Главные вкладки

    Разработка программы индивидуального сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), III уровня, в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения»
    методическая разработка по логопедии

    Григорьева Наталия Михайловна

    Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико – психолого – педагогической помощи детям. Это обусловлено тем, что речевой дефект, каков бы он ни был, носит многосторонний характер.
         В связи с этим, возникает необходимость комплексного подхода к психолого-педагогическому сопровождению дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня, что подразумевает направления организационно-управленческой и коррекционно-педагогической деятельности, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебно-тематический и перспективный планы; разработку и систематизацию практического материала, которым могли бы пользоваться педагоги дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в осуществлении коррекционной работы.
         Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей, посещающих коррекционную (логопедическую) группу разнородна по своему составу.

         Разработанная модель выявляет и фиксирует пути и способы психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ.

         Психолого-педагогическое сопровождение является гибким, длительным динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность специалистов «помогающих профессий», направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства. Здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения :
     

    - детей дошкольного возраста с нарушениями речи и родителей;

    - детей дошкольного возраста с условно нормативным развитием и их родителей;

    - педагогов, участвующих в работе комбинированного ДОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ips_onr_grigoreva_n.m.docx247.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Образовательный центр «Филиппок»
    ООО «Филиппок»

    Итоговая работа слушателя, прошедшего обучение по программе ДПО «Комплексный подход к разработке индивидуальных программ сопровождения детей с ОВЗ на различных этапах инклюзивного образования»

    Тема: «Разработка программы индивидуального сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), III уровня, в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения»

    Учитель – логопед: Григорьева Наталия Михайловна






    Москва 2018 г.

    Пояснительная записка

         Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико – психолого – педагогической помощи детям. Это обусловлено тем, что речевой дефект, каков бы он ни был, носит многосторонний характер.
        В связи с этим, возникает необходимость комплексного подхода к психолого-педагогическому сопровождению дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня, что подразумевает направления организационно-управленческой и коррекционно-педагогической деятельности, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебно-тематический и перспективный планы; разработку и систематизацию практического материала, которым могли бы пользоваться педагоги дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в осуществлении коррекционной работы.
        Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей, посещающих коррекционную (логопедическую) группу разнородна по своему составу.

         Разработанная модель выявляет и фиксирует пути и способы психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ.

         Психолого-педагогическое сопровождение является гибким, длительным динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность специалистов «помогающих профессий», направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства. Здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения (Рис 1):

    - детей дошкольного возраста с нарушениями речи и родителей;

    - детей дошкольного возраста с условно нормативным развитием и их родителей;

    - педагогов, участвующих в работе комбинированного ДОУ.







    Рис 1. Участники психолого-педагогического сопровождения в едином образовательном пространстве.

         Технология психолого-педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями  её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого – педагогического сопровождения, образования ребёнка с ОВЗ (Рис.2).

         Индивидуальная программа психолого – педагогического сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей дошкольника для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

    Цель программы: создание единого коррекционного пространства, способствующего устранению речевых нарушений, развитию познавательных процессов старших дошкольников с ОНР III уровня и их социальной адаптации в обществе.

    Задачи:

    в отношении детей дошкольного возраста с нарушениями речи:

    - систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса дошкольника в динамике его психического развития;

    - создание социально – психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития старших дошкольников с ОНР III уровня;

    - обеспечение систематической помощи детям с ОНР III уровня в рамках образовательного пространства, комбинированного ДОУ;

    - организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учётом психических, физических возможностей.

    в отношении детей с нормальным психофизическим развитием:

    - предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

    - помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

    - психологическое обеспечение образовательных программ;

    в отношении семей дошкольников:

    - систематическая психологическая помощь родителям детей;

    - повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;

    - повышение уровня реабилитационной компетентности родителей детей дошкольного возраста с нарушениями речи (ОНР III уровня);

    - оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с нарушениями речи (ОНР III уровня);

    - формирование психологической культуры;

    в отношении педагогов, участвующих в работе комбинированного ДОУ:

    - повышение профессиональной компетентности;

    - формирование навыков командной работы;

    - формирование психологической культуры.

    Содержание психолго - педагогического сопровождения определяют следующие принципы:

    - приоритет интересов сопровождаемого:

    - непрерывность сопровождения;

    - целенаправленность сопровождения;

    - гибкость сопровождения;

    - комплексный подход к сопровождению;

    - преемственность сопровождения на разных уровнях образования;

    - принцип сетевого взаимодействия;

    - рекомендательный характер специалистов сопровождения.

    Рис. 2 Модель психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ.

    Направленная деятельность в рамках реализации программы:

    Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

    изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки.

    - поддерживающая деятельность. Поддержка детской инициативы очень важна, детская деятельность организована так, чтобы ребёнок упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели.

    - просветительская деятельность. Просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса детей с ОНР III уровня, их родителями, педагогическими работниками.

    - образовательная деятельность. Образовательная деятельность осуществляется путем освоения детьми пяти образовательных областей «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие», ориентировалась на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.

         Сопровождение ребенка дошкольного возраста с ОНР III уровня направлено на определение индивидуального образовательного маршрута и обеспечение максимально эффективного его прохождения с целью оптимальной социализации и коррекции речевых нарушений.

         Рассмотрим этапы психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня:

    1 этап: организационный.

         Цель организационного этапа – организация процесса психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

     

         Задачи данного этапа:

    - определение специалистов и педагогов, которые будут участвовать в психолого-педагогическом сопровождении детей,

    - определение направлений психолого-педагогического сопровождения,

    - определение последовательности процесса сопровождения,

    - подготовка документации,

    - составление графика и плана работы.

    2 этап – содержательный.

         Цель содержательного этапа – определение содержания психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

         Задачи данного этапа:

    - определение степени участия и содержания деятельности каждого специалиста;

    - обсуждение единых подходов к реализации психолого-педагогического сопровождения и его границ;

    - включение родителей в процесс психолого-педагогического сопровождения (мотивационно-стимулирующая работа с родителями);

    - информационно-просветительская деятельность логопеда в отношении взрослых участников психолого-педагогического сопровождения.

    3 этап – сопроводительный.

         Цель сопроводительного этапа – психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

       Задачи данного уровня:

    - выработка адекватного отношения к достижениям и неудачам ребенка;

    - выработка стратегии индивидуального оценивания ребенка;

    - выработка стратегии поведения по отношению к ребенку во время занятий других мероприятий;

    освоение приемов работы с детьми, имеющими речевые нарушения (например, индивидуальное уточнение последовательности выполнения работы, подбор индивидуальных заданий, определение целесообразности включения ребенка в мероприятия и пр.);

     

    - определение объема необходимой помощи ребенку;

    - реализация консультативной деятельности (взаимное консультирование специалистами и педагогами и совместное консультирование родителей);

    - коррекционно-педагогическая, психокоррекционная деятельность по отношению к ребенку.

         Безусловно, для осуществления психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня должны быть определены основные формы работы Они представлены относительно всех субъектов, участвующих в этом процессе.

     

    Работа с детьми с ОНР III уровня.

    - профилактическая работа;

    - мониторинг;

    - тренинги;

    - создание ситуаций;

    - логопедические занятия;

    - непосредственная образовательная деятельность;

    - проектная деятельность и др.

    Работа с педагогами комбинированного ДОУ.

    - групповые и индивидуальные лекции;

    - семинары;

    - профконсультации;

    - тренинги и д.р.

    Работа с родителями детей с ОНР III уровня:

    - групповые и индивидуальные консультации, лекции;

    - беседы;

    - семинары;

    - родительские собрания;

    - тренинги.

         Педагоги, участвующие в психолого-педагогическом сопровождении, используют следующие формы работы:

    – деловые, ролевые и имитационные игры;

    – разбор конкретных ситуаций;

    – групповые дискуссии;

    – логопедические занятия;

    – интегрированные занятия детей с ОНР III уровня с детьми из общеобразовательной группы;

    – коммуникативные, мотивационные, логопедические и социально-психологические тренинги;

    – артикуляционная гимнастика;

    – анализ решений проблем;

    – педагогическая мастерская.

         Педагоги сопровождения в своей работе используют такие средства сопровождения, как учебно-методические пособия, методические рекомендации, электронные издания, плакаты, буклеты, презентации, аудио и видеоматериалы, глобальная сеть Интернет. В образовательном учреждении организованны «уголок консультаций» для родителей, дни «открытых дверей», родительские вечера.

         Организация психолого-педагогического сопровождения требует выполнения некоторых условий. Необходимо определить и следовать приоритетным целям, и соотносить их с конечным результатом, проектировать желаемый результат, проводить мониторинг промежуточных достижений. Мотивировать всех участников сопровождения. Применять некоторый комплекс коррекционных мер в отношении ребенка с ОНР III уровня и его семьи. Проводить рефлексию совместных усилий, анализ достигнутых результатов.

         Результатом проделанной работы является переход старших дошкольников с ОНР III уровня на более высокий уровень развития речи и познавательных процессов.

         Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка.

         Представленная нами модель психолого-педагогического сопровождения имеет цель, задачи и состоит из нескольких этапов. Мы поставили свои задачи в отношении всех участников психолого-педагогического сопровождения. Выделили три этапа сопровождения: организационный, содержательный, сопроводительный. Подобраны и реализованы формы работы к каждому участнику психолого-педагогического сопровождения.

    Однако разработка подобной модели достаточно сложная работа и поэтому возможны различные корректировки в зависимости от индивидуальных условий, возникающих у детей с ОНР III уровня и организационных условий дошкольного учреждения.

    Адресат данной программы: Даша Д.

    Дата рождения: 29.07.2012 г.

    Основанием для зачисления в логопедическую группу явилась выписка из заключения ПМПК от 16. 03.2017 г.: ОНР III уровня речевого развития у ребенка с дизартрией.

    Рекомендовано пребывание в группе компенсирующей направленности (логопедической) на 2017 – 2018; 2018 – 2019 уч. года.

    Психолого – педагогическая характеристика:

         Девочка поступила в логопедическую группу 01.09.2017 г. Обследование речи выявило, что у ребенка нарушена вся произносительная сторона речи и внеречевые процессы: общая и мелкая моторика, пространственные представления. Слабая мимическая мускулатура. У девочки отмечается быстрая утомляемость, саливация, наличие гиперкинезов мышц лица и язычной мускулатуры. Наблюдается спастичность отдельных групп мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отдела речевого аппарата, (слабый голос и слабое речевое дыхание). Выявлена моторная неловкость, недостаточная скоординированность движений. Несформированность тонких дифференцированных движений пальцев рук, поэтому возникают трудности при формировании графомоторных навыков.

         Речь невнятна, фразовая. Полиморфное нарушение звукопроизношения; нарушена слоговая структура слова, фонематический слух, понимание лексической стороны речи; выраженная бедность словаря, несформированность связной речи. Грубые аграматизмы, замены одних слов другими. Нет обобщений и выделений.

         В личностном плане: девочка добрая, отзывчивая, ранимая, легко вступает в контакт со взрослыми и детьми; усидчива, работоспособна (несмотря на быструю утомляемость), хорошее внимание.

         Краткая характеристика семьи и семейно – бытовых условий проживания ребёнка.

         Ребенок воспитывается в полной семье. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – удовлетворительные. Большая работа с ребёнком ведется дома. Родители активно интересуются проблемами своего ребёнка, консультируются с педагогическим составом. Следуют всем рекомендациям.

         Для данного речевого нарушения требуется длительная и систематическая работа от простого к сложному.

        Цель сопровождения ребенка: создание единого коррекционного пространства, способствующего устранению речевых нарушений, развитию познавательных процессов.

    Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения

    Этап

    Содержание

    Сроки

    Результат

    1 этап организационный (диагностический)

    - диагностическое сопровождение ребёнка и его семьи;

    - установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

    - психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка.

    Сентябрь – октябрь 2017

    Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ в помощь ребенку.

    Составление программ групповой (подгрупповой работы)

    Составление программ взаимодействия специалистов ДОУс родителями.

    2 этап содержательный (основной)

    - реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;

    - оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждение);

    - просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

    - коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

    - проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

    - разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учётом психофизических особенностей;

    Ноябрь 2017-

    Апрель 2018

    Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у ребенка отклонений в речевом развитии.

    3 этап сопровождающий

    (Анализа и коррекции)

    - проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

    - анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

    - мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).

    Май 2018

    Корректировка индивидуальных и подгрупповых программ и продолжение логопедической работы.

    В работе с ребенком решались следующие задачи:

    - развитие общей и мелкой моторики;

    - развитие мимики и эмоций;

    - развитие слухового восприятия и фонематического слуха;

    - развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения;

    - коррекция слоговой структуры слова;

    - пополнение активного словаря;

    - коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.

    - развитие математических операций, обобщений, выделение «4 лишнего»;

    - развитие высших психических функций.

    Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:

    - дискуссия, обсуждение, беседа;

    - наблюдение;

    - эксперимент;

    - анкетирование, опрос;

    - консультирование;

    - методы групповой и индивидуальной работы;

    - проективные методы;

    - тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;

    - развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.

    Задача

    Используемые программы, технологии, методики и т.д.

    Планируемые результаты

    Сроки реализации

    Развитие общей и мелкой моторики

    Гуськова А.А. «Развитие речедвигательной координации детей»; Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду. Легоконструирование»; Игры: «Ладони на столе», игры на развитие пространственной ориентировки; спортивные игры с речевым сопровождением и др.

    - улучшение состояния общей моторики; пространственной ориентировки, речевого выдоха и развития мелкой моторики; учить ребенка ориентироваться в собственном теле.

    Сентябрь

    2017

    май 2018

    Развитие мимики и эмоций

    Игры с использованием карточек – эмоций; «Советы родителям по проведению мимических упражнений с детьми» (А. Мисько): «Колобок», «Сказочные зайцы».

    Развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движений и речи.

    Октябрь 2017

    май 2018

    Развитие слухового восприятия и фонематического слуха

    Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». Технология Г.А. Тумановой. Ознакомление дошкольников со звучащим словом».

    И.Н. Шевченко «Логопедические сказки для развития фонетико-фонематической стороны речи дошкольников» и др. Игры: «Где слышишь звук?», «Запомни и найди», «Звуковой домик», «Поймай меня».

    - учить различать звуки;находить картину с заданным звуком;

    - закрепить артикуляцию гласных;

    - дифферинцировать гласные и согласные звуки;

    - научить анализу и синтезу;

    Ноябрь

    2017

    май 2018

    Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекции звукопроизношения

    Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.
    Пожаленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов»;

    Фомичева Н.В. «Воспитание у детей правильного произношения и др.

    Игры: «Лягушка», «Задуй свечу», «Самолет гудит», «Немое кино», «Гром».

    Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков; закрепление правильной артикуляции звуков.

    Октябрь 2017

    май 2018

    Коррекции слоговой структуры слова

    Четвертушкина Н.С. «Слоговая структура слова»;

    Агранович З.Е. «Слоговая структура слова».

    Игры: «Телеграф», «Магазин», «Замочки».

    - научить ребенка слышать, повторять определенный ритмический «узор»;

    Научить делить слова с открытыми слогами.

    Октябрь 2017

    май 2018

    Пополнение активного словаря

    Коноваленко В.В. «Дидактический материал по автоматизации звуков»; Теремкова Н.Э. «Логопедические задания для детей 5 – 7 лет.

    - пополнение активного и пассивного словаря;

    - обогащать речь ребенка новыми словами.

    Октябрь 2017

    май 2018

    Развитие обобщений, выделений «4 лишнего»

    Нищева Н.В. «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР»

    Игры: «Четвертый лишний».

    - развивать память, мышление;

    - развитие ВПФ

    В течении года

    Коррекция лексико – грамматическго строя речи; связной речи

    Фомичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста; Гомзяк- альбомы.

    Игры: «Один-много; «О чём я мечтаю»; «Скажи ласково». Сюжетные картинки для составления рассказов.

    - научить упражнять в образовании множественного числа существительных;

    - развивать интонационную выразительность речи;

    - учить использовать простые предлоги.

    В течении года

    Особенности реализации программы: обучение ребёнка затруднено в связи с низкой работоспособностью , повышенной утомляемостью, истощаемостью, нарушением общей и мелкой моторики, слабой произвольной памятью и восприятием.

    Организационно – педагогические условия реализации Программы индивидуального психолого – педагогического сопровождения:

    - Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений;

    - Использование инновационных технологий, методов и средств: библиотерапии, игровой терапии. (Куклотерапия; Легоконструирование);

    - Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;

    - Наличие контроля и учёта достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2017 г.), итоговая диагностика (май 2017 г.), заседание ПМПК (итоговое).

    Критерии оценки эффективности программы:

    - развитие личности дошкольника;

    - повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

    - социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции.

    Прогнозируемый результат:

    - улучшение функций общения;

    - развитие познавательных процессов;

    - развитие самостоятельности и самоорганизации.

    Участники сопровождения: педагог – психолог; учитель – логопед; воспитатель; музыкальный руководитель; инструктор по физической культуре и медицинские работники.

         Материалы для ребенка подбирались с учетом уровня развития речи и интеллекта.

         Работа над формированием лексико – грамматического строя, проходила в ходе коррекционных подгрупповых занятий согласно календарно – тематическому плану.

         Наибольшие затруднения в работе с ребёнком, вызывали предложно – падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа; относительные прилагательные. Трудности возникли на этапе автоматизации звуков и работой над слоговой структурой слова (со стечением согласных в словах).

    К концу 1 – го года обучения наметились положительные результаты:

    - Поставлены и введены в речь звуки (К); (Г); (Д); (Т).

    - На этапе автоматизации: (Л); (Ль); свистящие звуки;

    - Дифференцирует гласные и согласные;

    - Находит картинки с заданными звуками.

    Содержательный раздел

    1. В подготовке ИПС была использована адаптированная программа детского сада, которая разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
        Адаптированная программа направленна на создание условий развития и коррекции ребёнка с нарушениями речи, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий коррекции и индивидуализации детей. Настоящая программа носит коррекционно – развивающий характер.

    2. В работе с ребенком используется Программа «Коррекция нарушения речи», авторы: Филичева Т.Б.; Чиркина Г.В; Туманова Т.Д. и др.

    3. «Примерная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).

    Организационный раздел

    1. Организация развивающей предметно – пространственной среды:

         Предметно – пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, представляющими возможность учета особенностей и коррекции нарушений речевого развития детей с ОВЗ.

         РППС соответствует требованиям Стандарта и санитарно – эпидемиологическим требованиям.

         В соответствии со Стандартом РППС обеспечивает и гарантирует:

    - охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия;

    - максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и т.д., оборудования, инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья, возможностями учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

    Средства обучения и воспитания с учётом структуры их нарушений:

    • Оборудование для развития общей подвижности;
    • Оборудование и игрушки для развития ручных навыков: тактильного, зрительного, слухового восприятия, мышления, речи и языка;
    • Игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
    • Оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;
    • Материалы для изобразительного творчества.
    • Фонотека, музыкальные игрушки.
    • Художественная литература для детей и родителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические разработки. «Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Актуальна проблема развития внимания у дошкольного возраста, особенно у детей с  общим недоразвитием речи, так как данный вид нарушения из года в год возрастает. У детей с общим недоразвити...

    Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

    Конспект данного индивидуального занятия основывается на играх различной коррекционной направленности. Сюжетом занятия является сказка К.Чуковского "Муха - Цокотуха". Именно сказка заставляет сопережи...

    Методическая разработка по окружающему миру «Дружат дети всей Земли!», предназначенная для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (5-6 лет) детского сада комбинированного вида.

    Методическая разработка по окружающему миру «Дружат дети всей Земли!», предназначенная для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (5-6 лет) детского сада комбинированного ...

    Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"

    В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....