Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
статья по логопедии

Голубкова Наталия Вячеславовна

В статье кратко представлено применение чистоговорок и скороговорок в работе с детьми 3 возрастов: младшего дошкольного, среднего и старшего. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


       В старшем дошкольном возрасте предлагаем более сложные шутки - чистоговорки: на дифференциацию звуков, близких по звучанию и произношению, например: "Саша сушила шубу на солнышке", "Лара у Вали играет на рояле".

         В старшем возрасте дети ещё не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. Чисто- и скороговорки можно с большим успехом можно использовать для тренировки.  С этой целью можно предложить следующие упражнения:

■ произнеси чистоговорку тихо, вполголоса, громко;

■ быстро, умеренно, медленно;

■  с разной интонацией (вопросительно, утвердительно).

        Можно предложить детям выделять в чистоговорках отдельные слова, например, "Дарья дарит Дине дыни".

         В старшем дошкольном возрасте чистоговорки можно использовать для совершенствования фонематического слуха, например, при произнесении чистоговорки  "Нашей Маше дали манной каши", даём детям задание перечислить слова, в которых есть звук [м]. Предлагаем вам  чистоговорки с учётом трудности их произношения:

     Звуки  [с] - [с']

Са – са – са – под кустом сидит лиса

Су – су – су – мы увидели лису

Сы – сы – сы – лиса хочет колбасы

Си – си – си – ей кусочек отнеси.

                     Звук [ш]

Ша-ша-ша, мама моет малыша.

Шу-шу-шу, я письмо пишу.

Тише мыши кот на крыше.

                                                         Звук [ж]

                                       Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.

                                      Жу-жу-жу, молока дадим ежу.

                                         У ежа ежата, у ужа ужата.

               Звук [ч]

Чу-чу-чу, молоточком я стучу.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.

У четырёх черепах по четыре черепашонка.

                    Звук [щ]

Ща-ща-ща, мы несём домой леща.

Два щенка щека к щеке,

Щиплют  щётку в уголке.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативно - методическая работа с педагогами " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ".

Консультация для педагогов " Воспитание звуковой  культуры  речи  у детей  дошкольного возраста  ". Основные этапы и направления работы по развитию речи дошкольников....

Консультация "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".

Консультация будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Даны различия таких понятий как "фонематический слух" и "фонематическое восприятие" Представлены возрастные нормы развития фонематиче...

Анкета для родителей по теме "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Коррекционо-образовательная работа требует тесного сотрудничества логопеда и родителей. Данная анкета поможет узнать отношение родителей к проблеме воспитания звуковой культуры речи у детей и выяснить...

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции.Восп...

Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста...

Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

«Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» «Скороговорки – этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а спе...