Речевое развитие с помощью логосказки. (практикум для родителей)
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Колесникова Елена Петровна

Дети с ТНР имеющие недоразвитие фонематического слуха, не способны полноценно воспринимать и понимать речь окружающих. Слова, содержащие смешиваемые звуки, превращаются для детей в единый поток нечетких звуков, из-за чего смысл этих слов становится недоступным для понимания.  Так же у детей имеются трудности в лексико-грамматическом строе речи. Дети допускают ошибки при согласовании частей речи, в образовании и изменении слов. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_roditeli.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей

 «Речевое развитие с помощью логосказки»

Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется непосредственное восприятие смысла слова уступает место анализу его зуко-слогового состава.

Дети осознают, что речь состоит из слов, слова из слогов, слоги из звуков. Обучаются выделению звуков из речи, из состава слова. Понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности. Овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов в слова, слов в предложения, а так же рядом понятий «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква».

Полноценное развитие фонематического слуха является основой формирования правильного произношения у детей.

Четкое различение звуков на слух позволяет детям:

- правильно произносить звуки в собственной речи, точно передавая все акустические признаки звуков родного языка, часто выполняющие смыслоразличительную функцию (глухость-звонкость, твердость-мягкость);

-не смешивать звуки, близкие по различным признакам;

-соблюдать последовательность звуков в словах.

Полноценное различение звуков в потоке речи также является необходимым условием точного понимания смысла высказывания, воспринятого на слух. Без хорошо развитого фонематического слуха невозможно в должной мере сформировать навык звукового анализа, что в дальнейшем безусловно отразится на качестве письма.

Дети, имеющие недоразвитие фонематического слуха, не способны полноценно воспринимать и понимать речь окружающих. Слова, содержащие смешиваемые звуки, превращаются для детей в единый поток нечетких звуков, из-за чего смысл этих слов становится недоступным для понимания.  В дальнейшем эти дети испытывают также значительные трудности при формировании навыков звукового анализа, без которого невозможно полноценное письмо и чтение.  Дети пропускают гласные звуки, не слышат звуков в стечении согласных, стойко заменяют один звук другим. Вот почему так важно своевременно начать и систематически проводить работу по развитию фонематического слуха у детей с различными речевыми нарушениями.

Так же у детей имеются трудности в лексико-грамматическом строе речи. Дети допускают ошибки при согласовании частей речи, в образовании и изменении слов.

Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе. Они занимают огромное место в системе коррекции речевых нарушений.

Для сказок можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать самим. Можно в совместном творчестве с ребенком частично изменятьи дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки-спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего.

Существуют следующие виды логопедических сказок:

  1. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).

Пальчиковые сказки: 

- стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей; 

- совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью; 

- повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.

  1. Пальчиковая гим-ка

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

2.Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)

Сказки действуют не только, как артикуляционная гимнастика, но развивают фонематический слух. В логопедической сказке обязательно присутствуют и специальные упражнения на тренировку дыхания, развитие общих речевых навыков.

Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Все упражнения- сказки о Язычке выполняются перед зеркалом.

3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).

Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или дифференцируемыми звуками. У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Чтобы получить устойчивый результат в работе с такими детьми, требуются многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними, поддерживает, принимает решения. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков (автоматизация изолированного звука, звука в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах и во фразовой речи).

4.  Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).

Лексико-грамматические сказки (Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская) несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение.

Использование различных способов обогащения словарного запаса, наблюдение над законами словообразования и словоизменения поможет сделать развивающее общение с ребенком радостным и интересным.
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.

Виды работ со сказками, развивающими связную речь

-ребенок разыгрывает знакомые сказки;

- несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку; 
- ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия;

- ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек. При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается

самая сложная форма связного высказывания - составление творческих рассказов.

6.Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).
Данные сказки:

-знакомят детей с гласными и согласными звуками, 
- формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;

-развивают слуховое внимание;

-развивают фонематический слух; 

- знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв;

- формируют и дифференцируют понятия «звук — буква».

Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв. В красном дворце живут шесть гласиков (гласные звуки). В синем и зеленом дворце живут согласики (согласные звуки).

Заключение

Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими те или иные трудности в речевом развитии. Главная цель использования логопедических сказок – устранить речевые недостатки в речевом развитии дошкольников, подготовить детей с нарушениями речи к школе.

Логопедические сказки небольшие по объему и просты по содержанию, чтобы ребенок не испытывал трудности в понимании их содержания и пересказе.

Приложение

Однажды маленький котенок вышел во двор (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх). На небе ярко светило солнце (Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко и лучики»). На заборе сидел петух и громко кукарекал (Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы растопырить в стороны). По двору гуляла курица с цыплятами (Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы согнуть). Вдруг котенок увидел большую собаку (Правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается). Она громко стала рычать (произнести: р-р-р) и котенок убежал.

Вот слушай: «Жили – были бабушка и дедушка и были у них внуки – пухленькие (щеки раздуты) и худенькие (щеки втянуты).

Приехали внуки к ним на лето в гости, бабушка и дедушка им рады (обнимают себя, целуют).

Бабушка рада, напекла блинов (пя–пя–пя–ам, съели - кончик языка высунут).«Испекли блинов немножко, остудили на окошке»

Дедушка принес вкусного варенья (круговые движения вокруг рта). «Блин мы ели с наслажденьем, перепачкались вареньем»

Попили ароматного чаю (чашечка).

«Вкусных мы блинов поели, выпить чаю захотели».

И поехали на лошадке в лес (цоканье).

Приехали на полянку, а там много цветов - (нюхаем - вдыхаем и со словами: ах, как пахнет, выдыхаем).

Чистоговорки повторяй:

Сок – сок – сок – надену я носок

Сок – сок – сок – тепленький песок

Сок – сок – сок – новый поясок

Ра – Ра – РА – во дворе идет игра.

Ра – Ра – РА – высокая гора.

Ра – Ра – РА – глубокая нора.

«Я начну, а продолжи»

Ба –бо – ба – у дороги два стол… (ба)

За – зу – за – уходи домой ко… (за)

Ти – ди – ти – на Луну ле… (ти)

Де – де – те – сядем в темно… (те)

«Отгадай слово по первым звукам»

Душ, окунь, мышь – ДОМ

Про посуду (словообразование)

Рассуждала как-то сахарница:

— Вот я — для сахара создана. Потому так и зовусь — САХАРНИЦА. СОЛОНКА — для соли, САЛАТНИЦА — для салата, ХЛЕБНИЦА — для хлеба, СУПНИЦА — конечно, для супов, а СОУСНИК — для соусов разных.
— Да, да — подхватила МАСЛЁНКА — я нужна для масла, а моя подружка СЕЛЁДОЧНИЦА — для селёдки. Но скажите мне, как объяснить слова ПОСУДА и ПОВАРЕШКА? Слова такие есть, а вот еды такой я что-то не знаю!
— Вы хоть меня ЧАЙНИКОМ и зовёте, — отозвался ЧАЙНИК — я не только про чай всё знаю и чайком вас всех пою. Слово ПОСУДА как бы просит: «ПОложиСюУДА! ПО-СУДА!» А с ПОВАРЁШКОЙ ещё проще. Она главная помощница повара: вместе с поваром любое блюдо попробовать может и повара уговаривает: ПОВАР, ЕШЬ-КА!

«Хитрый звук».

Ехал звук [Л] зимой через лес и заблудился. Добрался до какого-то дома, попросился на ночлег. Хозяин пустил, но с условием, всю ночь придумывать ему слова со звуком [Л] в начале слова. Ладно, - сказал звук [Л], - только уговор, если меня перебьете – иду спать. Звук [Л] начал: Лодка, ложка, лампа, лодка, лодка, ложка … Ну а другого ничего не будет? – спросил хозяин. Напомнил звук [Л] про уговор, улегся на лежанке и сладко заснул. И приснился ему сон, что до самого утра развлекает хозяина. А сколько слов со звуком [Л] в начале слова может придумать каждый из вас.

(выделение первого звука в слове; автоматизация звука [Л] в начале слова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в средней группе по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие в средней группе по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»...

Интегрированное занятие в средней группе по познавательно - речевому развитию при помощи ИКТ «Загадочный мир сказок»

Интегрированное  занятие в средней группе по познавательно - речевомуразвитию при помощи ИКТ «Загадочный мир сказок»Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие,художественн...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми. В образовательной области речевое развитие. "На помощь птичке".

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьмиГруппы второго раннего возраста ( 2 – 3 года ) в образовательной области речевое развитие. «На помощь птичке»....

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...

Конспект НОД по интегрированному познавательно-речевому развитию, с помощью интерактивной доски «В гостях у бабушки Матрёны»

Конспект НОД по интегрированному познавательно-речевому развитию, с помощью интерактивной доски «В гостях у бабушки Матрёны»...

Сообщение "Развитие двигательных способностей у детей с задержкой речевого развития" на муниципальном семинаре-практикуме Центра методического сопровождения

Сообщение "Развитие двигательных способностей у детей с задержкой речевого развития" на муниципальном семинаре-практикуме Центра методического сопровождения...

В помощь воспитателям Практикум для родителей с детьми средней группы Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

познакомить родителей  дидактическими играми по развитию интеллектуальных способностей, которые можно использовать в домашних условиях, их развивающими задачами, способами подачи детям. Показать ...