Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса
консультация по логопедии

Глотова Юлия Викторовна

Представлен метериал о создании мультидисциплинарной команды специалистов, её функционировании для реализации коррекционоо-развивающих программ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Глотова Юлия Викторовна - учитель-логопед

МКДОУ "Детский сад №46 комбинированного вида "Зоренька"

Новосибирская область, город Новосибирск

 

 МОДЕЛЬ ЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ), очень заметным стало увеличение количества детей, имеющих множественные  и сочетанные нарушения в   развитии. Адекватные методы коррекции, организационные формы работы с детьми и родителями, целенаправленное воздействие способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов. Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми-логопатами, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того чтобы устранить речевые нарушения и сформировать речевую базу для успешного обучения в школе, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса: мультидисциплинарный подход.

Система взаимодействия педагогов наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов в работе с ребёнком с особыми образовательными потребностями. Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог и другие специалисты работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. 

Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления ими, мы учитывали тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов.

Исходя из этого, мы поставили перед собой цель, которая заключается в создании модели взаимодействия различных специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

  Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребёнком с особыми образовательными потребностями. Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог и другие специалисты стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. 

Модель взаимодействия была разработана при активном участии специалистов и представляет собой систему, решающую четыре блока задач: мониторинг речевого развития, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные.

Алгоритм коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ОО. Данная деятельность осуществляется в разных формах, которые могут меняться в зависимости от этапа и поставленных задач.

этап

виды деятельности

формы проведения

диагностический

диагностика, медицинское обследование детей,  сбор анамнестических данных, определение нагрузки каждому ребенку, составление индивидуальных программ развития,  определение детей «групп риска», разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательной деятельности

диагностика, тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности, работа проблемных и творческих групп

коррекционно-развивающий

составление и реализация образовательных программ по всем линиям развития, реализация индивидуальных маршрутов развития каждого ребенка, подготовка  и проведение консилиумов; физкультурно-оздоровительные мероприятия; логоритмика

совместная и специалистов с детьми, проектирование,  ПМПк, семинары, мастер-классы, тренинги, консультации, заседания родительских клубов, педагогические советы, работа творческих групп

аналитический

рубежный и итоговый мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса, диагностика, медицинское обследование детей, уточнение или изменение диагнозов

тестирование, ППк, анкетирование, диагностика, обобщение опыта работы, круглый стол, деловая игра

прогностический

прогноз развития и обучения дошкольников, уточнение и коррекция приемов коррекционно-развивающей работы

совместные мероприятия, семинары, презентации, тренинги

Любой специалист коррекционного учреждения – активный участник каждого из названных этапов: проводит диагностику воспитанников, занятия с детьми, осуществляет поддержку ребёнка в течение всего воспитательно-образовательного периода, строя свою работу в тесном контакте со всеми специалистами учреждения.

Специфика сопровождения ребенка с ОВЗ такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития детей. Работая в идеологии «команды», каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для учителей - логопедов

Тема: «Обучение дошкольников элементам грамоты»

Цель:повышение  компетентности педагогов в теоретическом и практическом вопросе по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с методическими аспектами при обучении дошкольников с ОНР элементам грамоты.
  2. Систематизировать знания педагогов в области обучения грамоте.
  3. Уточнить знания педагогов о методике проведения занятий по обучению грамоте детей с ОНР.
  4. Рекомендации логопедам по использованию методической литературы, дидактических материалов, рабочих тетрадей.

Участники: учителя – логопеды, воспитатели, работающие в дошкольных группах с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

План семинара:

Iчасть – теоретическая.

II часть – практическая.

  1. Организация и планирование занятий по ОГ.
  2. Звуковой, звукобуквенный, слоговой анализ и синтез.
  3. Приёмы работы с буквой. Приёмы обучения чтению.
  4. Профилактика дисграфии и дислексии.

I. Теоретическая часть.

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника с ОНР грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

Как ребёнок будет введён в грамоту в нашем коррекционном учреждении особенно актуально.

Ведь в дальнейшем зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, предупредить дисграфию и дислексию, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду. Каждый дошкольник нашего учреждения имеет речевые нарушения и испытывает трудности в усвоении программы детского сада. Плохое звукопроизношение, недоразвитие фонематического восприятия – вызывают трудности при формировании звукослогового анализа слов. А это в свою очередь является первой ступенькой к овладению устной и письменной речи.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
  • Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава слова, проводится согласно программным требованиям;
  • знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие, ударение;
  • умение работать со схемой слова, разрезной азбукой;
  • владение навыками чтения;
  • умение «печатать» буквы, слоги, слова, предложения.

Как вы считаете, необходимо ли обучение грамоте детей дошкольного возраста в нашем учреждении и почему?

  • Требования начальной школы стали выше;
  • Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
  • Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
  • Так как мы логопеды работаем на опережение.

Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

На ООД по обучению грамоте учителя-логопеда используют следующий дидактический материал:

  • таблички  для артикуляционной характеристики звуков;
  • профили звуков;
  • схема слова (для определения позиции звука в слове);
  • карточки-звуки (согласные, гласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие);
  • схемы для анализа предложений;
  • кроссворды, ребусы;
  • тетради, буквари, разрезная азбука;
  • наглядный материал (картинки, буквы в картинках и т.д.);
  • дидактические, настольные игры.

II. Практическая часть.

Организация и планирование занятий по ОГ.

1. Организационный момент.

Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков, а также осуществлять коррекцию психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Огрмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает? ” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление) .

2. Повторение пройденного материала.

Цель: актуализировать знания детей.

Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом. Это могут быть игры на различение понятий «звук» - «слово», «гласный звук» - «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком и т. п.

3. Сообщение новой темы.

Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.

В игровой форме, через проблемную ситуацию дети под руководством педагога определяют новый звук.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.

На данном этапе реализуются следующие задачи:

- уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;

- уточняются акустические признаки звуков: гласный – согласный, согласный мягкий – твердый, звонкий - глухой;

- звуки обозначаются цветными символами.

5. Закрепление нового материала.

Цель: развивать фонематические процессы, совершенствовать навык звукового анализа.

Детям предлагаются игры на выделение звука из ряда звуков, слогов, слов; определение позиции звука в слове, называние слов на заданный звук, отбор картинок с заданным звуком, дифференциация мягких и твердых согласных звуков. Выполнение звукового анализа слова сначала выполняется совместно с педагогом, затем самостоятельно детьми, далее можно предложить подобрать слова к заданной схеме.

6. Физминутка.

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия. Основные задачи физминутки заключаются: - в снятии усталости напряжения; - во внесении эмоционального заряда; - в совершенствовании общей моторики; - в выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.

7. Знакомство с буквой.

Цель: определить связь звука с его графическим образом.

Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется, на что похожа буква. Можно предложить вылепить букву из пластилина, выложить из пуговиц, палочек, крупы, рисование буквы на манке, показ буквы руками, телом.

8. Формирование навыков чтения и печатания.

Цель: совершенствовать навык слогового чтения.

Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце.

Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.

Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось?

9. Итог. Подводится итог занятия. Педагог спрашивает детей, что они нового узнали на занятии, в какие игры играли, что было трудным и т. д.

Звуковой, звукобуквенный, слоговой анализ и синтез.

Чем отличаются звуки от букв? Звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем и видим.

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию, их всего 6 – А, О, И, У, Ы, Э. Гласные звуки обозначают красным цветом.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.

МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "рука" слышится  твёрдый согласный звук [р] обозначается синим цветом., а в слове "река"- мягкий согласный звук [р']. Мягкость согласного обозначается с помощью зелёного цвета.

Согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я) или (ь).

Твёрдыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э).

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’].

Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц].

Мягкий знак и твёрдый знак - буква, а не звук!!!

Деление слов на слоги.

Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов.Сколько в слове гласных столько и слогов

Подробно рассмотрим звуковой анализ слова - малина.

Символ слова - это звуковая линейка.

Далее выполняем звукобуквеннослоговой анализ слова. На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО!Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное.

Работы со схемой слова:МАЛИНА                                                                                        

  1. определяем количество слогов.
  2. произносим 1-й слог МА-
  3. какой звук первый? (М) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
  4. какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
  5. произносим 2 слог  ЛИ
  6. какой звук в этом слоге1-й? (Л’) Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий)
  7. какой звук 2-й? (И) Какой это звук? (гласный)
  8. произносим 3 слог НА
  9. какой звук первый? (Н) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
  10. какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
  11. называем звуки по - порядку;                                    
  12. определяем количество звуков в слове;
  13. сколько в слове гласных звуков? Назовите их по - порядку;
  14. сколько согласных звуков.

После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается.

Вопросно - ответная работа.

Вопросы для обсуждения:

- Чем отличается звук от буквы?

- Какие звуки называются гласными?

- Сколько гласных звуков? Назовите их.

- Какие звуки называются согласными?

- Какие согласные всегда твердые? Всегда мягкие?

- Что такое слог? (правило)

- Что такое предложение? (правило)

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

Приёмы работы с буквой.

Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.

Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ.

Вводя буквы, давайте только печатные образцы.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:

  1. написать букву в воздухе, на столе;
  2. выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  3. написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
  4. выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.;
  5. вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
  6. вылепить из пластилина, теста;
  7. написать на плакате букву разных размеров, разного цвета;
  8. выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Подготовка к письму.

На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо, прежде всего, научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку (ручку держим тремя пальцами – большим, указательным и средним – щепоть) конец ручки смотрит в правое плечо, ориентироваться в пространстве (умение различать правую и левую руку), развитие тактильных ощущений – определение предмета на ощупь.

Профилактика дисграфии и дислексии.

Игры с буквами для профилактики дисграфии и дислексии: «Допиши недостающий элемент буквы», «Зашумленные буквы», «Переверни букву», «Спрятавшиеся буквы» и т.п.

Памятка:На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное.

При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:

- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т. д.);

- в речевом плане (проговаривание);

- по представлению - в уме (самое трудное).

Для звукового анализа предъявляются слова, написание которых не расходится с их произношением, соблюдая порядок прохождения звуков в соответствии с программным материалом.

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

1. Произнеси слово и послушай его.

До того, как начнется вычленение звуков из слова, логопед должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.

2. Произнеси слово по слогам.

3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук фишкой.

5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.

6. Третий звук и т. д.

7. Прочитай по фишкам слово целиком.

8. Ответь на вопросы:

- Сколько слогов? Назовите первый слог? Второй и т. д.

- Сколько всего звуков в слове?

- Сколько гласных? Назовите их.

- Сколько согласных? Назовите их.

Вопросы:

Задание 1

  1. Чем отличается звук от буквы?
  2. Чем отличается согласный звук от гласного.
  3. Назовите всегда мягкие согласные звуки.
  4. Назовите количество букв в слове деньги, количество звуков.
  5. Поделите слово парикмахерская на слоги.
  6. Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.

Задание 2

Выполнить звуковой анализ слова и подобрать другие слова к данной схеме.

калинаПодойдет ли к этой схеме слово «машина»? Почему?

Задание 3

Выбрать слова, подходящие для звукового анализа.

 мак, мыло, мухи, облако, сумка, лиса, лопата, плита, малина, сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Интеграция образовательных областей через проектно-игровой метод для познавательно-речевых способностей детей с речевыми нарушениями при тесном взаимодействии всех участников коррекционно- образовательного процесса.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...

Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса

Взаимодействие специалистов в коррекционно- образовательном процессе и их  основные функции....

Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса

1.Основные функции участников коррекционно-образовательного процесса.2.Взаимосвязь работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.3.Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и воспи...

Модель взаимодействия специалистов коррекционно - образовательного пространства

Успешное преодоление речевого недоразвития у детей в специальной группе возможно при условии создания личностно – ориентированного взаимодействия всех специалистов дошко...

Модель взаимодействия специалистов коррекционно - образовательного пространства

Успешное преодоление речевого недоразвития у детей в специальной группе возможно при условии создания личностно – ориентированного взаимодействия всех специалистов дошко...

Адвент-календарь –современная технология организации взаимодействия участников коррекционно – образовательного процесса в детском саду.

У современных детей и игры современные и нам взрослым, как педагогам, так и родителям  необходимо учиться играть вместе с ними, чтобы находить общий язык с ребёнком. Настоящее время  требует...

Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса

Консультация для воспитателей и специалистов...