Логопедическая разминка с применением сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Можно применять в детском саду общего типа, возможно применение в специализированном детском саду, а также в частныхгрупповых и индивидуальных занятиях. Очень помогает удерживать мотивацию к занятиям с логопедом. Подходит для детей 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logop._razminka_1.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая разминка с применением сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики.

Одним из главных моментов в преемственности работы логопеда и воспитателя является проведение логопедической разминки. Структура разминки может состоять из следующих частей:

  1. Упражнения, игры для развития мелкой моторики;
  2. Упражнения для развития голоса;
  3. Артикуляционные упражнения;
  4. Дыхательная гимнастика;
  5. Игры для звукоподражания;
  6. Игры и упражнения для развития чувства ритма;
  7. Игры для развития фонематического слуха;
  8. Уточнение и обогащение словаря;
  9. Уточнение артикуляции звуков;
  10. Закрепление поставленных звуков;
  11. Игры для развития координации движений, общей моторики и другое.

Что именно будет включено в конкретную разминку решает логопед, возможно обсуждение с педагогом группы структуры составляемой разминки.

Обязательно в разминке проведение упражнений (игр) для развития мелкой моторики и выполнение артикуляционных упражнений.

В своей профессиональной деятельности мне приходится постоянно искать новое и интересное, то, что может увлечь ребёнка, вызвать яркие эмоции и поможет решить коррекционные задачи.

Для развития мелкой моторики можно использовать пальчиковые игры с предметами, детям это интересно. Представлю несколько игр, которые можно включить в разминку. Во время проведения логопедической разминки лучше использовать одну- две такие игры.

Игра «Карандаш» с использованием карандаша с гранями.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Игра «Мячик» с использованием мяча-ежика.

Я мячом круги катаю,

Взад перед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

Будто бы сметаю крошку,

И помню его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

(переброс мяча из руки в руку)

Игра «Котенок кусака» с использованием бельевой прищепки.

Поочередно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно,на ударные слоги стиха.

После первого двустишия-смена рук

Кусается больно котенок-малыш

Он думает: это не палец, а мышь

Но я же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться,- скажу тебе «Кыш!»

Игра «Заяц и ежик» с использованием бус.

Понадобится бусы вытянутые в нитку из 17 бусин. Центральная бусина - большая или другого цвета. Ребенок берет за края и, одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, двигаясь к центру.

На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, так же перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны.

Заяц и ежик навстречу друг другу

Шли по дорожке, по полю, по лугу.

Встретились - и разбежались они.

Быстро бежали - поди догони!

Не догонишь!

Игра «Проглот» с использованием носового платка

Берем небольшой носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Предлагаем тоже самое сделать ребенку поочередно.

У меня живот проглот-

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!

После выполнения какого-либо упражнения для развития мелкой моторики мы можем приступить к артикуляционной гимнастике.

Артикуляционную гимнастику хорошо выполнять разными способами: классическим, под музыку, под музыку с движениями, со стихами, сенсорно-интегративным способом. Остановимся на последнем способе.

Гимнастика выполняется с предметами, фруктами, овощами. При проведении гимнастики сенсорно-интегративной задействуются все сохранные анализаторы, она подходит для детей с диагнозами дизартрия, аутизм, задержка психического развития. Автор метода Лынская М.И.. Можно выполнять такую гимнастику с предметами просто, а можно сложить историю или сказку.

Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика

«Приключения Колобка»

Оборудование: грецкий орех, виноград двух сортов, палочки корицы (хлебные палочки), соломка, сушка мелкая, кружочек яблока, султанчики, зёрна кофе, зелень петрушки или укропа, стаканы, тарелки.

Перед каждым ребёнком на столе тарелка либо поднос с грецким орехом, виноградом, кружочкам яблока, палочкой корицы, веточкой укропа, зёрнами кофе, рядом стаканчик одноразовый и султанчик.

Педагог читает сказку, выполняя действия с предметами, побуждая или давая по ходу инструкции детям.

В те давние времена, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик: «Испеки-ка ты нам колобок».

- «Дак из чего испечь то, муки то ведь нету».

 -«А ты по амбару помети, авось чего и наберется.» Старуха  так и сделала. И набралось муки, пригоршни две. Замесила тесто на сметане и скатала старуха колобок. Педагог поёт и катает грецкий орех по одной щёчке, затем по другой, над губой, под губой:

«Я катаю Колобок,

У него румяный бок,

Круглые живот и спинка

Вышел он как на картинке»

Испекла бабка колобок  и положила его на окошко.

Колобок полежал, полежал, да и выпрыгнул в окно. Катится Колобок по лесной дорожке, катится. Катаем виноград по щёчке справа, потом слева.

Вдруг на пути преграда, поваленные деревья.

Удерживать палочку корицы между верхней губой и носом, отвернуть голову влево – вправо, поднять-опустить голову.

Расчистили лесную тропинку.

Покатился наш Колобок дальше.

Перекатывание крупного винограда внутри полости рта от щеки к щеке, не открывая рта.

Вдруг Колобок увидел трёх поросят, которые убегали от голодного волка.

Надавить пальцем на кончик носа с одновременным быстрым выдохом через нос.

А вот и серый волк бежит за ними и скалит зубы.

Изобразить оскал.

И увидел Колобок, какие острые зубы у волка.

Покусываем зубками  кончик языка, нижнюю губу, верхнюю губу.

Испугался колобок и быстро покатился дальше.

Катится, колобок, катится, и докатился до моря.

Покатился колобок вдоль берега моря.

Облизываем вокруг языком кружочек яблока. А в море живёт Русалочка, ветер волосы у неё раздувает.

Вдох носом, выдох на султанчики ртом. Угостила русалка колобка  Колобка морскими водорослями

Губками отрываем листочки петрушки (укропа). Вдруг шум, гам. Это пираты стреляют из своих пушек.

Сплёвывание с кончика языка (не убирая язык в полость рта) зёрен кофе (в стаканчик). Страшно стало Колобку и захотелось ему домой к бабушке и дедушке. Помогла ему Русалочка: «Волшебную палочку ты держи и смотри не урони»

Удержание соломки на языке, загибая его вверх к носу.

Один, два, три, четыре, пять – дома Колобок опять.

Закрыли глаза и надавили пальцами под бровью. А там дедушка с бабушкой чай пьют с сушками))

Просовывать кончик языка в дырку от маленьких сушек, каждый раз убирая язык внутрь полости рта.

Вот и сказочке конец, а кто слушал -молодец!!

Такую гимнастику можно проводить с детьми четырёх- пятилетнего возраста или пяти-шестилетнего, ребята выполняют её с большим удовольствием, что помогает увеличить мотивацию к артикуляционной гимнастике.

Список литературы.

  1. Бычкова Е.Н., Перминова Е.В. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры, стихи и загадки, игры с красками.- М.: Литера, 2013
  2. Гордеева Т.В. Пальчиковая гимнастика с предметами.- М.: Национальный книжный центр, 2015.
  3. Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика.- М.: Парадигма, 2016.

4. http://sokolnikova.my1.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное открытое логопедическое занятие для педагогов Тема: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи ребенка» Лексическая тема: «Зима»

Программные задачи:развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц;продолжать работу над выработкой четких артикуляционных позиций губ и языка;улучшать координацию движений пальцев рук;вырабат...

Презентация для логопедических занятий с детьми на тему: Артикуляционная гимнастика (звуки [К][К`][Г][Г`][Х][Х`])

На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики  я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [К] [К`] [Г] [Г`] [Х] [Х`]*«Лопаточка»*Ши...

Презентация для логопедических занятий с детьми на тему: Артикуляционная гимнастика (звуки [С][С`][З][З`][Ц])

На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [С] [С`] [З] [З`] [Ц]*«Заборчик»*Улыбнуться, чтобы в...

Презентация для логопедических занятий с детьми на тему: Артикуляционная гимнастика (звуки [Ш][Щ][Ж][Ч])

На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [Ш][Щ][Ж][Ч]*«Заборчик»*Улыбнуться, чтобы видны были...

Презентация для логопедических занятий с детьми на тему: Артикуляционная гимнастика (звуки [Л][Л`])

На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [Л][Л`]*«Лопаточка»*Широкий язык высунуть, расслабит...

Презентация для логопедических занятий с детьми на тему: Артикуляционная гимнастика (звуки [Р][Р`])

На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [Р][Р`]*«Лопаточка»*Широкий язык высунуть, расслабит...

ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ СПОСОБОВ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация: В статье приведены нестандартные методы использования артикуляционной гимнастики в дошкольном образовательном учреждении, которые эффективно влияют на речевое развитие ребёнка. Такие как: и...