Здоровьесберегающие технологии в совместной работе педагогов и специалистов ДОУ.
статья по логопедии

Бумакова Екатерина Сергеевна

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. 

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_sberegayushcha.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье сберегающие технологии в  совместной работе педагогов и специалистов ДОУ.

          Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. 

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

 физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности;

Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками.

Пальчиковая гимнастика — упражнения и игры для кистей и пальцев рук.

Техники для профилактики плоскостопия и нарушений осанки.

Эти задачи реализуются в гимнастике пробуждения и утренней зарядке в ходьбе по массажным коврикам и дорожкам здоровья

Дыхательная гимнастика — комплекс упражнений для насыщения организма кислородом.

социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;

Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.

Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.

Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком.

Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками)

образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

                  УЧИТЕЛЬ- ЛОГОПЕД    -   ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ РАБОТНИК

                 С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы  и физического воспитания детей необходимо взаимодействие всего педагогического состава ДОУ, как специалистов( логопед, физкультурный работник и музыкальный руководитель) так и педагогов с родителями. Только при условии объединения всех сотрудников возможен продуктивный результат.

В ходе совместной деятельности специалистов (логопед и физкультурный работник) осуществляются следующие задачи:

-развитие координации движений

-развитие внимания, памяти

-формирования темпа, ритма и интонационной выразительности речи

-речевого  и физиологического дыхания

-общей и мелкой моторики

-развитие слухового, зрительного и пространственного восприятия

-автоматизация поставленных звуков в связной речи

В данной статье мы затронем только часть работы специалистов и их взаимосвязь.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя логопеда и инструктора по физической работе способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

Нами  используются совместные игры:

«КРЕСТИКИ -НОЛИКИ» на полу

Цель: Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с правилами игры в «Крестики-нолики»;

- Закреплять у старших дошкольников умения различать понятия «вертикально», «горизонтально» и «по диагонали»;

- Овладевать логическими операциями;

- Закреплять счет в пределах 10.

Развивающие:

- Формировать и совершенствовать у детей старшего дошкольного возраста пространственные представления;

- Продолжать формировать у детей устойчивый навык к учебной деятельности;

- Стимулировать развитие умственных способностей детей в процессе ознакомления с различными математическими действиями;

- Развивать мыслительные операции: восприятие, память, мышление, внимание.

Воспитательные:

- Способствовать развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, логического мышления, памяти и речи детей;

- Вызывать радостные эмоции;

Ход игры:

 Игра «Крестики – нолики» — как обычная игра, которую рисуют на листочках. Наша игра проходи на полу , на большие конусы ставятся мячи разного цвета( синии и красный) Игроки по очереди ставят на свободные конусы мячики. Выигрывает тот, кто первым выстроил в ряд 3 своих мяча по вертикали, горизонтали или диагонали.

Пальчиковая игра «Зайки на лужайке» (с шариком), на занятиях физкультуры проводится эта же игра, с заменой мячика на выполнение заданий по тексту

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

На поляне, на лужайке                                 (катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки.                               (прыгать по ладошке шаром)

И катались по траве,                                                    (катать вперед – назад)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,                                 (прыгать по ладошке шаром)

Но напрыгались, устали.                                (положить шарик на ладошку)

Мимо змеи проползали,                                                    (вести по ладошке)

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.                               (гладить шаром каждый палец)

Пальчиковая игра «Ёжик маленький» (с шариком), на физкультурных занятиях дети проговаривают текст и выполняют действия за педагогом( присели свернулись калачиком, встали потянулись)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Ежик маленький замерз

и в клубок свернулся.                                 (крепко сжать шарик ладонью)

Солнце ежика согрело,

Ежик развернулся.                                     (открыть ладонь и показать шарик)

              МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ- ЛОГОПЕД        

     В работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. На занятиях достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша. 

 Музыка помогает изменять настроение детей, отвлекает от разочарований, уменьшает тревожность. 

Музыкотерапия включает:

  • прослушивание музыкальных произведений
  • пение песен
  • ритмические движения  под музыку
  • музыкальные паузы на занятиях
  • сочетание музыки  и изобразительной деятельности
  • игру на детских музыкальных  инструментах.

Непосредственное лечебное действие музыки на нервно-психологическую сферу человека происходит и при пассивном, и при активном восприятии.          Пассивное восприятие - это слушание музыкальных произведений.  Активное – пение песен, игра на музыкальных инструментах, танцы.

Вот некоторые произведения которые можно прослушать с детьми:

  1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.

Шопен «Мазурка», «Прелюдии». Штраус « Вальсы», Рубинштейн «Мелодии»

  1. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы.

Бах «Контата», Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля-минор»

  1. Для общего успокоения, удовлетворения

Бетховен «Симфония 6», часть 2. Брамс «колыбельная» Шуберт «Аве Мария»

  1. Поднятие общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности, настроения.

Чайковский «шестая симфония»,3 часть. Бетховен «Увертюра Эдмонда», Шопен « Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия»

  1. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей

Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония»

  1. Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Как осуществляется взаимодействие специалистов на логоритмике?

Логоритмику проводят  музыкальный руководитель, логопед, воспитатель. Все упражнения объединены одной лексической темой, которая изучается в данном квартале.

Музыкальный руководитель подбирает музыкально - двигательные, музыкально - дидактические игры, песни, осуществляет контроль за артикуляцией, дикцией, темпом речи, дыханием. Логопед осуществляет контроль артикуляционной нагрузки в попевках.

Логопед подбирает упражнения на развитие общих речевых навыков, речевые игры, упражнения на расширение словарного запаса, на развитие фонематического восприятия.

Воспитатель на логоритмике  помогает организовать детей: следит за осанкой, качеством движений, за соблюдением правил игры. Выступает в роли персонажа, если необходимо.

В группе воспитатели и логопед повторяют упражнения, тексты песен, словесный материал к играм. Включают пальчиковую гимнастику, упражнения на координацию речи с движением в свою образовательную деятельность.

Таким образом, осуществляется преемственность в работе специалистов.

Массаж пальцев «Дружба»

Педагог.

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.

Растирание ладоней.

Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.

Поочередное массирование пальцев сначала на одной руке, потом – на другой.

Массаж спины «Паровоз»

Дети встают друг за другом «паровозиком».

Педагог.

Паровоз кричит:

 «Ду - ду! Я иду, иду, иду!»

Поколачивание кулачками.

А вагоны стучат, а вагоны говорят:

«Так-так-так! Так-так-так!

Похлопывание ладошками.

Так-так-так! Так-так-так!»

(Н. Френкель)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога ДОУ

Конкретизация в представлении педагого понятий "технология", "здоровьесберегающие технологии", "здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании".Классификация форм воспитательной и физкультурн...

Обобщение опыта работы "Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога ДОУ"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, ...

Тестирование для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагогов ДОУ"

Цель: систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ...

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».

- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни.        Когда мы...

"Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в работе педагога-психолога в детьми дошкольного возраста" консультация для педагогов

Арт-терапия -это технология лечения и развития при помощи искусства, творчества. С помощью арт-терапии мы развиваем в ребенке способность самовыражения и самопознания. Соответственно идет га...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА на 2019 - 2022 уч.г. на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАна 2019 - 2022 уч.г.на тему«Здоровьесберегающие  технологии в  работе педагога – психолога ДОУ»...