РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»
рабочая программа по логопедии

Словохотова Лариса Геннадьевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя-логопеда

«Логопедический клуб для родителей

«ЛОГОПЕДиЯ»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_s_roditelyami_starshih_doshkolnikov.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №41 «Золотая рыбка» города Рубцовска

Принята:

Педагогическим советом МБДОУ №41

«Золотая рыбка»

Протокол № ____ от «      »                201   г.

Утверждена:

Приказом №      от «__» ________ 201___ г.

Заведующий детским садом №41

_______________Л.А.Ямщикова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учителя-логопеда

«Логопедический клуб для родителей

«ЛОГОПЕДиЯ»

Составила:

Словохотова Лариса Геннадьевна,

 учитель-логопед

Рубцовск 2018

  1. Целевой раздел.

Пояснительная записка.

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Анализ результатов ежегодного обследования устной речи дошкольников старшего возраста в нашем детском саду показывает, что более 85% детей имеют те или иные нарушения речи. Поэтому проблема их профилактики, выявления и коррекции становится неоспоримой.

Одним из основополагающих  принципов коррекционной работы является комплексное  коррекционное воздействие  на ребенка с нарушением речи. Реализация данного принципа предполагает привлечение  к коррекционной  работе не только логопеда, но и при необходимости медицинских специалистов (невролога, психиатра, ортодонта и др.), а также обязательное активное участие родителей.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть эффективна в полной мере, если в этой системе нет места семье. Статья 44 Федерального закона РФ от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит о том, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

ФГОС ДО указывает, что вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.

Значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с нарушением речи. В исследованиях ряда авторов (Натальи Николаевны Авдеевой, Елены  Антоновны Стребелевой) указывается, что одним из ведущих условий для построения системы профилактических и коррекционных мероприятий с ребенком является обязательное привлечение семьи к данному процессу.  Формирование социально-педагогической компетентности родителей, обучение родителей способам взаимодействия со своим ребенком, понимание его трудностей, также относятся к области значимых направлений дошкольной коррекционной педагогики.

Современные родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, недооценивают свою роль в развитии речи детей, испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.

Таким образом, высокая значимость родительского участия в профилактике и преодолении речевых нарушений с одной стороны и малая осведомленность родителей в вопросах профилактики нарушений речи, патологии и коррекции речевых нарушений, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей с другой стороны, делают необходимой организацию целенаправленной помощи родителям в речевом развитии детей.

Работа учителя-логопеда предусматривает различные формы взаимодействия с родителями дошкольников. Практика показывает, что родителей дошкольников  с нарушением речи беспокоят одни и те же проблемы (неправильное звукопроизношение, бедный лексический запас, нарушение грамматического строя речи). В связи с этим целесообразно организовывать работу с родителями в групповой форме. Одной из таких форм взаимодействия учителя – логопеда с родителями является логопедический клуб для родителей дошкольников.

Рабочая программа логопедического клуба «Домашний логопед» предназначена для родителей (законных представителей) дошкольников старшего возраста. Реализация программы логопедического клуба для родителей позволяет оказывать специализированную помощь родителям обучающихся, направленную на профилактику и преодоление речевых нарушений у дошкольников.

Программа составлена  в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного

образования, утвержденным  приказом  №1155 Минобрнауки от 17 октября 2013 года

 - Возрастными, психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

Цель: создать условия для профилактики и преодоления речевых нарушений у старших дошкольников  через организацию взаимодействия учителя - логопеда с родителями  в условиях  ДОУ.

Задачи:  

  1. Формирование и совершенствование педагогических компетенции родителей в вопросах развития своего ребенка.
  2. Оказание консультативно – методической  помощи родителям в коррекции речевых нарушений дошкольников, в правильной организации логопедических занятий дома.
  3. Способствовать повышению логопедической грамотности  родителей.
  4. Побуждение  родителей к сознательной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.

Содержание программы построено с учетом совокупности принципов:

  1. Принцип доступности предполагает соответствие организации и осуществление работы клуба (форма проведения родительских встреч, их содержание, предлагаемые родителям материалы, пособия) с учетом подготовленности и информированности родителей.
  2. Принцип сознательности и активности основывается на развитии у участников логопедического клуба внутренней потребности в ознакомлении, изучении того или иного материала. Реализация принципа подразумевает активное освоение родителями приемов и методов коррекции речевых нарушений и применения их в процессе взаимодействия со своим ребенком.
  3. Принцип наглядности предполагает использование целого комплекса средств, приемов и методов которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний.
  4. Принцип активного привлечения ближайшего окружения к работе с ребенком. Важным условием повышения коррекционного эффекта является готовность ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Предполагаемые результаты.

 Повышение логопедической компетентности родителей, активизация их  сознательного взаимодействия с ребенком по преодолению речевых нарушений и как следствие частичная коррекция речевых дефектов дошкольников.

Возрастание авторитета ДОУ среди родителей воспитанников, увеличение доли участия семьи в воспитательном процессе.

  1. Содержательный раздел.

Темы заседаний клуба и консультаций определяются учителем-логопедом совместно и на основе родительского запроса. С согласия большинства родителей  в содержание тематического планирования могут быть внесены изменения.

Примерное календарно – тематическое планирование.

Срок проведения

Название, тема встречи

Форма проведения

Ответственный

Сентябрь

Организационная встреча.

  1. Ознакомление с программой клуба.
  2. Выявление запроса родителей.
  3. Знакомство участников клуба.

Беседа

Анкетирование

Учитель- логопед

Октябрь Ноябрь

1.Развитие речи  детей: этапы. 2.Причины речевых нарушений.

3.Психологические особенности детей с нарушением речи.

4. Роль семьи в развитии речи детей.

Консультация

Учитель- логопед

Декабрь

1.Артикуляционная гимнастика-как средство развития артикуляционной моторики и формирования правильного звукопроизношения.

2.Развитие мелкой моторики рук c использованием инновационных технологий. 3.Речевое дыхание, дыхательная гимнастика.

Практикум для родителей и детей

Учитель- логопед

Январь

1.Фонематический слух – основа правильной речи.

2.Игры и упражнения.

Практикум для родителей и детей.

Учитель- логопед

Февраль

1.Обогащение и активизация словарного запаса детей.

2.Игры и упражнения с применением ТРИЗ-технологии.

Консультация с элементами практикума

Учитель- логопед

Март

1.Игры   для развития лексико-грамматических категорий.

2.Игры для развития психических процессов.

Игровой практикум для детей и родителей

Учитель- логопед

Апрель

Игры   для развития связной речи детей. Развитие мотивации к обучению.

Практикум для родителей и детей.

Учитель- логопед

По итогам каждого мероприятия родители получают памятку, буклет с рекомендациями по организации коррекционной работы с ребенком по обсужденной на заседании теме, с практическими упражнениями, играми, заданиями для дошкольников для преодоления недоразвития того или иного компонента речи. Таким образом, по окончании работы клуба у каждого участника   будет в наличии серия буклетов «Домашний логопед», содержание которой поможет родителям осуществлять коррекцию, развитие и совершенствование речи ребенка в домашних условиях.

  1. Организационный раздел

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Заседания клуба посещают родители (законные представители) дошкольников старшего возраста. Заседания клуба проводятся 1 раз в 1- 2 месяца, в удобное для родителей время. Длительность встреч не ограничена. Заседания клуба проводятся преимущественно в форме семинаров – практикумов, мини-практикумов, круглых столов, бесед и др. Проведение заседаний клуба по темам  «Развитие мелкой моторики», «Развитие фонематического восприятия» и др. целесообразно организовывать совместно с детьми в форме практикумов, соревнований, открытых занятий с дошкольниками, логопедических гостиных. Это позволит родителям увидеть проблемы в речевом развитии своего ребенка и на практике овладеть приемами и методами их коррекции в домашних условиях. Общение родителей между собой во время заседаний клуба позволит обогатить их опыт коррекционной работы, распространить наиболее удачный опыт семейного воспитания, организации коррекционной работы, психологически настроить на работу по преодолению речевого нарушения в домашних условиях.

Для побуждения участников  клуба к более осознанному   и активному участию в проводимых мероприятиях в конце каждой встречи целесообразно предложить родителям  высказать свои пожелания или написать свое мнение, используя метод незаконченных предложений. Полученная таким образом информация позволит вносить  коррективы в содержание последующих встреч.

Оценка результативности реализации программы.

С целью оценки результативности реализации программы проводится анкетирование родителей в начале и в конце учебного года  (приложение 1).

Методическое сопровождение:

  1. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., 2008.
  2. Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, СПб., 1996.
  3. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: «Литур», 1999.
  4. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2008.
  5. Ткаченко Т. А. Звуковой анализ и синтез. – М.: Книголюб, 2005.
  6. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.
  7. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2010.
  8. Светлова И. Е. Развиваем устную речь. – М.: Эксмо, 2003.
  9. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.- М.: ГНОМ, 2009. (4 альбома)
  10. Косинова Е. М. Грамматическая тетрадь (№ 1, 2,3,4) для занятий с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
  11.  Серия буклетов «Домашний логопед».

Список литературы

  1. Бачина О.В., Самородова Л.Н.    Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Детско – родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  3. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. / авт. – сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2014.
  4. Микляева Н. Г., Лагутина Н. Ф. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада. – М.: Мозиака – синтез, 2011.
  5. Поваляева М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. - М.: АСТ: Астрель, 2010.
  6. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. - М.: Творческий центр, 2003.

Приложение 1

Анкета для родителей

( на начало работы  клуба)

  1. Фамилия, имя ребенка._______________________________________________
  2. И.О.родителя ______________________________________________________
  3. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие Вашего ребенка возрастной норме? (да, нет, не знаю) _________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Знакомы ли Вы с нормами речевого развития Вашего ребенка? (да, нет) _________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (воспитатели, родители, логопед, др.) _________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Как Вы считаете, зачем исправлять недостатки речи детей? (потому что нарушения речи мешают развитию всех психических процессов и личности ребенка, потому что это некрасиво, считаю, что не надо исправлять речевые нарушения, все само пройдет, другое) _________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения, понимаете ли, что означает данное заключение? _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проводились ли с Вашим ребенком логопедические занятия? (если да, то с какого возраста, сколько времени, результаты занятий) _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как Вы думаете, от кого или от чего зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от способностей самого ребенка, от родителей, от воспитателей и др.) _________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Знакомы ли Вы с понятием «фонематический слух» (нет, да, что означает данное понятие) __________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Какие Вы знаете игры, упражнения для развития лексико-грамматического строя речи? _________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Какие темы, вопросы Вы хотели бы рассмотреть, обсудить на заседаниях логопедического клуба? __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваши ожидания от участия в работе логопедического  клуба? __________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 1 (продолжение)

Анкета для родителей

 (по итогам работы клуба)

  1. Фамилия, имя ребенка_______________________________________
    _____________________________________________________________Имя, Отчество родителя _________________________________________________________
  2. Помогло ли Вам  участие в логопедическом клубе понять, как организовать работу по совершенствованию речи ребенка в домашних условиях? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Наблюдается ли динамика в речевом развитии Вашего ребенка? __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Хотели бы Вы участвовать в работе клуба на следующий учебный год? __________________________________________________________
  2. Какие темы вы бы хотели рассмотреть на заседании клуба еще?

__________________________________________________________

Спасибо  за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Рабочая программа учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2015-2016 учебный год

Аннотацияк  Рабочей программе учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ДОУ ГРАЖДАНОВОЙ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ.

Эта программа разработана специально для логопедических пунктов. С учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей посещающих логопункты (5-6 лет), с соблюдениями требований СанПин....

Шаблон рабочей программы учителя-логопеда средней логопедической группы

Предложенный шаблон поможет малоопытным учителя-логопедам. работающим в средней группе для детей с ТРН, при составлении рабочей программы....

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционная логопедическая работа для обучающихся по общеобразовательным программам»

Данная рабочая программа разработана для обучающихся по общеобразовательным программам (ООП) старшего дошкольного возраста (в условиях так называемого логопункта)....