ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ СПОСОБОВ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья по логопедии

Косухина Марина

Аннотация: В статье приведены нестандартные методы использования артикуляционной гимнастики в дошкольном образовательном учреждении, которые эффективно влияют на речевое развитие ребёнка. Такие как: использование логопедических игрушек, бросового материала, интерактивной панели и хлебобулочных изделий.

Ключевые слова: развитие речи; артикуляционная гимнастика; коррекционно-развивающий процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nestandartnye_sposoby_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx229.09 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ СПОСОБОВ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

М. А. Косухина

МКДОУ БГО Детский сад №12 общеразвивающего вида г.Борисоглебск

Аннотация: В статье приведены нестандартные методы использования артикуляционной гимнастики в дошкольном образовательном учреждении, которые эффективно влияют на речевое развитие ребёнка. Такие как: использование логопедических игрушек, бросового материала, интерактивной панели и хлебобулочных изделий.

Ключевые слова: развитие речи; артикуляционная гимнастика; коррекционно-развивающий процесс.

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка - одна из важных задач речевого развития в дошкольном образовательном учреждении. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в контакт с окружающими и наоборот, неясная речь ребенка затрудняет его общение с людьми.

Для того, чтобы правильно произносить звуки изолированно и в потоке речи, у ребёнка должен быть хорошо развит артикуляционный аппарат. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Ее цель - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков [1].

Артикуляционная гимнастика – это очень нужная и базовая составляющая коррекционного процесса. Ей необходимо уделять 10-15 минут в течении каждого занятия. Для многих детей выполнение стандартных упражнений для развития речевого аппарата перед зеркалом очень утомительно и неинтересно. Поэтому в нашем дошкольном учреждении мы используем разные игровые приёмы и методы, чтобы замотивировать детей выполнять эти необходимые и полезные упражнения. Помимо традиционной артикуляционной гимнастики существуют и нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Использование игрушки с языком «логопедической обезьянки» (рис.1) делает коррекционный процесс увлекательным и эмоциональным. Данная игрушка во время логопедических занятий позволяет наглядно показать детям принципы и приёмы артикуляционной гимнастики, а также простейшие приёмы постановки звукопроизношения. Благодаря обезьянке ребёнок идёт легче на контакт, игрушка также может выступать героем на занятиях.

Рис.1.Артикуляционная гимнастика с логопедической обезьянкой

Благодаря использованию интерактивной панели (рис.2), привычную артикуляционную «зарядку для язычка» можно провести под музыку и в сопровождении стишков. Для проведения дыхательных упражнений при использовании логопедического стола Logo 25 нужен микрофон. Ребёнок дует в него по заданию логопеда и наблюдает за изменениями на экране: вертолёт взлетает, свечки задуваются, сосиска уползает от кота. Это очень весело, полезно и занимательно. В игровой форме дошкольники сами не замечают, как выполняют сложные упражнения, направленные на речевой выдох.

Рис.2.Артикуляционная гимнастика с использованием интерактивной панели

Артикуляционная гимнастика с использованием бросового материала очень увлекает детей (рис.3). Например, гимнастику для язычка можно проводить, удерживая в руках шишки или колючие шарики, тем самым подключаются элементы самомассажа рук. Задания можно предлагать следующие:

  1. Разводим руки в сторону, удерживая шишки – выполняем губами упражнение «Улыбочка», сводим руки вместе - упражнение «Хоботок»;
  2. Разводим руки вверх и вниз – язычок «вверх», «вниз»;

Рис.3. Выполнение упражнения «Улыбочка – Хоботок» с использованием шишек.

Для выполнения упражнений для развития речевого аппарата, если у ребёнка нет аллергии, можно проводить  «вкусную артикуляционную гимнастику» (рис.4) с использованием хлебобулочных изделий [2].

  1. Использование соломки для развития жевательных мышц.

Задача ребёнка держать зубами палочку и при этом не перекусить её. Инструкция: «улыбнулись и удерживай зубами».

          2) Задание «Попади в колечко» с использованием маленькой сушки для укрепления мышц языка. Перекладываем сушку к уголкам губ, при этом язык отводим в ту же сторону, где находится стимул (в данном случае сушка).

          3) Упражнение «Змейка» для развития подвижности языка с использованием сладкой соломки. Передвигаем палочку от нижней губы к верхней, при этом язычок всё время двигается над соломкой.  

           4) Упражнение для губ «Лягушка-хоботок»,  удерживаем палочку губами, зубы при этом сомкнуты.

Вкусная артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребёнка, но также способствует повышению аппетита.

Таким образом, использование нестандартных методов артикуляционной гимнастики делает коррекционно-образовательный процесс увлекательным и интересным. Ребёнок в игровой форме успешно овладевает точными движениями языка и губ. Процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее и быстрее, а преодоление нарушений речевого развития легче.

Список литературы:

1. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)»/ Т. Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г. В. Чиркина. – Москва: Просвещение, 1989. – 223 с.

2. МААМ.ru: [maam.ru]. – 2017. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-teme-variativnost-artikuljacionoi-gimnastiki-inovacionye-metodiki.html (дата обращения: 21.02.2022). Текст: электронный.

Косухина Марина Анатольевна, учитель-логопед МКДОУ БГО Детский сад общеразвивающего вида № 12, г.Борисоглебск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии "БОС-Здоровье" в условиях дошкольного образовательного учреждения

характеристика метода, медико-экономическое обоснование, показания и противопоказания к применению, теория и практика применения метода в ДОУ...

«Применение технологии «БОС - Здоровье» в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Технология «БОС - Здоровье» позволяет одновременно осуществлять массовое оздоровление и повышать эффективность образовательного процесса....

Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях дошкольного образовательного учреждения

Использование нестандартного физкультурного оборудованияв условиях дошкольного образовательного учреждения...

Мастер- класс «Способы разработки проектов в дошкольных образовательных учреждениях»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17012314","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...

Консультации для родителей на тему «О плюсах и минусах применения информационно-коммуникационных технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Описание: консультация направлена на повышение информированности родителей о возможностях и ограничениях применения информационно-коммуникационных технологий в условиях дошкольного образовательно...

Статья : «Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Предлагаю вашему вниманию статью, которая будет интересна как педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям. В статье рассказывается о том как можно своими руками сделать нестанда...

статья "Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях дошкольного образовательного учреждения"

В статье рассказывается о нестандартном физическом оборудовании изготовленном всовместно с родителями для профилактики плоскостопия, для массажа и т.д....