Сенсорные игры как средство коррекционного воздействия на детей с РАС
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Тайкова Анна Викторовна

 

          Сенсорные игры помогают детям с РАС получить положительный чувственный опыт вместе с развитием визуального, обонятельного, аудиального, вкусового, осязательного восприятия, а также с развитием системы координации и представления о собственном теле. Они могут стать отличными помощниками на пути преодоления препятствий в развитии и социальной адаптации детей с РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sens_igry_kak_sredstvo_vozdeystviya.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорные игры как средство коррекционного воздействия на детей с РАС

        Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) – это особая категория детей, нуждающихся в постоянном коррекционном воздействии через все сферы жизни . Основным недостатком при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим миром (Лебединская, Никольская, Баенская, 1989).  Поэтому формирование коммуникативных навыков – одно из ведущих направлений психолого-педагогической коррекции . При этом у детей с РАС может наблюдаться повышенная чувствительность к сенсорным стимулам – звукам, свету, запахам, прикосновениям.

         Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Именно нарушение сенсорного восприятия окружающего мира является одной из главных особенностей развития детей с расстройствами аутистического спектра.

        Объяснить это можно следующими факторами: для детей с РАС очень важен сенсорный компонент мира,  значимость  которого сохраняет актуальность за пределами раннего возраста. Стоит отметить, что интерес к предмету у аутичного ребенка отделен от той функции, которая для него предназначена. Отсюда следует, что многие предметы окружающего мира для аутичного ребенка не представляют собой какие-либо конкретные объекты, а всего лишь предметы, обладающие особым набором сенсорных свойств.

Неоспоримым фактором является то, что дети с РАС зачастую не способны дифференцировать материалы по возможностям их использования, не учитывают их свойства, когда выполняют действия. Например, ребенок орально исследует или подбрасывает различные предметы без учета последствий, провоцируя возникновение опасных ситуаций. Виной этому служит именно изменением порогов чувствительности .

          Сенсорными называются игры, которые нагружают (или разгружают) каналы восприятия и дают ребенку возможность получить новые чувственные ощущения. Подразделяются на:

- зрительные; слуховые; тактильные ; двигательные; обонятельные; вкусовые.

Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:

–проявление положительных эмоций, влияющих  на настроение и поведение ребенка;

-возникновение эмоционального контакта с взрослым и побуждение к использованию средств общения;

– получение ребенком новой сенсорной информации, обогащение его представлений об окружающем мире;

– внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что помогает получать новые представления о социальных взаимоотношениях;

– развитие высших психических функций.

Важно соблюдать подходящую им сенсорную диету – набор ощущений, который, с одной стороны, восполнял бы нехватку, а с другой - помогал привыкнуть к интенсивным раздражителям.

        В начале занятий с ребенком главная задача– установление эмоционального контакта. Проведение сенсорных игр помогает завоевать доверие ребенка.

       Играя с ребенком, необходимо научить его радоваться, так как их внутренний мир часто окрашен монохромными цветами дискомфорта  и отстраненности от людей. И если специалистам удастся наполнить его мир светлыми красками радости, это может стать побуждающей силой на активное исследование окружающего мира.

      Сенсорные игры условно можно разделить на игры для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, с помощью которых мы знакомим ребенка с окружающей действительностью и свойствами различных веществ и предметов. И игры  на осуществление психологической диагностики, коррекции и развития  ребенка.

Игры с водой, с песком, с крупами, бумагой, прищепками, ватой, попадание в цель различных предметов, ходьба по сенсорной дорожке с различными наполнителями и т.д. – это все бесспорно относится к сенсорным играм

Цветотерапия и светотерапия благотворно влияет на зрительное внимание, улучшает  цветовое  восприятие. Для этого применяют специальное оборудование с эффектом, где цвет плавно перетекает один в другой, смешиваясь и образуя новые оттенки. Также для развития зрительного восприятия применимо складывание узоров по образцу, соединение половинок и т.п. Важное место занимают игры и на развитие слухового восприятия( «Откуда звук» , «Какие одинаковые звуки?», «Повтори, как играет музыкальный инструмент?)    Для звуковых сенсорных игр также можно использовать различные бутылки с разным наполнением, это может быть песок, вода, камни, крупы и многое другое. Музыкальные инструменты - заменить на кастрюли, ведра, ложки и проч.

       Для развития восприятия запаха используются так называемые «ароматические мешочки», в которых лежат различные специи с контрастными запахами. Для развития вкусового восприятия детям предлагается определять  на вкус с повязкой на глазах.

         Развитию пространственного и временного восприятия  способствуют игры, в которых ребенку предлагается найти на себе части тела, показанные на кукле. Оптимальным вариантом являются различные творческие работы с использованием воздушного пластилина, теста, кинетического песка, зубной пасты, пены для бритья и т.д.

        Помимо тех игр которые уже были описаны, можно использовать игры с красками, с водой, с мыльными пузырями, со свечами, со светом и тенями, со льдом, аквагрунтом, с крупами и проч. Чем более разнообразны сенсорные игры для ребенка с РАС, тем больше эмоций и новых впечатлений он получит.

         Эффективны упражнения с предметами: конструирование предметов из палочек (стул, дом, квадрат); тренажеры-шнуровки; нанизывание пуговиц, бусин; сортировка бобовых, а также разборка крупы (пшено, гречка, рис); застегивание и расстегивание карабинов, молний, кнопок, липучек, крючков( для этих целей можно изготовить бизиборд и разместить на нем соответствующее наполнение); завинчивание и отвинчивание крышек, баночек; су-джок (массаж пальца); комканье ткани (ситцевый платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки); прикрепление бельевых прищепок; нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»; катание мячей-ежиков.

             Отличным вариантом игры послужит сенсорная коробка. Она универсальна своей применимостью для разных возрастных категорий детей, вариативностью игр. Это емкость с любым наполнителем, который только позволит ваша фантазия, дающая возможность ребенку с РАС расширить свой тактильный опыт (трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть).

             Сенсорные коробки можно дополнить контейнерами, органайзерами для сортировки различных круп или макаронных изделий по цветам, форме и размерам. А крупы и фасоль применить для выкладывания узоров, букв, цифр, слов.

          Сенсорные игры не требуют больших затрат, можно использовать совершенно разные по текстуре, цвету, форме, весу, звуку, вкусу и запаху предметы. В  целом, использовать можно все, что позволит фантазия.

           Таким образом, сенсорные игры помогают детям с РАС получить положительный чувственный опыт вместе с развитием визуального, обонятельного, аудиального, вкусового, осязательного восприятия, а также с развитием системы координации и представления о собственном теле. Они могут стать отличными помощниками на пути преодоления препятствий в развитии и социальной адаптации детей с РАС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство коррекционно-логопедического воздействия на детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в рол...

Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности

Игра - оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей....

Обобщение педагогического опыта: "Создание системы мониторинга нарушения речевого развития, как средство повышения качества коррекционного воздействия на детей с особенностями в развитии"

Создание эффективной научно-обоснованной системы комплексного логопедического обследования речи старших дошкольников с ОВЗ с целью выявления характера, симптоматики, структуры речевой патологии, а так...

Сенсорный центр в логопедическом кабинете, как средство коррекционного воздействия на детей с недостатками речи

Индивидуальные или подгрупповые формы работы, включающие игры с оборудованием сенсомоторного центра, вызывают у детей эмоциональный отклик, формируют положительный настрой на занятия с логопедом....

Эффект коррекционного воздействия на детей с нарушениями слуха определяется:

diams; своевременностью {с момента выявления характера снижения слуха);♦ качественным слухопротезированием;♦ использованием различной качественной звукоусиливающей аппаратуры (при отсутст...