Мастер- класс «Способы разработки проектов в дошкольных образовательных учреждениях»
презентация

Мельникова Ольга Ивановна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад  №2 общеразвивающего вида» с. Койгородок

Мастер класс

Тема:

«Способы разработки проектов в дошкольных образовательных учреждениях»

                Подготовила:

воспитатель Мельникова Ольга Ивановна

                                                         

с. Койгородок

2017 г.

Мастер-класс на конкурс

Тема:«Способы разработки проектов в дошкольных образовательных учреждениях»

Цель: формировать представления педагогов о способах разработки проектов в дошкольных образовательных учреждения.

Задачи:

1.Совершенствовать педагогическое мастерство участников мастер класса

2.Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологий проектирования

3.Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по проектно-исследовательской деятельности.

Оборудование: столы и стулья для участников, презентация, доска,  пособие «Мишень», фишки розового, зеленого,  синего цвета два листа формата А3,  набор фломастеров.

Ход мастер - класса.

1 этап. Мотивационно-организационный этап

Добрый день, уважаемые коллеги. Для начала приглашаю всех вас встать в круг и немножко поиграть. Правило игры такое:

Имя свое назови,

Соседям  руки протяни

И улыбку всем  подари.

Уважаемые коллеги, у нас получился замкнутый круг. Это символизирует то, что нас объединяет одна цель – воспитание детей, помощь, поддержка, понимание детей на всех этапах их жизни.

А сейчас, приглашаю вас на педагогическую  площадку. Хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод.

 Игра «Ассоциация». У меня на листочке написано слово, которое я вам сейчас покажу,  ваша задача записать свое  слово, которое  ассоциируется  с написанным словом на этом листе.

Записали, пока отложите свои листочки. Итак,  давайте посмотрим, что же такое проект и метод проекта?

/слайд 2/

Проект–в переводе с греческого означает «путь исследования»,  т.е специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом, которого является продукт, оформленный тем или иным способом.  Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Коллеги, попрошу вас всех встать,  у нас с вами получилась следующая цепочка. Произнесите каждый свое записанное  слово.  А сейчас, я вас прошу объяснить, почему у вас возникла такая ассоциация с данным словом, почему вы  так считаете. Молодцы. Спасибо, присаживайтесь.

Метод проектов широко используете  в сфере дошкольного образования, он  позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами  находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же  делает образовательную систему дошкольных образовательных учреждений  открытой для активного участия родителей.
В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.  

      /слайд 3/

     Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка.

Что же такое проект для самого ребенка?

  • Раскрытие творческого потенциала
  • Умение  работать в группе
  • Умение направлять деятельность на решение  интересной проблемы, сформулированной самими детьми
  • Умение презентовать свою работу  

Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Часто педагоги стараются избегать проектной деятельности, оправдывая себя придуманными мифами. Постараемся развеять их. И так как вы думаете, какие существуют мифы о проектной деятельности. Коллеги,  высказывайте свои предположения.

/слайд 4/

Мифы о проектной деятельности:

* Трудно найти и сформулировать проблему исследования.

* Любое исследование требует больших  ресурсных и временных затрат.

* В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием.

*Слишком много «непонятных» моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т.п.

*Трудно найти и сформулировать проблему исследования.

*Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.

*Главный результат такой работы – победа на конференции.

*Работа юного исследователя не имеет научной ценности.

2 этап. Теоретико-практический этап

А так ли это, мы попробуем разобраться.

/слайд 5/

  1. Для начала подробно рассмотрим структуру проекта. 

1 этап – Выбор темы проекта. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель- инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи.

Выбор темы можно представить для детей  в виде   таблицы, из которой дети могут увидеть какая именно тема интересует того или иного ребенка в группе.  Ознакомившись с темами детей группы,  ребенок изображает свою тему рисунком, образом, символом, понятным для всех. Далее идет этап выбор темы, где дети отмечают наиболее интересную на их взгляд тему.  Но здесь, надо учесть тот факт, что ребенок, не может выбрать свою тему,  голосовать можно, только за темы других воспитанников. Затем идет подсчет голосов. Та тема, которая набирает большее количество голосов, выливается в проект.

Фото ребенка

Интересующая тема

Голос

2 этап- Планирование. Воспитатель помогает в решении задачи, используя различные методы:

  • «Модель трёх вопросов»
  • «Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)
  • « Метод системная паутинка»

/слайд 6/

3 этап - Реализация проекта. На данном этапе воспитатель организует деятельность детей в центрах, наполняет центры, уголки оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта.

Большую роль в организации проектной деятельности играет предметно-развивающая среда в группе. Для того,  чтобы дети могли осознанно осуществлять свой выбор и планировать свою деятельность, в группе должны быть созданы центры активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.  Игра для ребенка - это познание, познание – это игра. Центры активности – это игровые зоны, где материалы, оборудование и игрушки подобраны таким образом,  чтобы стимулировать разнообразные игры и виды деятельности. Воспитатель может работать в одном из центров, переходить из центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям, там, где это требуется, наблюдать за деятельностью детей, наблюдать за конкретным ребенком, направляет и контролирует его осуществление. Дети на данном этапе  формируют знания, умения, навыки по теме проекта.

/слайд 7-8/

4 этап- Завершение проекта. Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Далее идет представление. Дети представляют (зрителям  или экспертам) продукт деятельности.

/слайд 9/

Таким образом проект можно представить как "Шесть П" .

  • Проблема
  • Проектирование проекта
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация
  • Портфолио проекта.

Сегодня, на нашем мастер-классе  мы будем использовать способ разработки проектов:

 / 10 слайд/

1. «Модель трех вопросов»

Благодаря этой модели воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом? таблица «Модель трех вопросов»/

Что знаю?

Что хочу узнать?

Как узнать?

Содержание, то что дети уже знают.

План, тема проекта.

Источник новых знаний, т.е проекта.

Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о? » Ответы детей определяют задачи и направления проектной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы? И дети опять предлагаю варианты поиска ». Так как в дошкольном возрасте дети еще не умеют читать,  можно придумать символы сбора информации в картинках.

/11 слайд/.

http://www.maam.ru/upload/blogs/19ef1133395ad33f993910cd5d22eed5.jpg.jpg

 Если «Модель трех вопросов» вывесить в раздевалке группы, то родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме  проекта с самого начала и до самого конца. В чем плюсы, данного подхода:

- с одной стороны они видят, что появилась новая интересная тема для их ребенка

- видят, как проявляю в этой теме себя дети и их собственный ребенок

- с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения, понять в чем нужна их помощь.

Давайте подробнее рассмотрим «Модель трех вопросов» на практике.  Попрошу вас разбиться на группы, будем работать в малых группах. У вас у каждого на столах лежит  таблица «Модель трех вопросов». Я попрошу вас сейчас обсудить и выбрать  одну из предложенных тем  и заполнить данную таблицу.  ( книги, моя семья, зимующие птицы, животные леса)

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как мы это узнаем

Я смотрю, все закончили, приступим к обсуждению. Начнем с первой группы, прочитайте, что у вас получилось, в первых двух столбиках.

И так, что мы можем запланировать, исходя из полученных ответов в столбике «Как мы это узнаем»

• пригласить ….

• можно сделать мини….

• провести …..

• сделать коллаж ….

• придумать (нарисовать, построить) ….

• организовать сюжетно-ролевую игру ….

• провести фотовыставку …..

Данную модель мы можем применять не только при работе с детьми, но и в своей педагогической работе, в самообразовании.

Что я знаю?

Что я хочу  узнать?

Как я это узнаю?

Рефлексия.

Как вы считаете, после нашего мастер-класса стоит ли  избегать проектной деятельности? Смогли ли мы сегодня развеять эти мифы? /возвращаюсь к слайду о мифах/. Что дал каждому из вас мастер класс?

Упражнение «Мишень.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам оценить себя и прикрепить к мишени фишки. Если вы желаете работать в проектном режиме – прикрепите розовую фишку. Если вы понимаете материал – прикрепите зелёную фишку.  А если вам не понравился наш мастер класс, прикрепите синюю  фишку. А насколько вы понимаете материал и желаете работать в проектном режиме решать вам. Спасибо за внимание!  Благодарю всех за участие в мастер - классе. Желаю вам успеха.

Литература.

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М. Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие) .

3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс Тема: «Способы разработки проектов в дошкольных образовательных учреждениях»

Слайд 2

Проект –в переводе с греческого означает «путь исследования», т.е специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов - это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом, которого является продукт, оформленный тем или иным способом .

Слайд 3

Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка. Что же такое проект для самого ребенка? Раскрытие творческого потенциала Умение работать в группе Умение направлять деятельность на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми Умение презентовать свою работу

Слайд 4

Мифы о проектной деятельности: Трудно найти и сформулировать проблему исследования. Любое исследование требует больших ресурсных и временных затрат. В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием. Слишком много «непонятных» моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т.п. Трудно найти и сформулировать проблему исследования. Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний. Главный результат такой работы – победа на конференции. Работа юного исследователя не имеет научной ценности.

Слайд 5

Структура проектов: 1 этап – Выбор темы проекта 2 этап- Планирование Методы: « Модель трёх вопросов» «Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен ) «Метод системная паутинка» 3 этап - Реализация проекта 4 этап- Завершение проекта. Фото ребенка Интересующая тема Голос

Слайд 6

предметно-развивающая среда в группе

Слайд 7

Продукты проектной деятельности

Слайд 8

Продукты проектной деятельности

Слайд 9

"Шесть П" Проблема Проектирование проекта Поиск информации Продукт Презентация Портфолио проекта.

Слайд 10

Метод «Модель трех вопросов» Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Содержание, то что дети уже знают. План, тема проекта. Источник новых знаний, т.е проекта.

Слайд 11

ВАРИАНТЫ ПОИСКА

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какую последовательность действий предусматривает разработка и реализация совместного проекта в дошкольном образовательном учреждении?

Разработка и реализация проекта любого типа, участниками которого могут быть воспитанники дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ), их родители (законные представители) и педагоги, предпо...

Мастер-класс «Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения, как одна из эффективных форм повышения ИКТ - компетентности педагогов»

Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, CD, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации (общения, передачи информации).Ни дл...

Мастер-класс "Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении"

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с разнообразными здоровьесберагающими методами и приёмами, которые оказ...

Анализ ТРИЗ и способы его применения в дошкольном образовательном учреждении

Презентация  представляет информацию о методах ТРИЗ технологии и способов их использования в работе с дошкольниками....

Проект «Применение технологии «БОС. Класс здоровья - Малыш» в условиях дошкольного образовательного учреждения

В настоящее время в России отмечается тенденция к ухудшению показателей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.  Как показывает практика, в силу, объективных...

Проект «Применение технологии «БОС. Класс здоровья - Малыш» в условиях дошкольного образовательного учреждения"

Изучив методическую литературу, проанализировав современные педагогические технологии, мы считаем, что внедрение в образовательный процесс нашего детского сада технологии «БОС. Класс здоровья ...

Мастер-класс «Применение технического творчества в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС»

laquo;Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через Тико-моделирование»      Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роб...