Разработка программы индивидуального сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), III уровня, в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения»
методическая разработка по логопедии
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико – психолого – педагогической помощи детям. Это обусловлено тем, что речевой дефект, каков бы он ни был, носит многосторонний характер.
В связи с этим, возникает необходимость комплексного подхода к психолого-педагогическому сопровождению дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня, что подразумевает направления организационно-управленческой и коррекционно-педагогической деятельности, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебно-тематический и перспективный планы; разработку и систематизацию практического материала, которым могли бы пользоваться педагоги дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в осуществлении коррекционной работы.
Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей, посещающих коррекционную (логопедическую) группу разнородна по своему составу.
Разработанная модель выявляет и фиксирует пути и способы психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ.
Психолого-педагогическое сопровождение является гибким, длительным динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность специалистов «помогающих профессий», направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства. Здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения :
- детей дошкольного возраста с нарушениями речи и родителей;
- детей дошкольного возраста с условно нормативным развитием и их родителей;
- педагогов, участвующих в работе комбинированного ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ips_onr_grigoreva_n.m.docx | 247.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный центр «Филиппок»
ООО «Филиппок»
Итоговая работа слушателя, прошедшего обучение по программе ДПО «Комплексный подход к разработке индивидуальных программ сопровождения детей с ОВЗ на различных этапах инклюзивного образования»
Тема: «Разработка программы индивидуального сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), III уровня, в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения»
Учитель – логопед: Григорьева Наталия Михайловна
Москва 2018 г.
Пояснительная записка
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико – психолого – педагогической помощи детям. Это обусловлено тем, что речевой дефект, каков бы он ни был, носит многосторонний характер.
В связи с этим, возникает необходимость комплексного подхода к психолого-педагогическому сопровождению дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня, что подразумевает направления организационно-управленческой и коррекционно-педагогической деятельности, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебно-тематический и перспективный планы; разработку и систематизацию практического материала, которым могли бы пользоваться педагоги дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в осуществлении коррекционной работы.
Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей, посещающих коррекционную (логопедическую) группу разнородна по своему составу.
Разработанная модель выявляет и фиксирует пути и способы психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ.
Психолого-педагогическое сопровождение является гибким, длительным динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность специалистов «помогающих профессий», направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства. Здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения (Рис 1):
- детей дошкольного возраста с нарушениями речи и родителей;
- детей дошкольного возраста с условно нормативным развитием и их родителей;
- педагогов, участвующих в работе комбинированного ДОУ.
Рис 1. Участники психолого-педагогического сопровождения в едином образовательном пространстве.
Технология психолого-педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого – педагогического сопровождения, образования ребёнка с ОВЗ (Рис.2).
Индивидуальная программа психолого – педагогического сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей дошкольника для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Цель программы: создание единого коррекционного пространства, способствующего устранению речевых нарушений, развитию познавательных процессов старших дошкольников с ОНР III уровня и их социальной адаптации в обществе.
Задачи:
в отношении детей дошкольного возраста с нарушениями речи:
- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса дошкольника в динамике его психического развития;
- создание социально – психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития старших дошкольников с ОНР III уровня;
- обеспечение систематической помощи детям с ОНР III уровня в рамках образовательного пространства, комбинированного ДОУ;
- организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учётом психических, физических возможностей.
в отношении детей с нормальным психофизическим развитием:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
в отношении семей дошкольников:
- систематическая психологическая помощь родителям детей;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
- повышение уровня реабилитационной компетентности родителей детей дошкольного возраста с нарушениями речи (ОНР III уровня);
- оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с нарушениями речи (ОНР III уровня);
- формирование психологической культуры;
в отношении педагогов, участвующих в работе комбинированного ДОУ:
- повышение профессиональной компетентности;
- формирование навыков командной работы;
- формирование психологической культуры.
Содержание психолго - педагогического сопровождения определяют следующие принципы:
- приоритет интересов сопровождаемого:
- непрерывность сопровождения;
- целенаправленность сопровождения;
- гибкость сопровождения;
- комплексный подход к сопровождению;
- преемственность сопровождения на разных уровнях образования;
- принцип сетевого взаимодействия;
- рекомендательный характер специалистов сопровождения.
Рис. 2 Модель психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ.
Направленная деятельность в рамках реализации программы:
Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки.
- поддерживающая деятельность. Поддержка детской инициативы очень важна, детская деятельность организована так, чтобы ребёнок упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели.
- просветительская деятельность. Просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса детей с ОНР III уровня, их родителями, педагогическими работниками.
- образовательная деятельность. Образовательная деятельность осуществляется путем освоения детьми пяти образовательных областей «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие», ориентировалась на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.
Сопровождение ребенка дошкольного возраста с ОНР III уровня направлено на определение индивидуального образовательного маршрута и обеспечение максимально эффективного его прохождения с целью оптимальной социализации и коррекции речевых нарушений.
Рассмотрим этапы психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня:
1 этап: организационный.
Цель организационного этапа – организация процесса психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Задачи данного этапа:
- определение специалистов и педагогов, которые будут участвовать в психолого-педагогическом сопровождении детей,
- определение направлений психолого-педагогического сопровождения,
- определение последовательности процесса сопровождения,
- подготовка документации,
- составление графика и плана работы.
2 этап – содержательный.
Цель содержательного этапа – определение содержания психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Задачи данного этапа:
- определение степени участия и содержания деятельности каждого специалиста;
- обсуждение единых подходов к реализации психолого-педагогического сопровождения и его границ;
- включение родителей в процесс психолого-педагогического сопровождения (мотивационно-стимулирующая работа с родителями);
- информационно-просветительская деятельность логопеда в отношении взрослых участников психолого-педагогического сопровождения.
3 этап – сопроводительный.
Цель сопроводительного этапа – психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Задачи данного уровня:
- выработка адекватного отношения к достижениям и неудачам ребенка;
- выработка стратегии индивидуального оценивания ребенка;
- выработка стратегии поведения по отношению к ребенку во время занятий других мероприятий;
освоение приемов работы с детьми, имеющими речевые нарушения (например, индивидуальное уточнение последовательности выполнения работы, подбор индивидуальных заданий, определение целесообразности включения ребенка в мероприятия и пр.);
- определение объема необходимой помощи ребенку;
- реализация консультативной деятельности (взаимное консультирование специалистами и педагогами и совместное консультирование родителей);
- коррекционно-педагогическая, психокоррекционная деятельность по отношению к ребенку.
Безусловно, для осуществления психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня должны быть определены основные формы работы Они представлены относительно всех субъектов, участвующих в этом процессе.
Работа с детьми с ОНР III уровня.
- профилактическая работа;
- мониторинг;
- тренинги;
- создание ситуаций;
- логопедические занятия;
- непосредственная образовательная деятельность;
- проектная деятельность и др.
Работа с педагогами комбинированного ДОУ.
- групповые и индивидуальные лекции;
- семинары;
- профконсультации;
- тренинги и д.р.
Работа с родителями детей с ОНР III уровня:
- групповые и индивидуальные консультации, лекции;
- беседы;
- семинары;
- родительские собрания;
- тренинги.
Педагоги, участвующие в психолого-педагогическом сопровождении, используют следующие формы работы:
– деловые, ролевые и имитационные игры;
– разбор конкретных ситуаций;
– групповые дискуссии;
– логопедические занятия;
– интегрированные занятия детей с ОНР III уровня с детьми из общеобразовательной группы;
– коммуникативные, мотивационные, логопедические и социально-психологические тренинги;
– артикуляционная гимнастика;
– анализ решений проблем;
– педагогическая мастерская.
Педагоги сопровождения в своей работе используют такие средства сопровождения, как учебно-методические пособия, методические рекомендации, электронные издания, плакаты, буклеты, презентации, аудио и видеоматериалы, глобальная сеть Интернет. В образовательном учреждении организованны «уголок консультаций» для родителей, дни «открытых дверей», родительские вечера.
Организация психолого-педагогического сопровождения требует выполнения некоторых условий. Необходимо определить и следовать приоритетным целям, и соотносить их с конечным результатом, проектировать желаемый результат, проводить мониторинг промежуточных достижений. Мотивировать всех участников сопровождения. Применять некоторый комплекс коррекционных мер в отношении ребенка с ОНР III уровня и его семьи. Проводить рефлексию совместных усилий, анализ достигнутых результатов.
Результатом проделанной работы является переход старших дошкольников с ОНР III уровня на более высокий уровень развития речи и познавательных процессов.
Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка.
Представленная нами модель психолого-педагогического сопровождения имеет цель, задачи и состоит из нескольких этапов. Мы поставили свои задачи в отношении всех участников психолого-педагогического сопровождения. Выделили три этапа сопровождения: организационный, содержательный, сопроводительный. Подобраны и реализованы формы работы к каждому участнику психолого-педагогического сопровождения.
Однако разработка подобной модели достаточно сложная работа и поэтому возможны различные корректировки в зависимости от индивидуальных условий, возникающих у детей с ОНР III уровня и организационных условий дошкольного учреждения.
Адресат данной программы: Даша Д.
Дата рождения: 29.07.2012 г.
Основанием для зачисления в логопедическую группу явилась выписка из заключения ПМПК от 16. 03.2017 г.: ОНР III уровня речевого развития у ребенка с дизартрией.
Рекомендовано пребывание в группе компенсирующей направленности (логопедической) на 2017 – 2018; 2018 – 2019 уч. года.
Психолого – педагогическая характеристика:
Девочка поступила в логопедическую группу 01.09.2017 г. Обследование речи выявило, что у ребенка нарушена вся произносительная сторона речи и внеречевые процессы: общая и мелкая моторика, пространственные представления. Слабая мимическая мускулатура. У девочки отмечается быстрая утомляемость, саливация, наличие гиперкинезов мышц лица и язычной мускулатуры. Наблюдается спастичность отдельных групп мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отдела речевого аппарата, (слабый голос и слабое речевое дыхание). Выявлена моторная неловкость, недостаточная скоординированность движений. Несформированность тонких дифференцированных движений пальцев рук, поэтому возникают трудности при формировании графомоторных навыков.
Речь невнятна, фразовая. Полиморфное нарушение звукопроизношения; нарушена слоговая структура слова, фонематический слух, понимание лексической стороны речи; выраженная бедность словаря, несформированность связной речи. Грубые аграматизмы, замены одних слов другими. Нет обобщений и выделений.
В личностном плане: девочка добрая, отзывчивая, ранимая, легко вступает в контакт со взрослыми и детьми; усидчива, работоспособна (несмотря на быструю утомляемость), хорошее внимание.
Краткая характеристика семьи и семейно – бытовых условий проживания ребёнка.
Ребенок воспитывается в полной семье. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – удовлетворительные. Большая работа с ребёнком ведется дома. Родители активно интересуются проблемами своего ребёнка, консультируются с педагогическим составом. Следуют всем рекомендациям.
Для данного речевого нарушения требуется длительная и систематическая работа от простого к сложному.
Цель сопровождения ребенка: создание единого коррекционного пространства, способствующего устранению речевых нарушений, развитию познавательных процессов.
Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения
Этап | Содержание | Сроки | Результат |
1 этап организационный (диагностический) | - диагностическое сопровождение ребёнка и его семьи; - установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка; - психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка. | Сентябрь – октябрь 2017 | Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ в помощь ребенку. Составление программ групповой (подгрупповой работы) Составление программ взаимодействия специалистов ДОУс родителями. |
2 этап содержательный (основной) | - реализация индивидуальной программы психологического сопровождения; - оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждение); - просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком; - коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы; - проведение совместных мероприятий с родителями и детьми; - разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учётом психофизических особенностей; | Ноябрь 2017- Апрель 2018 | Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у ребенка отклонений в речевом развитии. |
3 этап сопровождающий (Анализа и коррекции) | - проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы; - анализ эффективности процесса и результатов сопровождения; - мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги). | Май 2018 | Корректировка индивидуальных и подгрупповых программ и продолжение логопедической работы. |
В работе с ребенком решались следующие задачи:
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие мимики и эмоций;
- развитие слухового восприятия и фонематического слуха;
- развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения;
- коррекция слоговой структуры слова;
- пополнение активного словаря;
- коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.
- развитие математических операций, обобщений, выделение «4 лишнего»;
- развитие высших психических функций.
Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:
- дискуссия, обсуждение, беседа;
- наблюдение;
- эксперимент;
- анкетирование, опрос;
- консультирование;
- методы групповой и индивидуальной работы;
- проективные методы;
- тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;
- развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.
Задача | Используемые программы, технологии, методики и т.д. | Планируемые результаты | Сроки реализации |
Развитие общей и мелкой моторики | Гуськова А.А. «Развитие речедвигательной координации детей»; Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду. Легоконструирование»; Игры: «Ладони на столе», игры на развитие пространственной ориентировки; спортивные игры с речевым сопровождением и др. | - улучшение состояния общей моторики; пространственной ориентировки, речевого выдоха и развития мелкой моторики; учить ребенка ориентироваться в собственном теле. | Сентябрь 2017 – май 2018 |
Развитие мимики и эмоций | Игры с использованием карточек – эмоций; «Советы родителям по проведению мимических упражнений с детьми» (А. Мисько): «Колобок», «Сказочные зайцы». | Развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движений и речи. | Октябрь 2017 – май 2018 |
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха | Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». Технология Г.А. Тумановой. Ознакомление дошкольников со звучащим словом». И.Н. Шевченко «Логопедические сказки для развития фонетико-фонематической стороны речи дошкольников» и др. Игры: «Где слышишь звук?», «Запомни и найди», «Звуковой домик», «Поймай меня». | - учить различать звуки;находить картину с заданным звуком; - закрепить артикуляцию гласных; - дифферинцировать гласные и согласные звуки; - научить анализу и синтезу; | Ноябрь 2017 – май 2018 |
Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекции звукопроизношения | Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. Фомичева Н.В. «Воспитание у детей правильного произношения и др. Игры: «Лягушка», «Задуй свечу», «Самолет гудит», «Немое кино», «Гром». | Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков; закрепление правильной артикуляции звуков. | Октябрь 2017 – май 2018 |
Коррекции слоговой структуры слова | Четвертушкина Н.С. «Слоговая структура слова»; Агранович З.Е. «Слоговая структура слова». Игры: «Телеграф», «Магазин», «Замочки». | - научить ребенка слышать, повторять определенный ритмический «узор»; Научить делить слова с открытыми слогами. | Октябрь 2017 – май 2018 |
Пополнение активного словаря | Коноваленко В.В. «Дидактический материал по автоматизации звуков»; Теремкова Н.Э. «Логопедические задания для детей 5 – 7 лет. | - пополнение активного и пассивного словаря; - обогащать речь ребенка новыми словами. | Октябрь 2017 – май 2018 |
Развитие обобщений, выделений «4 лишнего» | Нищева Н.В. «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР» Игры: «Четвертый лишний». | - развивать память, мышление; - развитие ВПФ | В течении года |
Коррекция лексико – грамматическго строя речи; связной речи | Фомичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста; Гомзяк- альбомы. Игры: «Один-много; «О чём я мечтаю»; «Скажи ласково». Сюжетные картинки для составления рассказов. | - научить упражнять в образовании множественного числа существительных; - развивать интонационную выразительность речи; - учить использовать простые предлоги. | В течении года |
Особенности реализации программы: обучение ребёнка затруднено в связи с низкой работоспособностью , повышенной утомляемостью, истощаемостью, нарушением общей и мелкой моторики, слабой произвольной памятью и восприятием.
Организационно – педагогические условия реализации Программы индивидуального психолого – педагогического сопровождения:
- Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений;
- Использование инновационных технологий, методов и средств: библиотерапии, игровой терапии. (Куклотерапия; Легоконструирование);
- Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;
- Наличие контроля и учёта достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2017 г.), итоговая диагностика (май 2017 г.), заседание ПМПК (итоговое).
Критерии оценки эффективности программы:
- развитие личности дошкольника;
- повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
- социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции.
Прогнозируемый результат:
- улучшение функций общения;
- развитие познавательных процессов;
- развитие самостоятельности и самоорганизации.
Участники сопровождения: педагог – психолог; учитель – логопед; воспитатель; музыкальный руководитель; инструктор по физической культуре и медицинские работники.
Материалы для ребенка подбирались с учетом уровня развития речи и интеллекта.
Работа над формированием лексико – грамматического строя, проходила в ходе коррекционных подгрупповых занятий согласно календарно – тематическому плану.
Наибольшие затруднения в работе с ребёнком, вызывали предложно – падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа; относительные прилагательные. Трудности возникли на этапе автоматизации звуков и работой над слоговой структурой слова (со стечением согласных в словах).
К концу 1 – го года обучения наметились положительные результаты:
- Поставлены и введены в речь звуки (К); (Г); (Д); (Т).
- На этапе автоматизации: (Л); (Ль); свистящие звуки;
- Дифференцирует гласные и согласные;
- Находит картинки с заданными звуками.
Содержательный раздел
1. В подготовке ИПС была использована адаптированная программа детского сада, которая разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Адаптированная программа направленна на создание условий развития и коррекции ребёнка с нарушениями речи, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий коррекции и индивидуализации детей. Настоящая программа носит коррекционно – развивающий характер.
2. В работе с ребенком используется Программа «Коррекция нарушения речи», авторы: Филичева Т.Б.; Чиркина Г.В; Туманова Т.Д. и др.
3. «Примерная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
Организационный раздел
1. Организация развивающей предметно – пространственной среды:
Предметно – пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, представляющими возможность учета особенностей и коррекции нарушений речевого развития детей с ОВЗ.
РППС соответствует требованиям Стандарта и санитарно – эпидемиологическим требованиям.
В соответствии со Стандартом РППС обеспечивает и гарантирует:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия;
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и т.д., оборудования, инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья, возможностями учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Средства обучения и воспитания с учётом структуры их нарушений:
- Оборудование для развития общей подвижности;
- Оборудование и игрушки для развития ручных навыков: тактильного, зрительного, слухового восприятия, мышления, речи и языка;
- Игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
- Оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;
- Материалы для изобразительного творчества.
- Фонотека, музыкальные игрушки.
- Художественная литература для детей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ». Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 БАЗАРНОВА О.В.
Отражает деятельность и системный подход к изучению и коррекции нарушений речи....
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Конспект данного индивидуального занятия основывается на играх различной коррекционной направленности. Сюжетом занятия является сказка К.Чуковского "Муха - Цокотуха". Именно сказка заставляет сопережи...
Методическая разработка по окружающему миру «Дружат дети всей Земли!», предназначенная для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (5-6 лет) детского сада комбинированного вида.
Методическая разработка по окружающему миру «Дружат дети всей Земли!», предназначенная для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (5-6 лет) детского сада комбинированного ...
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления си...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи III – го уровня. (Индивидуально-подгрупповое занятие).
Вашему вниманию предоставляется материал индивидуально-подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков с и ш. ОД состоит из трёх частей (вводная, основная, рефлексия). В ходе данного за...