Публикация "Логоритмика в системе комплексного коррекционного воздействия на детей с нарушением ОДА".
статья

Жерносекова Елена Александровна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логоритмика в системе комплексного коррекционного воздействия на детей с нарушением ОДА.

       Одной  из  универсальных  базовых  способностей  человека  является ритмическая  способность.  По  словам  известного  педагога  Н.Г. Александровой «Занятия логоритмикой, полные бодрости ,радости, чувства гармонии, излучаемого музыкой, наложат отпечаток на развитие личности этих детей и возродят в них чувства гармонического согласия со всеми функциями организма".

      Все в нашем организме подчинено ритму –работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных  отношений.  Двигательный  ритм  влияет  на становление речевых механизмов.

     Предмет «Логопедическая ритмика» имеет практико-ориентированную  направленность.  Его  содержание  основывается  на взаимодействии движения, музыки, речи. У детей с нарушениями в развитии опорно-двигательного аппарата наблюдается нарушение двигательных функций, которое представляет собой своеобразное отклонение моторного развития и,  без  соответствующей  коррекции, оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций, нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных  трудностей  становления  двигательных  навыков,  а,  значит, сказывается  на  выполнении  самых  элементарных  упражнений.

       Главной  целью изучения  логоритмики  в специальной

(коррекционной) группе считаю:

максимальное  всестороннее  развитие  ребенка  в  соответствии  с  его возможностями и соответствующей адаптации к социальной среде;

формирование  позитивного  эмоционально-ценностного  отношения  к предмету.

        Данные    цели  достигаются  мной  через  комплекс  задач, главными из которых могу назвать следующие:

-способствовать овладению определенными видами двигательно-моторной деятельности, укреплению костно-мышечной системы;

-исправлять  речевые  нарушения  (речевое  дыхание,  

фонематический слух, звукопроизношение);

-расширять и обогащать словарный запас, формировать связную речь, ее грамматический строй;

-развивать психические функции (зрительное, слуховое восприятие, память, внимание);

-формировать навыки ориентирования в пространстве;

-осуществлять эстетическое  и  нравственное  развитие,  используя методические  приемы  обучения  и  организацию  среды  (дидактические

пособия, музыкальное сопровождение и др.);

-активизировать потенциальные творческие способности, побуждая детей к инициативе, импровизации и др;

-формировать базу социализации с помощью упражнений, имитирующих бытовые действия, обыгрывания сценок из жизни;

-духовно-нравственное  развитие  учащихся,  освоение  нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного

в материальной культуре.

         Логоритмическая  работа  при  нарушениях в развитии ОДА  отличается  особой спецификой. Для успешного решения задач в коррекционной работе

учитываю характер ведущей деятельности и возрастных особенностей детей с ОВЗ (нарушение координации, неточность двигательных актов, несогласованность  работы  рук,  скованность  движений,  недостатки

плавности,  ритмичности,  трудности  регулирования  смены  темпа движений); применяю индивидуальные и групповые формы работы.

     В систему занятий логоритмики включаю как речевые задания, так и  специальные  упражнения  на развитие  общей  и  мелкой  моторики, развитие темпа и ритма, музицирование, массаж ушек и лицевых мышц, дыхательно-голосовые упражнения.

Например:

(Звучит запись любой бодрой музыки,и дети делают самомассаж.)

Ручки растираем                                          

Дети потирают ладони

И разогреваем,                                            

Хлопают в ладоши

И лицо теплом своим  

Нежно умываем.                

Разогретыми ладошками проводят по лицу    сверху вниз    

Пальчики    сгребают,  

Граблеобразными движениями проводят

Все плохие мысли,

пальцами от середины лба к вискам

Ушки растираем

Сверху вниз мы быстро.

Растирают пальцами ушные раковины по краю сверху вниз.

Их вперед сгибаем,

Сгибают руками ушные раковины

вперед.

Тянем вниз за мочки,

Оттягивают уши вниз за мочки.

А потом руками

Трогаем мы щечки

Легко похлопывают щеки

    Массаж    ушек  приводит  в  гармоничное  отношение  тело  и  разум, поддерживает мозговые системы в превосходном состоянии. Массаж мимических мышц лица устраняет эмоциональное напряжение,

снимают умственную усталость. Проводится как профилактика простудных заболеваний. Пальцы  наделены  большим  количеством  рецепторов,

посылающих  импульсы  в  ЦНС  человека.  На  кистях  рук  расположено множество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности точками кисть не уступает уху и стопе.

        Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а, значит, развивать речь ребёнка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

Речевые  реакции  находятся  в  прямой  зависимости  от  тренированности пальцев.

     Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего –на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца –на сердце.

       Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания,  помогает  выработать диафрагмальное  дыхание,  а  также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. .

        Артикуляционные  упражнения полезны  в  любом  возрасте,  так  как четкая  артикуляция –основа хорошей  дикции.  Артикуляционные упражнения  для  детей  с ОДА–необходимость.  Они  подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие  ощущения  от  органов  артикуляционного  аппарата –основа  для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение,  развивает  подвижность  языка,  челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

        Ритмические  игры на  отстукивание,  отхлопывание, отсчитывание развивают чувство ритма, темпа(акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз. Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, погремушка) развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми

изготовить  и  поиграть  на  самодельных  инструментах –«шумелках»  из коробочек  и  пластмассовых  бутылочек,  наполненных  различной  крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

        Чистоговорки обязательны  на  каждом логоритмическом занятии.  С  их  помощью  автоматизируются  звуки,  язык  тренируется выполнять  правильные  движения,  отрабатывается  четкое,  ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

       Таким образом, использование специальных  упражнений на занятиях по логоритмике предупреждает переутомление дошкольников с ОВЗ, избавляет  от длительной  неподвижности  на  занятиях,  служит  средством  развития координации, пространственной ориентировки, чувства ритма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта: "Создание системы мониторинга нарушения речевого развития, как средство повышения качества коррекционного воздействия на детей с особенностями в развитии"

Создание эффективной научно-обоснованной системы комплексного логопедического обследования речи старших дошкольников с ОВЗ с целью выявления характера, симптоматики, структуры речевой патологии, а так...

Многофункциональное наглядно - игровое пособие «Помогатор», для комплексного коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Актуальность этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процесс...

Эффект коррекционного воздействия на детей с нарушениями слуха определяется:

diams; своевременностью {с момента выявления характера снижения слуха);♦ качественным слухопротезированием;♦ использованием различной качественной звукоусиливающей аппаратуры (при отсутст...

Пескотерапия - метод коррекционного воздействия на детей с нарушением речи

Видеть ребенка счастливым, здоровым, самостоятельным, уверенным в своих силах, а главное с чистой речью, желание большинства родителей. Ведь, речь является одной из линий развития ребёнка. Входя в наш...

Техника эбру (рисование на воде) как ресурсный метод коррекционного воздействия эмоциональных и поведенческих нарушений детей дошкольного возраста.

В статье раскрыто коррекционное воздействие техники эбру на эмоциональные и поведенческие нарушения детей дошкольного возраста....