                    

С хлебами обильными.                                                                  

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Поворачиваются и в противоположную сторону.

Останавливаются, поднимаются на носочки, тянут руки вверх, делают вдох.

Опускают руки, приседают, делают выдох.

Взявшись за руки, бегут по кругу.

Март

Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети! 
Журналист и инженер,
Повар, милиционер, 
Швея, кондуктор и учитель, 
Врач, парикмахер и строитель – 
Мамы разные нужны,
Мамы разные важны!

Разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.

Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.

Сжимают обе ладошки в «замочек».

Разводят руки, поднимают ладошками вверх.

«Фигуры»

Пальцы мы сложили вдруг.

Сразу получился… (Круг.)

А вот так. Кто угадал?

Что получится?… (Овал.)

Вместе три угла сложили —…

(Треугольник получили.)

А потом, потом, потом,

Получился у нас… – (Ромб.)

Я спросить хочу ребят:

– Ну а это что? (Квадрат.)                                                              

Складываем из пальцев круг.

Складываем из пальцев овал.

Складываем из пальцев треугольник.

Складываем из пальцев ромб.

Складываем из пальцев квадрат.

«Весенний дождик»
Дождик песенку поет,
Только кто ее поймет?
Не поймем ни я, ни ты,
Но зато поймут цветы,
И зеленая трава,
И весенняя листва.
Лучше всех поймет зерно —
Прорастать начнет оно.

Сжимаем кулачки.

Пожимаем плечами.

На обеих руках разгибаем указательные.

Разгибаем средние.

Разгибаем безымянные.

Разгибаем мизинцы.

Разгибаем большие.

Иди, весна, иди, красна,
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
«Кап, кап, кап»
Кап, кап, кап – звенит капель.
Приближается апрель.

«Шагают» пальчиками обеих рук по столу.

Загибают по одному пальчику с мизинца.

Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого.

Апрель

«Веселая старушка» 
У веселенькой старушки 

Жили в маленькой избушке 
Десять сыновей. 
Все без бровей 
Вот с такими ушами, 
Вот с такими носами, 

Вот с такими усами, 

Вот с такой головой, 
Вот с такой бородой! 
Они не пили, не ели, 

На старушку все глядели, 

И все делали вот так… 

Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. 
Сложить руки углом и показать избушку. 
Показать десять пальцев. 
Очертить брови пальцами. 
Растопыренные ладони поднесены к ушам. 
Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами. 
Очертить пальцами длинные «гусарские» усы. 
Очертить большой круг вокруг головы. 
Показать руками большую бороду. 
Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку». 
Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно ресницами. 
Ребенок показывает любые загаданные им действия. 

В тёмном небе звёзды светят,                                                      

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит.

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,                                                                  

Шар земной – наш дом родной.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Потираем ладонь о ладонь.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Имитируем бинокль.

Разводим руки в стороны ладонями вниз.

Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх. Соединяем руки над головой.    

Попеременно пожимаем руки.                                                                                                  

«Мамины помощники»

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения.

На каждую строчку загибаем пальчики.

Деревья

Вот деревья:

Клен, рябина, липа,

Дуб, береза, вяз,

Ясень, тополь, елка, пихта,

Мы в лесу встречаем вас.

Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами.

Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке.

Май

«Наша армия»

Аты – баты! Аты – баты!                  

На парад идут солдаты.

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота

Рота за ротой.                    

Поочередно шагают указательными средним пальцами то правой, то левой руки.

По очереди соединяем подушечки пальцев,начиная с большого пальца.

«Дружная семейка»
Раз уселась на скамейке
Наша дружная семейка:
Самой первой села мама,
Рядом — строгий наш отец.
Следом братец и сестрица.
Ну а мне где поместиться

Пальцы сжаты в кулак.

Разогнуть большой палец.

Разогнуть указательный.

Разогнуть средний и безымянный.

Разогнуть мизинец.

«Здравствуй, солнце золотое!»

Здравствуй, солнце золотое!                                    

Здравствуй, небо голубое!                                          

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться». С пальцами левой руки, похлопывая по кончикам.

«Водичка, водичка…»

Водичка, водичка…                                            

Умой моё личико.                                                                                            

Чтобы глазки смотрели,                                                                                            

Чтобы щечки краснели.                                                                                      

И кусался зубок.                                                                                                            

Чтоб смеялся роток.                                                                                                    

Движения выполняются в соответствии с текстом.

Подставить ладони под воображаемую струю воды. Ладонями «умываем» лицо. Поморгать глазками.

Потрите ладонями щеки.

Пощёлкать зубами.

Широко улыбнуться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование пальчиковых игр в средней группе

Перспективное планирование пальчиковых игр в средней группе...

Перспективное планирование пальчиковых игр для старшей группы ДОУ (5 – 6 лет)

Перспективное планирование пальчиковых игр для старшей  группы ДОУ (5 – 6 лет)...

Перспективное планирование пальчиковых игр для старшей группы ДОУ (5 – 6 лет)

Перспективное планирование пальчиковых игр для старшей  группы ДОУ (5 – 6 лет)...

Перспективное планирование "Пальчиковые игры для детей среднего дошкольного возраста".

Данный материал был разработан с целью систематизации пальчиковых игр для детей 4-5 лет....

Перспективное планирование пальчиковых игр .

Перспективное планирование пальчиковых игр «Ум на кончиках пальцев»....