Главные вкладки

    «Применение технологии «БОС - Здоровье» в условиях дошкольного образовательного учреждения»
    статья (старшая, подготовительная группа) на тему

    Васильева Наталья Васильевна

    Технология «БОС - Здоровье» позволяет одновременно осуществлять массовое оздоровление и повышать эффективность образовательного процесса. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сборник докладов 14-го Всероссийского интернет-педсовета

    «Применение технологии «БОС - Здоровье»

    в условиях дошкольного

    образовательного учреждения»

    Васильева Наталья Васильевна,  

    Муниципальное автономное дошкольное

    образовательное учреждение

    Центр развития ребенка

    – Детский сад №5 «Рябинка»,

    воспитатель, ЯНАО

    Аннотация

    Технология «БОС - Здоровье» позволяет одновременно осуществлять массовое оздоровление и повышать эффективность образовательного процесса. Тренажер помогает легко и быстро овладеть навыками саморегуляции, управления эмоциональным состоянием и некоторыми физиологическими функциями, что повышает устойчивость к стрессу, улучшаются психические процессы (внимание и память), в результате чего снижается заболеваемость. БОС является хорошим дополнением к системе мер по охране и укреплению здоровья детей.

    Здоровье человека во многом зависит от правильной взаимосвязанной работы дыхательной и сердечно - сосудистой систем. По существу, работа дыхания и сердца - это единый физиологический процесс, являющийся самым главным в организме человека.

    Именно гармоничное взаимодействие дыхания и сердца,  является Паспортом здоровья каждого человека. Значит, чтобы ребенок был здоровым он должен обладать нормальным физиологически оптимальным дыханием, обеспечивающим эту гармонию.

    Технология БОС (биологическая обратная связь) создана отечественным ученым Александром Афанасьевичем Сметанкиным. Его институт в Санкт-Петербурге в течение многих лет ведет работу по таким направлениям как:

    -создание медицинских аппаратов с использованием БОС;

    -система здоровьесберегающих технологий;

    -инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии БОС для системы дошкольного и школьного образования.

    В основе технологии БОС лежит дыхание по Сметанкину (дыхание животом, дыхание на выдохе, диафрагмально-релаксационное дыхание).

    Характеристика метода биологической обратной связи

    Для тренировки правильного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) используется прибор обратной связи, который называется преобразователем биоэлектрических сигналов - ПБС. С его помощью ПБС получает информацию о работе сердца и дыхания. При этом ими используется навык диафрагмально-релаксационного дыхания, а правильность выполнения упражнения контролируется с помощью компьютера.

    Метод БОС позволяет ребенку видеть и слышать, как работает его организм. Он превращает звуковые сигналы организма в увлекательную игру. При помощи этого метода ребёнок учится правильно дышать, т.е. формирует диафрагмально-релаксационный тип дыхания с удлинённым равномерным выдохом. В результате тренировок происходит синхронизация работы дыхательной и сердечнососудистой систем.

    В компьютерной программе игровые занятия имеют продолжительность 7-10 мин. Занятие содержит чередование периодов отдыха и работы. Во время отдыха ребенок рассматривает слайды на экране монитора по определенной тематике, например, по темам «Окружающий мир», «Числа и цифры», «Счет», «Азбука» «Животные», «Транспорт». Слайды с релаксирующей музыкой в первую очередь помогают ребенку расслабиться, а также переключить свое внимание с периода работы – диафрагмального дыхания. Периоды отдыха длятся 1-2 минуты. Цикл занятий: «Здоровый окружающий мир» знакомит детей с окружающим миром, миром животных, растений, транспорта, явлениями природы.

    Технология «БОС-Здоровье» позволяет одновременно осуществлять массовое оздоровление и повышать эффективность образовательного процесса. Тренажер помогает легко и быстро овладеть навыками саморегуляции, управления эмоциональным состоянием и некоторыми физиологическими функциями, что повышает устойчивость к стрессу, улучшаются психические процессы (внимание и память), в результате чего снижается заболеваемость.

    БОС является хорошим дополнением к системе мер по охране и укреплению здоровья детей.

    Преимущества БОС-технологии:

    • нетоксичность
    • надежность
    • эффективность
    • неинвазивность

    Показания и противопоказания к применению метода БОС.

    Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода БОС может назначаться детям, отнесенным к 1-3 группам здоровья и имеющим допуск к занятиям физической культурой в основной, подготовительной группе и группе ЛФК. Так как дыхательная гимнастика является средством физического воспитания, то и допуск к занятиям физкультурой одновременно является допуском к занятиям оздоровительной дыхательной гимнастикой, с использованием метода БОС.

    Применение методики оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода БОС в дошкольных учреждениях показано для решения следующих задач:

    • Оказание общеукрепляющего и оздоравливающего воздействия на организм ребенка;
    • Повышение уровня концентрации внимания и успеваемости;
    • Профилактика нарушений функционирования голоса и речи;
    • Нормализация темпов биологического созревания и показателей физического развития;
    • Коррекция предпатологических и патологических состояний, при которых допускается использование средств физической культуры (часто болеющие дети, функциональные нарушения осанки и пр.);
    • Профилактика неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии.

    Противопоказания к проведению методики оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода БОС:

    Абсолютные:

    1. Наличие тяжелых нарушений психики, волевой сферы и интеллекта;

    2. Нарушения ритма сердца (выраженные);

    Относительные:

    1. Острые инфекционные и неинфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний;

    2. Травмы центральной нервной системы, позвоночника и грудной клетки в остром периоде;

    3. Болевой синдром любого происхождения;

    4. Эпилепсия и другие состояния, провоцирующие судорожный синдром при  гипервентиляционном типе дыхания;

    5. Наличие диафрагмальной грыжи;

    6. Состояние восстановления после перенесенных заболеваний до момента допуска к занятиям физической культурой;

    7. Возраст младше 4 лет.

    8. Негативное отношение ребенка или родителей к данной методике оздоровления.

    Имеющаяся практика показала, что в целом данная методика не имеет существенных противопоказаний.

    Теория и практика.

    На теоретических занятиях детям необходимо объяснить в доступной форме понятия о здоровом образе жизни, сформировать у детей представления о дыхании, как о процессе газообмена в организме, также на этих занятиях формируется понимание того, что дыхание – неразрывный процесс работы сердца и дыхательной системы. На основе учебника здоровья для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Будь здоров, малыш!» А.А. Сметанкина  проводятся теоретические занятия по следующим темам: «Что такое воздух», «Как дышит человек», «Что такое сердце», «Сердце и легкие – друзья», «Что такое мышцы. На старт, внимание, марш!».

    На практических занятиях формируется умение детей работать с тренажером БОС. Дети обучаются навыку диафрагмально-релаксационного типа дыхания (дыхания животом).

    Детям  необходимо показать, что приборы не наносят никакого вреда, а являются только регистрирующими помощниками, формирующими у ребенка положительную настроенность и четко оформленную мотивацию к занятиям. Необходимо научить ребенка расслабляться, помочь ему найти наиболее комфортное положение. Расслаблению и успокоению безусловно помогает спокойная эмоциональная обстановка в кабинете.

    Акцент на диафрагмальное дыхание - важный компонент методики. Ребенку необходимо объяснить и показать, как он должен дышать, вовлекая мышцы брюшного пресса.

    Если ребенок возбужден или перенес физическую нагрузку (быстрая ходьба, бег), то следует дать ему отдых, чтобы физиологические параметры (частота дыхания, ЧСС) самостоятельно пришли к нормальным величинам. После этого уже можно переходить к БОС – тренингу.

    Практические занятия с подключением датчиков проводятся в первой половине дня, нежелательно проводить занятие, впервые 30 минут после приема пищи, физической культуры, прогулки.

    Для повышения эффективности занятий здоровья необходимо, чтобы выполнялся ряд требований:

    1. обязательность (при добровольном посещении занятий), основанная на осознании воспитанниками необходимости посещения занятий здоровья;

    2. регулярность (не менее 2-3 раз в неделю с каждым воспитанником в течение оздоровительного цикла);

    3. положительное отношение к занятиям здоровья со стороны родителей;

    Об успешности занятий можно судить по динамике показателей после курса занятий, которые условно можно разделить на две группы: медицинские и педагогические.

    Медицинские показатели:

    • воспроизведение навыка диафрагмального дыхания без приборов БОС;
    • изменения ДАС, ЧСС, ЧД, изменение показателей заболеваемости (в основном респираторными инфекциями).

    Педагогические показатели:

    • повышение уровня концентрации внимания и успеваемости на занятиях; улучшения сна;
    • формирование навыков самостоятельных занятий;
    • изменение реактивной и личностной тревоги, степени выраженности депрессии, качества жизни.

    Эффективна ли на самом деле данная методика?

    Метод БОС - это дыхание, дарящее здоровье. Именно этот метод раскрыл его тайну - тайну гармонии работы дыхания и сердца, которую люди пытались разгадать тысячи лет. Невероятно, но теперь это дыхание доступно каждому ребенку и каждый с его помощью может защитить себя от вредных последствий стресса и психоэмоциональных перенапряжений.

    В ходе активного применения БОС-технологии выявились преимущества использования тренажера БОС «Дыхание» перед традиционным подходом в оздоровлении и профилактике заболеваний у детей старшего дошкольного возраста:

    • выработка навыка диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной ДАС со зрительной, звуковой и игровой обратной связью, что обеспечивает согласованную деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
    • использование игровых компьютерных сюжетов, повышающих интерес к БОС;
    • технология БОС-Здоровье позволяет осуществлять индивидуальный подход в процессе здоровьесозидания с учетом психологического и физиологического развития ребенка, а также сопутствующих заболеваний;

    Было установлено, что данная технология:

    • положительно влияет на укрепление иммунитета дошкольников, что снижает частоту простудных заболеваний в период посещения детского сада;
    • приводит в баланс гомеостатические процессы, восстанавливает функции дыхательной и сердечнососудистой систем;
    • способствует приобретению навыка правильного дыхания у детей;

     развивает саморегулятивные процессы, помогает детям контролировать свое состояние, таким образом, влияет на формирование ответственного отношения к своему здоровью.

    Занятия по оздоровительной технологи «БОС-Здоровье» не только целесообразны, но и необходимы. Они способствуют ускорению процесса оздоровления детей. В процессе взаимодействия взрослого и ребенка с помощью технологии «БОС-Здоровье» меняется и сам педагог: он приобретает новое качество – педагог-исследователь. Именно данное качество необходимо для решения задач модернизации образования, повышения мотивации к ведению здорового образа жизни.

    Данная технология (метод) можно определить как развивающий здоровье человека, как средство обучения индивидуальному способу оздоровления, как инструмент, позволяющий полноценно готовить к жизни здоровое поколение, как совокупность приемов, форм и методов обучения дошкольника без ущерба для индивидуального здоровья.

    ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

    1. А. А. Сметанкин  «Дыхание по Сметанкину». – Спб.; ЗАО «Биосвязь», 2007г.
    2. «Реализация требований ФГОС -2 для школ и для ДОУ». – пособие «Инновационная образовательная технология «БОС – здоровье». - Спб.; ЗАО «Биосвязь», 1988г.
    3. А. А. Сметанкин «Здоровье на 5+». – Спб.; ЗАО «Биосвязь», 2007г.
    4. Интернет сайт: biosvyaz.com;
    5. Интернет сайт: nsportal.ru detskiy ispolsovanie bos-zdorove-v-dou.



    Предварительный просмотр:

    Сборник докладов 14-го Всероссийского интернет-педсовета

    «Применение технологии «БОС - Здоровье»

    в условиях дошкольного

    образовательного учреждения»

    Васильева Наталья Васильевна,  

    Муниципальное автономное дошкольное

    образовательное учреждение

    Центр развития ребенка

    – Детский сад №5 «Рябинка»,

    воспитатель, ЯНАО

    Аннотация

    Технология «БОС - Здоровье» позволяет одновременно осуществлять массовое оздоровление и повышать эффективность образовательного процесса. Тренажер помогает легко и быстро овладеть навыками саморегуляции, управления эмоциональным состоянием и некоторыми физиологическими функциями, что повышает устойчивость к стрессу, улучшаются психические процессы (внимание и память), в результате чего снижается заболеваемость. БОС является хорошим дополнением к системе мер по охране и укреплению здоровья детей.

    Здоровье человека во многом зависит от правильной взаимосвязанной работы дыхательной и сердечно - сосудистой систем. По существу, работа дыхания и сердца - это единый физиологический процесс, являющийся самым главным в организме человека.

    Именно гармоничное взаимодействие дыхания и сердца,  является Паспортом здоровья каждого человека. Значит, чтобы ребенок был здоровым он должен обладать нормальным физиологически оптимальным дыханием, обеспечивающим эту гармонию.

    Технология БОС (биологическая обратная связь) создана отечественным ученым Александром Афанасьевичем Сметанкиным. Его институт в Санкт-Петербурге в течение многих лет ведет работу по таким направлениям как:

    -создание медицинских аппаратов с использованием БОС;

    -система здоровьесберегающих технологий;

    -инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии БОС для системы дошкольного и школьного образования.

    В основе технологии БОС лежит дыхание по Сметанкину (дыхание животом, дыхание на выдохе, диафрагмально-релаксационное дыхание).

    Характеристика метода биологической обратной связи

    Для тренировки правильного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) используется прибор обратной связи, который называется преобразователем биоэлектрических сигналов - ПБС. С его помощью ПБС получает информацию о работе сердца и дыхания. При этом ими используется навык диафрагмально-релаксационного дыхания, а правильность выполнения упражнения контролируется с помощью компьютера.

    Метод БОС позволяет ребенку видеть и слышать, как работает его организм. Он превращает звуковые сигналы организма в увлекательную игру. При помощи этого метода ребёнок учится правильно дышать, т.е. формирует диафрагмально-релаксационный тип дыхания с удлинённым равномерным выдохом. В результате тренировок происходит синхронизация работы дыхательной и сердечнососудистой систем.

    В компьютерной программе игровые занятия имеют продолжительность 7-10 мин. Занятие содержит чередование периодов отдыха и работы. Во время отдыха ребенок рассматривает слайды на экране монитора по определенной тематике, например, по темам «Окружающий мир», «Числа и цифры», «Счет», «Азбука» «Животные», «Транспорт». Слайды с релаксирующей музыкой в первую очередь помогают ребенку расслабиться, а также переключить свое внимание с периода работы – диафрагмального дыхания. Периоды отдыха длятся 1-2 минуты. Цикл занятий: «Здоровый окружающий мир» знакомит детей с окружающим миром, миром животных, растений, транспорта, явлениями природы.

    Технология «БОС-Здоровье» позволяет одновременно осуществлять массовое оздоровление и повышать эффективность образовательного процесса. Тренажер помогает легко и быстро овладеть навыками саморегуляции, управления эмоциональным состоянием и некоторыми физиологическими функциями, что повышает устойчивость к стрессу, улучшаются психические процессы (внимание и память), в результате чего снижается заболеваемость.

    БОС является хорошим дополнением к системе мер по охране и укреплению здоровья детей.

    Преимущества БОС-технологии:

    • нетоксичность
    • надежность
    • эффективность
    • неинвазивность

    Показания и противопоказания к применению метода БОС.

    Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода БОС может назначаться детям, отнесенным к 1-3 группам здоровья и имеющим допуск к занятиям физической культурой в основной, подготовительной группе и группе ЛФК. Так как дыхательная гимнастика является средством физического воспитания, то и допуск к занятиям физкультурой одновременно является допуском к занятиям оздоровительной дыхательной гимнастикой, с использованием метода БОС.

    Применение методики оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода БОС в дошкольных учреждениях показано для решения следующих задач:

    • Оказание общеукрепляющего и оздоравливающего воздействия на организм ребенка;
    • Повышение уровня концентрации внимания и успеваемости;
    • Профилактика нарушений функционирования голоса и речи;
    • Нормализация темпов биологического созревания и показателей физического развития;
    • Коррекция предпатологических и патологических состояний, при которых допускается использование средств физической культуры (часто болеющие дети, функциональные нарушения осанки и пр.);
    • Профилактика неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии.

    Противопоказания к проведению методики оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода БОС:

    Абсолютные:

    1. Наличие тяжелых нарушений психики, волевой сферы и интеллекта;

    2. Нарушения ритма сердца (выраженные);

    Относительные:

    1. Острые инфекционные и неинфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний;

    2. Травмы центральной нервной системы, позвоночника и грудной клетки в остром периоде;

    3. Болевой синдром любого происхождения;

    4. Эпилепсия и другие состояния, провоцирующие судорожный синдром при  гипервентиляционном типе дыхания;

    5. Наличие диафрагмальной грыжи;

    6. Состояние восстановления после перенесенных заболеваний до момента допуска к занятиям физической культурой;

    7. Возраст младше 4 лет.

    8. Негативное отношение ребенка или родителей к данной методике оздоровления.

    Имеющаяся практика показала, что в целом данная методика не имеет существенных противопоказаний.

    Теория и практика.

    На теоретических занятиях детям необходимо объяснить в доступной форме понятия о здоровом образе жизни, сформировать у детей представления о дыхании, как о процессе газообмена в организме, также на этих занятиях формируется понимание того, что дыхание – неразрывный процесс работы сердца и дыхательной системы. На основе учебника здоровья для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Будь здоров, малыш!» А.А. Сметанкина  проводятся теоретические занятия по следующим темам: «Что такое воздух», «Как дышит человек», «Что такое сердце», «Сердце и легкие – друзья», «Что такое мышцы. На старт, внимание, марш!».

    На практических занятиях формируется умение детей работать с тренажером БОС. Дети обучаются навыку диафрагмально-релаксационного типа дыхания (дыхания животом).

    Детям  необходимо показать, что приборы не наносят никакого вреда, а являются только регистрирующими помощниками, формирующими у ребенка положительную настроенность и четко оформленную мотивацию к занятиям. Необходимо научить ребенка расслабляться, помочь ему найти наиболее комфортное положение. Расслаблению и успокоению безусловно помогает спокойная эмоциональная обстановка в кабинете.

    Акцент на диафрагмальное дыхание - важный компонент методики. Ребенку необходимо объяснить и показать, как он должен дышать, вовлекая мышцы брюшного пресса.

    Если ребенок возбужден или перенес физическую нагрузку (быстрая ходьба, бег), то следует дать ему отдых, чтобы физиологические параметры (частота дыхания, ЧСС) самостоятельно пришли к нормальным величинам. После этого уже можно переходить к БОС – тренингу.

    Практические занятия с подключением датчиков проводятся в первой половине дня, нежелательно проводить занятие, впервые 30 минут после приема пищи, физической культуры, прогулки.

    Для повышения эффективности занятий здоровья необходимо, чтобы выполнялся ряд требований:

    1. обязательность (при добровольном посещении занятий), основанная на осознании воспитанниками необходимости посещения занятий здоровья;

    2. регулярность (не менее 2-3 раз в неделю с каждым воспитанником в течение оздоровительного цикла);

    3. положительное отношение к занятиям здоровья со стороны родителей;

    Об успешности занятий можно судить по динамике показателей после курса занятий, которые условно можно разделить на две группы: медицинские и педагогические.

    Медицинские показатели:

    • воспроизведение навыка диафрагмального дыхания без приборов БОС;
    • изменения ДАС, ЧСС, ЧД, изменение показателей заболеваемости (в основном респираторными инфекциями).

    Педагогические показатели:

    • повышение уровня концентрации внимания и успеваемости на занятиях; улучшения сна;
    • формирование навыков самостоятельных занятий;
    • изменение реактивной и личностной тревоги, степени выраженности депрессии, качества жизни.

    Эффективна ли на самом деле данная методика?

    Метод БОС - это дыхание, дарящее здоровье. Именно этот метод раскрыл его тайну - тайну гармонии работы дыхания и сердца, которую люди пытались разгадать тысячи лет. Невероятно, но теперь это дыхание доступно каждому ребенку и каждый с его помощью может защитить себя от вредных последствий стресса и психоэмоциональных перенапряжений.

    В ходе активного применения БОС-технологии выявились преимущества использования тренажера БОС «Дыхание» перед традиционным подходом в оздоровлении и профилактике заболеваний у детей старшего дошкольного возраста:

    • выработка навыка диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной ДАС со зрительной, звуковой и игровой обратной связью, что обеспечивает согласованную деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
    • использование игровых компьютерных сюжетов, повышающих интерес к БОС;
    • технология БОС-Здоровье позволяет осуществлять индивидуальный подход в процессе здоровьесозидания с учетом психологического и физиологического развития ребенка, а также сопутствующих заболеваний;

    Было установлено, что данная технология:

    • положительно влияет на укрепление иммунитета дошкольников, что снижает частоту простудных заболеваний в период посещения детского сада;
    • приводит в баланс гомеостатические процессы, восстанавливает функции дыхательной и сердечнососудистой систем;
    • способствует приобретению навыка правильного дыхания у детей;

     развивает саморегулятивные процессы, помогает детям контролировать свое состояние, таким образом, влияет на формирование ответственного отношения к своему здоровью.

    Занятия по оздоровительной технологи «БОС-Здоровье» не только целесообразны, но и необходимы. Они способствуют ускорению процесса оздоровления детей. В процессе взаимодействия взрослого и ребенка с помощью технологии «БОС-Здоровье» меняется и сам педагог: он приобретает новое качество – педагог-исследователь. Именно данное качество необходимо для решения задач модернизации образования, повышения мотивации к ведению здорового образа жизни.

    Данная технология (метод) можно определить как развивающий здоровье человека, как средство обучения индивидуальному способу оздоровления, как инструмент, позволяющий полноценно готовить к жизни здоровое поколение, как совокупность приемов, форм и методов обучения дошкольника без ущерба для индивидуального здоровья.

    ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

    1. А. А. Сметанкин  «Дыхание по Сметанкину». – Спб.; ЗАО «Биосвязь», 2007г.
    2. «Реализация требований ФГОС -2 для школ и для ДОУ». – пособие «Инновационная образовательная технология «БОС – здоровье». - Спб.; ЗАО «Биосвязь», 1988г.
    3. А. А. Сметанкин «Здоровье на 5+». – Спб.; ЗАО «Биосвязь», 2007г.
    4. Интернет сайт: biosvyaz.com;
    5. Интернет сайт: nsportal.ru detskiy ispolsovanie bos-zdorove-v-dou.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение технологии "БОС-Здоровье" в условиях дошкольного образовательного учреждения

    характеристика метода, медико-экономическое обоснование, показания и противопоказания к применению, теория и практика применения метода в ДОУ...

    ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    Организация физкультурно - оздоровительной работы с детьми с ограниченыыми возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения...

    "ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

    «Каждый  ребёнок  имеет  возможность быть  психологически  готовым  кшкольному  обучению  на  своём  уровне, соответственно  свои...

    Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

    В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

    ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    ull;Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья.•Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне  специальных условий обучени...