« Развитие речи у дошкольников»
учебно-методический материал по логопедии

Горбачева Татьяна Анатольевна

« Развитие речи у дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_u_doshkolnikov.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

« Развитие речи у дошкольников»

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его

поведении, а также на его деятельности в различных его формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисгармонии и дислексии.

Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребенка, естественно расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему ребенок безграмотно пишет; пропускает буквы при письме и теряет целые слоги при чтении; не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и пр. А ведь многие из них занимались своим ребенком, водили его в различные кружки, центры развития и вроде бы добились цели, которую перед собой ставили, - ребенок умеет писать и читать, поступил в ту школу, которую они выбрали для него. В чем же дело? Что было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка? ( На эти и другие вопросы родители могут найти ответы в программе для детских садов «Из детства в отрочество»). Опыт работы показывает: взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников. Так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги ( логопеды, воспитатели) и родители действуют согласованно. Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов. В процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы; приобщаются к проблемам своих детей (в разных формах и на разном содержании). Участие семей в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе ( и во время последующих встреч) родителей стараются убедить в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны. Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.

  1. Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко

увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.

  1. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо боятся

обращаться за консультацией к специалистам. У нас обследование ребенка специалистами-логопедами проводится в основном тогда, когда ему исполняется 5 лет, т. к.становление речи завершается примерно к этому возрасту. Получается, что, пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьёт тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимаются за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей.

Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, - необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом предупреждению возможных расстройств речи ( возрастных и некоторых патологических).

  1. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи- сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными

буквами) как минимум и умение рассказывать стихи как минимум. Поэтому они стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо- только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют о т ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п. овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка , который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.

  1. Необходимо весьма осторожно относится к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Почему? Практически все языки по некоторым своим характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего это касается их фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своем арсенале звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает

постановку правильного звукопроизношения. Вот тут и начинаются трудности.

Предлагаемая методика по развитию речи:

-учитывает состояние речевого развития детей на современном этапе;

-ориентируется в первую очередь на индивидуальные особенности развития речи ребенка, а не только возрастные;

-активно использует педагогические технологии, которые позволяют эффективно развивать речь детей и предупреждать речевые отклонения;

-охватывает все стороны речи: произношение, словарь, грамматический строй и связную речь;

-рассматривает обучение грамоте не как самостоятельную методику, а как часть системы по развитию речи ребенка, являющуюся естественным её продолжением;

-тесно взаимосвязана с другими видами жизнедеятельности ребенка; опирается на помощь родителей в вопросах развития речи детей.

Перед ДОУ и семьей стоят единые задачи развития детей, отличаются лишь пути их реализации. Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно бытьразовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр. – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этойработы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их

ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

«Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Аттестационная  работаТема: «Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»...

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ (МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ)

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ (МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ)Ммммнемотехникав развитии связной речи у дошкольников»....