Сенсорный центр в логопедическом кабинете, как средство коррекционного воздействия на детей с недостатками речи
консультация по логопедии (старшая группа)

Роттер Марина Александровна

Индивидуальные или подгрупповые формы работы, включающие игры с оборудованием сенсомоторного центра, вызывают у детей эмоциональный отклик, формируют положительный настрой на занятия с логопедом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornaya_korrektsiya_razmestit_na_sayte.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорный центр в логопедическом кабинете,  как средство коррекционного воздействия на детей с недостатками речи

Дошкольный возраст-период активного роста и развития ребенка, стремящегося  все потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус. Нейрофизиологами давно доказана  взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей головного мозга. У детей с ОНР помимо собственно речевого недоразвития отмечается недостаточная  сформированность внимания, памяти, восприятия, низкий запас общих знаний и представлений об окружающем. А так же моторная неловкость общих движений и движений кистей и пальцев рук, бедность эмоциональной сферы. Динамическая реабилитация детей с нарушениями речи предусматривает различные виды стимулирующего воздействия. Обогатить  сенсомоторный  опыт ребенка, скорректировать двигательные нарушения, улучшить память, внимание, восприятие, включить компенсаторные механизмы, способствующие развитию речи, поможет организация сенсомоторного центра в логопедическом кабинете (группе). С целью формирования коммуникативных навыков в связи со специфическими особенностями поведения и взаимодействия  дошкольников с  тяжелыми нарушениями речи со сверстниками (преодоления агрессивности, замкнутости, застенчивости, обидчивости и гиперактивности, снятия мышечного и эмоционального напряжения) целесообразно использовать занятия в сенсорной комнате регулярно. У ребенка создается ощущение защищенности, спокойствия, уверенности в себе, восстанавливается эмоциональный комфорт, снимается тревога, достигается релаксирующий эффект, формируется способность ощущать свое тело.

В сенсорном центре ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия), органов чувств, вестибулярного аппарата, коррекции личностных особенностей и эмоционально-волевой сферы. Кроме того, взаимодействие  в центре сенсорного развития обеспечивает быстрое установление эмоционально-положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу.

Индивидуальные или подгрупповые формы работы, включающие игры с оборудованием сенсомоторного центра, вызывают у детей эмоциональный отклик, формируют положительный настрой на занятия с логопедом. Оборудование центра предназначено для проведения различных форм  работы с детьми.

Цель: создать условия, позволяющие включить компенсаторный механизм и облегчить коррекцию сенсомоторных и речевых недостатков посредством использования полифункционального оборудования.

Задачи:

- развивать тактильную  чувствительность, мелкую моторику кистей и пальцев рук.

-стимулировать развитие различных анализаторов- визуального, слухового, осязательного, кинестетического.

-решать образовательные задачи с помощью полифункционального оборудования.

-развивать эмоциональную сферу и создавать положительную мотивацию для  коррекционных занятий.

Ожидаемый результат:

Улучшение состояния  мелкой моторики кистей и пальцев рук; благодаря стимуляции различных анализаторов активизация речевого развития и эмоциональной сферы.

Перечень оборудования сенсомоторного центра:

Сенсорные дорожки- мягкие и теплые тканевые, из пряжи; гладкие и холодные- из оберточной фольги, бумаги; ребристые – из соломки; колючие – с пластиковыми «травинками».

Используются для массажа кистей рук, развития тактильных ощущений, при исполнении   логоритмических  упражнений

Способствуют снятию напряжения и агрессии.

Приемы:

-ребенку предлагается найти в «травке» из пряжи «цветочки» (из пуговиц), в «море» ракушки.

Губки шершавые 

Используются для массажа кистей рук

Способствуют активизации мышечного тонуса, улучшения кровообращения.

Шишки сосновые и еловые

Используются для массажа кистей рук, развития тактильных ощущений, как счетный материал при ознакомлении с порядковыми   количественными числительными.

Мячи- гладкие пластмассовые, резиновые(разного размера) с шипами и без, теннисные мячики.

Используются для массажа кистей рук, развития ловкости, в дидактических играх для определения очередности ответов.

Способствуют активизации мышечного тонуса, развитию внимания, быстроты реакции, моторной ловкости.

Су-джок шарики - пластмассовые, с шипами (внутри проволочное колечка)

Используются для массажа кистей  и пальцев рук, развития ловкости

Способствуют активизации мышечного тонуса, развитию внимания, моторной ловкости.

Щетки с длинным жестким ворсом

Используются для массажа кистей рук

Способствуют активизации мышечного тонуса, улучшения кровообращения.

Прищепки

Используются для массажа пальцев рук(они не должны быть слишком тугими  и доставлять ребенку болевых ощущений), конструирования в качестве предметов-заместителей.

Способствуют  улучшению кровообращения, выработки точных движений, развитию воображения, преодолению скованности.

Мелкие игрушки

Используются, в сухих бассейнах и импровизационных играх

Способствуют  развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук,  развитию тактильной чувствительности.

 Поддоны, тазы, лотки- емкости для сухого бассейна.

Используются для создания  сухих бассейнов (с песком, горохом, фасолью, крупой, пуговицами, бусинами)

Способствуют  развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук,  развитию тактильной чувствительности, релаксации.

Игрушки для пальчикового театра

Используются для развития  изолированных движений пальцев рук; развитию  эмоциональной сферы ребенка в игре

Способствуют  развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук,  развитию образной, выразительной речи, артистических способностей, умения голосом передавать характер и настроение героя.

Конструкторы -средние и мелкие, объемные и плоские, с различным способом соединения

Используются для развития  ловкости, координированности движений пальцев рук, развитию закрепления представлений о геометрических фигурах, цвете, качестве материала.

Способствуют  развитию  пространственного  мышления, воображения, развитию  эмоциональной сферы ребенка в игре.

Пирамидки

Используются для развития  точных  координированных движений пальцев рук, умения соотносить детали по цвету, размеру.

Кубики

Используются для развития  мелкой моторики кистей рук,

Способствуют  развитию  зрительного восприятия, аналитико- синтетической деятельности.

Бусины разной величины, из разных материалов

Используются для развития  тонких координированных движений пальцев  рук; как наполнитель для сухого бассейна.

 Способствуют  развитию  эстетического восприятия, ознакомлению с основными цветами и их оттенками.

Пробки от пластиковых бутылок разного цвета 

Используются 

-для нанизывания на нить;

-в качестве материала для мозаики, поделок;

-в игре «Башмачок», «Шагалочки» (ребенок ставит указательные и средние пальцы рук в основание пробок и передвигает их под ритм стихотворения либо по шахматному полю);

-«Сороконожка» надевает пробки на все пальцы, поочередно приставляя каждый палец, двигается по дорожке;

-«Силач», «Кто больше» набрать в ладошку пробку, стараясь удержать как можно большее количество пробок;

-наполнитель для сухого бассейна.

Способствуют развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук,  развитию образной, выразительной речи,  развитию  пространственного  мышления, воображения.

Пуговицы разной величины, из разных материалов

Используются 

-для нормализации мышечного тонуса

- сортирование по размеру или цвету

-выкладывание контура предметов и пройденных букв

-ознакомление с порядковыми и числительными

-как фишки для проведения звукового и слогового  анализа и синтеза

-как наполнитель для сухого бассейна.

 Способствуют  развитию  эстетического восприятия, ознакомлению с основными цветами и их оттенками.

Коврики и подушечки разной формы, величины с нашитой фурнитурой(крючки, кнопки, пуговицы, шнурки, молнии)из разных материалов

Используются 

-для нормализации мышечного тонуса

-тренировки застегивания, шнуровки и т.д и

 Способствуют  развитию  точных движений пальцев рук, закреплению навыков самообслуживания.

Наборы для вышивания- картонные и пластиковые трафареты с проколотыми отверстиями и контурным рисунком, пластмассовая игла и толстые шерстяные нити

Используются 

-для нормализации мышечного тонуса

- различения цветов и оттенков

-развитие моторной ловкости пальцев рук

-развитие творческого воображения

Способствуют  развитию  эстетического восприятия, развитию  пространственного  мышления, воображения,

ознакомлению с основными цветами и их оттенками.

Мозаика   разной величины и формы

Используются 

-для развития тонких координированных движений пальцев рук;

-закрепление знаний о цвете;

-выкладывание контура предметов и пройденных букв

-ознакомление с порядковыми и числительными

-как фишки для проведения звукового и слогового  анализа и синтеза

-как наполнитель для сухого бассейна.

 Веревки с узлами   разного диаметра и качества

Используются 

-для развития тонких координированных движений пальцев рук;

-тренировка навыков завязывания и развязывания;

-тренировка темпо-ритмической организации  речи;

-развитие звукового и слогового  анализа и синтеза

Игрушки и корбки с фигурными вырезами

Используются 

-для развития тонких координированных движений пальцев рук;

-развитие зрительного восприятия;

-тренировка темпо-ритмической организации  речи;

Счетные палочки  разного диаметра,  качества

Используются 

-для развития тонких координированных движений пальцев рук;

-выкладывание геометрических фигур, контуров предметов;

-тренировка темпо-ритмической организации  речи;

-развитие звукового и слогового  анализа и синтеза;

- развитие пространственного воображения.

Кольца пластиковые  (с разрезом)

Используются 

-для развития тонких координированных движений пальцев рук («Цепочка»);

-тренировка темпо-ритмической организации  речи;

-развитие звукового и слогового  анализа и синтеза;

Трафареты и шаблоны  по различным лексическим темам

Используются 

-для развития графо - моторных навыков;

-закрепление лексических тем;

- развитие пространственного воображения.

Куклы (перчатки, мягкие, народные и др.) изготовленные из разных материалов

Используются 

-для формирования положительного эмоционального фона, положительной мотивации;

-закрепление навыков согласования существительных с числительными, местоимениями в роде, числе, падеже;

-закрепление о временах года;

- развитие пространственного воображения.

Способствуют  развитию  эстетического восприятия, развитию  пространственного  мышления, воображения,

ознакомлению с основными цветами и их оттенками, приобщению к народной культуре.

Для коррекционной работы разработаны игровые упражнения в условиях сенсорного центра.

Упражнения на релаксацию (расслабляющие упражнения для снятия мышечного напряжения)

Ноги: поднять левую ногу, повернуть ее носком к себе и напрячь. Затем медленно расслабить ногу, пока стопа не окажется на полу (аналогичное упражнение с правой ногой).

Живот: напрячь живот, поджав его и сделав твердым, как доска, затем медленно расслабить.

Спина: наклониться вперед, отвести локти максимально назад и попробовать свести лопатки. Затем медленно расслабиться и вытянуть руки до тех пор, пока они не лягут на колени в расслабленном состоянии.

Грудная клетка: напрячь грудную клетку, попытаться сжать ее. Затем медленно расслабить грудь.

Ниже пояса: напрячь нижнюю часть тела, включая бедра и ягодицы. Почувствовать, как будто слегка приподнимаешься над креслом. Затем медленно расслабиться в кресле.

Руки: выпрямить правую руку, сжать в кулак и напрячь руку от плеча до кисти. Затем медленно расслабить руку, начиная с предплечья до тех пор, пока она не ляжет на колени в расслабленном состоянии (аналогично упражнение с левой рукой).

Шея: напрячь шею, максимальное напряжение — кадык, мышцы по бокам и сзади шеи. Затем медленно расслабить шею.

Лоб: наморщить лоб, максимальное напряжение — над переносицей и под каждой бровью. Затем медленно расслабить лоб и особо внимательно следить за теми областями, которые напряжены больше всего.

Глаза: очень плотно закрыть глаза. Они должны быть напряжены в верхней и нижней частях век и по внешним и внутренним границам глаза. Затем постепенно расслабить глаза, медленно открывая их.

Нос: наморщить нос, максимальное напряжение — переносица и ноздри. Затем постепенно расслабить нос, сняв все напряжение.

•  Улыбка: широко улыбнуться, максимальное напря-

жение — верхняя и нижняя губа, щеки; губы широко растянуты. Затем постепенно расслабить лицо.

Язык: крепко прижать язык к нёбу, максимальное напряжение — между нёбом и языком и мышцы под нижней челюстью. Затем медленно расслабить эти мускулы, опуская язык вниз.

Челюсти: напрячь челюсти, максимальное напряжение — мускулы с обеих сторон лица и виски. Затем медленно разжать челюсти и отметить ощущение освобождения.

Губы: поджать губы, максимально напрячь верхнюю и нижнюю губу и уголки губ. Затем медленно расслабить их.

Развитие коммуникативных возможностей и способностей (выработка положительных черт характера; преодоление агрессивности, тревожности, замкнутости, застенчивости).

•  «Общий круг»: здороваться глазами.

•  «Зеркало»: повторять движения.

•  «Эхо»: повторять издаваемые звуки.

•  «Разговор сквозь стекло»: объясняться жестами.

•  «Комплименты»: говорить добрые слова и пожелания друг другу.

•  «Связующая нить»: передавать клубок ниток, сопровождая высказыванием добрых пожеланий друг другу.

•  «Продолжи движение»: один ребенок начинает движение, другой его продолжает.

Таким образом, занятия в сенсорном центре с использованием различных заданий, игровых упражнений, этюдов, игр - одна из важных форм коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи, способствующая развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста; выработке положительных черт характера.

Список использованной

и рекомендуемой литературы

Белякова Л.И., Дьякова ЕЛ. Заикание. М., 1998.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.

Волкова ГА. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М., 1983.

Волкова Г.А. Особенности развития общительности заикающихся детей раннего и дошкольного возраста // Логопед в детском саду. 2006. № 3.

Выготская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М., 1993.

Галямова Ю.С. Среда темной сенсорной комнаты и музыкотерапия // Логопед в детском саду. 2008. № 2. *

Данилина ТА., Зедченидзе ВЛ., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М., 2004.

Чевелева НА. Исправление речи у заикающихся дошкольников. М., 1965.

Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. М.,  2006.

Коноваленко СВ. Коммуникативные способности и социализация. М., 2001.

Приходько ОТ., Белякова ЮЮ). Полифункциональная среда сен сорной комнаты как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с двигательной патологи ей // Логопед в детском саду. 2007. № 7.

Рождественская В.И., Павлова А.И. Игры для исправления заикания. М.,  1978.

Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания в подготовительной логопедической группе на тему: «Подготовка к школе детей с недостатками речи (советы и в шутку, и всерьёз)».

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является пере­ход в новый социальный ста­тус: дошкольник становится школьником. Переход от иг­ровой деятельности к учебной существенно влияет на моти­вы и поведение...

Обобщение педагогического опыта: "Создание системы мониторинга нарушения речевого развития, как средство повышения качества коррекционного воздействия на детей с особенностями в развитии"

Создание эффективной научно-обоснованной системы комплексного логопедического обследования речи старших дошкольников с ОВЗ с целью выявления характера, симптоматики, структуры речевой патологии, а так...

Сенсомоторный центр в логопедическом кабинете

Сенсомоторный центрв логопедическом кабинете               Дошкольный возраст – период активного роста и развития ребенка, с...

Сенсорные игры как средство коррекционного воздействия на детей с РАС

Сенсорные игры помогают детям с РАС получить положительный чувственный опыт вместе с развитием визуального, обонятельного, аудиального, вку...

Доклад на тему: "Дополнительные средства коррегирующего воздействия для детей с нарушениями речи"

Доклад на тему: "Дополнительные средства коррегирующего воздействия для детей с нарушениями речи"...

Пескотерапия - метод коррекционного воздействия на детей с нарушением речи

Видеть ребенка счастливым, здоровым, самостоятельным, уверенным в своих силах, а главное с чистой речью, желание большинства родителей. Ведь, речь является одной из линий развития ребёнка. Входя в наш...