Мастер-класс Сторителлинг- эффективное средство развития связной речи
учебно-методический материал по логопедии

Мастер-класс для учителей-логопедов " Сторителлинг- как эффективноесредство развития речи дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Сторителлинг – эффективное средство развития связной речи»

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения учителей – логопедов в процессе активного общения по освоению опыта работы с технологией сторителлинг.  

Задачи мастер-класса:

• Познакомить учителей – логопедов с опытом работы по использованию технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста;

• Показать участникам мастер-класса методы и приёмы обучения дошкольников сочинению историй;

• Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данную технологию;

1 слайд - актуальность: Добрый день, уважаемые коллеги.

Мы знаем, что речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка, она является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Формирование ребенка как личности связано с развитием речи. Поэтому её развитие является одной из важнейших задач нашей работы с дошкольниками. От уровня развития связной речи зависит умение ребенка общаться с людьми, его общее интеллектуальное развитие, культура.  Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.

Опыт работы в группе компенсирующей направленности показывает, что даже, если дети владеют счетом, знают геометрические фигуры, достаточно хорошо ориентируются в пространстве и времени, обладают другими знаниями и навыками, связная речь у них в той или иной мере нарушена всегда.

Рассказы детей даже на близкую им тему (о маме, о детских забавах, о признаках наступающей весны и т.п.) нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью. Предложения в основном простые, неполные. Отсутствие или слабость логичной связи дети компенсируют навязчивым повторением одних и тех же слов.

2 слайд: Одной из главных задач развития связной речи ребёнка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов, освоение форм речи-рассуждения, пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок, создание разных видов творческих рассказов

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывает последний, т. к. его подготовка и проведение всегда были и остаются одним  из самых трудных для детей.

Сегодня, наряду с традиционными методами и приемами работы по речевому развитию, на помощь приходят нетрадиционные, одним из таких методов является  «сторителлинг». Этот метод позволяет обеспечивать положительный настрой ребенка и поддерживать его интерес к выполняемым заданиям и упражнениям.

3 слайд:   Сторителлинг - это искусство увлекательного рассказа.

Термин произошел от англ. storytelling  и в переводе означает «Рассказывание историй» - способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».

Сторителлинг был разработан и благополучно проверен на собственном опыте Дэвидом Армстронгом. Разрабатывая данную технику, Армстронг принял к сведению известный общепсихологический фактор: что истории, рассказанные от своего имени, выглядят более живыми, интересными, увлекательными, проще соединяются с личным опытом и легче воспринимаются слушателями. Они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга. Истории могут быть как абсолютно фантастическими, так и приближенными к реальности.

4 слайд: В русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним - «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа. Сторителлинг можно назвать его современным продолжением.

5 слайд В.С.:  Цель сторителлинга в логопедической практике – повышение эффективности коррекции речи детей дошкольного возраста:

  • обогащение  устной речи,  
  • запоминание материала,
  • развитие  грамотности,
  • развитие  умственного восприятия и переработка информации,
  • повышение эффективности игровой мотивации.

Это вариант неформального обучения с использованием любого сюжетно связанного повествования. Задачи представлены на слайде.  

6 слайд: Выделяют несколько сторон успешности сторителлинга: эмоциональная, смысловая, речевая. Вся работа с использованием сторителлинга опирается на общие дидактические принципы, которые также представленных на слайде:

- систематичность и последовательность. Данный принцип предполагает постепенный переход воспитанника из пассивного слушателя в активного участника деятельности по созданию истории. На первом этапе педагогом задается «канва истории», дети – активные слушатели в процесс создания и рассказывания историй. Далее дети создают истории самостоятельно, следуя заданию и рекомендациям педагога; моделируют различные ситуации и ищут пути выхода; анализируют истории самостоятельно или с педагогом.

- учет возрастных и индивидуальных особенностей. Принцип позволяет достичь эффективности в работе через индивидуальный подход к каждому ребёнку, с учётом его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей (заинтересованность, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание, и память ребенка и т.д.).

- учет структуры дефекта. Предполагает определение ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных признаков. воздействие на все структурные компоненты языка.

- поэтапность коррекции речи. Последовательно формирование предпосылок для перехода от одного этапа к другому. Каждый этап характеризуется своими целями и задачами, методами и приемами коррекции.

- активизации речевой практики. Данный принцип позволяет использовать наиболее адекватные разнообразные приёмы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах деятельности.

7 слайд: Выделяют следующие виды сторителлинга:

Сторителлинг на основе реальных ситуаций. Например, какая-то ситуация в группе, которую следует решить. Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, т.к. его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.)

Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик дает требующую информацию. Этот метод используется для повышения интереса к данной теме.

Сторителлинг на основе сценария: ребенок становится участником истории и достигает различных результатов. Метод хорошо подходит, когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт.

Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ решения проблемы с наилучшими результатами.

8 слайд: Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, договариваемся, о ком будет история, т. е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).

9 слайд: Технология «сторителлинг» многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. В наших группах мы реализуем данную технологию с помощью игры «Кубики историй».

«Кубики Историй» – это игра, где между игроками нет конкуренции – в «Кубиках историй» нет побежденных или победителей, ведь все участники по очереди придумывают и рассказывают приключения какого-то героя.

10 слайд: В своей практике, мы используем кубики в подгрупповой и индивидуальной работе. На индивидуальных занятиях задаём тему рассказа (сказки), затем ребенок выбрасывает или выбирает кубик, рассматривает картинку и сам придумывает дальнейшее развитие истории. На занятии используем 3-4 кубика. Например, во время проведения артикуляционной гимнастики, ребенку задаю тему рассказа «Жил был Язычок» и т.д.  

На подгрупповом занятии, дети придумывают одну историю на всех. Каждый участник добавляет к уже придуманному до него сюжету свою часть на основе выбранного изображения. Любая лексическая тема может закрепляться историей в картинках. Посредством этой истории вводится новый и закрепляется пройденный лексический и грамматический материал.

На начальном этапе дети в своих рассказах используют конкретный образ, который выпадает на кубике. При систематическом использовании «кубиков историй» дети, начинают связывать образ на кубике, с какими-то своими ассоциациями, и тогда рассказ становится полнее и интереснее. Преследуя эту цель, мы настраиваем детей на работу, например, таким упражнением, как «Ассоциации».

Упражнение "Ассоциации".

Объясняю играющим, что сейчас я достану кубик и назову одну из картинок, а задача ребенка слева - сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум.

Следующий ребенок дает свою ассоциацию на его слово-ассоциацию, и т. д.

В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова. Например, цепочка ассоциаций - слов может быть такой: автобус – толкучка – утро – поездка - … Начинать игру нужно по очереди, по кругу.

Сейчас я предлагаю Вам поиграть в эту игру «Ассоциации».

Я предлагаю Вам сочинить историю, используя технику «сторителлинг».

По правилам первый игрок достаёт из коробки кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий игрок достаёт и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. И так до конца повествования.

11-12 слайды: А сейчас мы хотим предложить вашему вниманию истории, которые были придуманы нашими дошколятами.

13 слайд:

Итак, использование интерактивного метода сторителлинг на логопедических занятиях позволяет:

- осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие,

- разнообразить образовательную деятельность с детьми;

- научить детей воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

- обогатить устную речь дошкольников;

- облегчить процесс запоминания сюжета;

- повысить мотивацию детей на занятиях,

- формировать сотрудничество между ребенком и логопедом.

Сторителлинг позволяет увлечь воспитанника в процесс рассказывания легко и непринужденно. Рассказ, совмещенный с показом сюжетной картинки, помогает ребенку более выразительно построить свой монолог, помогает избавиться от так называемого "страха говорения".

Ребенок начинает воспринимать логопеда как помощника, к советам которого прислушивается. Метод помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным. У ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении.

Таким образом, сторителлинг является универсальным методом воздействия в коррекционной работе логопеда. Это эффективный метод преподнесения любого материала.

13 слайд: Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС «КУБИКИ ИСТОРИЙ, ИЛИ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Мастер-класс «Кубики историй, или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Мастер-класс «Кубики историй», или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг&r...

Мастер-класс «Кубики историй, или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ, должны быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексты и т.д.Дети любознательны, им...

Мастер-класс «"Кубики историй", или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг»....

Мастер класс «Фразовый конструктор, как средство развития связной речи»

Мастер класс «Фразовый конструктор, как средство развития связной речи»...