Консультация для воспитателей «Организация логопедических уголков в старших группах»
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Трофимова Екатерина Анатольевна

Консультация для воспитателей "Организация логопедических уголков в старших группах".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация логопедических уголков в старших группах

В настоящее время большая часть детей, имеющих речевые нарушения, получают коррекционную помощь на логопунктах при ДОУ. Эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, как налажено взаимодействие между разными специалистами и родителями. На практике логопеды часто сталкиваются с нежеланием воспитателей дополнительно заниматься с детьми, посещающими логопедические занятия. Одной из причин может быть недостаточная оснащенность группы пособиями по развитию речи детей. Попытаться разрешить эту проблему можно путем создания коррекционных (речевых) уголков в группах, дети которых нуждаются в логопедической помощи. Естественно, что наполняемость такого уголка определяется речевым профилем группы и согласуется с учителем-логопедом.

Речевой уголок в массовой группе должен содержать игры и пособия, направленные на развитие сильной воздушной струи, артикуляционной и мелкой моторики, на автоматизацию звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи, на развитие фонематического слуха, а также на закрепление лексико-грамматических представлений. Обязательно наличие зеркала и пособий, которые могут быть использованы детьми самостоятельно (например, волчки, султанчики).  Приветствуется наличие картотек (например, подборка пальчиковых игр, дыхательных упражнений и др.).

Предложенные ниже рекомендации помогут в создании компактного и мобильного уголка при минимальных денежных затратах.  В приложении к этой статье содержится пример наполнения такого уголка.

Основа уголка – предметные картинки на разные звуки, с учетом позиции звука в слове. Эти картинки могут быть использованы для проведения большого числа речевых игр и упражнений (например: «Четвертый лишний», «Один-много», «Чего нет?», «Один, два, пять», «Определи место звука в слове», «Составь схему слова», «Кто в домике живет?», «Придумай загадку», «Найди по описанию»). Борисова Е.А. приводит примеры таких игр в статье: «Картинки старые? Нет, новые!» в журнале «Логопед» (2006, №5).

К изготовлению пособий можно привлечь родителей и детей («Волшебный мешочек», «Бабочка полетела»). Любое лото будет хорошим подспорьем в работе по расширению словарного запаса. В интернете представлено большое количество картотек игр и упражнений, как в цветном, так и черно-белом варианте. Отдельные игры могут быть предоставлены логопедом во временное пользование. Многие издательства выпускают книги, которые предназначены для занятий с детьми и содержат упражнения для развития всех сторон речи (Светлова И. «Домашний логопед», Косинова Е.М. «Азбука правильного произношения», Ткаченко Т.А. «Логопедическая энциклопедия» и др.)

Приложение

Наполняемость коррекционного уголка в старшей группе

Разделы

Игры

Мелкая моторика

Мозаика

Шнуровка

Рисуем по клеточкам

Дыхание

Игра «Бабочки полетели»

Игра «Подуй на птичку»

Фонематический слух

Игра «Шумящие коробочки»

Игра «Телеграмма»

Звуковой анализ и синтез (грамота)

Игра «Цепочка слов»

Игра «Звонкий - глухой»

Игра «Схемы и слова»

Звукопроизношение

Игра «Веселый язычок» (артикуляционная гимнастика)

Лото-мозаика

Скороговорки

Лексика

Картинный словарь (предметные картинки на звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ)

«Тематическое лото»

Игра «Знаю все профессии»

Игра «Семья»

Игра «Назови одним словом»

Игра «Расскажи про свой город»

Слоговая структура

Игра «Длинные и короткие слова»

Грамматический строй речи

Игра «Назови ласково»

Игра «Один -много»

Лото «Маленькие слова»

Связная речь

Игра «Что сначала, что потом»

Игра «Придумай продолжение истории»

Игра «Что перепутал художник?»

Игра «Звук, свет, вода»

Высшие психические функции

Игра «Найди отличия» (внимание)

Игра «Узнай, что это?» (восприятие)

Игра «Чей силуэт?»

Игра «Предметы и контуры»

Игра «Путаница»

Игра «Крылья, лапы и хвосты»

Игра «Четвертый лишний»

Картотеки:

- дыхательных упражнений;

-  пальчиковых игр;

- упражнений по развитию фонематического восприятия;

- загадок.

Список литературы

1.   Борисова Е.А. Картинки старые? Нет, новые! // Логопед, 2006. -  № 5. - С. 43 - 46.

2.   Козина И.В., Кулакова Т.В. Коррекционный уголок группы как часть предметно-развивающей среды // Логопед, 2006. -  № 2. – С. 62 – 68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государственными требованиями"

Федеральные государственные требования, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитат...

Консультация для воспитателей « Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного старшего возраста в соответствии с ФГОС.»

Организация самостоятельной деятельности  детей дошкольного старшего возраста в соответствии с ФГОС. О понятие «самостоятельность» в научной литературе...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ 3D ЭКСКУРСИЙ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ»

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»....

Консультация для воспитателей: «Организация гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувс...